Во время получения награды за свои материалы гендиректор «ОРТРК» узнал, почему для политика так важно ходить в туалет с телефоном.
И снова здравствуйте!
Не так давно я пообещал , что отправлюсь в столицу нашей Родины на мероприятие Российской ассоциации политических консультантов (РАПК). Все так и было.
8 декабря в Москве состоялась торжественная церемония вручения Национальной премии РАПК «Выбор» (главной национальной премии в сфере политического консалтинга) по итогам 2016 года.
В этом году она присуждалась «лучшим выборным специалистам» в 13 номинациях.
Нет смысла тянуть кота за хвост: наша с вами рубрика стала победителем в номинации «Лучший журналистский материал/серия материалов о выборах (Региональный)»!
Неудобно об этом говорить, но это уже вторая наша награда за последние две недели. Просто потому, что так много (шутка ли, 19 публикаций!) – и так честно о выборах в нашей стране не пишет (пока?) никто. Ну хорошо, с таким юмором.
Между прочим, мне пришлось держать ответ перед большой (и авторитетной) аудиторией – в большом конференц-зале Общественной палаты России, защищать и наш проект, и омские демократические ценности.
Вроде бы, справился.
После чего началась интеллектуальная «движуха»: к нам вышли мэтры российского политического консалтинга. Председатель Оргкомитета Премии РАПК 2016 года Алексей Куртов пригласил на сцену Игоря Минтусова, Андрея Богданова, Алексея Ситникова и Евгения Минченко.
Первым выступил президент РАПК Игорь Минтусов (глава компании «Никколо М»). Рассказывал об опыте президентских выборов в США.
Выделю два любопытных момента.
Первое. Федеральные СМИ больше не определяют успех кампании. У них – точно, у нас это произойдет совсем скоро (в т.ч. потому, что примитивная пропаганда «в лоб» не работает). Вот вам для примера сразу две иллюстрации – как «цвела» на всех обложках Хиллари Клинтон, и как подавали Трампа (особенно в свете его высказываний о женщинах).
Ничего удивительного, что доверие американцев к СМИ за три года снизилось с 53 до 32%.
Второе. Новости в социальных сетях работают, но фейк (т.е. лживые сообщения) все чаще «забивают» повестку. Умейте работать с этим – и задавите всех.
На иллюстрации – диаграмма, показывающая, насколько драматично менялось соотношение новостей о выборах в Фейсбуке: за полгода количество «фейковых» известий выросло с 2,5 до 8,7 миллионов! При том, что на 5 с лишним миллионов сократилось число новостей реальных. А народ что… с удовольствием все это потреблял…
И последнее о политике в Штатах.
Эксперты говорят, что теперь интересно будет наблюдать, как такие, уже ставшие хитами телешоу, как House of Cards («Карточный домик»» на Netflix, Veep («Вице-президент») на HBO и Madam Secretary («Государственный секретарь») на CBS справятся с избранием Трампа в президенты. Станут ли они злободневными певцами происходящего или уйдут в параллельную политическую реальность?
Неудивительно, что продюсеры и сценаристы, которые в настоящее время работают над созданием новых политических драм в США, находятся сейчас в состоянии некоего замешательства. Скорее всего, беспокойство витает и в команде, разрабатывающей проект Capitol Hill («Капитолийский холм») для HBO, и Civil («Гражданский») для TNT. Не исключено,,что им придется перекраивать свои концепции.
Более того, как уже пишут в американских СМИ, всем еще предстоит узнать, как Дональд Трамп будет реагировать на художественные подходы к политике, сидя в Белом доме…
Ну да ладно, об этом мы с вами еще поговорим отдельно.
Дальше выступал председатель правления Центра социальных технологий Андрей Богданов (он же – руководитель КПСС, Коммунистической партии социальной справедливости и еще нескольких партпроектов).
Он был харизматичен и краток: у каждого уважающего себя технолога должны быть «свои» партия, общественная организация и социологическая служба. Для бизнеса! То есть ничего личного. Просто, когда к вам придет заказчик, вы сможете подобрать ему красивое название должности (президент «Фонда добра и бобра») для выдвижения, найти партию, от которой он пойдет. Плюс – нарисовать социологию от симпатично звучащего «экспертного центра».
Кстати, об экспертах.
В кулуарах бродило немало знакомых лиц. Например, омский политтехнолог Сергей Старовойтов – вместе с соавтором книги «Уши машут ослом» Дмитрием Гусевым.
Мы постояли, поговорили. Обсудили последние слухи и сплетни.
Например, о том, что в «Единой России» разгораются споры о необходимости праймериз по подбору кандидатов в губернаторы в 2017 году. В том смысле, что «праймериз-праймериз» – по первой модели, открытые, где «выдвигайся, кто хочет», с выборами в соответствующий день. В общем, по опыту весны 2016 года.
Если партия на это пойдет, будет и весело, и скандально. И интригующе.
Насколько я понимаю, минимум в двух регионах в таком случае может быть просто жарко: в Свердловской области кроме действующего главы региона Евгения Куйвашева есть еще сильный мэр Нижнего Тагила Сергей Носов, а в Пермском крае губернатору Виктору Басаргину составить конкуренцию (по слухам) готов депутат Госдумы Дмитрий Скриванов.
Но об этом в свое время я обязательно расскажу.
Пока же наши герои (и герои публикаций «Нового Омска»; Гусев в прошлом году дал «НО» обстоятельное интервью ) просто попросили передать привет омичам (и главреду «НО» Станиславу Жоглику); мы сделали селфи, и я вернулся в зал.
Между тем микрофон взял ВИП-коуч профессор Алексей Ситников. Говорят, что его день рождения 24 февраля отмечается как «День политконсультанта» – профессиональный праздник российских политтехнологов.
Кроме того, он говорит, что является одним из создателей легендарных украинских «политбрендов» – косы Юлии Тимошенко и ленточек Оранжевой революции.
Поговорили в т.ч. об украинской политике. Здесь в качестве хохмы приведу один пример; есть там такой политик, первый заместитель секретаря СНБУ Олег Гладковский. Президент корпорации «Богдан» (купил ее в свое время у нынешнего президента страны Петра Порошенко). А еще он Почётный консул Республики Сейшельские острова.
Но интересно не это; до 2014 года фамилию он носил совсем другую, свою настоящую – Свинарчук.
В связи с чем я обязан представить на ваш суд один из его избирательных плакатов «тех времен». Наслаждайтесь!
Тут все прекрасно: и фамилия, и слоган (вообще что это такое, кто-нибудь объяснит?!)…
Продолжу. Ибо на сцену вышел еще один герой публикаций «НО» прошлого года, член Правления РАПК и глава коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. Он рассказывал про «Брекзит-эффект», то есть о том, как дух времени влияет на технологии избирательных кампаний.
Про «Брекзит-эффект» надо писать отдельно. Покажу пока один из слайдов уважаемого профи; вот они, главные мировые тренды в политике сегодня. То, почему могут побеждать «неожиданные» кандидаты (включая и «кандидата Brexit», то есть референдум с положительным исходом о выходе Британии из ЕС).
И еще один момент. Снова о Трампе.
Конечно, сейчас у политиков появился запрос – «Сделайте из меня Трампа»; мол, я тоже хочу, как он, взять – и неожиданно победить. Некоторые технологи уже принимают заказы – и по всему миру, и у нас в стране, в частности.
Глядишь, и в Омский горсовет парочка таких соберется…
Но есть несколько «но»! Все они – на следующем слайде.
Выделю первое и последнее.
Действительно, для того, чтобы стать «вторым/третьим» и так далее Трампом, неплохо бы для начала иметь его уровень известности, медийности – и уметь так же, как он, работать со СМИ.
Признайтесь: многие ли из ваших знакомых ходят в туалет с телефоном? И готовы все бросить, чтобы дать комментарий СМИ, срочно вычитать текст «про себя любимого» и т.д.? А Трамп так вообще сам свой аккаунт в Твиттере ведет, пишет сам – и часто, и остро. Так что будем учиться…
И еще о работах Евгения Николаевича Минченко. Чтобы два раза не вставать, приведу здесь еще один слайд из его работ. Про типажи депутатов.
Посмотрите внимательно – и потом как-нибудь обсудим, кто из наших думцев под какую категорию подходит. А, может быть, для кого-то и этих рамок будет недостаточно? Впрочем, почему только думцы? Можно и депутатов ЗакСа предметно обсудить…
Ну а теперь… пора и закругляться. Скажу только напоследок пару слов о церемонии. Которая была наполнена, как и мои сказания в нашей рубрике, теплым юмором.
Вручали приз мне самые главные руководители – президент РАПК Игорь Минтусов и вице-президент Петр Быстров. Как выяснилось, в столицах (спасибо Интернету!) «Новый Омск» читают. И даже хвалят.
Когда же я честно признался, что пишу в свободное от основной работы время, Мэтр и Патриарх цеха Минтусов воскликнул: «Представляю себе, что тогда он делает на работе, если на отдыхе получается вот Это!».
Было приятно.
А потом он добавил: «Премия должна задать высокие профессиональные и этические стандарты профессии, способствуя тем самым дальнейшему становлению и развитию демократических и честных выборов в России».
Рассказать о которых демократически и честно постараемся как раз мы – неравнодушные публицисты в городе на берегах Иртыша.