Экс-директор ПО «Полет» Григорий Мураховский: Космос - не для частных компаний

Экс-директор ПО «Полет» Григорий Мураховский: Космос - не для частных компаний
Фото: superomsk.ru

Летом 1957 года с полигона Капустин Яр успешно стартовала баллистическая ракета средней дальности. Изделие получило название Р-12. А уже 31 декабря Совет Министров СССР распорядился развернуть серийное производство ракетоносителей на авиационном заводе № 166, ныне ПО «Полет». Так в Омске появилось новое космическое направление. 

Как развивалось омское ракетостроение  и какие перспективы у него в будущем, размышляет председатель общественного совета при министерстве промышленности Омской области, экс-директор ПО «Полет» Григорий Мураховский. 


- Григорий Моисеевич, как Вы относитесь к разговорам о том, что звезда Омска как промышленного города закатилась и пора бы искать новые стратегические пути его развития?

- Омск был и остается крупнейшим промышленным центром России. Еще 20 лет назад у нас был совсем другой станочный парк, мы пользовались арифмометрами, калькуляторами, логарифмическими линейками, чертили на кульманах. А сегодня мы имеем совсем другие, самые современные, производственные технологии. И вот уже не нужно 24 тысячи работников на заводе имени Баранова для производства авиадвигателей. И  нет такой нужды в численности  на других предприятиях ОПК. Но  специалисты должны быть хорошо подготовлены, иметь высшее техническое образование, понимать суть технологических процессов. Да, количество работников в омской промышленности сократилось в несколько раз. Но Омск, еще раз подчеркну, был и остается промышленным городом. Мы производим все: радиоэлектронику, приборы  радиолокации, бронетанковую технику, узлы и агрегаты для гражданской и боевой авиации, ракетно-космические комплексы. Такое редкое сочетание!

 

- Вы всю жизнь посвятили ракетно-космической отрасли. Как на Вас отразилась в свое время перестроечная программа сокращения вооружений?

- Когда стали сокращать ракетные комплексы, закрыли тему «Буран». Мы в Омске делали топливные баки для объединенной двигательной установки. Бездумно закрывались и другие перспективные разработки, многое было просто уничтожено. Страна жила в страшном заблуждении, словно забыв о том, что территорию, на которой сосредоточено 40 процентов полезных ископаемых, надо уметь защищать. И наш город в решении этой задачи всегда играл ведущую роль.

 

- Сейчас в Роскосмосе опять  обсуждается, пока не смело, вопрос о возвращении «Бурана». Что Вам известно об этом?

- Разговоры идут. Ведь программа «Морской старт» остановлена, запуски оказались очень дорогими. А вот если бы мы довели до конца тему «Энергия-Буран», то все было бы нормально. У нас в отрасли был значительный задел, который остался, в том числе и в Омске, который можно было дальше развивать. К сожалению, в данный момент по этой теме многое утрачено.

- Но ведь не случайно же американцы закрыли программу SpaceShuttle  и теперь покупают в России  двигатели РД-180 для ракет «Атлас». Может быть, все же лучше продолжать развивать традиционную ракетную тему?

- «Ангара» как раз и есть следующий шаг в этом направлении. И это изделие полностью себя оправдает и позволит нашей стране прочно удерживать лидирующие позиции в космосе.  Но поиск новых подходов, когда хотя бы основные блоки можно использовать повторно, продолжается.  Главное в космонавтике - это  стоимость доставки одного килограмма груза на орбиту. С многоразовым использованием техники здесь прямая связь.

 

- Американская частная компания «Илона Маска  SpaceX», несмотря на все неудачи, уже смогла вернуть на Землю основную ступень для повторного использования. Может быть, пришла пора отдать космос «на откуп» частным инвесторам? 

- Разговоры про частную компанию, мягко говоря, неправда. Ни одна компания в одиночку не сможет выполнить такую задачу. Должен быть производственный комплекс, работающий на одну цель, увязаны целые отрасли науки. Это испытательные наземные технические и стартовые комплексы. Без государства здесь ничего не сделать. Мое мнение, что за этой компанией стоит именно вся государственная машина США и NASA. А про частный бизнес они говорят только для того, чтобы показать всему миру - «смотрите, насколько у нас развит дух предпринимательства, какая свобода для бизнеса». Да и ничего сверхъественного SpaceX пока не сделали. У нас еще в 80-е годы была готова документация для возвращаемых ступеней. Но все проекты свернули в 90-е годы.

 

- В Омске остались люди, которые могли бы восстановить утраченное и двигаться дальше?

- Молодежь подрастает талантливая, вся надежда на нее. Все директора наших предприятий сейчас прикладывают огромные усилия для того, чтобы решить кадровую проблему, важнее которой нет. И получается. Особого внимания заслуживает то, что сейчас делает Владимир Березовский, генеральный директор ОНИИП. Он берет группу школьников, начиная с восьмого класса, и сопровождает ее. Летом приглашает на работу, платит зарплату,  на них смотрят. Коллектив присматривается к ребятам. А я вам скажу, трудовой коллектив никогда в людях не ошибается. И те, кто проявляет интерес к производству, вливается в процесс,  остаются. И с этого момента их начинают вести. За ними следят, как они учатся. Кто-то поступает на бюджет, кому-то оплачиваются специальные места в техникуме, вузе. Потом они приходят на предприятие,  ребятам помогают в приобретении жилья, они начинают успешно работать. Зарплата достойная. Так готовится смена, происходит преемственность поколений.

 

- Директор «Высоких технологий» Дмитрий Шишкин выступает с идеей сделать в Омской области обязательным ЕГЭ по физике. Вы бы поддержали эту идею?

- Безусловно. Наша страна была и будет промышленно развитой. Будущее за теми, кто обладает техническими знаниями. И будущее Омска, кто бы и что сейчас ни говорил,  тесно связано с производством. Причем наукоемким. Техника и люди сейчас решают все. И того, что на нас уже 70 лет никто не нападает,  удалось добиться только потому, что мы все это время никому не уступаем в техническом противостоянии. И нынешнее руководство страны сейчас это прекрасно понимает и делает все для того, чтобы наше лидерство никем не оспаривалось. 

Справка:

«Буран» — орбитальный корабль-ракетоплан советской многоразовой транспортной космической системы,  созданный в рамках программы «Энергия — Буран». Многоразовый корабль  был ответом на аналогичный американский проект SpaceShuttle. Свой первый и единственный космический полет «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Ракетоплан «Буран» в окончательном виде был подготовлен в Омске на ПО «Полет». Затем изделие закрепили на фюзеляже самолета «Руслан», который из аэропорта «Омск – Северный» доставил «Буран» на космодром Байконур. 

Досье:

Григорий Мураховский родился 25 ноября 1945 года. В 1963 году поступил в Омский политехнический институт, в 1968 году начал работать на ПО «Полет» инженером-технологом цеха окончательной сборки РН «Космос». В 1972 году  назначен старшим инженером-технологом. В 1980 году возглавил цех автоматики, затем работал начальником цеха автоматики двигательного производства, а с 1985 года возглавил двигательное производство РД-170-171. С 1986 года – заместитель генерального директора ПО «Полет» по производству.  С 2008,  после объединения омского аэрокосмического предприятия с ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева», по сентябрь 2013 года - первый заместитель генерального директора ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева», генеральный директор ПО «Полет».  Награжден орденом трудового Красного знамени, орденом Дружбы, орденом за Заслуги перед Отечеством IV степени.

 
По теме
Мошенники из Омска попали под суд после обмана жителей нескольких регионов 20-летние подсудимые звонили жителям Омской и Новосибирской областей, рассказывали придуманную историю, а после получали от потерпевших крупные суммы.
Награда волонтёру - Газета Омский пригород Активист волонтёрского сообщества «Помощь солдатам» был награждён медалью.
Газета Омский пригород
Весна идет в музей! - Музей-заповедник Старина Сибирская С наступлением весны жизнь как будто расцветает, оживает природа. Меняются темы экскурсий в музее.
Музей-заповедник Старина Сибирская