Новости города БезФормата.Ru
Омск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Народный Шевчук России. Сегодня рок-музыканту, поэту, актёру, художнику Юрию Шевчуку исполнилось 60 лет

altText - OmskTime.Ru
Фото: www.omsktime.ru

Три отдельных факта, три одиноких человеческих фигуры. 1) Года четыре как по Красноярску молча ходит высокий бородатый мужик с большим зеленым крестом. Теперь краска уже облупилась. Человек буквально понял Иисуса: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (от Марка, 8:34). Идет с крестом на горбу по людным проспектам и переулкам и молится за всех скопом. Если его спрашивают, отвечает, что Господь посылает благодать на всю территорию, где он проходит.

2) Через два года после смерти писателя Астафьева вдова Мария Семеновна, разбирая его рыбацкий ящик, нашла молитву: «Всемогущий Боже, Ты, — кто сотворил небо и землю со всяким дыханием, — умилосердись над бедным русским народом и дай ему познать, на что ты его сотворил![…]»

Это тоже молитва за всех, за весь русский народ. Она была всегда с Виктором Петровичем в его самые счастливые дни.

3) И Шевчук поет — за всех: «И если вокруг — одно лихо, / И привычное нам — слишком тонко, / Люби всех нас, Господи, тихо, / Люби всех нас, Господи, громко».

Всех нас, Господи.

А кто входит в «нас», в народ?

Подросткам 90-х, а нулевых в особенности, плохо давался навык обобщать. Натурально: есть цепочка фактов, деталей, и на этом все, никаких аналогий и связей, каждое явление и штрих — самодостаточны и автономны. Возможно, в противовес советскому времени, когда нас всех только и обобщали. Вся молодежная культура нулевых строилась на разделении и подчеркивании отличий. И даже если шмотки из одних сетей, на московских Чистых прудах их носили да и носят сейчас иначе, чем в Рязани, а в Новосибе не так, как во Владике. Возможно, это мировой тренд, ответ на глобализацию. Еще в «Криминальном чтиве» Тарантино объяснялась разница между «Макдоналдсом» в Лос-Анджелесе и в Амстердаме: «Такое же дерьмо, но все дело — в нюансах».

У русского народа в ходу одинаковые рубли, остальное — разное. Даже язык и отечественная история. Все дело в нюансах. «Ирония судьбы» уже надоела и никого в принципе объединить не может, и полно мест, где до сих пор нет ни дорог, ни ГАИ, ни МТС, ни Сбера.

И что это такое сегодня — русский народ? Холопы — это народ. По определению. А господа? Безответные деморализованные овощи — это народ. А «мелкие перепончатокрылые чиновники», воры, «государственные шлюхи» с «отставными палачами»? Проигравшие все, зарплатчики, нищеброды — безусловно, народ. А те, кто думают, что выиграли, и им состругают vip-гробы с карманами? А козлы всех мастей, творящие зло напоказ? Упыри? Те, в ком внутри вообще никакой правды, один ливер? Рукожопы, разумеется, народ. Такая уж у нас особенность — «хотели как лучше, получилось». Вот. А ротожопы, те, кто только жрать да срать? А Москва, где собираются сносить то, что в России еще не построили, — русский народ? Но ведь она всегда все в России «отжимала», и оставалась же она русской, когда вовсе топила в крови Тверь или Новгород?

Говорю же, у всех — своя история России и понимание «народа» и «нации».

К нынешнему 1 мая, дню рождения Астафьева, благодарные русские люди подготовились загодя: сунули в руку памятнику писателю на набережной китайскую игрушку — «золотую рыбку» с короной на голове. Видимо, намекая на астафьевскую царь-рыбу. Так серый писатель с этой дурацкой аляпистой рыбкой и стоит клоуном. Урбанисты...

Три отдельных факта, три одиноких человеческих фигуры. 1) Года четыре как по Красноярску молча ходит высокий бородатый мужик с большим зеленым крестом. Теперь краска уже облупилась. Человек буквально понял Иисуса: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (от Марка, 8:34). Идет с крестом на горбу по людным проспектам и переулкам и молится за всех скопом. Если его спрашивают, отвечает, что Господь посылает благодать на всю территорию, где он проходит.

2) Через два года после смерти писателя Астафьева вдова Мария Семеновна, разбирая его рыбацкий ящик, нашла молитву: «Всемогущий Боже, Ты, — кто сотворил небо и землю со всяким дыханием, — умилосердись над бедным русским народом и дай ему познать, на что ты его сотворил![…]»

Это тоже молитва за всех, за весь русский народ. Она была всегда с Виктором Петровичем в его самые счастливые дни.

3) И Шевчук поет — за всех: «И если вокруг — одно лихо, / И привычное нам — слишком тонко, / Люби всех нас, Господи, тихо, / Люби всех нас, Господи, громко».

Всех нас, Господи.

А кто входит в «нас», в народ?

Подросткам 90-х, а нулевых в особенности, плохо давался навык обобщать. Натурально: есть цепочка фактов, деталей, и на этом все, никаких аналогий и связей, каждое явление и штрих — самодостаточны и автономны. Возможно, в противовес советскому времени, когда нас всех только и обобщали. Вся молодежная культура нулевых строилась на разделении и подчеркивании отличий. И даже если шмотки из одних сетей, на московских Чистых прудах их носили да и носят сейчас иначе, чем в Рязани, а в Новосибе не так, как во Владике. Возможно, это мировой тренд, ответ на глобализацию. Еще в «Криминальном чтиве» Тарантино объяснялась разница между «Макдоналдсом» в Лос-Анджелесе и в Амстердаме: «Такое же дерьмо, но все дело — в нюансах».

У русского народа в ходу одинаковые рубли, остальное — разное. Даже язык и отечественная история. Все дело в нюансах. «Ирония судьбы» уже надоела и никого в принципе объединить не может, и полно мест, где до сих пор нет ни дорог, ни ГАИ, ни МТС, ни Сбера.

