Светлана Баженова: «Верю, что театр может себя окупать»

Светлана Баженова: «Верю, что театр может себя окупать»
Фото: omskregion.info

Ученица всемирно известного драматурга о новых постановках, советских пьесах и отношении к критике

Несколько месяцев назад Светлана Баженова и ее команда создали в Омске Центр современной драматургии. Наш корреспондент встретился с инициатором проекта.

Все – правда жизни

– Светлана, что вы сейчас репетируете?

– Это спектакль по моей пьесе «Гришка Вольт». Обычно драматургией люди начинают заниматься в зрелом возрасте. А наш спектакль о подростках, о тех проблемах, которые их волнуют. Пьеса была написана во время театральной лаборатории в Пермском ТЮЗе. Вместе с другими драматургами и режиссерами (участниками лаборатории) мы посетили разные школы города Перми. Мы были в элитном лицее, в коррекционной школе, в хореографическом училище, в хоровой капелле для мальчиков, в отряде скаутов. То есть это были совершенно разные школьники, и было трудно вычислить то, что их объединяет. И я поняла, что все они существуют в условиях какой-то абстрактной, довлеющей над ними опасности: тюрьма, армия, ЕГЭ, родители, общественное осуждение. В своей пьесе я воплотила этот страх в образе инопланетян, которые захватили Землю и грозятся ее уничтожить через 24 часа. И мы рассказываем о том, на что школьники тратят последние часы своей жизни, как они начинают рассуждать, как меняется их сознание. Или ничего не меняется. Вот такая пародия на нашу жизнь с трагическим финалом.

– Чистый вымысел?

– Это первая моя пьеса, где я придумала сюжет, персонажей. Обычно я беру сюжеты из жизни. Например, сюжет пьесы «Как Зоя гусей кормила» полностью списан из жизни. Вся история, описанная в пьесе, разворачивалась на моих глазах. Все документально, вымысла практически нет.

– Эта пьеса победила на конкурсе драматургов «Евразия»?

– Да, и это была моя первая режиссерская работа в Центре современной драматургии Николая Коляды. С ней я попала в лонг-лист Национального театрального фестиваля «Золотая маска». Я всегда что-нибудь писала. В детстве хотела, чтобы у меня был свой журнал для детей. А в 14 лет попала в театр. Это была молодежная студия, все актеры – непрофессионалы и примерно моего возраста. Когда нам было лет по 16 – 17, наш худрук решил организовать свой театр. Площадку мы открыли при санатории. Года полтора раскручивали все это дело. В итоге стали одним из самых успешных молодежных театров в городе.

– Вы говорите про ТОП-театр?

– Сначала это был театр-студия Гончарука, потом – да, ТОП-театр. Александр Гончарук посоветовал мне поехать учиться к Николаю Владимировичу Коляде в Екатеринбург. Там я поступила в театральный институт и хотела остаться жить в этом городе, четыре года я там жила, а потом приехала в Омск на открытие сезона в ТОП-театр, познакомилась со своим будущим мужем и осталась. К тому времени в театре сформировалась сильная труппа артистов, мы стали вместе работать, научились понимать друг друга без слов. Например, спектакль «Мама, мне оторвало руку» мы сделали за пять дней. У меня хорошая команда, с ними приятно работать.

Жизнь на два города

– Расскажите о школе Николая Коляды.

– У Николая Владимировича очень много успешных выпускников, так как он умеет, что называется, гладить по рукам. Он умеет хвалить людей. Более-менее удачные пьесы своих учеников сразу берет в читки, в работы. Обучение проходит так, что все курсы – с первого по пятый – учатся вместе. По субботам все приходят на семинар, который идет часа три. Николай Владимирович читает пьесы студентов, их тут же все обсуждают. Каждый высказывается по поводу прочитанного, что уместно, что не уместно, что трогает, что нет. Потом выступает сам Коляда, затем предоставляется слово автору. В таком процессе происходит обучение. После наших семинаров мне не страшны никакие критики.

– Сколько будущих драматургов учится на курсе Коляды?

– Я не могу сказать, потому что Николай Владимирович набирает каждый год новый курс, а занимаемся мы все вместе, плюс вольнослушатели. Многие приезжают из других городов. Я сама долго жила на два города: в пятницу играла спектакль в Омске, садилась в поезд, ехала 12 часов до Екатеринбурга, три часа сидела на семинаре, снова садилась в поезд и играла утренний спектакль в воскресенье. И так было каждую неделю. Это было круто.

– Светлана, вы – ученица уральской школы драматургов. А омская существует?

– Школы – нет. Есть просто омские драматурги. Оказывается, их больше, чем два. Но в Омске читки пьес не пользуются такой популярностью, как в Екатеринбурге. Омский зритель больше ориентирован на конечный продукт, на полноценный спектакль.

Подарок учителя

– Это правда, что Николай Коляда разрешил вам ставить пьесы свои и своих учеников бесплатно, без гонорара авторам?

– Свои пьесы он разрешил мне брать. А с его учениками я уже договариваюсь индивидуально. Но это огромная финансовая поддержка! Ведь поставить пьесу современного драматурга стоит очень дорого. Омичи имеют возможность увидеть постановки молодых драматургов, пьесы которых ставят в столичных городах за большие деньги.

– Центр современной драматургии – это новый театр в Омске?

– Больше лаборатория, но мы будем делать акцент на спектакли, не забывая при этом об эксперименте. Почти все наши артисты работают в других омских театрах, за каждый спектакль в ЦСД получают гонорар, который идет от выручки за проданные билеты. Были случаи, когда при неполном зале мне приходилось выдавать зарплату из гонораров за свои пьесы. Но я к этому была готова: дело-то новое. Думаю, что все наладится, основным источником дохода станут гранты и деньги с продажи билетов. Я верю, что театр может себя окупать. Мы запустились в экстренном режиме, за два месяца поставили четыре спектакля. У нас не было времени составить коммерческое предложение, найти инвестора, но мы будем этим заниматься.

– Думаете осваивать другие сценические площадки?

– Мы рассматриваем возможность работы на разных площадках, но должны иметь свой дом. Очень благодарны омскому отделению СТД. Его председатель Станислав Маркович Дубков водил нас по кабинетам, помогал, знакомил со всеми. Планируем играть на сцене ТЮЗа спектакль «Эмиль Большая Голова», хотим восстановить постановку «Иван Царевич и Серый волк».

– А к старшему поколению драматургов, например советских, как относитесь?

– Есть вещи, которые мы уже не понимаем и не чувствуем. Мне кажется, что для постановки надо брать что-то ультрасовременное или классику-преклассику. Но поскольку мы являемся центром современной драматургии, то мы будем ставить исключительно современных авторов. Следующей нашей постановкой будет «Галатея Собакина» Ирины Васьковской, потом «Банка Сахара» Таи Сапуриной. А еще мы хотим сделать спектакль по комиксам «Театр реальности». Это будет стопроцентный эксперимент.

– При такой активной жизни удается побывать на премьерах в других театрах?

– Сезон театральный только начался. Посмотрели премьеру в «Пятом театре», с нетерпением ждем «Амадея» в драме.

– Свою школу драматургов не хотите открыть?

– В конце сентября объявим набор в школу юного драматурга для школьников. Занятия начнутся в октябре. Будем набирать талантливых ребят 14 – 15 лет и писать с ними пьесы.

– Не рановато? Ведь традиционно считается, что для драматурга важен жизненный опыт.

– Дело в том, что хорошей драматургии для подросткового возраста очень мало, а кто, как не эти дети, знает свои проблемы, болевые точки. Поэтому будем учиться вытягивать сюжеты, конфликты из обыденных разговоров с родителями, ситуаций с друзьями. Это будет здорово!

Досье «ОП»

Светлана Эдуардовна Баженова, российский драматург. Родилась в 1990 году в Омске. Окончила Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского по специальности «актерское искусство» и Екатеринбургский государственный театральный институт (мастерская Николая Коляды) по специальности «литературное творчество».

Служила актрисой в ТОП-театре. Работала режиссером в Центре современной драматургии в Екатеринбурге. Ныне директор и художественный руководитель Центра современной драматургии «Омск» (2017). Лауреат специального приза конкурса «Евразия-2013», заняла второе место на конкурсе «Евразия-2014», первое – на «Евразии-2015».

Заниматься драматургией Светлана Баженова начала в 21 год. Первая публикация появилась в 2013 году в журнале «Современная драматургия». В том же году молодой автор вошла в лонг-лист премии «Дебют» с пьесами «По-другому», «Интервью с Алексеем Волковым».


Автор Маргарита Борисова Фото Сергей Мельников

Ещё новости о событии:

Автор Маргарита Борисова Фото Сергей Мельников Ученица всемирно известного драматурга о новых постановках,
10:41 20.09.2017 Омская правда - Омск
Светлана Баженова: «Верю, что театр может себя окупать» - ИА Омскрегион
Ученица всемирно известного драматурга о новых постановках, советских пьесах и отношении к критике Несколько месяцев назад Светлана Баженова и ее команда создали в Омске Центр современной драматургии.
09:56 20.09.2017 ИА Омскрегион - Омск
 
По теме
Девятилетняя омичка стала жертвой мошенников - СуперОмск Фото: иллюстрация / «СуперОмск» Правоохранители Омска сообщают в понедельник, 18 марта 2024 года, что к ним обратилась 42-летняя омичка с заявлением о том, что мошенники обманули её 9-летнюю дочь.
СуперОмск
Бастрыкин запросил доклад по ДТП на трассе Тюмень – Омск с семью погибшими - СуперОмск На фото: последствия столкновения на трассе Тюмень – Омск / УМВД России по Омской области Председателю СК России Александру Бастрыкину будет представлен доклад о ходе расследования уголовного дела по факту ДТП,
СуперОмск
«Русская, старинная, румяная да блинная» - Комитет по культуре и искусству 17 марта в  филиале «Алексеевская библиотека» в рамках районного проекта «Родники народные» прошел фольклорный праздник «Русская, старинная, румяная да блинная».
Комитет по культуре и искусству
В Москве обсудили реализацию проекта «Без срока давности» - Минобрнауки Омской области В Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) под председательством первого заместителя Министра просвещения Российской Федерации Александра Бугаева прошло рабочее совещание Министерства просвещения Рос
Минобрнауки Омской области