Федералы «пылесосят» кошельки

От жесткой конкуренции к «мягкому протекционизму»       Вопрос захода крупных торговых сетей на омский рынок, пожалуй, чаще других поднимался на прошедшем форуме. Кажется, противостояние между федеральным и местным ритейлом за первенство на рынке будет длиться вечно, ну или до тех пор, пока кто-то из них не одержит окончательную и бесповоротную победу. Но пока силы на стороне федералов. И это даже неудивительно –у них и деньги, и новые технологии, и мощнейшее лобби (некоторые уверяют –покрепче оружейного и водочного). И как следствие – любовь покупателя.       – Рынок ритейла активно меняется, и уже порядка 25 процентов на нем занимают федеральные и местные локальные сети , – говорит генеральный директор ТД «Шкуренко» Виктор Шкуренко. – Не сегодня завтра в Омске появится Mc’Donalds, так же как в свое время появился «Ашан», и вряд ли есть смысл тормозить этот процесс. В том числе с помощью государственных механизмов. Я против протекционизма со стороны государства, потому что считаю: конкуренция все расставит на свои места.         Впрочем, позицию одного из самых  крупных омских ритейлеров не разде ляет ресторатор, кандидат на пост пре зидента Областного союза предприни мателей Юрий Чащин.     – Опасения по поводу экспансии фе деральных торговых сетей небеспоч венны, – парирует Чащин . – Эти сети – мощнейшие олигархические структуры,ориентированные лишь на получение  прибыли. Они словно пылесосы очищают карманы омичей от денег, а основные налоги остаются не в Омске, а уходят в Питер или Москву. Но федералы оттягивают не только наши деньги, но  и кадры у местного ритейла.       Юрий Чащин предлагает уйти от  рыночных законов и перейти к политике «мягкого протекционизма». В  Областном союзе предпринимателей  даже целая программа по этому поводу разработана. Суть ее сводится к  следующему: государственная, региональная или местная власть должна  помочь выжить омской торговле. А  если уж совсем просто – слегка перекрыть кислород федералам, ну, например, перестать предоставлять преференции иногородним компаниям,  занятым в потребительской сфере, в  части допуска к инфраструктуре города, поиска и предоставления земельных участков, создания условий неравной конкуренции.   Масс-маркеты  спасут торговлю       В общем-то, омичам, если честно, по  барабану, в какой магазин нести деньги. Главное, чтобы в нем было комфортно, продукция была относительно  недорогая и качественная. Хотя, как  уверяет генеральный директор исследовательской компании «Делфи» Евгения Климанова, потребитель гонится  вовсе не за качеством и дешевизной  продукции. Ее компанией проведено  исследование потребительских настроений, и некоторые выводы, возможно, заставят задуматься предпринимателей от торговли.
    – Один из вопросов, задаваемых нашим респондентам, звучал так: по  каким критериям вы выбираете магазин? – интригует Евгения. Присутствующие хором отвечают: конечно,соотношение цена-качество. – Ничего  подобного. Как выяснилось, эти два  критерия не очень-то и интересны нашему потребителю. На первом месте  – удобство месторасположения, а также широкий ассортимент продуктов.       Проще говоря, омичи хотят видеть  магазины с гигантским ассортиментом, но чтобы они непременно были  в шаговой доступности. А с такими  не особо густо, поскольку с приходом  крупных игроков мелкие ретировались. Особенно в сельских районах.Председатель Ассоциации развития  малого и среднего бизнеса Вадим  Морозов озвучил цифры: 80-90 процентов субъектов торговли попросту вынуждены были закрыться. Не улавливают ни наши предприниматели, ни  наши покупатели мировых торговых  тенденций. На Западе, к примеру, давно отказались от «гастрономического  гигантизма» в пользу небольших, уютных и «одомашненных» магазинчиков,где тебя встретят как родного и уж тем  более не обсчитают и не обвешают.
    – Какой выход из сложившейся ситуации? – продолжает Евгения Климанова. – На наш взгляд, бизнесменам стоит создавать уникальный формат торговли либо работать в низком ценовом сегменте. В последнее время как грибы после дождя росли всевозможные фастфуды или магазинчики, торгующие достаточно дешевыми непродовольственными товарами. Вот вам и выход.
      Другой рецепт предложил Вадим Морозов. Малому бизнесу он советует работать по схеме горизонтальной кооперации, чтобы при закупках у поставщиков также получать большие скидки за объемы закупки, как и у торговых сетей. Председателя АРП дополняет Виктор Шкуренко. Он рекомендует государству разобраться с налоговой системой. Как вариант, государству стоит подумать над введением каких-либо льгот для местных товаропроизводителей, а также «заофшорить» ряд отраслей экономики – ту же торговлю, снизив налоговую нагрузку.
Патентовали, патентовали,да невыпатентовали     Трудности с налогообложением испытывают не только крупные ритейлеры и мелкие торговцы. Сегодня определенные категории предпринимательской деятельности попали под патентную систему налогообложения. Но пока, в отличие от других регионов, омские предприниматели патентуются неохотно. Главная причина – им попросту невыгодно, хотя многие омские бизнесмены не прочь перейти на этот спецрежим. Тему патентования бизнеса затронули на секции, посвященной правовым проблемам предпринимательства.
    – Сейчас у предпринимателей есть выбор из нескольких систем налогообложения. Но мы-то хотим патент , – член правления Ассоциации развития малого и среднего бизнеса, председатель НП «Ремесленная палата Омской области», член региональной Общественной палаты, директор академии красоты «Агата» Ирина Живаева активно ратует за переход на патент, но не при сложив- шихся условиях. – Этот спецрежим хорош, удобоварим, меньше отчетности,расчет за патент возможен по частям.Вот поэтому нам хочется, чтобы действующий закон о патентной системе налогообложения был доработан.         На примере Омской и Новосибирской областей общественники решили показать, почему омский бизнес мало заинтересован в покупке патента. Его стоимость в Прииртышье выше, чем у наших соседей.     – Думаю, есть разница между предпринимателем, торгующим валенками или газетами, и теми, кто занимается, к примеру, ювелиркой. В настоящий момент патент попросту уравнял эти категории. И это неверно, – высказывает свое мнение Ирина Живаева.         Но предпринимателей больше огорчает даже не то, что торговля валяными изделиями оказалась уравненной с торговлей изделиями из драгоценных металлов. Вряд ли под силу купить патент тем бизнесменам, чей бизнес социально ориентирован. Виктория Владимирова
 
По теме
Мошенники из Омска попали под суд после обмана жителей нескольких регионов 20-летние подсудимые звонили жителям Омской и Новосибирской областей, рассказывали придуманную историю, а после получали от потерпевших крупные суммы.
Награда волонтёру - Газета Омский пригород Активист волонтёрского сообщества «Помощь солдатам» был награждён медалью.
Газета Омский пригород
Весна идет в музей! - Музей-заповедник Старина Сибирская С наступлением весны жизнь как будто расцветает, оживает природа. Меняются темы экскурсий в музее.
Музей-заповедник Старина Сибирская