И что это такое сегодня — русский народ? Холопы — это народ. По определению. А господа? Безответные деморализованные овощи — это народ. А «мелкие перепончатокрылые чиновники», воры, «государственные шлюхи» с «отставными палачами»? Проигравшие все, зарплатчики, нищеброды — безусловно, народ. А те, кто думают, что выиграли, и им состругают vip-гробы с карманами? А козлы всех мастей, творящие зло напоказ? Упыри? Те, в ком внутри вообще никакой правды, один ливер? Рукожопы, разумеется, народ. Такая уж у нас особенность — «хотели как лучше, получилось». Вот. А ротожопы, те, кто только жрать да срать? А Москва, где собираются сносить то, что в России еще не построили, — русский народ? Но ведь она всегда все в России «отжимала», и оставалась же она русской, когда вовсе топила в крови Тверь или Новгород?

Говорю же, у всех — своя история России и понимание «народа» и «нации».

К нынешнему 1 мая, дню рождения Астафьева, благодарные русские люди подготовились загодя: сунули в руку памятнику писателю на набережной китайскую игрушку — «золотую рыбку» с короной на голове. Видимо, намекая на астафьевскую царь-рыбу. Так серый писатель с этой дурацкой аляпистой рыбкой и стоит клоуном. Урбанисты тем временем хотят памятник отсюда убрать вовсе — из-за коммерческого строительства вокруг. Все эти полудурки — народ, конечно. А Хлопонин, ныне вице-премьер, обещавший из родной астафьевской Овсянки «сделать Лас-Вегас» и только по независящим от него обстоятельствам этого не сумевший? Хлопонин, смеясь, рассказывал, что, читая Астафьева, «засыпает на 26-й странице первого тома». Это тоже русский народ?

В 2010-м «Юра Шевчук, музыкант», сказал Путину о шахтерах, идущих в забой, «как штрафные батальоны», об огромной пропасти: «Есть князья и бояре с мигалками, есть тягловый народ».

Хорошо, вот без бояр, исключительно в тягловом Тихом океане русского мира: народ в нем — все? Если теперь надо с изначального, с «не убий», «не укради» прояснять — а «Крымнаш», Донбасс именно об этом. Или нет этой системы координат, не только христианской, но всеобщей? А есть одна только система опознания «свой — не свой», нерефлексируемое «Родина и свои всегда правы». И убей, значит, и укради. Но кто у нас присвоил право говорить от имени Родины и своих?

Или. Вопрос с другой стороны. Это тоже народ, кто в своих фейсбуках, обсуждая вот просто любую русскую трагедию последних времен — в Хакасии ли (пожары), в псковских ли Красных Стругах (подростки), в Иркутске («Боярышник», пожары) — устраивает парад с шариками и транспарантами: «мудаки и дебилы», «мусор выносит себя сам», «биомусор самовыпилился», «нищебродствующие животные», «Шариковы»? И непременно — про естественный отбор. «Не мешайте законам Дарвина делать свое дело». Черт, так где же они, результаты отбора? Вот эти, в фейсбуке, и есть те самые отборные?

Неужели здесь и сейчас можно всерьез говорить о нации, об одном народе?

И все-таки «люби всех нас, Господи?»

Шевчук, помимо прочего, безусловный медиатор. Не кусок полимера для игры на гитаре, а тот, кто организует межпланетный контакт. Передает нервные импульсы одной стороны — другой. Между правдой и бедой, ландшафтами XVII века и XXI, ватой и хипстотой, фейсбуком и «Одноклассниками», «людьми со светлыми лицами» и Светами из Иванова и Чудновцами, почвенниками и либертарианцами, пофигистами и активистами, психотиками, невротиками и пограничными, очкариками и орками, гопотой и прогрессорами, поколениями Z, Y, X, старперами и стартаперами, диджитал-людьми и аналоговыми, 86 % и 14, масонами и чекистами, рептилоидами и героями-патриотами (только юными, не профессиональными, то отдельная статья). Между штольцами и обломовыми, между теми, для кого средство от одиночества и тоски одно — деньги, и теми, для кого единственное средство — водка. Между теми, кто ставит памятники Сталину, и теми, кто — его жертвам, теми, кто вывешивает чучело Солженицына, и теми работягами, кто называет его именем свой буксир. Между массовым человеком, общинным телом, рождающим чудовищ, и человеком индивидуальным. Нет, даже не так: между поющими в хоре и лишь открывающими рот, а также теми, кто просто стоит. Между теми, кто думает: другие поют, и этого достаточно, и молчащими принципиально. Между беспозвоночными и стоящими в полный рост. Людьми-нефть и людьми-газ, и людьми, оставшимися людьми. Городом-крестом и городом-унитазом. Между всеми Россиями, разлетающимися быстрей Вселенной. Между щуками и куропатками. «Правда на правду, / Вера на икону, / А земля да на цветы, / Это я да это ты».

Музыкант выделяет из народа, умоляет замолкнуть, разве что фанатиков, но то отдельная тема, и он о ней, кстати, обстоятельно писал в «Новой». 

Нашим разным народам в обозримой перспективе не грозит сплотиться в один (да и надо ли? Раньше все ездили на «жигулях» и читали Пикуля, что об этом грустить?), но воевать друг с другом мы уж точно не обязаны. Шевчук, спевший впервые 30 лет назад «Предчувствие гражданской войны» и много позже заметивший, что на концертах ДДТ работяги весело пританцовывают в обнимку с буржуазией, действительно трудится антидотом. Ластиком, стирающим между Россиями границы. Он творит молитву: «Люби всех нас, Господи, тихо».

Всех нас, Господи.

У меня, моих сверстников к Шевчуку, равно как и к Макаревичу и БГ — море любви и признательности. Но, как к старшим братьям, есть и давние претензии (подражают же, перенимают не у отца — старшего брата). О претензиях не сейчас, сейчас присутствует восхищение с оттенком вопроса и зависти. Понять бы, откуда в человеке сила на такую молитву. Это в шестьдесят, все зная, все видя, не питая ни малейших иллюзий, сколько же надо души?

***

Рок надо слушать живьем. И вот как раз с Шевчуком долгое время у меня были одни расстройства. Наша комната в студенческой общаге на Большакова,79 в Свердловске была ближней к черной лестнице и самой большой на этаже, поэтому туда заселяли пятерых, а не четверых (жило порой еще больше) и поэтому же тут журфак бухал. Причем одного томления духа факультету журналистики было мало, и в нашей комнате перебывали чуть не все звезды тогдашнего русского рока — и свердловские, и приезжие. Их тащили из Дворца спорта, где гремели концерты, — тот был рядом. Цоя только не удалось. Ну и вот. 1988-й, по-моему, год. Возвращаюсь с ночной смены — работал сторожем на фабрике музыкальных инструментов, а Игорь Аписаров (он пропадет без вести в середине 90-х) говорит: «Только что Шевчук ушел». Я бы не поверил, но еще через день увидел, как спускается сверху (там жили филологини, чисто девичьи этажи) белый, как потолок, и изможденный Никита Зайцев, тогда — скрипач и гитарист ДДТ (он уйдет в 2000-м, Царствие ему Небесное!).

Прошло лет 20, Шевчук по-прежнему помогал жить, даже когда и не до песен было. Человек всегда будет слушать ту музыку, под которую был юн и счастлив. Эмигрант, реальный или внутренний, будет до смерти слушать ту музыку, под которую собирался уезжать.

Если БГ и Макаревич пели все эти годы про меня и мое, пели личное — меня и мое вне времени и конкретного пространства, то Шевчук пел про всех нас, пел народ, страну. Его собрание сочинений — национальный сопромат. Теория защиты (от) Отечества. Нет, ну а что структурирует жизнь? Когда-то книги, сейчас, может, какое-то кино удастся раз в десятилетие, но всегда — пейзаж за окном и песни, которые слышал уже сотни раз, потом они идут в машине и дома фоном, ты можешь их уже и не замечать, как собственный кровоток или то, что уже в твоей спирали ДНК. Ты настраиваешь себя по этому голосу, который с юности с тобой, стал родней родни, лечишь себя им, обнаруживаешь вдруг в себе всплески и реакции, взятые из этих песен. Причем в 80-е еще с бобинных записей не все слова мог разобрать, догадывался, а так и запомнилось… Так вот, в конце нулевых прилетаю откуда-то в Красноярск, захожу домой, окно открыто — начало сентября. И слышу родные аккорды, летящие над городом: на стадионе «Локомотив» — это четыре квартала от меня — идет концерт ДДТ. Пока доехал, опустив стекла, Шевчук уже начал прощаться. Да и ладно. Хотя если ты не слышал рок живьем, ты ничего не понял.

И ведь это чудо. У Башлачева, Янки не могло быть другой судьбы, у Цоя — могла. А Шевчук по своим интонациям (еще раз — «по интонациям», по скорости сжигания свечи, это не рейтинг) — между ними. По идее, уже березка бы вымахала из него метров в десять, и праправнуки тех червей рассказывали бы своим праправнукам, кого ели их предки. Так для чего его оставили нам? Надо видеть его и слушать, а я... Печаль мою компенсировали мне странным образом. Никаких чудес и напрягов с чьей-либо стороны. Жизнь просто уже спустя пару недель подвинула меня так, что я огреб от Шевчука сполна.

На Север наша компашка тогда ходила следующим маршрутом: на машинах до Енисейска, потом до деревни Паршино, это еще верст 40. Здесь разбитая бетонка обрывалась, съедаемая апокалиптическими грязями, дороги никакой до зимы (отношения между временем и пространством, как в том анекдоте: «от забора и до обеда»). Остаток Сибири с пол-Европы приоткрывается отсюда только по зимникам.

А стоял сентябрь. И вот жирные праздничные грязи, в кои обрывается дорога, лежат густым нетронутым слоем, и надежность их представляется незыблемой до второго пришествия, а то и дольше — такой они необыкновенной толщины и консистенции. А нам дальше. Машины оставляем в крайнем у финишных метров цивилизации дворе. Нас тут знают. Друган Серега паркует здесь свой джип задом, мордой к выезду — твердо зная, что ему на ней непременно снова стартовать к новым свершениям. Меня всегда это восхищает: откуда у него силы на такую уверенность?

Дом — на берегу Енисея. И мы уже — на плавсредствах. Недели на две или чуть меньше, особо не загадаешь.

И обычно ведь как: несчастья приходят стремительно, в мгновение. Разрушая тебя. Давя, как бесцельную букашку. А жизненных радостей надо достигать, трудиться. И порой уже не до них, когда, наконец, заслужишь. А тут, подожди немного, счастье вообще грянет неожиданно и откуда не ждешь. Более того, хоть оно и не длится больше семи секунд, задержится. В общем, обрушится, как беда, так же сильно, неотвратимо и надолго.

Возвращались мы в Паршино еле теплые. В тот раз попали прямо во времена пушкинского «Дубровского» (хотя что действительно может здесь поменяться за какие-то два века?), когда рыбацкую лодку называли «душегубкой», главный ветер — Севером: он как раз и случился, а дует с низовий Енисея или 3 дня, или 6, или все 12 — вот и попали под наклонные железобетонные стены дождя и снега. Костенели. Остались без заправки, топливо и лекарство, одно и то же, фасованное по 0,5, кончилось.

Но главное не физика, конечно, совсем другое: сунулись в деревни, и что-то на сей раз уж такая грязь и разор, такие, накажи бог, «хлевы и мерзость запустения» предстали… Добрые русские люди, неспособные даже забор прямо поставить, делающие все очень приблизительно, своих чудесных белоголовых детишек рожающие прямо в эту грязь (стараешься ни к чему не прикоснуться, а выходя из дома, носки выкидываешь), уверенно рассуждали о геополитике, Путине и Обаме. И они же уверенно пожгли охотничьи избушки недавно объявившегося здесь чужака-горожанина, сына его нашли мертвым, лодку — притопленной на сотни верст северней, а мобилу сына — у одного старовера, не догадавшегося выключить.

У костра на пустом берегу кобальтовой реки с нами пару дней тогда провели деревенские ребята. Еще пацаны, в шапках петушком, с алюминиевыми крестиками на грязных гайтанах. Спустя несколько лет узнал, что они в тюрьме. По зимнику в их пустоши, заваленные спиленным и гниющим лесом, заехал тоже городской и тоже незнакомый мужик. Рассчитываясь в лавке, достал «лопату» денег. Они увидели и убили его, когда он вышел, колуном. Гуляй, дранина, на три рубля и выше! (Вот да, не свободен я от этой чуши насчет «соли земли русской»: сколько живу, еду куда-то вглубь, ищу ее, а там порой такой мрак, что не святых выносить — с землей сравнивать надо все и обычной каменной солью засыпать густей густого. А Шевчук, значит, просит Деда в облаках любить вот их, с крестиками и колуном.)

Под конец еще и долго не могли затащить катер на телегу — загоняли ее в воду все глубже, пока сами не искупались. И вот во дворе открываем машину, Серега поворачивает ключ, и из динамиков раздается шевчуковская «Песня о людях героических профессий». «Слышишь, я снова живой…» Потом «Ты не один» и еще что-то его, и еще, и еще. Огнем от живота — по всему этому мороку, по миру животных, зверей и насекомых, по всей этой бесчеловечной природной жизни; и вот это было счастье. Счастье возвращения из нее. Мы еще даже не опохмелились и не оттаяли, еще звенели обледеневшие штаны, еще одежка не задымила. Такая эйфория на ровном месте, разумеется, лишь обманка психики, даже спорить не буду и оправдываться, вся наша жизнь — сплошная психиатрия. Это не важно. Эстетический шок с последующим катарсисом присутствовали реально.

Пробило бы также в тот момент Малером или Дебюсси (при всем уважении)? Киркоровым или Басковым? Может, поэтому «ДДТ» так часто встречается в плейлистах людей героических профессий, тех, кто живет и действует на границе с кошмаром? «Чем ближе к смерти, тем чище люди, / Чем дальше в лес, тем жирней генералы»…Боже, храни этих титанов, эту гордость нации со стальными жилами, наших пожарных, шахтеров и воинов, дальнобоев, водил общественного транспорта, моряков и рыбаков в море и на серьезных реках… Может, поэтому в местностях, где один шансон, перебить его может лишь «ДДТ»? А в прошлом году выпало ехать в большой компании по тому самому зимнику к старообрядцам-беспоповцам часовенного согласия. На заброшенный Обь-Енисейский канал. Шепотом по льду, по замерзшим топям, не более 35 км в час, а за стеклом минус 35. И — от рассвета до заката, и наутро снова. Агностики, никониане, староверы. Мужики всех возрастов. С собой была флешка с музыкой из моей машины, воткнули. Там много всего. От Баха до «Басты». Прокручивали, издевательские реплики отпускали по поводу такого собрания. И — слушали только «ДДТ» и старое, конца 70-х — начала 80-х, «Воскресение». А хитами, многократно повторенными, стали «Облака» Галича в исполнении Шевчука и его же «Русская весна».

Шевчук — это еще и о том, что нет никакой особенной бездны между интеллигенцией и народом, и не за что виниться образованному сословию перед «простым народом», и не стоит перед ним преклоняться, и нет причин для комплексов, пожизненных травм, фрустраций: просто кто-то умеет наводить мосты и разговаривать, а кто-то нет. Талант, и правда, и стоицизм в важных вопросах, и детская искренность — значимы для всех. За интеллигента от Шевчука, может, и в глаз бы, но тут газета, и я о фактах, а не о самоидентификации художника. Его музыка понятна, проста, народна, да. Но не стихи. Это перенасыщенная метафорами поэзия, гроздья, наслоения сравнений, это Серебряный век («По ночам я Сталин, по утрам Есенин»), это не Высоцкий — сравниваю, исходя из их ниш — ведь если кто и «народный» сейчас, как в 70-е Высоцкий с Шукшиным и Бурковым, так это именно Шевчук. Да и Есенин был разный, и народ любил не самый сложный и изощренный его период. А Шевчук почти сразу стал писать так, как пишет, тем не менее его слушают дальнобои и десантура. Пусть критики гадают, какие регистры душ тут задействованы, мне бы в своей разобраться.

И сколько сейчас таковых, из «книжного меньшинства», умеют и смеют говорить с огромной страной, и их голос слышен и не смешон? Кто умеет говорить одинаково ровно с царем и чернью? За гражданственность лирическим поэтам памятники бы ставить: сильные лирики вынужденно, но лучше прочих разбираются в политике. Им бы, конечно, говорить о главном, корневом, о внутричеловеческой проблематике, а не внутренней и внешней политике, ведь власть существует на наших условиях, она такая, как мы, и вопрос всегда лишь в нас — это азбука, но народ не хочет разбираться в себе и не может, он лучше потрындит не о себе, а о своих проекциях — о Путине, Медведеве, Трампе, Украине и т. д. Что ж. Но хотя бы сейчас постараемся обходиться без этого: политика, ее исторические экскурсы столь же безжалостны, как природный мир, и это подступающее чавканье свиней нужно, пока получается, игнорировать, спасение лишь в свободе от этого свинства, а мы живем в свободное время в свободной стране, и хватит об этом.

Общественному темпераменту поэта отдаю должное, но меня особо греет в Шевчуке другое — его раскадровка жизни. Когда она предстает вдруг рельефной, как незнакомое ночное шоссе под дальним светом. Еще такой свет бывает ранней осенью, в нем летят паутинки, он слоится и будто бы высвечивает вещи и лица людей до донышка, до гормональной сути, до совести. «И, как несвежая роса в стаканах, водка мается» или, скажем, ты вдруг понимаешь, что вода гудит в трубах для того, чтобы не было слышно рыданий соседки сверху, и перестанет гудеть только через семь лет, когда та заведет собаку. Понятней объяснить не получится. Нужно просто поглядеть на вещи другими глазами. Отстраниться, смыть наслоения, сдуть надутое. Обсуждая Украину, говорить не о геополитике, а вспомнить Каина и Авеля, «не убий» и «не укради». Посмотреть на все вокруг толстовским мерином Холстомером, шевчуковской «лисой, живьем пламени, / Я так мал, а вокруг все огромное, / И плевать, что ни ружья да ни знамени»… И увидеть то, что уже давно перестал замечать. Этот прием не обязательно позволяет быть точным и сильным, но и стихов великих, и романов без него не бывает.

И мир — с другого ракурса — выходит не альтернативным, он все тот же, но теплей. Север оказывается не проклятой ледяной пустыней, он нужен для того, чтобы птахам было, куда весной лететь. А рыбаки нужны, чтобы зимой делать окна рыбам и показывать, что там, наверху, смешить их. Они и вправду смешные, эти деды в унтах с собранными спиннингами со старинными катушками — как с ППШ наперевес. «Нет ничего, лишь след на поле снежном. / Лед озера, скользнувший в лунку бур, / пол-литра, щука, ее голос нежный: / «One coffee, please, лямур моя, тужур!» Здесь «глотает облака Шагалова коза», горы стоят, стерегут пустоту этих мест, «а на рыбе — удила, в небесах — кадило», здесь «кормят хлеб и верят в соль», «ветрами влекомы зеркала, машины», и стены взрывает нежность, а весна приходит благодаря гомону птиц и рок-н-роллу, и скрипки могли бы умереть от тоски… И пусть не промахнулся Дантес, но смерти нет.

Все так. И тогда ты замечаешь, что всю дорогу по зимнику за машиной летели какие-то совсем маленькие пташки, вились вокруг, периодически садились на нее, отдыхая. И все твое глупое путешествие требовалось для того, чтобы спасти этих птах, привести из точки А в точку Б.

И если продолжать тот же прием, задам свои вопросы.

Откуда берутся музыка и стихи? Как человек вообще придумал их создавать? И зачем? Что в межушном ганглии отвечает за страсть к музыке и необычном порядке обычных слов? Наши государства, армии, парады с фанерными ракетами, подчинение альфа-самцам — ясно, откуда, всему есть аналогии в мире животных. Агрессивность и умение тормозить, любознательность и соревновательность, конформизм и нонконформизм, экстравертность и интровертность, любовь и секс, полигамность и моногамность, гомосексуальность — все это есть и там, у младших братьев. Оттуда же наши непроизвольные улыбки, когда видишь близких тебе, страсть к качелям-каруселям наших детей и наша страсть подкидывать их в воздух или павлинить перед самками (самцами), все ритуалы ухаживаний и строительства гнезда. Поезда всякие, гаджеты, самолеты — это, понятно, от лени, наука — от желания облегчить юдоль, появление живописи легко понять — как же не нарисовать этих замечательных бизонов, отсюда же театр и кино. Танцы и религии, да просто все можно объяснить. Но музыка? Где она в природе, кто ею нас заразил?

Людям то ли повезло, то ли нет, с мелкой моторикой пальцев, с речью, но они такие же, из того же мира, что камни, деревья, звери. Достигнув половой зрелости, самцы становятся необщительны и злы. Отделяют себя в пространстве. Рыси молчат. Яки. Черепахи. Самцы вопят, ревут, кричат, завывают, лишь когда приходит пора спариваться.

А у лягух — почему мы не они? — немы самки. Сказка про говорящую лягушку-царевну — только сказка. Квакают самцы, у самок же вовсе нет голоса, он может прорезаться лишь от невыносимой боли.

А что говорить-то, в самом деле? Кому слова помогли? А уж тем более петь? С рэпом или хаусом, рок-н-роллом или классическими операми сравнивать птичьи цыканья и гыканья, да даже и соловьиные трели можно лишь условно.

Невесть откуда занесенная болезнь оказалась неизлечимой. Инородный вирус побуждает нас — нас в плену у самих себя, стиснутых собой, замкнутых — выбираться из природной нашей сущности к чему-то выше. У Толстого в «Крейцеровой сонате»: «Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение».

«Времена года» великих Чайковского, Вивальди, Гайдна, конечно, так только называются, музыка вся — из иных миров, неприродного происхождения, она вся о другом. И по той музыке, что рождают люди в ту или иную эпоху, что популярна среди них, понятна им, ясно, насколько далеко они ушли от зверя.

И, собственно, сейчас я именно об этом. Музыка была бы абсолютным индикатором, существуй она в безвоздушном пространстве. Вряд ли нам понравимся мы, если взяться о нас судить по многодневному празднованию «золотого полтешка» Филиппа Бедросовича. Наш народ, спору нет, далек от совершенства, но — чтоб настолько? (Надо бы посмотреть, как будут зиять пустотой экраны на днюху Шевчука.) Вот Моцарт и Бах дают нам право думать об их временах лучше, чем они были в реальности. Раньше музыка оправдывала эпохи, сейчас позорит.

Российская «элита», когда-то болевшая Рахманиновым и Скрябиным, проделала огромный путь до Стаса Михайлова и до «Я твой тазик». Экзорцисты, ау! Да, конечно, и Шевчук не Мусоргский и не Глинка, но так он поет совершенно в другом времени, когда в музыку пришло электричество, в уходящую эпоху Элвиса и битлов, и поет он, как и подобает этой эпохе, не для «элиты», а для галерки. Более того — для тех, кто на краю физического мира, на границе со зверем и со смертью. Его постоянная аудитория — солдаты, шоферня, врачи и медбратья «Скорой», бандосы Сибири и Урала и т. д. В его строчках — безнадега, потеря любимых и близких, жесть и нежность, друг без друга не существующие.

А для кого работает вся эта попса, весь этот коллектив талантов, кто их слушатели, вы их знаете? Впрочем, должны же быть в жизни загадки. Вот, скажем, кто голосует за «ЕР»? Бодрийяр когда еще писал: в эпоху потребления попса становится политикой. Кому нужно, чтобы люди выходили из животного анабиоза? Ведь те пацаны с крестиками и колуном могли вызвериться не против случившегося горожанина, а пойти к тем, кто разорил их деревню дотла. «На стене телевизором — тюремная клеть». Сравнение Шевчука вывернуто, как сегодняшняя реальность: государство имеет смысл, если оно сражается со зверем в людях, а не составляет тому дорожную карту, на кого можно вырываться, а кого — не смей.

Только мы, сознательные двуногие, слышим музыку. Равно как и, например, видим радугу — только мы. Нет, конечно, набор звуков объективен, как и оптические явления, как разложение света в спектр призмой. Но музыкой и радугой все становится лишь благодаря нам, мы их творим. Только для нас это может стать красотой и чудом. Все, значит, в нас, все внутри. И если б нас тут не было, и радуг, выходит, не было бы. Их бы просто некому было увидеть и замереть. И музыки не было бы, если б ее некому было слышать и замереть. И Россия без нас не была бы такой. Мы живем в волшебном мире, придуманном нами или за нас. В мире попсы, Путина — не конкретного человека, а всего, что нашей глубоко больной страной олицетворяется этим словом, у нас рыбаками правят щуки, ветер дует, потому что деревья качаются, люди нужны, чтобы вовремя подзаряжать гаджеты, уши машут ослом, а Кремль — народом. «Волосатыми глазами шьют дела, куют детей, / Запрягают летом сани и похожи на людей»…

Все в нас. Классики сдувшегося марксизма-ленинизма абсолютно точно описывали борьбу начал. И человек с гитарой в стране победившего потребительского материализма бьется за идеализм. Поющий нашу страну, он никогда к ней, к массам, к публике не апеллировал, всегда только к душе, к человеку. И такой глубоко ненаучный взгляд на вещи — оптимистичней, жизнерадостней: все не напрасно, мы призваны к бытию, потому что без нас не было бы вовсе ничего. Все устроено просто отлично, лучше, чем можно придумать: только ты в ответе за все. И все противные мнения — отговорки, из собственной слабости проистекающие. Где главная опасность каждому? От Трампа, ИГИЛ, Навального, Путина, депутатки Яровой, пятой колонны? Или в том, что сидит внутри нас самих? Вот с собой и работай. Все в тебе. А они… Какими бы эти «они» ни были, правы они или нет, это наша страна, наш народ, других нас для нас нет. Нужно просто молиться за них за всех. И какими бы ни были теперь наши войны — быть рядом с пацанами под обстрелами и контратаками духов. Это и есть Шевчук.

Есть вещи несоизмеримо выше нас. Выше человека и всех его прав. Но только в том случае, если этот человек сам так решит, а не очередной «властелин колец» за него. По умолчанию же он выше всего от себя производного — демократии, религии, целостности государства, «высших интересов», войны, победы. «Умирали пацаны страшно, / Умирали пацаны просто, / И не каждый был снаружи прекрасный, / И не все были высокого роста».

«А как вас зовут, извините?» — «Юра Шевчук, музыкант».

И что, где твои победы, Российская Федерация? Где твои пацаны?

«У бездомного пса видишь больше ходячей отваги, / Как, подняв свою лапу, он лечит больную страну».

Все устроено еще и потому неплохо, что, согласно Матфею, 19:30, «многие же будут первые последними, и последние первыми».

Алексей Тарасов  
флаг - Тарская епархия20 Июня,после приветственной речи епископа Тарского и Тюкалинского Савватия,обращенной к старшеклассникам профильной смены в детском спортивно-оздоровительном центре"Застава Ермака",состоялось торжественное поднятие флага.
24.06.2017 Тарская епархия
пушкари - Тарская епархияВ рамках проведения сюжетно-ролевой игры "Служилый военный городок" в Духовно-патриотическом,спортивно- оздоровительном центре «Застава Ермака» ребята из г.
24.06.2017 Тарская епархия
Первый сезон 1 - Тарская епархияНаступил период короткого, но такого знойного сибирского лета. Горожане изнывают от жары за +30.
23.06.2017 Тарская епархия
Две омских улицы перекроют во время празднования Ураза-байрам - Shraibikus.comВ это воскресенье, 25 июня, мусульмане Омска будут отмечать Ураза-байрам – исламский праздник, знаменующий завершение поста, длящегося в течение священного месяца рамадан.
23.06.2017 Shraibikus.com
PiihIzLkK94 - ЕпархияVKontakte Odnoklassniki Facebook Twitter Google+ Evernote Email Viber WhatsApp Telegram 8 июня 2017 года,
23.06.2017 Епархия
В Омске мусульмане отметят окончание поста трёхдневным празднованием - Коммерческие вестиУраза-Байрам посвящен окончанию священного месяца Рамадан.  25 июня омские мусульмане и всё мировое сообщество мусульман начнут праздновать окончание священного месяца поста Рамадан — праздник разговения Ураза-Байрам.
23.06.2017 Коммерческие вести
Этот праздник отмечают в течение трёх дней. - Аргументы и фактыПраздник пройдёт 25 июня Омские мусульмане 25 июня отметят праздник Ураза-байрам.
23.06.2017 Аргументы и факты
20170617 003 День Всех Святых Собор Успения Омск митр. Владимир (Иким) IMG_1921 - ЕпархияVKontakte Odnoklassniki Facebook Twitter Google+ Evernote Email Viber WhatsApp Telegram 18 июня 2017 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших,
23.06.2017 Епархия
Лицензия - Омская ДС11_Страница_1_новый размер - ЕпархияVKontakte Odnoklassniki Facebook Twitter Google+ Evernote Email Viber WhatsApp Telegram   Решением № 885 от 31.05.
23.06.2017 Епархия
Мусульмане  Омска готовятся встретить Ураза-Байрам - Администрация г. ОмскУраза-Байрам или праздник Разговения посвящен окончанию поста в месяц Рамадан.
23.06.2017 Администрация г. Омск
Омская епархия попросила в подарок Успенский собор с землей - ИА Новый ОмскСейчас религиозное здание и три участка находятся в собственности Омской области.
22.06.2017 ИА Новый Омск
В сопровождении настоятеля колонийского храма отца Владимира осуждённые и сотрудники учреждения имели возможность прикоснуться к православной святыне.
21.06.2017 УФСИН России
В честь небесного покровителя - УФССП РоссииВ День памяти великомученика Феодора Стратилата, 21 июня, работники аппарата Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской и его структурных подразделений области приняли участие в молебне небесному покровителю.
21.06.2017 УФССП России
Возможность поклониться святыне и прикоснуться к списку чудотворной иконы «Умягчение злых сердец» предоставлена сотрудникам и осужденным следственного изолятора №2 - УФСИН РоссииПомощник начальника Управления по организации работы с верующими протоиерей Алексий Айжинас посетил следственный изолятор №2, привезя с собой список чудотворной иконы «Умягчение злых сердец».
20.06.2017 УФСИН России
Что нельзя публиковать в соцсетях? - Аргументы и фактыЧто нельзя публиковать в соцсетях и за какую информацию можно получить уголовное наказание?
20.06.2017 Аргументы и факты
Помощник начальника Управления по организации работы с верующими протоиерей Алексий Айжинас посетил ИК-4 - УФСИН РоссииВ свой первый визит на территорию исправительной колонии №4 отец Алексий принял участие в богослужении с осуждёнными местной церкви.
20.06.2017 УФСИН России
Имамы Тарских мечетей приняли участие в VIII Всероссийском форуме татарских религиозных деятелей.
16.06.2017 Тарское Прииртышье
Социальная гостинница - Тарская епархия9 июня 2017 года в Региональном центре по связям с общественностью состоялся круглый стол «Эффективность социальных услуг, действующих в социальной гостинице».
13.06.2017 Тарская епархия
IMG_1083_новый размер - ЕпархияVKontakte Odnoklassniki Facebook Twitter Google+ Evernote Email Viber WhatsApp Telegram 9 июня 2017 года в Региональном центре по связям с общественностью состоялся круглый стол «Эффективнос
13.06.2017 Епархия
У православных омичей начался Петровский пост - ГТРК ОмскЛетний пост зависит от даты празднования Троицы. У православных верующих начался Петровский пост.
13.06.2017 ГТРК Омск
Омский митрополит Владимир призвал выпускников-военных быть патриотами на небе - Om1.RuФото: портал Om1.ru Глава епархии пришел на вручение дипломов студентам омского автобронетанкового института.
12.06.2017 Om1.Ru
Омский Союз журналистов стал победителем Международного открытого конкурса малых грантов «Православная инициатива-2017» - Союз журналистов РоссииКонкурс проводился Фондом поддержки гуманитарных и просветительских инициатив по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
09.06.2017 Союз журналистов России
Омская область передаёт кафедральный собор с участком в Исилькуле в собственность местной епархии - Коммерческие вестиВсе необходимые для перехода права собственности на объект процедуры надеются завершить в течение месяца.
08.06.2017 Коммерческие вести
В Омской ГИБДД считают незаконной парковку рядом с Успенским собором - ИА Новый ОмскВ полиции уверены, что виновата горадминистрация. Фото: facebook.com Парковка автомобилей на тротуаре перед зданием Свято-Успенского кафедрального собора является нарушением ПДД.
07.06.2017 ИА Новый Омск
Список чудотворной иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» привезли в подразделения УФСИН России по Омской области - УФСИН РоссииСписок чудотворной иконы «Умягчение злых сердец» в учреждения привез помощник начальника Управления по организации работы с верующими протоиерей Алексий Айжинас.
07.06.2017 УФСИН России
В исправительных учреждениях УФСИН России по Омской области осужденные реализуют свое право на свободу вероисповедания - УФСИН РоссииВ православных храмах колоний в дни религиозных праздников проходят торжественные службы, обряды крещения.
06.06.2017 УФСИН России
В Омске на переходе возле остановки по улице Магистральной сбили насмерть молодую женщину - ИА ОмскрегионСтали известны некоторые подробности ДТП со смертельным исходом, которое произошло в четверг, 22 июня, ближе к полуночи.
23.06.2017 ИА Омскрегион
В Омской области пассажирский ПАЗ угодил в кювет — есть пострадавшие - ИА Новый ОмскПолиция разберется в причинах съезда автобуса с дороги. Фото: sputniknews.kz Серьезное ДТП с пассажирским автобусом, угодившим в кювет, случилось 23 июня, около 13:30, на улице Чапаева в Тюкалинске.
24.06.2017 ИА Новый Омск
Страшная авария привела в ужас весь город - Ngs55.RuСтрашная авария привела в ужас весь город НГС.ОМСК с врачами, спасателями и родственниками пострадавших вспоминает страшную аварию, которая 24 июня 2015 года унесла жизни 16 человек.
24.06.2017 Ngs55.Ru
Спустя ровно 4 года стрелять по омичам стал уже брат экс-депутата Евгения МАВЛЮТОВА - Коммерческие вести
Спустя ровно 4 года стрелять по омичам стал уже брат экс-депутата Евгения МАВЛЮТОВА
После стрельбы народного избранника в июне 2013 года братьев МАВЛЮТОВЫХ отпустили под подписку о невыезде, в этом июне Руслана, пошедшего по стопам старшего брата, арестовали на два месяца.
Коммерческие вести
Брат бывшего депутата Омского горсовета устроил кровавую  разборку в стиле 90-х - Бизнес-курс
Брат бывшего депутата Омского горсовета устроил кровавую разборку в стиле 90-х
Ранее избивший подростка Руслан Мавлютов стрелял по людям из автомата. Несколько недель понадобилось Следственному комитету для того, чтобы раскрыть особо тяжкое преступление.
Бизнес-курс
Опера УУР задержали стрелков в масках, расстрелявших из автомата группу людей - Коммерческие вести
Опера УУР задержали стрелков в масках, расстрелявших из автомата группу людей
Преступление произошло две недели назад — поздним вечером 9 июня на проспекте Королёва в Омске.
Коммерческие вести
В Ураза-байрам в Омске перекроют движение на двух улицах - ИА ОмскрегионВ воскресенье, 25 июня, для транспорта будут закрыты улицы 19-я и 20-я Линии.
24.06.2017 ИА Омскрегион
PiihIzLkK94 - ЕпархияVKontakte Odnoklassniki Facebook Twitter Google+ Evernote Email Viber WhatsApp Telegram 8 июня 2017 года,
23.06.2017 Епархия
Лицензия - Омская ДС11_Страница_1_новый размер - ЕпархияVKontakte Odnoklassniki Facebook Twitter Google+ Evernote Email Viber WhatsApp Telegram   Решением № 885 от 31.05.
23.06.2017 Епархия
Что нельзя публиковать в соцсетях? - Аргументы и факты
Что нельзя публиковать в соцсетях?
Что нельзя публиковать в соцсетях и за какую информацию можно получить уголовное наказание?
Аргументы и факты
Этот праздник отмечают в течение трёх дней. - Аргументы и факты
Омские мусульмане готовятся встречать Ураза-Байрам
Праздник пройдёт 25 июня Омские мусульмане 25 июня отметят праздник Ураза-байрам.
Аргументы и факты
В Татарстане знают Тару
Имамы Тарских мечетей приняли участие в VIII Всероссийском форуме татарских религиозных деятелей.
Тарское Прииртышье
Облправительство решило закрыть Омский музтеатр? - Бизнес-курсТакое впечатление сложилось после прочтения интервью вице-губернатора Владимира Компанейщикова в свежем номере журнала «Бизнес-курс».
23.06.2017 Бизнес-курс
Из омского ТЮЗа уволились ведущие актеры - СуперОмскНеладные дела творятся в одном из омских учреждений Мельпомены. Несмотря на то, что театр совсем недавно обрел нового директора, Михаила Мальцева, подмостки взамен лишились сразу нескольких человек.
23.06.2017 СуперОмск
Борис Ротберг: «Компанейщиков имеет право на свое мнение. Но как можно говорить о музтеатре, если ты не был в нем ни на одном спектакле?» - ИА Новый ОмскДиректор омского музыкального театра Борис Ротберг прокомментировал критические высказывания зампреда облправительства Владимира Компанейщикова, считающего «не очень высоким» уровень постановок этого учреждения.
23.06.2017 ИА Новый Омск
В музеях изобразительных искусств летом организованы рисовальные уроки. - Аргументы и факты
Недомашние выходные. Куда сходить омичам 24 и 25 июня
В городе пройдут День молодёжи, большой городской пикник и пляжный КВН. 24 и 25 июня в нашем городе пройдут праздничные мероприятия, посвященные Дню молодежи.
Аргументы и факты
С публикой музыканты ищут баланс интересов и одной классикой на концертах не ограничиваются. - Аргументы и факты
Пол Маккартни одобрил. Певец Илья Викторов рассказал о музыке и меценатстве
Единственный в России обладатель премии Пола Маккартни Илья Викторов побывал с концертом в Омске.
Аргументы и факты
Сергей ДЕМИДЕНКО создает мастихином город-сон, город-мечту, город-мираж - Коммерческие вести
Сергей ДЕМИДЕНКО создает мастихином город-сон, город-мечту, город-мираж
«Я выбираю город» — под таким названием в Доме-музее Кондратия Белова открылась персональная выставка необычного омского художника.
Коммерческие вести
Ко Дню города в Омске появится «Трамвай радости» - Администрация г. ОмскДепартамент транспорта мэрии и муниципальное предприятие «Электрический транспорт» запустили в Омске очередную творческую акцию.
22.06.2017 Администрация г. Омск
Фото Ирины Акишевой - Ngs55.RuОбзор самых интересных событий пятницы и выходных дней в Омске — 23, 24 и 25 июня — от выставки насекомых в янтаре до танцев и музыки на улице.
23.06.2017 Ngs55.Ru
Марафон в Омске снова пройдет в День города - РИА Омск-ИнформВидя падение популярности главного спортивного события года, его организаторы вернули марафон на привычную дату – субботу, День города.
22.06.2017 РИА Омск-Информ
Красота – среди бегущих! - Омская правда
Красота – среди бегущих!
Автор Евгений Орлов Фото Евгений Кармаев В Омске прошел очередной «Цветочный забег», в котором приняли участие представительницы прекрасного пола.
Омская правда
Анатолий Шароватов: «Новые Сычевы со временем у нас будут» - Омская правда
Анатолий Шароватов: «Новые Сычевы со временем у нас будут»
Автор Евгений Орлов Фото Евгений Кармаев Директор СШОР «Динамо» считает, что у омских ребят есть все шансы, чтобы стать профессиональными футболистами.
Омская правда
Зрителей ожидает розыгрыш призов от партнеров и спонсоров мероприятия. - Аргументы и факты
В Омске состоится пляжный КВН
Лучшие команды города и других регионов поборятся ша победу в номинации «Спецприз от жюри» 24 июня в 19.00 на Куйбышевском  пляже (площадь у ресторана «Сенкевич»)  состоится Открытый Кубок КВН, посвященный Дню молодежи.
Аргументы и факты
23 июня около 13:30 часов в дежурную часть ГИБДД поступило сообщение о данном дорожно-транспортном происшествии.
24.06.2017 УМВД Омской области
Фото Ирины Акишевой - Ngs55.RuОбзор самых интересных событий пятницы и выходных дней в Омске — 23, 24 и 25 июня — от выставки насекомых в янтаре до танцев и музыки на улице.
23.06.2017 Ngs55.Ru
В Омске на переходе возле остановки по улице Магистральной сбили насмерть молодую женщину - ИА ОмскрегионСтали известны некоторые подробности ДТП со смертельным исходом, которое произошло в четверг, 22 июня, ближе к полуночи.
23.06.2017 ИА Омскрегион
Омичам пообещали скоро вернуть горячую воду - РИА Омск-ИнформПравительство региона включилось в решение одной из самых острых проблем для омичей.
23.06.2017 РИА Омск-Информ
Опера УУР задержали стрелков в масках, расстрелявших из автомата группу людей - Коммерческие вестиПреступление произошло две недели назад — поздним вечером 9 июня на проспекте Королёва в Омске.
23.06.2017 Коммерческие вести