Новости города БезФормата.Ru
Омск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Режиссер фильма «Прорубь» Андрей Сильвестров — о подмене реальности телевизором, о погружении населения страны в его бездны, о разговоре президента с рыбой

— Есть две версии того, как возникла «Прорубь». Первая: вы экранизировали необычайную пьесу Екатерины Троепольской и Андрея Родионова. Вторая — вы инициировали создание пьесы.

— Мы встретились с Андреем и Катей в Канске. Я увидел их разнообразный опыт, связанный с читками стихов. Я предложил ребятам концепт: «Давайте сделаем фильм в стихах».

— Ну не «Гусарскую балладу» же вы вздумали сотворить и не филатовского «Федота…»?

— Да, есть такая традиция. Но в Канске нам удается создавать атмосферу, настраивающую на авантюрные проекты. Мы стали придумывать фильм. Стихи требуют определенной условности, а кино не терпит условности. Я вернулся тогда из Равенны, впечатленный раннехристианскими и византийскими мозаиками. И рассказывал ребятам: здорово, если бы фильм был не в романной форме, а узора, фрески. В церкви проходишь вдоль стен — от рождения мира к Страшному суду. Это может быть и в современном кино, как у Нолана в «Дюнкерке». Когда из толпы маленьких человечков на берегу один выбегает за пространство кадра, понятно, что это душа покидает тело. Или когда длинные очереди в море ждут спасения — еще одна условная библейская картинка. Там есть светлые ангелы и ангелы смерти.

— Кто предложил сюжеты историй и героев?

— Ребята. В какой-то момент нашли четыре истории: олигарх, художник-акционист, президент и бомж.

— После «Орнамента», «Эликсира», «России как сон» вы продолжаете движение в сторону аллегорий, символических и поэтических обобщений реальности. Но через условность и поэзию выходите на социальные обобщения?

— Мы говорим не столько про Россию, сколько вообще про мир… Просто оптика, которая нам знакома, так или иначе связана с Россией. Могла бы «Прорубь» возникнуть в Америке, Голландии? Да конечно. Были бы другие смещения, иной тип отношений между людьми. «Прорубь» контекстуален. Любопытно, что иностранцы воспринимают «Прорубь» легко. Тяжелее славистам: вроде они все должны понять, а они не очень понимают. Они пытаются расчленить фильм на конкретные смыслы, идеи. Но ведь и так понятно — это медиареальность, связанная с национальной спецификой.

— В фильме медиареальность ярче и громадней действительности, она все поглотила, в том числе сидящих у телевизора: вроде бы смотрят, а нет: они все давно уже внутри. Живы, мертвы ли — нет ответа.

— В кино есть важный момент: с кем я (зритель) себя ассоциирую. В детстве я смотрел «Черный тюльпан» с Аленом Делоном. И думал: «Вот я, Ален Делон, машу палочкой-шпагой и завоевываю сердце недоступной Вирны Лизи». В «Проруби» самоидентификация — болезненный процесс. Поэтому некоторые люди после фильма говорят: «За что вы так ненавидите людей?»

— Людей или страну?

— В основном в антигуманизме нас обвиняют.

— На обсуждении нежной и ироничной картины «Россия как сон» в Канске женщина просто пылала: «За что вы ненавидите русского Ивана?» Люди хотят отождествлять себя с возвышенным героем плаща и шпаги, а не с парализованным телевизором зрителем.

— Да, аудитории предлагается аттракцион, в котором он чувствует себя этим зомбаком, завороженным телеящиком. Неприятное ощущение: тебя превращают из героя в, так сказать, соглядатая.

— Есть ли тут...

— Есть две версии того, как возникла «Прорубь». Первая: вы экранизировали необычайную пьесу Екатерины Троепольской и Андрея Родионова. Вторая — вы инициировали создание пьесы.

— Мы встретились с Андреем и Катей в Канске. Я увидел их разнообразный опыт, связанный с читками стихов. Я предложил ребятам концепт: «Давайте сделаем фильм в стихах».

— Ну не «Гусарскую балладу» же вы вздумали сотворить и не филатовского «Федота…»?

— Да, есть такая традиция. Но в Канске нам удается создавать атмосферу, настраивающую на авантюрные проекты. