Наследники Баркова и птенцы гнезда Швыдкого

Небольшая предыстория…

В Ульяновской области были аннулированы результаты нашумевшего «тотального диктанта» 6 апреля, для которого на сей раз был предписан текст статьи Дины Рубиной «Интернет – зло или благо?» Губернатор Сергей Морозов заменил ее статьей знаменитого журналиста Василия Пескова «Я всем обязан деревне», мотивируя это тем, что Дина Рубина «не может быть автором текста для массовой акции в силу обилия ненормативной лексики в текстах ее произведений».

 

Организаторы же «диктанта» не поняли чувств ульяновского губернатора. Более того, выразили недоумение тем, что кто-то посмел самовольно изменять правила проведения чужого мероприятия, велев своим землякам писать не то, что пишет вся страна. Тем паче, что в статье Дины ни сленга, ни мата. Тем не менее…

ПИСАТЕЛИ-матерщинники уже, по сути, стали «иконами стиля». Они обласканы властью, их книги удостоены всех современных престижных литературных премий. В их числе столь «культовые» имена, как Владимир Сорокин, Виктор Ерофеев, Сергей Минаев, Павел Санаев, теперь вот и Дина Рубина… Как же низко пала величайшая литературная держава, господи прости!

…Вот одно из стихотворений, написанных Пушкиным в альбом А.П. Керн (1828 г.):

Не смею вам стихи Баркова

Благопристойно перевесть,

И даже имени такого

Не смею громко произнесть!

Живший и творивший еще до рождения Александра Сергеевича Иван Барков снискал себе скандальную славу срамными виршами и поэмами. В маргинальной среде они ходили переписываемыми от руки вплоть до 1990­х гг., когда все прежде непечатное стало вдруг печатно, а расплодившиеся кооперативные книгоиздательства живо смекнули, на чем можно хорошо зарабатывать.

Вот и не так давно одно «светило» филологических наук излагало свой весьма неординарный взгляд на русскую словесность. С одной стороны, дескать, это величественные оды Державина, с другой – «Лука Мудищев» Баркова… Ну и кому же из них сей «ученый муж» более симпатизировал? Да уж наверняка не Гавриилу Романовичу!

Было время, авторство пресловутой матерно-порнографической поэмы пробовали приписать… самому Александру Сергеевичу (««Лука Мудищев» – перо Пушкина?», «Спид-инфо» №11, 1994)…

«Патриотизм – последнее прибежище негодяев», «Мат как неотъемлемая часть русского языка»… Знакомо, не правда ли? Совершенно верно, именно так – в высшей степени оскорбительно для каждого здравомыслящего человека! – в министерскую бытность Михаила Швыдкого назывались темы его ток-шоу «Культурная революция» на ТК «Культура». Уже в наши дни г-н Швыдкой раскрыл со страниц «Телесемь» свою главную профессиональную тайну: столь провокационные темы он формулировал вполне ОСОЗНАННО, НАМЕРЕННО, дабы «зацепить», «позлить» многомиллионную телеаудиторию!

Вот и пожинает теперь матушка Россия горькие плоды швыдковской «культурной революции», окончательно снявшей все табу. Выросло целое поколение, которое матом даже не ругается – оно им просто говорит, и мыслит, и пишет. Подрастает новое, более «продвинутое», для которого послать даже школьного учителя по любому из всех известных адресов – не проблема.

Швыдкого сменил Авдеев; того, в свою очередь, Мединский – персоны одна хлеще другой! Главное, что всю эту троицу объединяет, – ненависть к советскому культурному наследию и к проповедникам подлинных высоких норм этики и морали. Да и вообще ко всему, на чем бизнес не сделаешь.

ПОЯВЛЕНИЕ новых барковых было неизбежно при тотальной либерализации, начатой Горбачевым. В разнузданном 1987 году на первой волне «свободы» родилась воронежская панк-рок-группа «Сектор газа», ставшая поистине идолом для пресловутой маргинальной прослойки, не ведающей ни стыда, ни срама и не обремененной никакими культурными запросами и потребностями: была бы только чекушечка – и славно! Песни группы, в коих мата было больше, нежели обычных слов, гремели на всю страну чертову дюжину лет – до 2000 года, когда со смертью руководителя и солиста Юрия Хоя (настоящая фамилия – Клинских) распался и весь коллектив.

Однажды, правда, случился прокол. В 1994 году в Муроме гастроли воронежских панков закончились, едва начавшись. Выйдя на сцену, Юрий Хой запел, как обычно, отборным матом… Концерт был прерван, а солист препровожден в местное отделение милиции. «Всю Россию объездили, – оправдывался певец, – везде матерились на музыкальном языке, и никто не упрекнул за это. А милиция даже помогала перебираться с одной концертной площадки на другую»… Да вот только в славном русском граде Муроме, как оказалось, такие песенки не приветствуются, – и пришлось кумиру неформалов переночевать в камере среди местной шпаны, да потом еще и штраф уплатить. Вот так-то!

А вот чему свидетелем был я сам… На трамвайной остановке из киоска звукозаписи на всю мощь звучал очередной альбом «Сектора Газа», в данном случае песня с припевом следующего содержания, весьма пристойным по сравнению с ее основным текстом: «У меня была подруга, я ее любил. Она пернула в постели, я ее убил...» Пожилая женщина, не сдержавшись, закричала в окно продавцу: «Вам не стыдно такое крутить?» Никакой реакции не последовало.

Это день вчерашний. Ныне поющих матом пруд-пруди, и их «творчество» уже никого не шокирует. Привыкли, что ли, все, притерпелись ко всему за четверть века беспредела?.. Чего стоит один только Сергей Шнуров, он же Шнур, со своей группой «Ленинград», в 2009­м
украсивший кутеж олигархии на «Авроре»! Сие небывалое позорище было как бы местью героическому крейсеру за выстрел в октябре 1917­го, положивший конец красивой жизни тогдашних «сливок общества».

Купается в лучах славы и некто Дмитрий Пучков. Он же Гоблин, зарубежные фильмы в «правильном переводе» которого так обожаемы «продвинутой» молодежью.

Вошли в моду даже спектакли, где мат звучит на протяжении всего (!) действа. 28 мая с.г. ТК «Антенна­7» поведал об одном таком зрелище для лиц старше 21 года – «Николай Николаевич» по Юзу Алешковскому. Был показан крохотный, по понятным причинам, фрагмент с перекрытием мата звуковыми сигналами, – так публика в зале радостно ржала! Всем было хорошо, легко и весело; никому ни уши не закладывало, ни глаза стыдом не застилало… Понятно, что ни один приличный человек на такое не пойдет, но сам факт существования людей, кому ЭТО нравится, заставляет о многом задуматься. Кто они, эти люди? Где и как они росли и жили? Кто и как их воспитывал?

ДА ЧЕГО с «низов»-то спрашивать, когда «верхи» совсем стыд и срам потеряли! Показной радетель «за бедных и русских» и убежденный – за легализацию проституции и запрет всего коммунистического – Жириновский давно стал нагляднейшим примером падения и морально-нравственного разложения человеческого существа, одержимого в крайней степени фанатизма идеями «либеральной демократии». Верховный «либералиссимус», один из лучших друзей Путина и кавалер ордена за заслуги перед Отечеством, вице-спикер славен не только драками в Госдуме и прочими вопиющими выходками, за которые следовало бы гнать поганой метлой и с волчьим билетом, но и виртуозной матерной бранью… Раз уж такого господина до сих пор терпят во власти, не дают ему ни по рукам, ни по губам – ни о каком нравственном возрождении общества нечего и мечтать.

Столь же виртуозная матерщинница «светская львица» и «болотная оппозиционерка» (с 1 февраля с.г. – супруга такого же «болотного» горлопана Максима Виторгана) Ксения Собчак своим поведением не так давно достала известного продюсера Иосифа Пригожина. «Ксения, – резюмировал он прямо, – просто испорченная девочка, которой в детстве не хватало порки…» Не в бровь, а в глаз! Откровенно говоря, не мешало бы выдрать хорошим ремнем и ее нынешнюю.

А ток-шоу Андрея Малахова «Пусть говорят» на Первом канале, рассчитанное на людишек с первобытным уровнем сознания, – чем не апофеоз торжества хамства и скабрезности, безнаказанности и вседозволенности? В прямом эфире ведущего (!) телеканала страны – драки в студии, истеричные вопли массовки с засигналенным матом… Доколе терпеть все это? Как только пред всем миром не совестно?.. В начале 2000­х, когда на Первом выходила предшественница «Пусть говорят», малаховская же «Большая стирка», один читатель газеты «Правда России» писал: «Я думал, все это от убогости Андрея Малахова, от низкого уровня его культуры и развития, а он оказывается окончил МГУ…» Что тут сказать? Наверняка г-н Малахов был из числа «золотой молодежи» – «блатных» сынков и дочек, что учатся через пень-колоду, уповая на толстые кошельки и высокие статусы родителей.

…Ну а поскольку нынешние литературные премии инициированы олигархией, она и диктует правила современным авторам «литературы для миллионов». Писать такие книги – так, «называя вещи своими именами», тем самым декларируя свою «близость к простому народу» (иного языка для «народа», окромя матерного, «элита» не знает и знать не желает). Ну и само собой именуя СССР совком, Россию – рашкой, а ее народ пиплом (особо одаренные могут и быдлом, и падлом – бумага все стерпит, а деньги не пахнут!). У нас-де полная свобода и творчества, и самовыражения – за это перестройка была, чего вы хотите?

Чего мы хотим? Бережного писательского отношения к Слову – вот чего мы хотим. И воспитания детей в чистой, здоровой культурной среде – вот чего мы хотим.

А вот ОНИ не хотят! Им, «новым хозяевам жизни», хочется, чтобы «продукт культуры» и впредь оставался сугубо рыночным товаром. Вспомните, с чего ОНИ начали после победы «их» демократии над советским «тоталитаризмом» в августе 1991­го? Правильно, с прихватизации очагов культуры и превращения их в цитадели греха, где можно абсолютно все – вплоть до публичного совокупления на накрытых столах.

Теперь ОНИ жаждут вытравить русское и советское литературное наследие из школьных программ, заменив его новомодным «постмодернизмом»!

В ЛАСТИ поздно спохватились с намерением пресекать мат в СМИ. Как, впрочем, и со всем остальным: объявили однажды «свободу», понатворили под ее лозунгами черт знает что, а теперь вот волосы рвут и причитают… А ведь все уже настолько запущено, что не полумеры нужны, а самые крутые меры! Такой заразе, как мат, изначально нельзя было зеленый свет давать. Но раз уж допустили, что этот дьявол вырвался на волю, – так что ж, надобно либо сдаться ему, либо попытаться его укротить, либо как-то с ним договориться?.. Ну уж нет! Даже этого зверя можно загнать обратно в его же логово и там добить – были бы только желание, политическая воля и властная сила!

Вот только пойдут ли на это существующий строй и существующая власть – уже другой разговор.

На место похабников и духовных извращенцев должны, наконец, прийти те, кто жизненно необходим обществу для полноценного развития, – подлинные таланты-самородки! Новых Беловых, Шукшиных и Шолоховых наша земля отнюдь не прекратила рожать – просто благодаря рыночной «культурной политике» они вынуждены прозябать в нищете, безвестности и духовном подполье.

Однако продолжают творить и созидать в надежде, что эпоха народовластия, а вместе с ней и время доброй, НАСТОЯЩЕЙ литературы вернется! Но добро, как бы ни назревала в нем жизненная необходимость, само собой не придет – писательско-патриотические сообщества также должны за него бороться.

Если же продолжать заигрывания с дьяволом разврата и мата, произойдет непоправимое. Страшнейшая беда – морально-нравственный распад общества – обретет форму необратимого процесса, последствия которого вообще непредсказуемы.

А беда уже на пороге. Кто устраивает драки, погромы и уличные побоища? Самая маргинальная необразованная часть молодежи, которую только эпоха «рынка» и смогла породить. Кто щеголяет в драных джинсах, ничуть не стесняясь голых телес? Она же, убогая и нищая духом, а ведь она идет на смену нам, хотим мы того или нет. И как она в дальнейшем себя поведет – кто знает!

А началось все, помнится, с нашумевшего в 1991 году романа «Невозвращенец» Александра Кабакова, не отличавшегося деликатной лексикой. Но уже через два-три года о нем никто и не вспоминал! Возможно, и те бумагомаратели, что ныне на виду и на слуху, канут скоро в Лету, но нагадить успеют изрядно.

– Что ж ты ж… при ребенке-то показываешь, хулиганка ты!

– Ничего, это его бабушки ж… а не той б… которая променяла ребенка на карлика!

Естественно, в книге все весомо, грубо, зримо – без точек, пропусков и прочего, по нынешним понятиям «ханжества».

В СКАНДАЛЬНОЙ статье Дины Рубиной, по которой вся страна «проверяла грамотность», мата и впрямь нет. Зато есть кое-что другое…

«Это явление (речь идет о воспитании масс.– Д.П.), возникшее еще в первой половине двадцатого века, вызванное вульгаризацией культуры, материальной и духовной, породило и коммунизм, и нацизм…»

Как видим, г-жа Рубина не усматривает особой разницы между коммунизмом и нацизмом и считает их, пусть не прямым текстом, кровными родственниками – вполне в духе либеральных писак! И, возможно, полагает, что коммунисты и их единомышленники – этакие нелюди, брутально-вульгарные некультурные типы; ну а капитализм (породивший, кстати, фашизм) – удел натур правильных, красивых, изящных и утонченных, которым и должно принадлежать исключительное право на владение всем миром… Надо ли говорить, что пропаганда и культивация подобного рода идей, взглядов и мировоззрений ни к чему доброму не приведет!

А нам что – и нынешней смуты мало?..

Дмитрий ПЕТРОВ.

 
По теме
Омичка проигнорировала ПДД и влетела в иномарку на Красноярском тракте Женщина нарушила ПДД и разметку на дороге: вместо разрешенного направления направо она двигалась прямо и врезалась в автомобиль Toyota Vitz.
За минувшие сутки в дежурные части Управления МВД России по Омской области поступило 1190 сообщений и заявлений о происшествиях.
На дорогах и тротуарах ледяные рытвины и огромные лужи Наташа ЛИПИНСКИ Фото: vk.com/aomsk?from=search В паблике «Аварийный Омск» появился снимок автобуса, который стоит в огромной луже без колеса.
Песня жить и дружить помогает... - Газета Ваша звезда Наталья Чердынцева, жительница села Юрьевка, не мыслит себя без песни и творчества Культура – понятие широкое и всеобъемлющее, она связывает национальности и традиции, людей разных поколений и вероисповеданий.
Газета Ваша звезда
«Каталог музейного фонда Российской Федерации» - Комитет по культуре и искусству В каталоге музейного фонда РФ собираются основные сведения о музейных предметах и коллекциях, хранящихся во всех музеях России и включенных в Музейный фонд Российской Федерации.
Комитет по культуре и искусству