Бренд как денежный магнит

Фото: omskregion.info
Автор Алексей Струнников

Региональные торговые марки – это не просто имидж территории, а статья доходов местного бюджета.

Уже доказано на опыте, что торговые марки, зарегистрированные на территории региона, могут приносить доходов больше, чем промышленные предприятия. Подобных примеров в России немало.

Небольшой городок Мышкин под Ярославлем совершил прорыв в туристической индустрии региона за счет яркой идеи. Там создали единственный в России музей мышей. Множество грызунов – разного размера и возраста, изготовленных из самых невероятных материалов, – хранится в этой уникальной экспозиции. Смех смехом, а «город мышей» стал центром притяжения десятков тысяч туристов. Подтянулись и инвесторы. Находка оказалась настолько удачной, что в маркетинговом смысле монетизировалась максимально. Да и регион прославила. Найдутся ли у Омска такие бренды? И если да, то как на них зарабатывать?

Вопросы создания брендов и перевода их на коммерческие рельсы недавно обсуждались на международном стратегическом форуме IPQuorum в Калининградской области. Участие в форуме приняли 500 представителей более чем из 30 стран. Информационным партнером выступил Союз журналистов России. В работе IPQuorum-2018 приняла участие делегация молодых журналистов из 10 регионов под руководством секретаря СЖР Романа Серебряного.

Форум был посвящен интеллектуальной собственности. Организаторы системно постарались показать все сферы: и спортивное право, и фармацевтическую отрасль, и управление промышленными новациями, и музыкальную индустрию, и журналистику. Каждый из участников мог найти что-то для себя. IPQuorum стал «перекрестком», на котором встретились создатели интеллектуальной собственности – авторы, исследователи, инженеры, предприниматели и законодатели.

«Следы брендолапы»

Одной из самых интересных и актуальных для Омской области площадок форума стал круглый стол о развитии и продвижении региональных брендов. Специалисты оценивают их как источник пополнения бюджета, повышение инвестиционной и туристической привлекательности территорий. Хорошо известны такие региональные продукты, как башкирский мед, вологодское масло, тульский пряник, хохлома…

Когда речь заходит об омском бренде, невольно вспоминается «брендолапа», из-за которой в свое время было сломано немало копий. Напомним, что в 2011 году официальным графическим символом региона стала медвежья лапа, своим рисунком повторяющая географические границы Омской области. «Брендолапа» получила неоднозначные оценки в СМИ, но многим понравилась. На разработку бренда областные власти потратили 10 млн. рублей.

В обществе брендирование региона вызвало неоднозначные оценки. Критиковали как растиражированную «брендолапу», так и саму идею подобных конкурсов.

Но в итоге «брендолапа» печаталась на календарях, кружках и на прочей сувенирке. Однако недолго, и реального эффекта, которого ожидали разработчики, не последовало. Сегодня в Омске о необычном логотипе вспоминают нечасто и в основном с иронией. Но что-то оригинальное в нем было. И вопрос создания бренда региона своей актуальности не исчерпал. Скорее, напротив.

В поисках омской идеи

Только теперь он обсуждается в новом, более остром контексте: как остановить отток населения из региона? Не так давно горожане представили свои идеи на молодежной конференции «Я остаюсь». Предложения поступали разные. Вплоть до продажи снега. Дизайнер Алена Самборская предложила сделать его брендом региона, как, допустим, тюльпаны в Голландии. Это, по ее мнению, может привлечь туристов, ведь привычные нам сугробы уникальны для жителей теплых стран. Правда, зачем туристу из Италии ехать за снегом в Сибирь?

Еще один проект омской молодежи – разукрасить город цветами. Но речь не о живых растениях, а о картинах. Все серые фасады и заборы предлагается разрисовать граффити и по-новому взглянуть на прочтение знаменитой фразы «город-сад».

Поиски омской идеи продолжаются. На прошлой неделе стартовал I омский фестиваль социальной рекламы «Мой Choice» (от английского «выбор»). Омичам предложили посредством социальной рекламы объяснить, почему они любят Омск и остаются в нем жить. Прием работ проводится в шести различных номинациях: видеоролики, картинки и демотиваторы, посты в социальных сетях, наружная и печатная реклама, сувенирная продукция и «бренд» региона. Принять участие в конкурсе может каждый.

Впрочем, многие регионы идут по другому пути, создавая не бренды конкретных территорий, а торговые марки с местными наименованиями. Причем что любопытно: когда есть раскрученный торговый бренд, его свойства уже не так важны. Все знают вологодское масло, но кто из омичей его пробовал и видел ли на прилавках? Или взять, к примеру, оренбургский пуховый платок. Носят его далеко не все: в силу разных причин – не очень удобный, не всегда по погоде. Но наименование территории, на которой он производится, создает определенный имидж региону.  

Колорит места

– Вопросы продвижения региональных брендов чрезвычайно важны. У каждого субъекта Российской Федерации есть географические, экономические, культурные особенности, которые могут иметь конкурентное преимущество, – считает выступавшая на форуме в Калининграде заместитель руководителя аппарата Совета Федерации по науке, образованию и культуре Марина Яковлева. – Наши города, села обладают большим потенциалом в части наличия товаров, обладающих уникальными свойствами. Практика показывает, что действенный механизм охраны брендов – это использование наименования мест происхождения товаров. Наличие зарегистрированной марки дает потребителю возможность получать продукт с действительно уникальными свойствами, в которых сохраняются навыки, секреты и культура производства.

Известно, что за рубежом этот процесс развивается очень активно. Маленькие города и селения стараются создавать, развивать свои бренды и охранять их. В Евросоюзе сейчас зарегистрировано более 4000 различных брендов с местными наименованиями. В России, безусловно, большой потенциал в продвижении своих торговых марок. Хотя на данный момент чаще всего регистрируют наименования минеральной воды.

– Продвижение положительного имиджа региона, территориальных брендов способно привести к пополнению местного бюджета, – уверена Марина Яковлева. – Мы разработали краткое руководство по регистрации местных брендов. Запустили специальный сайт «Лучшие бренды России», на котором размещена актуальная информация по предоставлению правовой охраны. Многие регионы просто не видят того золота, что лежит под ногами. Между тем российские региональные торговые марки представляют не меньшую ценность, чем газ, нефть и металлы, а их капитализация способна превосходить стоимость даже больших промышленных предприятий.

Андрей Кричевский

Президент Ассоциации IPChain:

  С помощью технологии распределенных реестров мы создали структуру для объектов интеллектуальной собственности. Проект носит название IPChain. Благодаря этой инфраструктуре разработки и исследования могут быть доступными широкому кругу потребителей и дальше коммерциализироваться. IPChain –

это не будущее, а настоящее. Мы заключаем соглашения с музыкальной индустрией, с ассоциацией кинопродюсеров, переговорили с представителями науки и крупной промышленности – весь рынок в ожидании. К июню мы запустим первые сервисы.

Последние новости Омской области по теме:
Бренд как денежный магнит

- Омск
Региональные торговые марки – это не просто имидж территории, а статья доходов местного бюджета.
10:03 02.05.2018 ИА Омскрегион
Бренд как денежный магнит - Омская правда
Бренд как денежный магнит - Омск
Автор Алексей Струнников Региональные торговые марки – это не просто имидж территории, а статья доходов местного бюджета.
09:42 02.05.2018 Омская правда
 
По теме
Самый богатый омский врач заработал вдвое больше министра здравоохранения - ИА Омск здесь Автор: Дарья Молчанская Годовой доход главврача детской поликлиники №7 Александра Антропенко составляет 6,8 млн руб., что в два раз больше, чем у министра здравоохранения Омской области Андрея Стороженко.
24.05.2018
 
Арабы займутся месторождениями в Омской области - СуперОмск Для разработки месторождений в Омской и Томской областях будет создано совместное предприятие Российского фонда прямых инвестиций Mubadala Petroleum (ОАЭ) и «Газпром нефти», сообщает finam.ru.
24.05.2018
 
Доля «Газпром нефти» в капитале «Газпромнефть-Восток» сократилась до 5%. Фото: pixabay.com Совет директоров «Газпрома» одобрил продажу доли 49% в «Газпромнефть-Восток» эмиратской Mubadala и ООО «РФПИ Управление инвестициями-15».
24.05.2018
С рабочим визитом в Омской области побывал руководитель департамента по внешним связям Администрации Народного Правительства города Карамай господин Ши и представители китайского бизнеса.
24.05.2018 Фонд поддержки и развития малого предпринимательства
Автор Евгения Карасева Омские производители активно расширяют свое присутствие на китайском рынке.
23.05.2018 Омская правда
Автор Алексей Струнников Региональные торговые марки – это не просто имидж территории, а статья доходов местного бюджета.
02.05.2018 Омская правда
Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев 12,5 тысячи омичей приняли участие в международной акции «Ночь музеев».
23.05.2018 Омская правда
Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев На «Культурный завтрак» с «Омской правдой» в ресторан «Сенкевич» были приглашены режиссер Дмитрий Егоров и актер академического театра драмы Олег Теплоухов.
16.05.2018 Омская правда
В Омске ликвидируются последствия вчерашнего урагана - Администрация г. Омск Департаментом транспорта администрации Омска совместно с бюджетным учреждением «Транссигнал» организованы работы по устранению неисправностей светофорных объектов и повреждению дорожных знаков,
24.05.2018 Администрация г. Омск
   Управлением Россельхознадзора по Омской области за выявленные нарушения земельного законодательства (невыполнение обязанностей по рекультивации земель сельскохозяйственного назначения), ООО «Стройгрупп»,
24.05.2018 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору