Огромен и лукав, неколебим и противоречив: Антон Долин — памяти Олега Табакова

altText
Фото: www.omsktime.ru

12 марта умер Олег Табаков — знаковая фигура в русской культуре последних пятидесяти лет. Выдающийся актер, режиссер, менеджер, худрук, строитель театра, мастер, учитель нескольких десятков самых успешных современных российских актеров — Олег Табаков был и навсегда останется поистине народным артистом. Олега Табакова вспоминает кинокритик «Медузы» Антон Долин.

Олег Табаков — тот редкий артист, к которому легко применить выспренний и, кажется, всегда лишний эпитет «великий». Какой же еще? Карьера длилась 60 лет, и ни на один год Табаков не переставал быть важнейшим компонентом культурного ландшафта, все умножая свои ипостаси. С ним «ушла эпоха»? Да нет же, сразу несколько разных эпох, каждая из которых могла бы стать иной без него. В равной степени человек театра и кино, режиссер и культуртрегер, педагог и худрук. Без него невозможно себе представить тот старый «Современник», который уже полвека назад стал частью истории. Но ведь и самые актуальные современные театральные режиссеры получили карт-бланш от Табакова — главы нынешнего МХТ, преображенного его усилиями: Евгений Писарев и Юрий Бутусов, Кирилл Серебренников и Константин Богомолов. 

Начало карьеры Табакова связано с именами Михаила Швейцера, Олега Ефремова, Григория Чухрая, Галины Волчек. Последние свои роли он сыграл в двух спектаклях Богомолова — юбилейном, в самом деле, и обманчиво-исповедальном «Юбилее ювелира» и пронзительном «Драконе»: он не выходил на сцену, его вывозили, и зал взрывался овацией, так неуместно и так логично прерывавшей ультрасовременную постановку. Посмертной станет роль Табакова в богомоловском кинодебюте — «Год, когда я не родился» (есть шанс, что картина увидит свет до конца 2018-го). А последней прижизненной останется работа в двух полнометражных «Кухнях». Да, Табаков с самого начала был и до последних дней оставался подлинно народным артистом. Народнее не придумать. 

Только он мог в течение одного года сняться в радикальнейшем эксперименте Киры Муратовой «Вечное возвращение» (третья их совместная работа после «Трех историй» и «Мелодии для шарманки») — и, возможно, самом стыдном из «блокбастеров» Сарика Андреасяна «Тот еще Карлосон». Табаков был настолько огромен и лукав, неколебим и противоречив, что был на своем месте везде, где только ни оказывался. 

Что такое «великий артист»? Наверное, тот, кому удалось совместить две актерские судьбы — быть Протеем, меняющимся до неузнаваемости по прихоти постановщика, и создать свое устойчивое амплуа, которое зритель не перепутает ни с чьим. У Табакова получилось. Его слегка надтреснутый мурлыкающий голос, его мягкая улыбка, в которой всегда читалась и доля издевки, черты его лица — красивого и в то же время простодушного, «народный типаж», — не зависящая от обрамления национальная ценность. Образ если не на века, то уж точно на десятилетия. 

12  марта умер Олег Табаков  — знаковая фигура в  русской культуре последних пятидесяти  лет. Выдающийся актер, режиссер, менеджер, худрук, строитель театра, мастер, учитель нескольких десятков самых успешных современных российских актеров  — Олег Табаков был и  навсегда останется поистине народным артистом. Олега Табакова вспоминает кинокритик «Медузы» Антон Долин.

Олег Табаков  — тот редкий артист, к  которому легко применить выспренний и, кажется, всегда лишний эпитет «великий». Какой  же еще? Карьера длилась 60 лет, и  ни  на  один год Табаков не  переставал быть важнейшим компонентом культурного ландшафта, все умножая свои ипостаси. С  ним «ушла эпоха»? Да  нет  же, сразу несколько разных эпох, каждая из  которых могла  бы стать иной без него. В  равной степени человек театра и  кино, режиссер и  культуртрегер, педагог и  худрук. Без него невозможно себе представить тот старый «Современник», который уже полвека назад стал частью истории. Но  ведь и  самые актуальные современные театральные режиссеры получили карт-бланш от  Табакова  — главы нынешнего МХТ, преображенного его усилиями: Евгений Писарев и  Юрий Бутусов, Кирилл Серебренников и  Константин Богомолов. 

Начало карьеры Табакова связано с  именами Михаила Швейцера, Олега Ефремова, Григория Чухрая, Галины Волчек. Последние свои роли он  сыграл в  двух спектаклях Богомолова  — юбилейном, в  самом деле, и  обманчиво-исповедальном «Юбилее ювелира» и  пронзительном «Драконе»: он  не  выходил на  сцену, его вывозили, и  зал взрывался овацией, так неуместно и  так логично прерывавшей ультрасовременную постановку. Посмертной станет роль Табакова в  богомоловском кинодебюте  — «Год, когда я  не  родился» (есть шанс, что картина увидит свет до  конца 2018-го). А  последней прижизненной останется работа в  двух полнометражных «Кухнях». Да, Табаков с  самого начала был и  до  последних дней оставался подлинно народным артистом. Народнее не  придумать. 

Только он  мог в  течение одного года сняться в  радикальнейшем эксперименте Киры Муратовой «Вечное возвращение» (третья их  совместная работа после «Трех историй» и  «Мелодии для шарманки»)  — и, возможно, самом стыдном из  «блокбастеров» Сарика Андреасяна «Тот еще Карлосон». Табаков был настолько огромен и  лукав, неколебим и  противоречив, что был на  своем месте везде, где только ни  оказывался. 

Что такое «великий артист»? Наверное, тот, кому удалось совместить две актерские судьбы  — быть Протеем, меняющимся до  неузнаваемости по  прихоти постановщика, и  создать свое устойчивое амплуа, которое зритель не  перепутает ни  с  чьим. У  Табакова получилось. Его слегка надтреснутый мурлыкающий голос, его мягкая улыбка, в  которой всегда читалась и  доля издевки, черты его лица  — красивого и  в  то  же время простодушного, «народный типаж»,  — не  зависящая от  обрамления национальная ценность. Образ если не  на  века, то  уж  точно на  десятилетия. 

А  ведь главных ролей у  Табакова в  кино  — именно фильмы дают всенародную славу, а  не  театр  — было до  обидного мало. Прежде всего, пламенный Искремас в  романтическо-революционной фантазии Александра Митты «Гори, гори, моя звезда» (1969) и, конечно, «Несколько дней из  жизни  И. И. Обломова» (1979) Никиты Михалкова, где Табаков оказался идеальным Обломовым, самым нежным, забавным и  трагическим героем классической русской литературы. 

На  Табакова взглянули другими глазами после эпической «Войны и  мира» Сергея Бондарчука, где он  играл одну из  главных ролей  — Николая Ростова. Еще он  был Александром Адуевым в  «Обыкновенной истории», на  сцене и  в  телеспектакле: очевидно, проза Гончарова с  ее  тихими парадоксами и  лирической иронией как-то особенно совпадала с  даром Табакова. Но  он  много с  каким материалом совпадал не  менее безупречно. Приключенческое «Достояние республики» и  аналитически-детективные «Семнадцать мгновений весны»; легкомысленный «Лев Гурыч Синичкин»  — и  гоголевский Иван Федорович Шпонька в  одноименном фильме; очаровательный Альхен из  «12 стульев»  — и  Берсенев из  тонкого и  недооцененного «Бирюка» Романа Балаяна. Поистине народный артист  — для подтверждения этого факта не  нужно никаких званий: Табаков был героем «ДʼАртаньяна и  трех мушкетеров» и  «Москва слезам не  верит», «Мэри Поппинс, до  свидания» и  «Человека с  бульвара Капуцинов». Он  был артистом-праздником, и  казалось, что ни  один телевизионный хит не  может по-настоящему сложиться без его участия. 

Ну  и  как без мультфильмов. «Бобик в  гостях у  Барбоса»  — идеальная анимационная комедия положений, своего рода социальная притча для самых маленьких; кот Матроскин в  цикле о  Простоквашино  — анархической утопии по  сказке Эдуарда Успенского; прекраснодушный воспитатель в  обаятельном «Волке и  теленке». 

Только услышав, Табакова узнавали сразу, безошибочно. С  ним рождались, учились ходить и  говорить, смеяться и  плакать. Он  был наш  пес. Наш  кот. Наш волк. Его больше нет, но  останутся картины, спектакли, мультфильмы. Останется голос. 

meduza.io  

 
По теме
Куда сходить в Омске 29, 30 и 31 марта - Пульс Live Куда сходить в Омске 29, 30 и 31 марта  Пятница - день недели, которого ждут буквально все, от воспитанников детского сада до топ-менеджера крупной корпорации.
Пульс Live
Награда волонтёру - Газета Омский пригород Активист волонтёрского сообщества «Помощь солдатам» был награждён медалью.
Газета Омский пригород