Александр Гончарук: «Играть нужно сердцем»

Фото: omskregion.info
Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев

Заслуженный артист России – об удивительных историях жизни на сцене.

Искать вертикаль роли

  – Александр Анатольевич, у вас счастливый период в театре: 13 спектаклей в репертуаре, главная роль в премьере «Далекая страна». Как когда-то в ТЮЗе?

  – В ТЮЗе у меня был рекорд – 42 спектакля в месяц. Но в Омск я приехал с желанием работать в Театре драмы. После окончания Свердловского театрального училища я работал в Нижнетагильском драматическом театре и за победу в конкурсе самостоятельных работ (я поставил и сыграл спектакль «След рыси» Николая Никонова) получил командировку в Омск. Предложили на выбор три города: Киров, Томск и Омск. Я слышал об Омском театре драмы и не сомневался, куда ехать. Жил в гостинице «Маяк» и смотрел спектакли, в которых блистали Чонишвили, Каширин, Щеголев, Ицков. В Свердловске не было такого мощного театра. Мне очень захотелось работать здесь. Пришел к директору Мигдату Ханжарову. Он сказал: «Я ухожу, поговори с Тростянецким». Геннадий Тростянецкий ставил спектакль «Пожар» и тоже собирался уходить из театра. А тут приходит Василий Зотке и говорит, что в ТЮЗе работает мой мастер по театральному училищу Владимир Рубанов, который собирает свою команду. Я стал актером ТЮЗа, работал с увлечением. А в 2005 году был принят в Театр драмы. Посмотрел спектакль «Дачники» в постановке Евгения Марчелли и подумал, что я не понимаю, как это делается. Я увидел, что в этом театре поднимаются другие, более глубокие смыслы, другой объем, другой уровень спектаклей. Так было, так и есть до сих пор.

  – В ТЮЗе у кассы висели объявления с указанием, в каком спектакле играет Гончарук. У вас была армия поклонниц. Фанатки выросли и стали зрителями Театра драмы?

  – Были такие, что высказывали обиду: «Александр Анатольевич, вы были на первых ролях, а здесь выходите на сцену в массовках. Это несерьезно». Действительно, когда меня приняли в драму, не вызывали 39 дней. Потом был ввод в спектакль «Венецианские близнецы», и все. Поддержал актер Евгений Смирнов. Он сказал: «Санька, наступит момент, когда будешь столько играть, что не захочешь». Занятость пришла в спектаклях Анны Бабановой «До последнего мужчины» и «Леди Макбет Мценского уезда».

  – А разве так бывает: актер считает, что ролей у него достаточно?

  – Я думаю, в театре наступает момент, когда не надо много играть, потому что это требует больших духовных и физических сил. Чтобы не стрелять по воробьям – шутка. Омский театр драмы – живой, не имитационный. Если актер что-то раз нашел и потом имитирует, такой театр мертв. Потому что спектакль, где актеры поигрывают, а зрители посматривают, никому не нужен. Вот есть такой термин – лицедей. А почему не сердцедей? Чтобы достучаться до зрителей, играть нужно сердцем.         

– Чем вам интересна роль Фридриха Гофрайтера в премьерном спектакле «Далекая страна»?

  – Пьеса Артура Шницлера – это диалоги мужчины и женщины, измученных отсутствием любви, нуждающихся в ней. Режиссер Георгий Цхвирава рассказал нам такую историю. Однажды под козырьком театра он увидел пару, которая выясняла отношения. Он вышел с репетиции через восемь часов, мужчина и женщина продолжали спорить.

– Спектакль – это приговор времени, в котором властвует дисгармония?

– Может быть, и приговор. Мы видим, как разрушается семья, базовая ячейка.

  – Как вы работали над ролью?

