Маршрутная сеть Омска: разбираемся, что происходит с общественным транспортом

altText
Фото: www.omsktime.ru

Сейчас в сфере пассажироперевозок Омска переломный момент. Впервые за много лет в существующую маршрутную сеть вносят так много изменений. Чтобы прибраться на рынке общественного транспорта, который до этого развивался очень хаотично, власти даже попросили помощи у учёных. За проект новой маршрутной сети для Омска взялись специалисты санкт-петербургского вуза. Осенью они сдали свою разработку омскому департаменту транспорта, а корреспондент НГС.ОМСК попытался разобраться, за что заплатили два миллиона учёным северной столицы, почему изменения были так необходимы и что теперь произойдёт.

Что к этому привело? 

Последние несколько лет рынок пассажирских перевозок в Омске развивался хаотично. То есть, как ранее говорили в дептранспорта, власти ничего не могли сделать с человеком, который купил «Газель», получил в УГАДН лицензию и решил встать на любой из уже существующих маршрутов. Таких желающих со временем стало слишком много, и к 2015 году на каждый муниципальный автобус приходилось более пяти маршруток (в основном «Газелей»). 

Чаще всего частники выбирали маршруты, на которых много пассажиров, заполоняли центральные улицы машинами и снижали прибыль муниципального транспорта. Поскольку омичей из отдалённых и неприбыльных районов тоже надо было возить, то себестоимость каждой поездки в муниципальном транспорте стала расти, несмотря на дотации из бюджета. Количество автобусов на улицах выросло до 3800 .

Мэрия несколько раз пыталась навести порядок на рынке общественного транспорта, но до 2016 года раз за разом терпела неудачу.

В 2016 году вышел новый федеральный закон, который давал властям карт-бланш. В дептранспорта его назвали «транспортной революцией» . Главным преимуществом стал реестр перевозчиков, который фактически объявлял нелегалами всех маршрутчиков, которых в нём нет. Но отказаться от всех частных перевозчиков было нельзя, поскольку к этому времени они перевозили более 60 % всех пассажиров. Если бы частные перевозчики разом перестали существовать, то в городе случился бы транспортный коллапс.

С начала 2017 года глава дептранспорта удалил разом 27 маршрутов , которые дублировали друг друга, и объявил все «Газели» вне закона . Теперь частные перевозчики могли ездить только на автобусах, в которых более 15 мест. Но это привело к открытой конфронтации маршрутчиков и департамента транспорта. Все следующие глобальные изменения требовалось серьёзно обосновать.

Что происходит сейчас?

Проект новой маршрутной сети законно позволил бы департаменту транспорта все дальнейшие изменения. Исследовать рынок пассажироперевозок поручили санкт-петербургскому вузу . Изначально на эту задачу хотели потратить 1,5 года и 7 миллионов рублей, но время поджимало и техзадание сократили. Из-за этого стоимость упала до 2 миллионов рублей , а сроки выполнения — до полугода. Исследователи изучили, куда и как добираются омичи, где собираются пробки и как лучше...

Сейчас в сфере пассажироперевозок Омска переломный момент. Впервые за много лет в существующую маршрутную сеть вносят так много изменений. Чтобы прибраться на рынке общественного транспорта, который до этого развивался очень хаотично, власти даже попросили помощи у учёных. За проект новой маршрутной сети для Омска взялись специалисты санкт-петербургского вуза. Осенью они сдали свою разработку омскому департаменту транспорта, а корреспондент НГС.ОМСК попытался разобраться, за что заплатили два миллиона учёным северной столицы, почему изменения были так необходимы и что теперь произойдёт.

Что к этому привело? 

Последние несколько лет рынок пассажирских перевозок в Омске развивался хаотично. То есть, как ранее говорили в дептранспорта,  власти ничего не могли сделать с человеком, который купил «Газель», получил в УГАДН лицензию и решил встать на любой из уже существующих маршрутов. Таких желающих со временем стало слишком много, и к 2015 году на каждый муниципальный автобус приходилось более пяти маршруток (в основном «Газелей»). 

Чаще всего частники выбирали маршруты, на которых много пассажиров, заполоняли центральные улицы машинами и снижали прибыль муниципального транспорта. Поскольку омичей из отдалённых и неприбыльных районов тоже надо было возить, то себестоимость каждой поездки в муниципальном транспорте стала расти, несмотря на дотации из бюджета. Количество автобусов на улицах выросло до 3800 .

Мэрия несколько раз пыталась навести порядок на рынке общественного транспорта, но до 2016 года раз за разом терпела неудачу.

В 2016 году вышел новый федеральный закон, который давал властям карт-бланш. В дептранспорта его назвали «транспортной революцией» . Главным преимуществом стал реестр перевозчиков, который фактически объявлял нелегалами всех маршрутчиков, которых в нём нет. Но отказаться от всех частных перевозчиков было нельзя, поскольку к этому времени они перевозили более 60 % всех пассажиров. Если бы частные перевозчики разом перестали существовать, то в городе случился бы транспортный коллапс.

С начала 2017 года глава дептранспорта удалил разом 27 маршрутов , которые дублировали друг друга, и объявил все «Газели» вне закона . Теперь частные перевозчики могли ездить только на автобусах, в которых более 15 мест. Но это привело к открытой конфронтации маршрутчиков и департамента транспорта. Все следующие глобальные изменения требовалось серьёзно обосновать.

Что происходит сейчас?

Проект новой маршрутной сети законно позволил бы департаменту транспорта все дальнейшие изменения. Исследовать рынок пассажироперевозок поручили санкт-петербургскому вузу . Изначально на эту задачу хотели потратить 1,5 года и 7 миллионов рублей, но время поджимало и техзадание сократили. Из-за этого стоимость упала до 2 миллионов рублей , а сроки выполнения — до полугода. Исследователи изучили, куда и как добираются омичи, где собираются пробки и как лучше организовать движение автобусов.

Над этим документом работали 10 профессоров и доцентов, а также сотни волонтёров омского СибАДИ. В результате получился проект, который до ноября не показывали никому, даже частным перевозчикам. Департамент транспорта, по словам руководителя, хотел сначала ознакомиться с ним сам и понять, стоил ли он своих 2 миллионов рублей. Всю информацию выдавали порционно, пытаясь объяснить, зачем всё это делается. На встречах с журналистами, координационным советом, частыми перевозчиками, депутатами департамент показывал лишь одну презентацию с выдержками, не допуская утечки всех остальных материалов. Уже по этой презентации было ясно, что на рынке пассажироперевозок скоро начнётся переломный момент. Одним из главных нововведений стало использование улиц, на которых раньше транспорт не ходил: Фрунзенский мост и Иртышская Набережная. Также проект предполагает, что  весь транспорт будет ходить по единому расписанию, а большие автобусы —  чередоваться с маршрутками , чтобы все перевозчики были в равных условиях.

Несмотря на то, что маршрутную сеть мало кто видел, её уже начинали внедрять. Чиновники уже договаривались с некоторыми перевозчиками. Автобусы маршрута № 14 внезапно перестали ездить до ж/д вокзала , а автобусы № 703 («Ул. 1 Мая – СТЦ "МЕГА"») начали  поворачивать на улицу Ватутина .

В начале  декабря в департаменте транспорта показали список всех маршрутов, которые будут изменены. Как оказалось, в Омске исчезнут ещё 24 маршрута (в 2016 году их было 188, в 2017 – 155, после внедрения маршрутной сети их останется 127). Появятся два новых троллейбусных маршрута, а по-другому начнут ездить автобусы по 71 маршруту.

Что изменится? 

Большинство маршрутов «раскидают» по соседним улицам, чтобы автобусы больше не собирались в огромных очередях на подъездах к остановочным карманам и для того, чтобы обслуживать больше районов города. Многие  изменения незначительны, но привыкать всё равно придётся. Из действительно работающих маршрутов исчезнут 10: маршруты № 39, 70, 87, 94, 304, 309, 346, 381, 365 и 421. Остальные либо сольются с другими существующими маршрутами, либо исчезнут только на бумаге – фактически они не существуют уже давно. 

Довольно популярный маршрут № 22 («ул. Бархатовой – МСЧ-9») пройдёт по проспекту  Академика Королёва и улице Берёзовая. Автобусы № 23 вместо СТЦ «МЕГА» будут ездить до микрорайона «Прибрежный», № 33 («ул. Бархатовой – ул. 3-я Железнодорожная») пройдут по улицам 4-я Транспортная, Берка Цемента и Запорожская. № 350 («СНТ "Маяк" – СНТ "Ивушка"») перестанет существовать, поскольку сольётся с маршрутом № 46 («пос. Карьер – ул. Облепиховая»). Также исчезнет маршрут № 79, поскольку его частично будет дублировать удлинённый № 49 («ул. Бархатовой – ПО "Иртыш"»), а жителей Амура будут обслуживать маршрутки № 550 и № 392. Автобус № 59 перестанет ездить по всей улице 10 лет Октября, а начнёт поворачивать на улицу Омская. Транспорт под № 96 станет доезжать до СТЦ «МЕГА», хотя раньше останавливался на ул. Крупская. 

Впервые в маршрутной сети начнут использовать улицы Маршала Жукова и Иртышская Набережная. Остановочные карманы там уже есть и останется лишь поставить павильоны. К примеру, по Фрунзенскому мосту начнёт ездить маршрутка № 323 («ул. 3-я Железнодорожная – ул. Бархатовой»), а видом на Иртыш из окна смогут полюбоваться пассажиры автобусов № 418 («ДК "Свердлова" – ул. Дергачева»).

Некоторые изменения для пассажиров будут незаметны. Например, маршрутки № 51, 83, 89, 117, 125 переведут на регулируемый тариф. То есть пассажиры ощутят только то, что теперь на них начнут обслуживать льготников, а автобусы станут ездить по расписанию.

Троллейбус № 8 («пос. Юбилейный – ДК им. Малунцева») себя не оправдал, и скоро он снова исчезнет. Зато появится новый троллейбусный маршрут № 1, который свяжет ж/д вокзал и завод «Металлист», а также возродится троллейбус № 14 («пос. Солнечный – з/д Попова»).

Более подробно о планах можно узнать в документе департамента транспорта .

Почему нельзя внедрить всё и сразу?

Изменения выглядят внушительно, но внедрять их  будут постепенно. Закончить всё планируется до конца 2018 года. Пассажиры должны будут привыкнуть к каждому новому маршруту. Ещё одна причина – не всегда теория хорошо работает на практике. Например, в изначальной версии автобус № 14 должен был ездить иначе в районе улицы Димитрова и Суворова. Некоторые маршруты не получится изменить без конкурса, а для этого их за полгода надо будет внести в документ планирования пассажироперевозок.  Именно поэтому НГС.ОМСК будет публиковать материалы о каждом изменённом маршруте непосредственно перед его внедрением.

Конечно, изменения – это не всегда хорошо и принесёт много неудобств как перевозчикам, так и пассажирам. Санкт-Петербургский вуз будет год сопровождать итог своей  работы и вносить правки по мере необходимости. 

Пока нет единого мнения, хорошая или плохая маршрутная сеть получилась у иногородних исследователей. Некоторые специалисты упрекают разработчиков в том, что в проекте не учли тех омичей, которые не ездят на общественном транспорте, но, теоретически, могли бы на него пересесть. Многие частные перевозчики сочли, что новая маршрутная сеть создана в угоду интересам именно муниципального транспорта и теперь выступают против.  Каким будет мнение пассажиров, покажет время. 

  http://ngs55.ru/news/more/51938191/  

Ещё новости о событии:

altText - OmskTime.Ru
Сейчас в сфере пассажироперевозок Омска переломный момент. Впервые за много лет в существующую маршрутную сеть вносят так много изменений.
12:30 11.12.2017 OmskTime.Ru - Омск
Маршрутную сеть в Омске будут перекраивать больше года НГС.ОМСК разбирается, зачем нужна была разработка маршрутной сети и что кардинально изменится после её внедрения.
08:05 11.12.2017 Ngs55.Ru - Омск
 
По теме
Песня жить и дружить помогает... - Газета Ваша звезда Наталья Чердынцева, жительница села Юрьевка, не мыслит себя без песни и творчества Культура – понятие широкое и всеобъемлющее, она связывает национальности и традиции, людей разных поколений и вероисповеданий.
Газета Ваша звезда