Фейерверк музыкальных идей

Фейерверк музыкальных идей
Фото: omskregion.info

V фестиваль Новой музыки открылся «Арт-лабораторией».

Начали в Москве

С 2008 года Омская филармония представляет омичам неординарный фестиваль, в рамках которого уже было исполнено более 30 произведений, написанных композиторами в конце XX и в XXI веке. Звучат премьеры – впервые в Омске, впервые в России, впервые в мире! Наш город в числе немногих, где отважились на такой эксперимент.

Фестиваль Новой музыки – это парад симфонических новинок, нестандартных авторских идей, необычных способов сценического воплощения, свежие эмоции, любопытные эксперименты, способные удивить и детей, и взрослых.

– Каждая эпоха имеет свое звучание, – считает инициатор фестиваля – художественный руководитель Омского академического симфонического оркестра Дмитрий Васильев. – Современные композиторы чувствуют пульс времени и добавляют в свои партитуры новые выразительные средства, инструменты, смыслы.

Впервые омский фестиваль поддержан Министерством культуры России и проходит в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны». В канун открытия фестиваля в нашем городе Омский симфонический оркестр выступил в столице, в Концертном зале имени П.И.Чайковского с программой «Джон Корильяно. 80 лет! Юбилей в Москве». Обладатель премии «Оскар» и пятикратный обладатель «Грэмми» приехал в Москву на концерт в честь своего юбилея.

Программа каждого фестиваля рассчитана на то, чтобы не только познакомить слушателей с музыкальными новинками, но и пора­зить публику.

Реквием по человечеству

На первом концерте фестиваля удивлял новосибирский ансамбль солистов «Лаборатория новой музыки». Выпускники Новосибирской консерватории, которых объединил молодой дирижер Сергей Шебалин, представили омичам два произведения композиторов, придерживающихся в музыке стиля минимализм. Главное в этом стиле – ритм, а значит, особая роль ударных инструментов. Исполнение произведений сопровождал видеоряд на большом экране.

«Форельный квинтет» Павла Карманова – это история рыбы от рождения из икринки до пути к обеденному столу. Об этом же повествует видеоряд на экране. Одноименное сочинение написал Ф. Шуберт, и Павел Карманов использует в тексте своего произведения мотив классика. Автор огромного числа роликов для телевизионных и радиопрограмм, а также для рекламы Павел Карманов написал «Форельный квинтет» по просьбе скрипача Назара Кожухаря после путешествия по Волге в компании творческих людей. Автор называет себя последователем стиля минимализм, основателем которого стал американский композитор Стив Райх. Видеоопера Стива Райха «Три истории» также прозвучала в день открытия фестиваля.

  – Это потрясение, – призналась одна из слушательниц на встрече с музыкантами после концерта. – Никогда прежде я не испытывала таких эмоций.

Мир знает немало творческих союзов: музыки и изобразительного искусства, музыки и поэзии. Видеоопера – поиск новой выразительности. Вместе со своей супругой Берилл Корот композитор создал произведение, которое будоражит чувства и ум. Три истории – это три трагических события ХХ века: крушение при заходе на посадку огромного дирижабля «Гинденбург» в 1937 году, испытание в 1946 году атомной бомбы, уничтожившей тихоокеанский атолл Бикини, и создание в 1997 году клонированной овечки Долли. Три истории достижений разума наводят на мысли: какова мера ответственности человека за будущее, не переступил ли он в своем движении к прогрессу запретную черту?

На экране не только документальные кадры трагедий, в музыкальную ткань вплетены голоса ученых – их мысли. Это и есть оперные партии. Голоса взаимодействуют с интонациями инструментов. Получается реквием по человечеству, мощный по силе художественного и публицистического откровения.

Финал с восклицательным знаком

Фестиваль Новой музыки – это пять концертов. Второй – 21 марта с участием скрипача Ивана Почекина. Он исполнит Концерт для скрипки с оркестром The red violin Джона Корильяно – музыку, написанную к кинофильму «Красная скрипка», удостоенную премии «Оскар». Гвоздем программы станет исполнение в присутствии композитора оркестровой пьесы «Правила выживания в условиях чрезвычайной ситуации» для двух автомобилей с оркестром Дмитрия Курляндского. Автор первым ввел в состав симфонического оркестра партии автомобилей. Машины стоят на сцене, гул, скрип и скрежет их механизмов сливаются с музыкой оркестра. А перфоманс для оркестра и электроники «Бунт весны» этого же композитора станет еще одной российской премьерой. Во время исполнения произведения музыканты выходят в зал и отдают свои инструменты слушателям. Так олицетворяется идея взаимодействия людей. После концерта состоится встреча слушателей с автором.

Два события фестиваля посвящены детям. Для них московским режиссером Петром Татарицким поставлена опера-сказка Давида Кривицкого «Городок Жур-Жур». В спектакле принимают участие солисты Омской филармонии, симфонический оркестр, а также студенты музучилища имени В. Я. Шебалина, хор Государственного детского ансамбля, актеры Лицейского театра и театра песочного искусства «Пески времени».

Насыщенным будет вечер закрытия фестиваля 29 марта. Он называется «Концерт для DJ с оркестром». За диджейский пульт вместе с Омским академическим симфоническим оркестром встанет приглашенный гость из Великобритании DJ Switch/Энтони Колверуэлл. Будут исполнены современные произведения Габриэля Прокофьева, Беньямина Юсупова, Ольги Викторовой. Состоится мировая премьера сочинения Александра Хубеева «Эпоха вечного ожидания», которое было написано специально к V фестивалю Новой музыки в Омске. А также мировая премьера новых произведений молодого композитора и скрипача родом из Омска Никиты Сухих: Perpetuum Mobile и Passacaglia из Симфонии № 1 (2017). Специальными гостями последнего фестивального дня станут музыкальный критик, телеведущий Артем Варгафтик (Москва), композитор Беньямин Юсупов (Израиль), композитор, член правления Молодежного отделения (МолОт) Союза композиторов России Александр Хубеев (Москва).

Три мировые премьеры и одна российская – в заключение пятого фестиваля будет поставлен восклицательный знак.

И впервые так обширна фестивальная OFF-программа. Омские музыканты выступили в кофейне «Скуратов», кинотеатре «Атриум-кино», в этом же кинотеатре состоялся показ фильма Рустама Хамдамова «Мешок без дна», музыку к которому написал участник фестиваля Дмитрий Курляндский. В Органном зале филармонии прошли лекции об истории и горизонтах музыкального авангарда. Фестиваль дает редкую возможность понять язык современного музыкального искусства и выработать свое отношение к экспериментам.

Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев

 
По теме
«Русская, старинная, румяная да блинная» - Комитет по культуре и искусству 17 марта в  филиале «Алексеевская библиотека» в рамках районного проекта «Родники народные» прошел фольклорный праздник «Русская, старинная, румяная да блинная».
Комитет по культуре и искусству