  – Я понимаю, что надо искать вертикаль роли, исследовать, что происходит внутри. Бывают неожиданные ассоциации. Например, от музыки Шопена. Понять моего героя Фридриха Гофрайтера мне помог Достоевский, его образ Раскольникова: «Тварь я дрожащая или право имею…» Я сейчас очарован Платоном, читаю у него в «Пире»: «Любовь – это мощное поступательное движение по жизни с постижением каких-то ценностей и тем, что позволяет быть человеку мыслящим и одновременно чувственным». И я понимаю, что Фридрих находится в мучительных поисках жизненных сил, которые он стал терять. Сократ дает ответ на вопрос, почему мыслить продолжает, а чувствовать не может.

  – А что помогает настраиваться перед спектаклем?

  – Иногда слушаю музыку. Думаю о роли, которую предстоит сыграть вечером. В машине, на тренировке проговариваю текст пьесы, и мне это доставляет удовольствие. Если не повторю, я не войду в этот коридор, в котором должен хорошо ориентироваться. На второй премьере, в начале второй сцены, опустился штанкет, на котором крепятся лампы, и стал раскачиваться. А в начале спектакля лил дождь. Я выхожу на сцену и говорю: «Ну что, стихия продолжается?» Не задумываюсь, что упадет и может убить.

Ветер в паруса

  – «Гончарук-театр» не распался, когда вы ушли с площадки в санатории «Рассвет». Как он выжил?

  – Мы работали на площадке музыкально-педагогического колледжа, где я преподаю. Съездили на фестивали – в Сочи,  Германию,  Ригу, отовсюду вернулись с наградами. Для меня было важно, чтобы деятельность театра продолжалась: нас так просто не возьмешь, мы крепкий орешек.

  – Одно время в Омской крепости на реставрируемом здании висела табличка: «Здесь будет театр». Не сложилось?

  – Был такой вариант. А потом предприниматель Михаил Курцаев создавал Арт-центр на ул. Ленина, 9, и пригласил нас. Мы три года работали над созданием театра на этой площадке. Я сразу сказал ему, что театр требует затрат. А он: «Нет, надо зарабатывать». И потом уволил артистов, а всем сказал, что Гончарук занят и ничего не поставит. Сейчас мы вновь работаем в санатории «Рассвет» на площадке Топ-театра. Поставили «Снегурушку», «Сонеты Шекспира». В репертуаре три взрослых спектакля и пять детских. А за три года выпустили много сказок, которые показывали в Доме актера и музпедучилище.

  – А как поживает студия «АГА»?

  – 50 детей с 5 до 11 лет занимаются в КЦ «Крылья» на  ул. Ленина, 10. Группы называются «Леонардо да Винчи», «Микеланджело», «Рафаэль». Дети знают, кто это такие, учат немного слов по-итальянски. У меня был опыт преподавания в Италии. Я давал мастер-классы на форуме театральных школ. На следующий год меня пригласили давать уроки.

  – Вы еще ставите спектакли и играете в антрепризе, то есть заняты сверх меры. Как-то сказали, что ваша жизнь напоминает ветер. А мне кажется, ураган…

  – Я привык жить в сумасшедшем ритме и иного режима не представляю. Я пришел в профессию, в которой тяжело. А если бы было легко, то неинтересно. Антреприза спасла меня, когда я не был занят в театре. Я тогда понял, что не надо отказываться от работы. Артист должен много работать. Антреприза – это в некотором смысле шалость плюс заработок. И сейчас много проектов.

  – Вы лауреат премии губернатора и фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит». За роль Дымшица в спектакле «Мария» были номинированы на «Золотую маску». Что для вас значит успех?

  – Все актеры его желают. Номинация на «Золотую маску» дала возможность сыграть в Москве, встретиться с лучшими актерами страны. А еще удивительная история: в нынешнем году на «Маску» номинирован мой старший сын Александр, актер Пермского академического  Театра-Театра. Он это даже сразу не понял, прочел «Александр Гончарук» и позвонил мне, чтобы поздравить. 

Держать удар       

  – А спорту есть место в вашей жизни?

