Фарида Буреева: «В погоне за коммерческой выгодой важно не переступить грань»

Фарида Буреева: «В погоне за коммерческой выгодой важно не переступить грань»
Фото: bk55.ru

Интрига раскрыта: директором музея им. Врубеля назначена заместитель директора по научной работе Фарида Буреева, которая после ухода Юрия Трофимова исполняла обязанности директора музея. В интервью «бк55» Фарида Мухаматшарыповна призналась, что удержать высокую планку, заданную прежним руководством музея, будет тяжело, но она с этим справится. Опыт и ресурсы есть.

– Фарида, поздравляем вас с назначением. Как планируете выстраивать работу в музее в должности руководителя? Какие-то глобальные перемены ожидаются?

– Смысла менять что-либо сейчас нет. Те стратегические направления, которые были заданы предыдущим руководством, они абсолютно верны, поскольку позволяют музею развиваться и двигаться дальше.

- Комфортно заступать на должность директора музея, зная, что прежний руководитель стал региональным министром культуры? Рассчитываете на его поддержку?

– Комфортно. Прежде всего потому, что министром стал человек, который знает отрасль, знает музейные проблемы, а значит ему не придется что-либо долго объяснять и доказывать – он и так все понимает. Это очень удобно. Но пока каких-то серьезных проблем, требующих вмешательства власти, нет. Но, думаю, мы еще столкнемся с трудностями, тогда эта поддержка будет необходима.

Советуетесь с Юрием Викторовичем по вопросам ведения хозяйственной деятельности?

– Безусловно. Потому что я еще вникаю во все нюансы директорской кухни. Ведь несмотря на то, что в целом я знакома с этой работой, были моменты, которые Юрий Викторович держал только в своих руках. Будучи джентльменом, все тяготы он взвалил на себя, а нам предоставил возможность развиваться творчески. Поэтому сейчас мне предстоит вникнуть в эту систему, вникнуть во все проблемы.

– Трофимов был жёстким руководителем?

– Нет, абсолютно. Его огромный плюс – он никогда не загонял творческий коллектив в жесткие рамки, не зажимал полет творческой мысли. Хочешь? Давай попробуем сделать... Он всегда внимательно прислушивался ко всем идеям и предложениям, которые шли от коллектива, умел грамотно оценивать ресурс каждого человека, подбирал ему тот функционал, который позволял максимально эффективно раскрыться. Чувствовал психологическое состояние всего коллектива.

Сложно будет подхватить такой подход?

– Это было бы сложно сделать постороннему человеку. Я в музее имени Врубеля работаю с 2006 года, и основной состав сотрудников за это время практически не изменился. Поэтому со всеми у нас уже давно выстроены комфортные взаимоотношения, отлажена работа. Так что, я думаю все будет хорошо. К тому же здесь не надо включать в себе начальника, чтобы раздавать команды и приказы. Большинство творческих вопросов у нас решается коллегиально: принимаем мы выставочный план, работаем над каталогами или буклетами или обсуждаем какое-то исследование – всегда есть диалог, в результате которого и принимается окончательное решение. Хотя, конечно, везде есть ситуации, когда необходимо взять на себя ответственность. Но я к этому готова, опыт есть.

– На днях было принято решение о создании центра стратегического развития культурных учреждений Омска, который возглавил ваш коллега, замдиректора по развитию Алексей Матвеев. Созрела острая необходимость привлекать бизнес для поддержки культуры?

– Сразу отмечу, что Юрием Викторовичем Трофимовым еще несколько лет назад была поставлена задача, которую он блестяще решил: это создание на базе музея имени Врубеля Фонда целевого капитала. Необходимо было поднять людей бизнеса, заинтересовать их, дать им понять, что они делают великое дело, поддерживая музей и вкладывая средства в его развитие. Этот фонд, созданный при кураторстве Алексея Матвеева и при мощной поддержке ОТП Банка, фонда В. Потанина, предпринимателей Омска, позволит нам ежегодно получать дополнительное финансирование на реализацию чисто музейных проектов, связанных с исследованием, реставрацией, выставочной деятельностью и т. д. По сути, мы стали первым региональным музеем, который создал такой фонд.

– Получается, центр стратегического развития лишь продолжит деятельность фонда? Или у него более глобальная миссия?

– Главная задача центра стратегического развития – это трансляция нашего опыта коллегам не только Омской области, но и других регионов страны: Урала, Сибири, Дальнего Востока и т. д. Музей в этом смысле станет неким плацдармом, позволяющим оказывать методическую помощь, давать те или иные рекомендации, проводить обучение.

А в этом есть потребность?

– Конечно. Наш опыт востребован, ведь музей имени Врубеля достаточно давно позиционирует себя неким центром – исследовательским, реставрационным, выставочным и т.д. Все это стало возможным благодаря тому, что у нас очень мощная научная и реставрационные базы, сильный коллектив, хорошие ресурсы – все это позволяет нам делать серьезную работу и транслировать свой опыт среди коллег. Поэтому у нас очень тесные партнерские связи не только с региональными, но и столичными музеями, мы занимаем хорошие позиции по многим направлениям. И я не постесняюсь сказать, именно Омск находится в авангарде музейного дела среди регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока. Так что сейчас крайне важно этот уровень не просто удержать, необходимо двигаться дальше. А для этого придется серьезно прибавить обороты.

Какие глобальные проекты будут в связи с этим запущены?

– Сегодня наша главная стратегическая цель – запуск центра «Эрмитаж-Сибирь». То, что сейчас зависит от нас, от министерства культуры Омской области, от федерального центра – все это делается. Мы приближаемся к завершающему этапу реконструкции здания и понимаем, что в ближайшее время должны будем что-то показать омичам. Поэтому сейчас формируем планы по его наполнению. В преддверии этого события мы в конце октября уже во второй раз проведем «Дни Эрмитажа», которые собирают в нашем городе специалистов из многих регионов страны. В этом году будут представлены уникальные предметы из собрания Государственного Эрмитажа – что именно, пока говорить не буду, скажу лишь, что последний раз выставка Эрмитажа проходила в нашем городе в 1990-м году. Кроме того, в рамках этого мероприятия будет реализована обширная образовательная программа: к нам приедут сотрудники Государственного Эрмитажа, которые будут читать лекции, проводить мастер-классы и семинары по реставрации и фандрайзингу. Мы показываем, рассказываем, делимся опытом, обучаем, взаимодействуем. Это очень важно.
Открытие центра«Эрмитаж-Сибирь» – это ведь еще и возможность расширить наши фондовые и выставочные площади, мы наконец-то сможем разместить экспозиции отечественного искусства XX-XXI века. У нас ведь собраны очень большие коллекции современного искусства, которые пока мы не можем демонстрировать постоянно и в большом объеме только из-за нехватки экспозиционных площадей. К тому же, я надеюсь, когда закончится реконструкция здания страхового общества «Саламандра», наконец дойдет очередь и до здания Дворца генерал-губернаторов Западной Сибири, которое также давно требует помощи: реконструкция объекта проводились в конце 60-х годов XX века.

– Ресурсов, сил, энергии хватит?

– Не сомневаюсь в этом. Ведь наш музей всегда славился не только своими коллекциями – уникальными, вызывающими восторг и востребованными нашими партнерами и коллегами, но и своим мощным творческим коллективом. В музее царит атмосфера, позволяющая реализовать самые смелые творческие проекты, ведь здесь работают настоящие фанаты своего дела – заинтересованные и самоотверженные.

Актуальный сегодня вопрос: должны ли культурные учреждения сами зарабатывать?

– Учреждение культуры могут и должны зарабатывать, чтобы решать какие-то свои насущные проблемы и развиваться. Особенно, когда нет возможности получать бюджетное финансирование в том объеме, который бы хотелось. Но они не должны быть на самоокупаемости. Это и невозможно. Вопрос лишь в том, чтобы в погоне за коммерческой выгодой учреждения культуры не переступили грань, смогли сохранить баланс, позволяющий оставаться учреждениями культуры и нести свою миссию, а не превращаться в коммерческие предприятия. Когда возникает необходимость зарабатывать, ты просто не можешь уйти только в свои творческие фантазии. Сразу встает вопрос: для кого ты работаешь, созидаешь? В любом случае, важно оценивать, что происходит вокруг, какая публика существует, и каким образом ее можно завлечь в музеи или театры. Да, можно сделать выставку для массовой аудитории, которая будет востребована и пополнит кассу музея. Но можно рядом открыть выставку не столь популярную, но раскрывающую какие-то грани творческого процесса художника, мало известного для большой публики. Тогда человек, приходя на раскрученную выставку, все равно заглянет в соседний зал и откроет для себя что-то новое и действительно ценное.

– Актуальная сегодня задача – привлечь в учреждения культуры молодежь. Как планируете работать в этом направлении?

– Действительно, сегодня наиболее популярная публика музеев – это школьники и их родители, а также старшее поколение. Но хочется как можно больше видеть тех ребят, которые находятся в сложном возрасте, когда не до музеев и театров. И сейчас мы пытаемся найти этот нерв, за который можно зацепить молодёжь. Сейчас мы занимаемся проработкой и изучением этого вопроса, продумываем проекты, которые смогут привести в музей молодежную аудиторию. В частности, в следующем году планируем запустить экспериментальные проекты, где кураторами выступят представители как юного поколения, так и «третьего возраста» – пенсионеры, которые еще полны сил и энергии, но часто ощущают свою невостребованность обществом. Есть предложение параллельно запустить несколько выставок, где и молодое поколение, и старшее смогут сами произвести отбор того, что интересно именно им, и что именно они считают нужным показывать на примере современного искусства. Попробуем запустить этот диалог поколений посредством искусства. Пусть они таким уникальным образом поговорят о проблемах, которые их волнуют в разные периоды жизни.

Беседовала Ирина Леонова

 
По теме
В минувшую пятницу в музее имени Врубеля открылась первая в России передвижная выставка тактильных картин.
«Русская, старинная, румяная да блинная» - Комитет по культуре и искусству 17 марта в  филиале «Алексеевская библиотека» в рамках районного проекта «Родники народные» прошел фольклорный праздник «Русская, старинная, румяная да блинная».
Комитет по культуре и искусству
В Москве обсудили реализацию проекта «Без срока давности» - Минобрнауки Омской области В Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) под председательством первого заместителя Министра просвещения Российской Федерации Александра Бугаева прошло рабочее совещание Министерства просвещения Рос
Минобрнауки Омской области