«За Чехова могу даже подраться»

altText
Фото: www.omsktime.ru

Малый театр открыл 263-й сезон. О том, какие подарки зрителям приготовят артисты к Новому году, как надо бороться за великие пьесы и может ли актер быть скромным, «Известиям» рассказал художественный руководитель коллектива народный артист СССР Юрий Соломин.

— Юрий Мефодьевич, чем порадуете в новом сезоне?

— Владимир Бейлис возьмется за постановку «Перед заходом солнца» по Герхарту Гауптману с Борисом Клюевым в главной роли. Мне как режиссеру предложили сделать спектакль «Дальше — тишина», и я не отказался. Еще давно в Театре Моссовета была такая известная постановка Анатолия Эфроса по американскому фильму 1930-х годов («Уступи место завтрашнему дню» режиссера Лео Маккэри. — «Известия»), на сцене блистали Фаина Раневская и Ростислав Плятт. Но история очень современная — про семью, в которой старики становятся никому не нужны. Для нашей труппы это будет хорошая история. На сцену выйдут разные поколения артистов — от ветеранов до молодежи.

Далее планируем Островского. Куда ж мы без него? Пьесу «Красавец-мужчина» поставит Василий Федоров. Она давно не шла в Малом театре. А на Камерной сцене можно будет увидеть «Царь, или Государственный переворот» по драме Святослава Рыбаса в режиссуре Елены Олениной. Мы немного опоздали с этой темой, хотели ее сделать к 100-летию со дня гибели Николая II.

— Говорят, в репертуаре Малого театра появится детский спектакль, чего давно не было.

— Мы должны вернуться к детям с хорошим репертуаром. Это очень красивая постановка Виталия Иванова по «Сказке о Царе Салтане» Пушкина. Она уже была в репертуаре. Многие актеры, игравшие в ней, постарели. Теперь репетировать спектакль будут два состава нашей молодежи. Премьера намечена на 25 декабря. Для маленьких зрителей эта сказка станет прекрасным подарком к Новому году. Играть ее планируем все зимние каникулы.

— В прошлом сезоне у вас состоялась премьера спектакля «Смута» режиссера Владимира Бейлиса по книге, написанной министром культуры Владимиром Мединским. Критика отнеслась к этой постановке крайне скептически...

— ...чего не скажешь про зрителей. Все билеты были проданы. Людям нравится актерская работа, визуальная составляющая. Книга, кстати, написана давно, по ней спектакли поставлены и во Владивостоке, и в Смоленске. Познакомился я с книгой, когда она только появилась в продаже. Мне понравилось, что исторические события там описаны, как в детективе.

Это вообще очень актуальное произведение, несмотря на то что повествует про события XVI века. Оно про отношения России с Западом. Вы посмотрите, что сейчас происходит в Европе и Америке. Сфабриковали и раздули «дело Скрипалей». Подключился ко этому всему Трамп... Он-то тут при чем? Я никому не верю. Покажите мне Скрипалей!

— Вы человек старой формации...

— Я человек старого воспитания. Меня это шокирует.

— На презентации в Минкультуры летом этого года вы не получили финансирования на фильм «Скучная история» по Чехову?

— В итоге что-то дали. Я никогда ничего не просил. Но у меня многое связано с именем Антона Павловича. Я за него даже подраться могу. Несколько лет назад мы хотели  поставить в Малом театре...

Малый театр открыл 263-й сезон. О том, какие подарки зрителям  приготовят артисты к Новому году, как надо бороться за великие пьесы  и может ли актер быть скромным, «Известиям» рассказал художественный руководитель коллектива народный артист СССР Юрий Соломин.

— Юрий Мефодьевич, чем порадуете в новом сезоне?

— Владимир Бейлис возьмется за постановку «Перед заходом солнца» по Герхарту Гауптману с Борисом Клюевым в главной роли. Мне  как режиссеру  предложили сделать спектакль «Дальше — тишина», и я не отказался. Еще давно в Театре Моссовета была такая известная постановка Анатолия  Эфроса по американскому фильму 1930-х годов («Уступи место завтрашнему дню» режиссера Лео Маккэри.  — «Известия»), на сцене  блистали Фаина Раневская и Ростислав Плятт. Но история очень современная — про семью, в которой старики становятся никому не нужны. Для нашей труппы это будет хорошая история. На сцену выйдут разные поколения артистов — от ветеранов до молодежи.

Далее планируем Островского. Куда ж мы без него? Пьесу  «Красавец-мужчина» поставит Василий Федоров. Она давно не шла в Малом театре. А на Камерной сцене можно будет увидеть  «Царь, или Государственный переворот» по драме Святослава Рыбаса  в режиссуре  Елены Олениной. Мы немного опоздали с этой темой, хотели ее сделать к 100-летию со дня гибели Николая II.

— Говорят, в репертуаре Малого театра появится детский спектакль, чего давно не было.

— Мы должны вернуться к детям с хорошим репертуаром. Это очень красивая постановка Виталия Иванова по «Сказке о Царе Салтане» Пушкина. Она уже была в репертуаре. Многие актеры, игравшие в ней, постарели. Теперь репетировать спектакль будут два состава нашей молодежи. Премьера намечена на  25 декабря. Для маленьких зрителей  эта сказка станет прекрасным подарком к Новому году. Играть ее планируем все зимние каникулы.

— В прошлом сезоне у вас состоялась премьера спектакля «Смута» режиссера Владимира Бейлиса по книге, написанной министром культуры Владимиром Мединским. Критика отнеслась к этой постановке крайне скептически...

— ...чего не скажешь про зрителей. Все билеты были проданы. Людям нравится актерская работа, визуальная составляющая. Книга, кстати, написана давно, по ней спектакли поставлены и во Владивостоке, и в Смоленске. Познакомился я с книгой, когда она только появилась в продаже. Мне понравилось, что исторические события там описаны, как в детективе.

Это вообще очень актуальное произведение, несмотря на то  что повествует про события XVI  века. Оно про отношения России с Западом. Вы посмотрите, что сейчас происходит в Европе и Америке. Сфабриковали и раздули  «дело Скрипалей». Подключился ко этому всему Трамп... Он-то тут при чем? Я никому не верю. Покажите мне Скрипалей!

— Вы человек старой формации...

— Я человек старого воспитания. Меня это шокирует.

— На презентации в Минкультуры летом этого года  вы не получили финансирования на фильм «Скучная  история» по Чехову?

— В итоге что-то дали. Я никогда ничего не просил. Но у меня многое связано с именем Антона Павловича. Я за него даже подраться могу. Несколько лет назад мы хотели  поставить в Малом театре «Скучную историю».  За режиссуру взялся Сергей Женовач. Но спектакль не случился. Так бывает.

— После той презентации вы стали звездой соцсетей: людей поразило видео, на котором вы защищаете Чехова.

— И я очень благодарен тем, кто снял и распространил мое выступление. С их помощью нас все-таки заметили. Я там, конечно, сказал всё, что думаю... о Чехове. И вообще, я много ругаюсь. Жена говорит, что разведется со мной. Но мне ничего уже не страшно (смеется) .

— Что вас радует в повседневной жизни?

— Обожаю котят и щенят. С удовольствием смотрю по Discovery фильмы о них. У меня три собаки и четыре кошки. Когда я уезжаю от них с дачи, закрываю калитку — в горле комок. Потому что им без меня плохо, а мне без них еще хуже. Они мне очень помогают в жизни.

Недавно прочел книгу о собаках на фронтах Великой Отечественной войны. В ней рассказывается об их подвигах. Легендарный Джульбарс, обнаруживший тысячи мин, был удостоен медали «За боевые заслуги». С его помощью разминировали важные объекты не только на территории СССР, но и в боях за европейские города. Почему бы не снять фильм об этом героическом животном? Хорошая история. И наверняка понравится детям.

— Видимо, не без вашего совета в спектакле «Смута» на сцену выходит пара русских борзых.

— Конечно. Ведь такие собаки всегда были при дворе королей. Когда я прихожу в театр, всегда с ними здороваюсь, а уходя — прощаюсь. Это тоже наши артисты.

— Все больше разговоров о том, кто придет на смену художественному руководству известных театров...

— Отлично понимаю, о чем вы. Представьте, худруку Ленкома Марку Захарову — 84, Галине Волчек из «Современника» — тоже, Татьяне Дорониной, руководящей МХАТ  имени Горького, уже 85. Я тоже еще жив. А кого найдете на замену? Такие есть? Ну, не будет меня, назначат какого-нибудь Пупкина. А меня ведь театр выбирал художественным руководителем. И вот уже 30 лет  я держу наш дом после моего учителя Михаила Ивановича Царева.

— Малый театр издал книгу о народном артисте РСФСР Викторе Борцове «Виктор Андреевич, выйдите на первый план». Как сделать, чтобы люди не забывали легендарных актеров?

— Это огромная работа нашего музея, авторов Галины Полтавской и Наталии Пашкиной. Я даже не ожидал, что этот труд будет издан. Книга получилась увесистой!  Ею можно убить врага. В ней не только  рассказано  о Вите, но и охвачена история Малого театра.

Я читал ее и плакал. Вспоминал друга. Мы с Виктором Борцовым вместе учились в Щепкинском училище. А в этом году уже 10 лет, как его не стало. В книге есть его воспоминания. И они больше не о себе, а о своих учителях и коллегах. Витя был преданным театру артистом. Еще со студенчества стремился увидеть всё самое лучшее.

Мы жили в общежитии, денег едва хватало. А он покупал билеты в Ленинград и ехал смотреть спектакли Товстоногова. А когда ночным поездом возвращался, мы его расспрашивали: «Витька, ну, как там Товстоногов?» Он рассказывал. Например, как побывал на спектакле «Идиот», в котором дебютировал Иннокентий Смоктуновский и блестяще играл Евгений Лебедев...

Через Борцова мы, его однокашники, заинтересовались работами Бориса Ливанова во МХАТе. Витя обожал этого артиста, лауреата пяти Сталинских премий. Столько, кажется, не было ни у кого. Однажды ночью пришел со спектакля и давай всех будить в комнате. Нас там жило семеро. Все ребята его послали, один я  культурный оказался. И Витя до утра восхищался Ливановым.

