Мужчины не в тренде? На «Движении» обсудили феминизацию кино

Традиционно в рамках кинофестиваля дебютов «Движение», проводимого в Омске, помимо просмотров привезенных фильмов, проходят мастер-классы и круглые столы на актуальные темы. В этом году организаторы решили поднять интригующий вопрос — к чему приведет «женский бум» в российском кино? Стас Тыркин, программный директор фестиваля «Движение» и модератор круглого стола:

— Бум женского кино начался, конечно, не сейчас, но сейчас оно совсем оформилось. Сегодня мы видим много имен женщин-режиссеров. Это, кончено, и отражение мировых трендов, причем не только в кино , но и всей социальной повестки для, когда мужчины куда-то исчезают, и женщины берут власть в свои руки. Налицо феминизация мужчин, эмансипация сделала свое дело и, думаю, в чем-то мы обязаны этим технологическим параметрам. Элементарно — кино стало возможно снимать проще. Огромное количество женщин ушло в операторскую профессию. Раньше были только единичные случаи. Складывается впечатление, что мужчина-режиссер уже не в тренде.

Участники встречи поначалу были немного обескуражены заявленной проблемой, тем более что проблемы-то и нет, по их мнению. Гендиректор канала ТВ-3 Валерий Федорович сразу сказал, что делить режиссеров по гендерному признаку неправильно: «Либо есть режиссер, либо нет. Остальное не имеет значения, если есть талант».

Его мнению бурно поддержали, но тем не менее дискуссия завязалась. В частности, представительницы профессии озвучили надежду, что настанет тот час, когда кино перестанут делить по половому признаку, а исключительно по принципу плохое/хорошее. Однако, как заметил Тыркин, на фестивалях существует отдельная статистика, сколько фильмов снято мужчинами и женщина, что не дает отставить тему пола режиссера в сторону.

Юлия Мишкинене, продюсер:

— Когда-то Ахматова сказала, чем отличается мужская поэзия от женской: мужчина смотрит на небо, а женщина на мужчину. Мужчина, наверное, более глобальными вещами интересуется. Я тоже дела женский альманах. Так вот, женщины-режиссеры интересуются более бытовыми, жизненными вещами, и сейчас этого требует искусство. От высших ценностей к простым вещам. В постоянно меняющемся мире, где у всех живет ощущение какой-то глобальной катастрофы, вещи бытовые и жизненные как раз устойчивы, за них можно держаться. В океане хаоса это островок стабильности. Еще считается, что в сфере появилось много женщин, то из этой сферы уходят деньги. То есть из кино уходят большая финансовая составляющая, которая и привлекает мужчин. Мужчины ищут ее в других сферах. Поэтому мне кажется, большое количество женщин в кино — это скорее тревожный сигнал.

Киноальманах «Петербург. Только по любви» (16+), показанный в рамках «Движения», был снят семью женщинами-режиссерами.


Так «кухонный реализм» и уход денег из кино стали лейтмотивом встречи. Однако все на всем ее протяжении все же одни доказывали, что само понятие «женское кино» это абсурд, другие же приводили примеры, что вот оно, вот как можно определить, что кино снято не мужчиной.

Алексей Попогребский, режиссер:

— В кино есть такой известный тест. Фильм должен содержать хотя бы одну сцену, где две или более женщин не обсуждают мужчин. Я преподаю в Московской школе кино (а надо сказать, что гендерное распределение поступивших от года к году меняется в женскую сторон: в первый набор было где-то 40% девушек, 60% парней, сейчас, наоборот, — 70 на 30), так вот, мы выбирали сцены для совместных работ режиссеров и актеров, и парадокс в том, что фильмов среди женского кинематографа, которые проходят тест, крайне мало. Ну, мало фильмов, где они не сидят и не обсуждают мужиков. Серьезно. Потом нашли одну сцену, где девочки обсуждают собачек. Может, и не хотелось бы четкого распределения, что мужчины снимают мужское кино, женщины — женское, но тот факт, что, действительно, женщина смотрит на мужчину, как бы ни было парадоксально, но это есть.

Режиссер также заметил, что при этом девушке на площадке приходится гораздо больше доказывать, чем парню, равно как и актеру или оператору, попавшему в режиссерское кресло, равно как и Анджелине Джоли, пошутил Попогребский. В общем, человеку без соответствующего диплома. Как ни грустно, но в кино не могут уйти от этих стереотипов.

Сабина Еремеева, продюсер:

— На самом деле у меня нет разделения на женщин-режиссеров и мужчин-режиссеров. Хотя порой с женщинами бывает более безжалостный разговор. Но меня испугало, что деньги уходят, они размылись. Для меня это свежая мысль, и это опасно, потому что производство — это деньги. Отчасти это связано с женским психотипом, терпимостью. Нужно ли разделение по социальным аспектам? Конечно, это ущербная позиция. Каждый из нас хочет добиться, но нет какой-то в этом борьбы. У меня сейчас проект, где все девушки на площадке, и я невольно спросила: «А мальчики будут?» Есть элементарный момент — перетащить что-то тяжелое. Когда-то мы уйдем от гендерных вопросов, не вижу в этом проблемы и не понимаю, почему поднят этот вопрос.

Того же мнения оказались и представители непосредственно актерского искусства, правда, заметили, что, как и в других профессиях, не связанных с кино, актерам все же платят больше, чем актрисам.

Анна Михалкова, актриса:

— Стас все время ищет конфликт, но его нет. Интереснее, как меняются герои кино. Мы наблюдаем, что функции героев-мужчин передаются женщинам. А с режиссером либо случается роман, либо не случается. Либо вы с ним воспринимаетесь соавторами, и тебе важно, чтобы все получилось так, как он видит, а не говоришь, что, к примеру, я так не могу, это пошло, у меня дети. Поэтому и мужчин, и женщин я люблю, и мне странно, что мы так много об этом говорим.

Тыркин еще раз пояснил, что «никогда не было такого засилья (хотя это плохое слово), такого количества женщин-режиссеров. На что ему по-дружески ответили: «Мы здесь, смирись». Ему и всем остальным посоветовали смириться с явлением и перестать акцентировать внимание на нем, поскольку тем самым подпитывается предвзятое отношение к женщинам-режиссерам, из-за чего они чувствуют, как внимательно на них смотрят и не могут расслабиться.

Валерий Федорович, продюсер:

— Я не делю режиссеров по гендерному признаку. Со всеми работаю одинаково, потому что видел их работы, которые меня впечатлили. Только талант определяет желание работать с режиссером. Что касается денег, в моей практике женщины-режиссеры и мужчины-режиссеры получают плюс-минус одинаково. Платим столько, сколько просит режиссер, может, чуть меньше. На самом деле я рад, что женщины-режиссеры приходят в кино. Прежде всего, для меня режиссер — индивидуальность. Да, женщины отличаются всем, и мне интересно посмотреть, что предложит женщина-режиссер, потому что раньше их было меньше. Надеюсь, нас всех ожидает нечто интересное в кино.

Видео: www.youtube.com/Кинокомпания "СТВ"
 
По теме
Награда волонтёру - Газета Омский пригород Активист волонтёрского сообщества «Помощь солдатам» был награждён медалью.
Газета Омский пригород
Весна идет в музей! - Музей-заповедник Старина Сибирская С наступлением весны жизнь как будто расцветает, оживает природа. Меняются темы экскурсий в музее.
Музей-заповедник Старина Сибирская