  – Конечно. Занимаюсь на тренажерах, в фитнес-зале, бассейне. У меня собственная методика тренировок. Не знаю, как смог бы играть такие роли, если бы набрал вес. В ТЮЗе у меня была тяжелая травма, спас доктор Сергей Вениаминович Рождественский, к которому я и после этого обращался. Я не имею права быть ползающим. Я уже был таким и не хочу в это состояние возвращаться.

  – Вы играете на разных музыкальных инструментах. Это необходимо драматическому актеру?

  – Я окончил музыкальную школу по классу баяна. Потом учился игре на саксофоне, блок-флейте, гитаре, аккордеоне, фортепиано. Немного играю на скрипке. Когда работал в ТЮЗе, Рубанов очень любил актеров, умеющих многое. И еще был стимул – меня долго мучила фраза, которую услышал в Саратовском театральном училище, когда в 15 лет приехал туда поступать: «Вы никогда не будете счастливы в театре. Поймите правильно, с вашей внешностью вам не надо идти на сцену». Экзаменаторы еще сказали, что у меня руки украдены у сельского хозяйства, а ноги – у металлургии. Это был удар. Я приехал из Темиртау, где был звездой. Пел песни, и меня сравнивали с солистом хора Всесоюзного телевидения и радио Димой Головым, побеждал на всех чтецких конкурсах. Не представлял, как я вернусь домой и скажу родителям и учительнице: «Меня не приняли».

  – И отправились сдавать экзамены в Свердловское театральное училище…

  – Взял в прокате баян, пришел с ним на экзамен. Мне говорят: «Что будете читать?» – «Я сначала спою». И начал «День Победы». Педагоги хохотали, а я пел. И меня приняли.

  – Какие события на сцене с вашим участием ждут зрителей?

  – В Театре драмы я утвержден на роль Зефирова в спектакле «Лев Гурыч Синичкин». В Топ-театре репетирую главную роль в пьесе «Каникулы президента».

  – У вас есть слоган сегодняшнего дня?

  – Он не меняется – «если тебе скучно, ты бездарен». И еще я говорю своим молодым актерам: «Надо учиться держать удар».

Последние новости Омской области по теме:
Александр Гончарук: «Играть нужно сердцем»

Александр Гончарук: «Играть нужно сердцем» - Омская правда
Александр Гончарук: «Играть нужно сердцем» - Омск
Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев Заслуженный артист России – об удивительных историях жизни на сцене.
10:24 28.02.2018 Омская правда
- Омск
Заслуженный артист России – об удивительных историях жизни на сцене. Искать вертикаль роли  – Александр Анатольевич, у вас счастливый период в театре: 13 спектаклей в репертуаре, главная роль в премьере «Далекая страна».
08:31 28.02.2018 ИА Омскрегион
 
По теме
Рэп - это круто, рэп - это стильно, рэп - это мощно, ярко и сильно! С таким лозунгом выступают актеры авторского театра "Данделионы".
06.03.2018
 
 
 
altText - OmskTime.Ru 6 марта в 18.30 в Большом зале Омского государственного театра куклы, актера, маски «Арлекин» состоится премьера спектакля для взрослых «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность».
01.03.2018
Прокуратура Центрального округа г. Омска приняла участие в рассмотрении гражданского дела о компенсации морального вреда,
24.05.2018 Прокуратура
Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев 12,5 тысячи омичей приняли участие в международной акции «Ночь музеев».
23.05.2018 Омская правда
Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев На «Культурный завтрак» с «Омской правдой» в ресторан «Сенкевич» были приглашены режиссер Дмитрий Егоров и актер академического театра драмы Олег Теплоухов.
16.05.2018 Омская правда
   Управлением Россельхознадзора по Омской области за выявленные нарушения земельного законодательства (невыполнение обязанностей по рекультивации земель сельскохозяйственного назначения), ООО «Стройгрупп»,
24.05.2018 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору