Новости города БезФормата.Ru
Омск
Главные новости
 
Задать вопрос?

«Нельзя сыграть царя. Только человека». Немецкий актер Ларс Айдингер рассказал, как повлияла на его жизнь роль Николая II

altText - OmskTime.Ru
Фото: www.omsktime.ru

На прошлой неделе Москву посетил немецкий актер Ларс Айдингер — исполнитель роли Николая II в еще не вышедшем, но уже нашумевшем фильме Алексея Учителя «Матильда». Андрей Архангельский поговорил с актером о том, каково это: сыграть на экране царя, а затем стать реальной мишенью для критики

— Фильм, в котором вы сыграли одну из главных ролей, спровоцировал даже не религиозный или этический, а политический конфликт. Поскольку фильм выходит в преддверии столетия революции 1917 года, отношение ко всему, что происходило тогда, очень обострено...

— Должен вас заверить: это не было нашей целью — провоцировать конфликт. И я скорее удивлен тем, насколько масштабным получился скандал. Конечно, когда ты изучаешь личность Николая II и историю России того времени, то легко можешь предположить, что образ, воплощенный тобой, полярный и многогранный, наверняка вызовет недовольство части людей. Но нам, когда мы создавали фильм, было очень важно в первую очередь подойти к этому персонажу — потому что все-таки это художественное произведение, а не историческая хроника,— со всем возможным уважением, какое только можно представить. Я также вполне могу понять настороженность, опасения со стороны Церкви. Кто-то, кого они считают святым, естественно, будет отклоняться от канонического образа: выглядеть не так, поступать не так, как это соответствует их идеальным представлениям. Но я уверен, что, когда люди увидят, наконец, фильм, они поймут, что их обвинения безосновательны.

— Знакома ли вам эта формулировка — «оскорбление чувств верующих»? Приходилось ли вам сталкиваться с чем-то подобным прежде? Это, наверное, касается фильмов, в которых речь идет о сакральных фигурах.

— Мне до этого не доводилось играть ни одного персонажа, который почитался бы святым. Однако пусть бы и так: современное искусство, даже изображая святого, все равно стремится показать прежде всего человека. Таков закон жанра, если хотите. И даже если фильмы представляют святых, все равно кино обращает внимание прежде всего на их человеческие ошибки, на людское несовершенство. Потому что святые ведь тоже совершают ошибки. Но именно это — парадокс — и приближает нас к пониманию их величия. Делает их более понятными и важными для нас.

Будучи немцем, я вовсе не претендую на то, чтобы высказывать какое-то суждение о России. И нам в нашем фильме важно было не осудить или вынести приговор; для нас важно было показать персонаж, у которого есть конфликты и противоречия, и то, как он пытается их решить. Это очень опасно — играть сверхчеловека или героя: зрители сразу дистанцируются от него, перестают что-то чувствовать по отношению к нему. Что можно почувствовать по отношению к монументу?.. Нам как раз важно другое: чтобы зрители смогли идентифицировать себя с этим персонажем, поставить себя на его место; потому что в конечном итоге речь идет об их стране и их лидере. И я надеюсь, что зрители смогут найти себя в этом конфликте; буквально...

На  прошлой неделе Москву посетил немецкий актер Ларс Айдингер  — исполнитель роли Николая II  в еще не  вышедшем, но  уже нашумевшем фильме Алексея Учителя «Матильда». Андрей Архангельский поговорил с актером о  том, каково это: сыграть на  экране царя, а  затем стать реальной мишенью для критики

— Фильм, в  котором вы  сыграли одну из  главных ролей, спровоцировал даже не религиозный или этический, а  политический конфликт. Поскольку фильм выходит в преддверии столетия революции 1917  года, отношение ко  всему, что происходило тогда, очень обострено...

—  Должен вас заверить: это не  было нашей целью — провоцировать конфликт. И  я  скорее удивлен тем, насколько масштабным получился скандал. Конечно, когда ты  изучаешь личность Николая II  и  историю России того времени, то  легко можешь предположить, что образ, воплощенный тобой, полярный и многогранный, наверняка вызовет недовольство части людей. Но  нам, когда мы создавали фильм, было очень важно в  первую очередь подойти к  этому персонажу — потому что все-таки это художественное произведение, а  не  историческая хроника,— со  всем возможным уважением, какое только можно представить. Я  также вполне могу понять настороженность, опасения со  стороны Церкви. Кто-то, кого они считают святым, естественно, будет отклоняться от  канонического образа: выглядеть не  так, поступать не  так, как это соответствует их  идеальным представлениям. Но  я  уверен, что, когда люди увидят, наконец, фильм, они поймут, что их  обвинения безосновательны.

— Знакома  ли вам эта формулировка  — «оскорбление чувств верующих»? Приходилось  ли вам сталкиваться с  чем-то подобным прежде? Это, наверное, касается фильмов, в  которых речь идет о  сакральных фигурах.

—  Мне до  этого не  доводилось играть ни  одного персонажа, который почитался  бы святым. Однако пусть  бы и  так: современное искусство, даже изображая святого, все равно стремится показать прежде всего человека. Таков закон жанра, если хотите. И  даже если фильмы представляют святых, все равно кино обращает внимание прежде всего на  их  человеческие ошибки, на  людское несовершенство. Потому что святые ведь тоже совершают ошибки. Но  именно это — парадокс  — и  приближает нас к  пониманию их  величия. Делает их  более понятными и важными для нас.

Будучи немцем, я  вовсе не  претендую на  то, чтобы высказывать какое-то суждение о  России. И  нам в  нашем фильме важно было не осудить или вынести приговор; для нас важно было показать персонаж, у  которого есть конфликты и  противоречия, и  то, как он  пытается их  решить. Это очень опасно  — играть сверхчеловека или героя: зрители сразу дистанцируются от  него, перестают что-то чувствовать по  отношению к  нему. Что можно почувствовать по отношению к  монументу?.. Нам как раз важно другое: чтобы зрители смогли идентифицировать себя с  этим персонажем, поставить себя на  его место; потому что в  конечном итоге речь идет об  их  стране и  их  лидере. И  я  надеюсь, что зрители смогут найти себя в  этом конфликте; буквально «узнать», разглядеть собственные противоречия  — в  его противоречиях. Так  же как это пытался сделать  я.

— Тут как раз культурный разрыв. Для части наших зрителей в  принципе невозможно «идентифицировать себя с  царем»  — власть для них является чем-то сакральным, и  примерять ее  роль «на  себя» считается кощунством. Между тем самые известные ваши театральные роли  — это именно властители: Гамлет и Ричард III, в  берлинском театре «Шаубюне». Кого вы  играете в  первую очередь  — человека или царя? Или все вместе?..

—  Мне кажется, царя в  принципе невозможно играть  — можно играть только человека. И  точно так  же, как Николай II  постепенно вживался и принимал на  себя роль царя, так и  я  вживался и  принимал на  себя роль Николая II. Власть  — это нечто, что очень тяжело уловить и  чем тяжело обладать. Мне кажется, что власть  — это всегда отказ от  себя, коннотации всегда негативные. Но  для меня в  этом образе намного важнее аспект ответственности. Мне кажется, та  ответственность за  страну, которую пришлось взять на  себя Николаю II,— ее вообще не  под силу нести одному человеку. И  вот это ощущение, что ему нужно выполнить задачу, которая ему не  под силу,— это центральный конфликт в  фильме. И  это сможет почувствовать, понять каждый. И  есть еще один аспект: обладание властью делает тебя как раз более чувствительным, обостряет и  усиливает чувства. Если  же власть окончательно лишает тебя рефлексии, это приводит к тупости.

— Многие сегодня ставят чувствительность Николая II  ему в  вину, обвиняя его в слабости  — что будто  бы именно это и  привело страну к  катастрофе. А  синонимом силы считают жестокость и  бесчувствие. Как с  точки зрения психологии вы оцениваете фигуру Николая II?

—  Для глубоко чувствующего и  умного человека власть является непосильной ношей; тем, что свыше его сил. И  это нормальное состояние, понимаете?.. Почему-то это принято считать слабостью политика; но  я  думаю, что умение признаваться в  слабости  — одна из  сильных человеческих сторон. Потому что мы  все чего-то боимся. Не  испытывать страх означало  бы крайнюю степень глупости. Страх умереть, страх, что что-то не  удастся, страх упасть  — это одна из  существенных сторон жизни. Естественных, наверное, добавил  бы я. Я  верю в мотивы человека, здесь и  сейчас. Мы  в  театре ставили спектакль «Электре подобает траур» (Юджин О’Нил, 2006). И  у  нас был психоаналитик на репетициях, который должен был описывать нам мотивации каждого из  героев. И  он сказал, что, по  сути, у  людей вообще нет мотивов, они всегда реагируют, исходя из  ситуации. Если  ты, допустим, заходишь в  какое-нибудь помещение, где есть другие, ты  никогда не  знаешь, что произойдет; ты  никогда не  знаешь, как будешь реагировать. Ты  реагируешь только на  то, что происходит. Это  то, как я  пытаюсь играть. Я  вхожу в  пространство, там есть другой; он  произносит реплику  — я реагирую на  то, что мне говорят. А  не  на  то, что я  придумал себе заранее или, скажем, хотел  бы продемонстрировать всем.

—  А какого рода отношения с  Кшесинской вы  играли?.. Страсть или, может быть, род привычки, дань светской моде того времени?.. Это ведь тоже могло иметь разные мотивы?

—  Я  думаю, что Николай восхищался Матильдой. Это было общее для того времени чувство; об  этой женщине мечтали, по  ней сходили с  ума. Ее  танец  — это и  свобода, и  анархия; также в  ней есть что-то мистическое, она таит в  себе опасность  — это одновременно притягивающий и  отталкивающий образ. Она служит для императора своего рода зеркалом; словно  бы демонстрирует ему, что он  потеряет, если решит выбрать корону, со  всеми обязательными царскими атрибутами и  обязательствами. И  мне было важно показать, что мой герой находится в  этом постоянном противоречии; для него обе эти женщины (имеется в  виду также супруга Николая  II, императрица Александра Федоровна) важны; он  любит обеих, и  в  обоих случаях это сильное чувство. Было  бы слишком просто, если  бы мы  сказали, что это просто «интрига с  балериной».

— Парадоксальная ситуация. Обычно государство выступает с  консервативных позиций в  области культуры. Но  в  нынешней ситуации российская власть, скажем, в  лице министра культуры, фактически защищает ваш фильм от  ортодоксов, позицию которых озвучивает депутат Государственной думы Наталья Поклонская  — ваш основной антипод...

—  Я  ее  даже не  знаю. И  она меня тоже не  знает.

— ...Общественные активисты, на  претензии которых она опирается, ставят вам в вину участие в  порнофильме (активисты, выступающие против «Матильды», называют «порнографическим» фильм Питера Гринуэя «Гольциус и Пеликанья компания», 2012).

—  Исходя из  того, какую оценку дают «Матильде», даже не  видя фильма, я  могу предположить, что их  представления о  другом жанре столь  же поверхностны... Есть вообще-то строгое разграничение  — оно общеизвестно  — между одним жанром и  другим. Это даже не  стоит упоминать.

— Получается, что Наталья Поклонская действует даже вопреки политической логике. Можно предположить в  таком случае, что ею  тоже движет своего рода страсть, как она двигала и  Николаем  II, когда он  увлекся Кшесинской...

—  Именно поэтому я  надеюсь: как только она посмотрит фильм, все ее  обвинения отпадут и  сомнения исчезнут. И  в  лучшем случае она узнает свои собственные противоречия в  образе Николая II.

— Еще одно обвинение, которое звучит от  лица ортодоксальной части общества: «Русского царя играет немец».

—  Я  могу это понять. Но, во-первых, это было не  мое решение, а  режиссера Алексея Учителя. Но  не  будем забывать  — в  жилах царской семьи текла и  немецкая кровь. Николай II  отлично изъяснялся по-немецки, по-французски, по-английски. И  при дворе чаще говорили на  французском, чем на русском.

— Да, это так. Кстати, у  Вильгельма  II (последний император Пруссии, дядя Николая II) была история похуже: начиная с  1879 года двор шантажировала его любовница Эмили Клопп... Вы  вообще изучали историю тех лет, перед тем как играть эту роль?

—  Мне очень нравится читать мировую историю, изучать факты, биографии... Но  при этом я  все время напоминаю себе, что это всего лишь взгляд конкретного автора на  государственного деятеля. И  мне важно не  допустить ошибку после того, как я  прочитал биографию, чтобы не  возникло ощущения, что будто  бы я  «знаю» своего героя, знаю, с  кем имею дело. Я, напротив, пытаюсь разграничивать эти вещи  — историческую оценку и  личное впечатление. Поэтому я  стараюсь исходить из  конкретного сценария. Если сценарий хороший, то он  дает ответы на  все мои вопросы. И  тогда это будет именно мой взгляд на персонаж, моя интерпретация, а  не  «интерпретация интерпретации». Например, как актер я  охотнее и  чаще ориентируюсь на  фотографию героя, чем на фильмы или книги о  нем, потому что иначе это получится... «консервированное» впечатление.

— После российской премьеры фильма Криса Крауса «Вчерашний рассвет», который вы  представляли на  еврейском кинофестивале в  Москве, вы  говорили о чувстве вины, которое ваше поколение испытываете за  нацистское прошлое Германии... Как чувство вины влияет, например, на  вашу актерскую профессию?

—  Мне кажется, все немцы, не  только актеры, так или иначе чувствуют свою зависимость от  прошлого... Это проявляется даже на  микроуровне, например в  том, как мы  обращаемся с  языком. Национал-социалисты, как известно, активно использовали немецкую риторику, они ее  очень изменили... И  многие слова, выражения вызывают, увы, с  тех пор стойкую ассоциацию с  прошлым. Именно поэтому у  немцев до  сих пор нет единогласия, нет единого ощущения в  том, что касается даже родного языка, единого отношения к  любым проявлениям патриотизма. И  пока я  разговариваю с  моим соотечественником, меня не  покидает ощущение, что в  его голове происходит что-то, что для меня закрыто... Терра инкогнита...

— Испытываете вину даже на  уровне языка?

—  Ну  в  какой-то мере. И  это, конечно, оказывает сильное влияние на  актерскую профессию. Ни  один немецкий актер, выйдя на  сцену, не может «наслаждаться», произнося свой текст, как  бы превознося свой язык. Чувство, которое для русских, французов или англичан является совершено естественным.

—  Вы выросли в  Западном Берлине. В  детстве вас окружала по  периметру страна с  другой идеологией, ГДР. До  сих пор люди в  Восточном и  Западном Берлине сильно отличаются: что было такого в  советской идеологии, что так сильно трансформировало, изменило людей и  до  сих пор в  них сохраняется?..

—  Мне кажется, прежде всего коммунистическая идея. И именно как идея  — я, наверное, могу это утверждать  — она по-прежнему чем-то увлекает интеллектуалов, мыслящих людей в  Германии. И  многие из  них испытывают чувство фрустрации от  того, что этот идеал, коммунистическое общество, оказался утопией. Я  думаю, это большая моральная ошибка, что после объединения Германии, после падения Берлинской стены, западные немцы почувствовали себя как  бы доминирующими над восточными немцами. И  не  было сделано попытки создать новое общественное пространство, в  котором обе части чувствовали  бы себя равноправно. Восточная Германия механически была присоединена к  Западной  — и  западные немцы чувствовали себя победителями, а  выходцы из  ГДР, наоборот, проигравшими. Но голая механика не  может объединять людей: для этого нужен гораздо более тонкий механизм, он  требует особой чуткости и  заботы...

Андрей Архангельский

«Матильда» Алексея Учителя стала одним из самых обсуждаемых российских фильмов 2017 года задолго до премьеры (она состоится только 26 октября).
14.06.2017 OmskTime.Ru
У актера Лицейского театра своя версия, зачем нужны жвачки - СуперОмскВ четверг, 21 февраля, в Лицейском театре состоялся творческий вечер артиста Игоря Коротаева.
22.02.2018 СуперОмск
Молодежный театр "ШуМиМ" представит "Оркестр" - BiletOmsk.Ru24 и 25 февраля в 19:00  на камерной сцене ДИ им. Малунцева пройдет премьера  спектакля "Оркестр" молодёжного театра "ШуМиМ".
22.02.2018 BiletOmsk.Ru
Рок-группе "Ленинград" - 20 лет! - BiletOmsk.RuВ преддверии концерта группы "Ленинград" в Омске киноцентр Вавилон представляет фильм-интервью с Сергеем Шнуровым.
22.02.2018 BiletOmsk.Ru
Выходные в Омске: едем в Москву - разгонять тоску и восхищаемся рыцарским турниром - ИА Омск здесьАвтор: Лидия Чесакова "Омск Здесь" представляет обзор событий, которые помогут приятно и интересно провести выходные.
22.02.2018 ИА Омск здесь
Сибирь документальная: в Омске открылся международный фестиваль кино - ИА ОмскрегионЭто новый проект департамента культуры, Дома кино и ОмГУ имени Достоевского.
22.02.2018 ИА Омскрегион
altText - OmskTime.RuРазнообразной и насыщенной обещает быть афиша Омского государственного музыкального театра в дни, приуроченные к празднованию Международного женского дня 8 марта.
22.02.2018 OmskTime.Ru
altText - OmskTime.RuПремьерные выпуски шоу «ПЕСНИ» телеканала ТНТ прогремели с успехом! Пред проектом стоит амбициозная задача: построить в России новый шоу-бизнес с собственными законами существования и критериями успешности.
22.02.2018 OmskTime.Ru
Премьера в творческом объединении "Два театра" - BiletOmsk.Ru24 и 25 февраля в 19:00  на камерной сцене ДИ им. Малунцева пройдет премьера  спектакля "Оркестр" молодёжного театра "ШуМиМ".
22.02.2018 BiletOmsk.Ru
В Омске пройдет фестиваль короткометражного кино - ИА Новый ОмскПодать заявку на участие могут и профессионалы, и любители, как индивидуально, так и творческой командой.
22.02.2018 ИА Новый Омск
На сцене культурно-досугового центра ИК-12 состоялась премьера кукольного спектакля «Огниво» - УФСИН РоссииПо инициативе администрации учреждения в рамках работы кружка художественной самодеятельности в ИК-12 состоялась премьера кукольного спектакля по сказке датского писателя и поэта Ханса Кристиана Андерсена «Огниво».
22.02.2018 УФСИН России
К выходу в прокат нового российского фэнтези «За гранью реальности», Антонио Бандерас лично записал видео-обращение к жителям Омска, где приглашает на фильм, в котором он сыграл одну из ролей.
22.02.2018 BiletOmsk.Ru
На «Турфесте» омичи научатся управлять воздушным шаром - ИА ОмскрегионВторой зимний фестиваль активного отдыха, массового спорта и туризма «Турфест» состоится в субботу, 24 февраля, в природном парке «Птичья гавань».
22.02.2018 ИА Омскрегион
image002 - УМВД Омской области21 февраля в дежурную часть ОМВД России по Омскому району поступила информация о том, что из учебного заведения, расположенного в селе Красноярка, самовольно ушел учащийся 7-го класса Александр Кутявин.
22.02.2018 УМВД Омской области
Сегодня в  9:55 часов в дежурную часть ОМВД России по Тарскому району поступило сообщение о дорожно-транспортном происшествии на автодороге Тара-Ложниково.
22.02.2018 УМВД Омской области
Прокуратура Ленинского округа г. Омска дала положительное заключение по гражданскому делу об установлении факта трудовых отношений между коммерческой фирмой и наемным работником Прокуратура Ленинского округа г.
22.02.2018 Прокуратура
Новые омские таланты поможет увидеть «ОКНО» - Администрация г. ОмскДом кино начинает прием заявок на участие в фестивале короткометражного кино «ОКНО».
22.02.2018 Администрация г. Омск
В Омской области в третий раз выберут «Народных героев» - Om1.Ru21 февраля стартовал прием заявок на участие в региональной премии «Народный герой - 2018».
21.02.2018 Om1.Ru
Омичей зовут в историко-краеведчИский музей   [ФОТО]   - РИА Омск-ИнформОмск ВК Вывеску с ошибкой на Любинском проспекте в самом центре города заметили бдительные омичи.
22.02.2018 РИА Омск-Информ
Сибирский характер - Омская правда
Сибирский характер
Автор Виолетта Гордиенко Фото Евгений Кармаев Валентина Белегай не представляет свою жизнь без песен, а самые любимые в репертуаре – о Сибири.
Омская правда
Владимир Витько: «Мы купаемся в изобилии русской литературы» - Омская правда
Владимир Витько: «Мы купаемся в изобилии русской литературы»
Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев Художественный руководитель «Галерки» о приключенческой биографии театра.
Омская правда
Максим Грачев: «В древности в Прииртышье жило до миллиона человек» - Омская правда
Максим Грачев: «В древности в Прииртышье жило до миллиона человек»
Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев Директор музея археологии и этнографии ОмГПУ об уникальных находках на улице Музейной и об археологии, белой и черной.
Омская правда
В пресс-центр ОСЖ пришли настоящие мужчины. - Союз журналистов РоссииВ преддверии Дня защитника Отечества Омский Союз журналистов  пригласил на свою площадку  настоящих мужчин.
21.02.2018 Союз журналистов России
Условия аренды для Дворца бокса были установлены лояльные — омское минимущества - ИА ОмскрегионВсе пункты договора были оговорены изначально и совместно проработаны. Предусмотрено, что арендная плата засчитывается в счет выкупа здания в дальнейшем.
21.02.2018 ИА Омскрегион
Заслуженные трофеи накануне 23 февраля - УФССП РоссииВ Управлении Федеральной службы судебных приставов по Омской области стали известны призеры и победители завершившегося трехнедельного спортивного праздника, ежегодно организуемого в честь Дня защитника Отечества.
22.02.2018 УФССП России
Виктор Гешко: «Наш футбол должен перестать быть полуживым» - Омская правда
Виктор Гешко: «Наш футбол должен перестать быть полуживым»
Автор Евгений Орлов Фото Евгений Кармаев Известный омский арбитр считает своевременным решение сделать этот вид спорта в Прииртышье базовым.
Омская правда
Фадина — кадетам: паводок закончится и пойдем в театр (репортаж) - ИА Новый ОмскМэр Омска накануне 23 февраля встретилась с отличниками школы-интерната среднего общего образования № 9 им.
22.02.2018 ИА Новый Омск
0ca391df76521bb7efc8b8acc4b86172 - КУЗОО КПТДУважаемые коллеги, с Днем защитника Отечества! Желаем вам крепости духа, стойкости, побед на всех фронтах.
22.02.2018 КУЗОО КПТД
Омича осудили за жестокое убийство голубя - Om1.RuФото: nashzeleniymir.ru Мужчина сначала подстрелил птицу из рогатки, а затем оторвал ей голову на глазах у детей.
22.02.2018 Om1.Ru
Омский яхтсмен Сергей Щербаков готовит большую экспедицию к 200-летию открытия Антарктиды - ИА Новый ОмскРовно 200 лет спустя омич на 30-метровой яхте намерен дойти до точки, которую впервые увидел Беллинсгаузен.
22.02.2018 ИА Новый Омск
Топ-10 самых неудачных подарков на 23 февраля - СуперОмскФото: pixabay.com «СуперОмск» провел опрос - сверим список. С периодичностью раз в 12 месяцев случается он - День защитника Отечества - и хоть в наступлении этого события нет ничего неожиданного,
22.02.2018 СуперОмск