«Как будто открываешь бутылку шампанского»

«Как будто открываешь бутылку шампанского»
Фото: omskregion.info
Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев

Актеры Омской драмы о новой постановке театра

Темой «Культурного завтрака с «Омской правдой» в ресторане «Сенкевич» стало обсуждение премьеры академического театра драмы «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше. В нем приняли участие актеры – исполнители главных ролей Руслан Шапорин (Граф Альмавива), Игорь Костин (Фигаро) и Мария Токарева (Сюзанна).

Пьеса провоцирует импровизации

  – Бомарше написал пьесу 234 года назад. Чем она, на ваш взгляд, актуальна сегодня?

Руслан: Читаешь текст – как вчера написано. Режиссер Александр Сергеевич Кузин говорил: «Женитьба Фигаро» Бомарше, «Сирано де Бержерак» Ростана – это достояние литературы, пьесы из списка великих. Я читаю много современных пьес – это беда. А в «Женитьбе Фигаро» очень острые темы, ее запрещал король, Бомарше пришлось изменить место действия. Я бы отнес пьесу к уровню комедий Чехова. В ней нет хохмы ради хохмы. Пьеса подразумевает определенный вкус.

Мария: Есть загадка в тексте Бомарше. Ни одно слово нельзя заменить синонимом. Режиссер хотел, чтобы мы разговаривали в бешеном темпе, чтобы создавалось впечатление, что открываешь бутылку шампанского – и пузырьки пенятся. Иногда на репетиции речь не успевала за мыслью, темпом, все такое острое…  

Игорь: У нас застольный период был необычный: мы ходили по сцене и читали пьесу. Я первый раз сталкиваюсь с тем, что пьеса сама провоцирует актера на импровизации. Чувствуешь себя школьником, которому хочется пошалить. И режиссер поддерживал наши актерские фантазии.

  – Чем интересна работа с режиссером Александром Кузиным?

Руслан: У нас с ним очень теплые отношения. Как у отца с сыном. Иногда находишь человека, близкого по мироощущению, духу, родственную душу. Созваниваемся, общаемся, ждем его. Когда приезжает и берет в свой спектакль, знаешь: сейчас будет что-то новое, но ты в хорошем смысле находишься в зоне безопасности. Мы его про себя называем Ленин. Он все знает. При этом так хитро задает вопросы, чтобы мы сами на них ответили. У Александра Сергеевича потрясающее чувство юмора. И при кажущейся закрытости он теплый человек.

Игорь: Спектакль рождался быстро, легко. Режиссер хотел, чтобы мы не устали от материала, были живыми, сохранили азарт.

  – Что вы открыли в образах своих героев?

Игорь: В каждой новой роли нужно что-то открывать в себе, иначе будут повторы. Я ни разу в жизни не участвовал в таких интригах, как Фигаро. Думаешь, что было бы с тобой, окажись на его месте. И я открыл в себе ревность, понял, что я очень ревнивый человек. И Моцарт, которого я играю в спектакле «Амадей», тоже ревнив. Это два разных героя, но оба с неукротимым темпераментом.

Мария: Я в Театре драмы не так давно, поэтому для меня каждая роль – открытие. Коллеги говорили: «Вот приедет Кузин – ты узнаешь, какая может быть дружественная атмосфера на репетициях». Хотелось впитывать как губка все, что говорил режиссер.

Руслан: Кузин, предложив сыграть графа Альмавиву, сказал: «У тебя еще не было таких работ». Действительно, не было. Кто такой мой герой? Павлин при одних обстоятельствах, баран при других. Нарцисс. В свое время учителя говорили: в любом герое ищи характерность. Граф Альмавива не повзрослеет никогда, останется инфантильным большим ребенком. Таких людей много и сегодня. Но всегда интересно иронизировать над собой. Ты же придумываешь не абстрактного героя, берешь в роль то, что и тебе в какой-то степени присуще. Ты тоже бываешь или бывал в таких ситуациях, когда хотел кого-то перехитрить, а тебя провели, как мальчишку. Когда находишь общее с собой, это и создает объем роли.

  – Вы волновались, приступая к работе над ролью?

  Руслан: Конечно. Это первая постановка пьесы в нашем театре. А когда получил роль Сирано, мне рассказывали, как мощно играл ее Ножери Чонишвили.

Зачем зрители идут на комедии?

  – Спектакль получился актерским, без особых режиссерских инноваций. Как вы, Руслан, создатель ОДЭ театра, поклонник сценических экспериментов, на это смотрите?

  Руслан: Я смотрел «Фигаро» в постановке «Комеди франсез», когда его привозили на фестиваль «Академия». Феноменальная актерская виртуозность, и при этом скучный спектакль с точки зрения энергии. Французский театр в своей основе – литературный. А у нас преобладает мораль. В Театре сатиры роль графа Альмавивы играл Ширвиндт, и темп тоже иной, чем у нас. Изменилось время, изменились скорости. А люди, на мой взгляд, идут на комедию за тем, чего им не хватает.

  – Чего же не хватает сегодня зрителям?

Руслан: На мой взгляд, красоты. Одно время театры качнулись в сторону новой драмы. Злободневные вопросы на сцене нужно поднимать, но сейчас зрители жаждут эстетического зрелища. Не отдохнуть – театр не баня. А насладиться. По крайней мере, люди говорят об этом. Что касается спектакля «Свадьба Фигаро», то для актеров – это возвращение к базе. Александр Сергеевич репетирует не только как режиссер, но и как педагог. Когда ты долго не играешь на музыкальных инструментах, тебе нужно вернуться к азам. И актерам – освежить поле и что-то вспомнить. И я очень люблю играть в костюмных спектаклях.

  – Костюмы, напоминающие исторические, сложно освоить?

Мария: Очень сложно. До сих пор путаюсь в платье с кринолином, запинаюсь. Надо отдать должное дамам, которые их носили, – это нелегко. На одной из репетиций режиссер говорит: «Импровизируйте». Ну, мы и постарались. А когда надели платья, половина трюков не вошла в спектакль.

Игорь: У нас была такая шутка. Если бы зрители приходили в театр в костюмах той эпохи, что и актеры, они полнее бы ощутили атмосферу спектакля. Потом, правда, мы подумали, что это плохая идея. Если мы будем играть «Бег» и все придут в шинелях, это будет странновато.

Растянуть бы сутки!

– Мария, вы впервые играете с мужем Русланом Шапориным в одном спектакле?

Мария: В спектакле «Лев Гурыч Синичкин» я выхожу в массовке, но на сцене мы не пересекаемся. Партнерами стали впервые.

  – Надежда Надеждина рассказывала, как они с Александром Щеголевым репетировали дома, ссорились. А как у вас?

Мария: Я говорю: «Руслан, давай почитаем текст. Кидай мне фразу». А он: «Нет, я дома не занимаюсь работой».

Руслан: Когда готовишь новую роль, все время думаешь про пьесу, своего героя. Это продолжение репетиции. Дома хочется немного отдохнуть.

  – Ваша семья – исключение из правил. Обычно в актерских семьях, да и журналистских, работа перетекает в дом.

Руслан: Да, и мы говорим о театре и жарко спорим. Как в любой актерской компании – разговоры только про театр. Я говорю: «Давайте о чем-нибудь другом поговорим». – «Давайте!» А через пять секунд все опять возвращаются к театру. Потому что актер – это не профессия, это наш образ жизни.

Мария: Однажды прочла о себе: удачно вышла замуж. Имелось в виду, что Руслан помог мне перейти в Театр драмы. А я сама показывалась худсовету и год просидела в резерве. Я всегда стесняюсь, на собраниях труппы прошу Руслана: «Пересядь на другой ряд».

– Руслан давно занимается режиссурой. Режиссерский опыт есть уже и у Игоря. А зачем актеру заниматься режиссурой?

Игорь: Много материала, с которым хотелось бы поработать. И этих названий нет у нас в театре драмы. У меня был единственный опыт постановки – в Центре современной драматургии я выпустил спектакль «В Москву – разгонять тоску!» Николая Коляды. Это был для меня эксперимент, очень интересный. Казалось, что, поработав в драме с тремя режиссерами, я могу и сам поставить спектакль. Оказалось, что это очень сложное дело. И потом я подумал, что мне играть пока интереснее, чем ставить.

Руслан: А мне интереснее ставить. Причем давно. Я радуюсь, когда в своем театре случается интересная роль, как глоток из родника, как новый виток в актерской профессии. Но сидеть и ждать я не привык. Поэтому все время что-то делаю. Когда ставишь, у тебя один взгляд, когда играешь – другой. Уметь понять и оценить театральные принципы со всех сторон, от частного к целому – очень любопытно. Мне интересно сочинять и как художнику. Я часто оформляю свои спектакли. Мне актерская профессия не наскучила, но тесновато в ней стало, хочется еще чем-то жить.

  – Вы все трое – успешные актеры. А какие желания вы бы загадали, если бы приплыла золотая рыбка и спросила?

Игорь: Побывать в Париже…

Мария: Буду банальной: чтобы все были здоровы – родные, коллеги. Чтобы и дальше был успех в моей профессии.

Руслан: Мне все время кажется, что я не успеваю. Есть такое желание: не спать и не есть, чтобы в этом не было потребности. Мы же полжизни спим!

Хотелось бы найти способ растянуть сутки.

Ещё новости о событии:

Актеры Омской драмы о новой постановке театра Темой «Культурного завтрака с «Омской правдой» в ресторане «Сенкевич» стало обсуждение премьеры академического театра драмы «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше.
12:32 03.10.2018 ИА Омскрегион - Омск
«Как будто открываешь бутылку шампанского» - Омская правда
Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев Актеры Омской драмы о новой постановке театра Темой «Культурного завтрака с «Омской правдой» в ресторане «Сенкевич» стало обсуждение премьеры академического театра драм
12:31 03.10.2018 Омская правда - Омск
 
По теме
13 октября в 12.30 на сцене Большого зала Омского государственного театра куклы, актера, маски «Арлекин» состоится бенефис режиссера и ведущей актрисы театра заслуженной артистки России Светланы Евстратенко,
22 сентября премьерой спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе П. Бомарше Омский академический театр драмы открыл 145-й театральный сезон.
«Русская, старинная, румяная да блинная» - Комитет по культуре и искусству 17 марта в  филиале «Алексеевская библиотека» в рамках районного проекта «Родники народные» прошел фольклорный праздник «Русская, старинная, румяная да блинная».
Комитет по культуре и искусству