Десант в Десподзиновку

Участники культурно-просветительского центра «Полонез» провели трудовую маевку в деревне с польской историей

На территории Омской области проживают представители 121 национальности. Исторически сложившийся менталитет сибиряков – доброжелательное, уважительное отношение к культуре и религии народов, проживающих на одной территории. Укреплению межнациональных связей способствует деятельность общественных организаций, работающих при Доме дружбы.

В прошлом году исполнилось 10 лет общественной организации «Польский культурно-просветительский центр «Полонез», которая способствует сохранению польского языка и национальных традиций, изданию научных и краеведческих работ, содействует восстановлению родственных связей. Все, кто занимается здесь, – люди увлеченные, постоянные участники городских и областных мероприятий. Стараниями активистов организации созданы воскресная школа польского языка и культуры, вокальный ансамбль «Полонез», театральный коллектив и детская художественная студия. Одно из направлений – опека над памятными местами, связанными с польской историей.

Сибирские поляки

Ранним майским утром вместе с участниками центра «Полонез» мы выехали в деревню Десподзиновка Саргатского района. В прошлом году она прославилась тем, что ее жители вместе с товарищами по несчастью из Новотроицка перекрыли дорогу, чтоб обратить внимание властей на ее ужасное состояние. Теперь о дороге Саргатка - Новотроицк знают даже в приемной президента, а толку нет. От Саргатки до Десподзиновки мы ехали с замиранием сердца, напевая песню «Мы вели машины, объезжая мины, по путям дорогам фронтовым. Эх, путь-дорожка фронтовая...» Рытвины, ухабы, ямы наш автобус переползал, петляя по дороге, которая уже подсохла от весенней распутицы, более часа. И это примерно 40 километров.

«Почему и зачем мы туда отправились?» – такой вопрос я задала председателю общественной организации «Польский культурно-просветительский центр «Полонез» Любови Леонидовне Нестеровой.

Вот что она рассказала.

Идея установить связь с жителями деревни принадлежит Альбине Павловне Раковой, известному краеведу, музейщику с большим стажем, которая стала участником центра, разыскивая своих предков из рода поляков Трусковских. Она нашла в архиве документ, свидетельствующий, что в 1892 году ссыльные поляки, размещенные по разным деревням Тобольской губернии, куда они попали после подавления русским царем польского восстания 1830–1831 гг., обратились с ходатайством об отводе земель для деревни к тобольскому губернатору. Так появился на берегу озера Тобол-Кушлы поселок, названный благодарными ссыльными поляками в честь губернатора Александра Ивановича Браташинского Деспот-Зеновича. Через какое-то время название стали писать слитно и букву «е» заменили на «и». Поселок состоял из 26 дворов, которые образовывали одну улицу. В нем проживали 52 души мужского пола и 60 – женского. Основатели носили польские фамилии: Опанские, Валевские, Рабкевич, Мациевские, Капусцинские… Но были и литовские, латышские семьи. Со временем в деревне стали селиться немцы и русские.

Жители сеяли озимую рожь, пшеницу, овес, гречиху, просо и горох. В огородах выращивали капусту, свеклу, морковь, брюкву, тыкву, картофель и даже дыни и арбузы. В 1895 г. в деревне насчитывалось 95 лошадей, 113 коров и 90 голов гулевого скота. Безлошадными были только три семьи. В 1920­е годы организовали сельхозартель «Пшиячель» (przyjaciel – товарищ), а позднее колхоз с этим же названием (в конце 40­х переименован в колхоз им. Мичурина). Постепенно население обрусело, был утрачен польский язык, почти все традиции. Только в районе по привычке продолжали при случае говорить: «А там, у поляков», «Поедем к полякам» – и каждому было понятно: значит, в Десподзиновку.

– В 2008 году мы впервые отправились в эту деревню, предварительно изучив немало архивных документов, – продолжает Любовь Леонидовна. – Жители направили к старожилу – Елизавете Валевской. Она рассказала все, что помнила о деревне, о своей семье, показала фотографии, вышивки. С этого и началось наше знакомство и дружба с Десподзиновкой. Через некоторое время организовали встречу с местными жителями и вскоре увидели первые результаты: у них проснулся интерес к своим предкам, истории. В местной школе ребята стали писать рефераты, сочинения, сделали макет деревни начала XX века. В селе организовали музей. По инициативе центра «Полонез» в 2010 году в деревне побывали польские ученые, а в 2012­м к 120­летию села на Доме культуры установили мемориальную доску в честь губернатора А.И. Деспот-Зеновича. С удовольствием откликнулись на наше приглашение омские художники – в том юбилейном году они выезжали на пленэр в Десподзиновку и все художественные полотна передали в дар Дому культуры. То есть мы немало делаем для популяризации краеведческой информации о единственном в регионе сохранившемся польском поселении и даже были отмечены дипломом за третье место в общероссийском конкурсе, проведенном Посольством Республики Польша в России.

«Кто мы, откуда, где наши корни?»

Целью нашей поездки была акция по приведению в порядок местного мемориала – десподзиновского кладбища. На данный момент потомков основателей деревни почти не осталось, и памятники на могилах польских переселенцев остались бесхозными. На акцию вместе с полонезовцами вышли учителя Т.И. Жидкова и А. В. Волков, библиотекарь Г.В. Шнейдер и специалист по работе с детьми и молодежью Е. Соколова. Не усидела дома и семидесятипятилетняя Татьяна Тимофеевна Иванова.

– Моя бабушка родом из Польши, а мама родилась уже здесь, – говорит Татьяна Тимофеевна. – Фамилия наша Соколовские, но польский язык даже мама не знала, только некоторые слова. Я и вовсе русскоязычная. Но дальние мои родственники заинтересовались предками и нашли, откуда наш род идет. На этом кладбище похоронены только поляки, а русские – на другой стороне от деревни.

– И мои предки – выходцы из Польши, – подхватывает наш разговор Галина Владимировна Шнейдер. – Уехали в Сибирь сами, потому что тем, у кого не было сыновей, в Польше не давали земельных наделов, а у прадеда было три дочки. В Десподзиновке семья осела уже в 1946 году. Мы очень благодарны центру «Полонез» – его энтузиасты заставили нас вспомнить о предках. У нас сложился небольшой актив, который вместе с «Полонезом» шефствует над кладбищем. Посмотрите, какие здесь памятники: в выбитых камнерезом надписях, и по-польски и по-русски, – сама история села.

– На общественных началах, по зову души и сердца мы занимаемся приведением в порядок этой территории и самих памятников, – дополняет односельчанку Татьяна Ивановна Жидкова. – Участники «Полонеза» – молодые и люди постарше – очень доброжелательные, работают старательно, дружно. Вот и сегодня очистили такой большой участок от сушняка и от «ковра» слежавшихся листьев. Мы им очень благодарны и за праздничные мероприятия, и за восстановленную летопись, и за эти трудовые маевки.

Уезжал наш десант из Десподзиновки с чувством выполненного долга и удовлетворения от проделанной работы.

Асимметрия отношений

Увы, нынешняя оценка польско-российских отношений является наихудшей, как свидетельствуют опросы, проводимые Центром исследования социального мнения, шансы на равноправные и дружественные отношения между Польшей и Россией никогда не были такими пессимистичными, как сегодня.

Сенат Польши поддержал инициативу сейма учредить Национальный день Победы 8 мая вместо праздника Победы и свободы 9 мая. В прошлом году дипломатический лексикон пополнило и прочно вошло в обиход новое понятие – «война памятников». Впервые эта формулировка появилась в тексте официального релиза российского МИДа по поводу сноса (вопреки официальным договоренностям) в польском городе Лиманове памятника благодарности Красной Армии. Сложная ситуация остается вокруг памятника советскому генералу Ивану Черняховскому: монумент фактически доживает последние дни в польском городе Пененжно - горсовет в апреле постановил снести его. Известно, что в польской земле захоронено почти  600 тысяч советских воинов, отдавших жизнь за освобождение Европы от фашизма. Какой будет судьба мемориалов?

Правда, не все так безрадостно: в прошлом году польская общественность обратилась с Открытым письмом к российскому народу и властям Российской Федерации. Первой свою подпись поставила профессор Ягеллонского университета в Кракове Анна Ражны. «Народы России, дорогие братья россияне! – написано в том письме. – Тысячи поляков, преданных независимой Польше и суверенному польскому народу, мы возмущены и не согласны с действиями нынешних властей и их лицензированной оппозицией в парламенте Польши, которые выполняют задачи, навязанные им их западными хозяевами».

Но, к сожалению, социологический опрос этого года показал, что негативное отношение к России высказали более 80% опрошенных жителей Польши. И все-таки полонезовцы, уже не раз побывавшие в Польше, настроены оптимистично – интернационализм воспитан в сибиряках еще Советской властью. В центре «Полонез» продолжают изучать польский язык и готовиться к участию в новых фестивалях и конкурсах.

Татьяна ЖУРАВОК.

Фото автора и из архива центра «Полонез».

 
По теме
  За многолетний добросовестный труд, достижение высоких показателей и профессиональное мастерство почетными грамотами отмечены специалисты и работники детской школы искусств, музея, клубной, библиотечной системы.
Песня жить и дружить помогает... - Газета Ваша звезда Наталья Чердынцева, жительница села Юрьевка, не мыслит себя без песни и творчества Культура – понятие широкое и всеобъемлющее, она связывает национальности и традиции, людей разных поколений и вероисповеданий.
Газета Ваша звезда