— Зрителям Виктор Борцов в основном известен по «Покровским воротам». «Яволь, Маргарита Павловна», — говорил его герой Савва Игнатьевич.

— Есть и другие роли. Витя был скромный человек и никогда не афишировал свой успех. Он просто много работал. Мы с ним и Романом Филипповым впервые вышли на сцену еще студентами, в постановке Андрея Гончарова «Когда горит сердце». После чего  нас троих взяли в Малый театр.

— Скромность — нетипичное качество для вашей профессии. Большинство актеров рвутся к славе.

— А я рвусь? Это вы рветесь ко мне (смеется) . И то потому, что я в последнее время всё больше ругаться стал. Тем и интересен. А не рвались за славой те, кто были  скромнейшими людьми. Тот же Виктор Борцов. А ведь он после Дмитрия Николаевича Журавлева — лучший чтец. Раньше Малый театр часто ездил с концертами по стране. Нас любили и знали еще и за прекрасных рассказчиков — это Ильинский, Любезнов, Весник... А потом они умерли, и Витя продолжил начатое ими. Сейчас уж таких мастеров нет.

— В метро появился поезд Малого театра. Кадры спектаклей, цитаты...  Вы таким образом решили стать ближе к народу?

— Это, если хотите, такой музей на колесах.  Есть реклама спектаклей нынешних и напоминание о прошлых постановках. Заместитель директора театра Юрий Александрович Архипов горел этим. Помогло руководство метро и Следственный комитет России (Юрий Соломин — почетный член общественного совета СК.  — «Известия»). 

Поскольку про нас мало пишут и не показывают по телевидению, родилась мысль отрекламировать Малый театр таким образом. Больно, что на экране стало мало культуры. Даже одноименный канал перестал показывать запись архивных спектаклей. Нынешние постановки в театрах тоже не торопятся снимать. Слава Богу, я был умным и 12 спектаклей из репертуара Малого театра все-таки успел снять. А что дальше? Олега Табакова уже нет, и снимать некого. Опоздали. Но еще есть Александр Анатольевич Ширвиндт, жив Валентин Гафт, есть Вера Васильева, Владимир Андреев... 

Многие теперь спрашивают меня, а почему только состав вашего театра курсирует по Москве? Ну, уж так получилось. Зато в этом поезде перечислены все актеры и режиссеры Малого театра — от его создания до наших дней. А чтобы действительно стать к нам  ближе, просто приходите в театр.

Справка «Известий»

Юрий Соломин окончил Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина (курс Веры Пашенной), в 1957 году вошел в труппу Малого театра. В кинематографе дебютировал в 1960-м, сыграв главную роль в фильме «Бессонная ночь».

Всесоюзную известность актеру принесла роль Павла Кольцова в телевизионном фильме «Адъютант его превосходительства». Снимался в картинах «Дерсу Узала», «Блокада», «Летучая мышь», «ТАСС уполномочен заявить…» и др. С 1988 года — художественный руководитель Малого театра. В 1990–1991 годах занимал должность министра культуры РСФСР. Народный артист СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

  iz.ru  

Ещё новости о событии:

altText - OmskTime.Ru
Малый театр открыл 263-й сезон. О том, какие подарки зрителям приготовят артисты к Новому году, как надо бороться за великие пьесы и может ли актер быть скромным,
20:55 18.09.2018 OmskTime.Ru - Омск
Предстоящий сезон для Лицейского театра юбилейный, двадцать пятый. Сбор труппы начался со знакомства с новыми артистами — Ольгой Урлаповой и Евгением Захаренко.
14:24 18.09.2018 Министерство культуры - Омск
Предстоящий сезон для Лицейского театра юбилейный, двадцать пятый. Это еще один повод сделать его насыщенным.
13:21 18.09.2018 BiletOmsk.Ru - Омск
Предстоящий сезон для Лицейского театра юбилейный, двадцать пятый. Это еще один повод сделать его насыщенным.
10:51 18.09.2018 Администрация г. Омск - Омск
 
По теме
Напомним, 7 октября состоится открытие сезона Лицейского театра. Лицеисты всегда стараются сделать начало сезона эффектным, но в этот раз есть обязывающий к пышному празднику повод – сезон станет юбилейным.
22 сентября премьерой спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе П. Бомарше Омский академический театр драмы открыл 145-й театральный сезон.
В шорт-лист всероссийского конкурса семинара-лаборатории «Мастерская сказок» вошла пьеса «Придет серенький волчок» актера Омского государственного театра куклы, актера, маски «Арлекин»,
Песня жить и дружить помогает... - Газета Ваша звезда Наталья Чердынцева, жительница села Юрьевка, не мыслит себя без песни и творчества Культура – понятие широкое и всеобъемлющее, она связывает национальности и традиции, людей разных поколений и вероисповеданий.
Газета Ваша звезда
Неделя детской книги – 2024 - Комитет культуры Шербакульская детская библиотека принимает участие во Всероссийской акции «Неделя детской книги – 2024» в библиотеке.
Комитет культуры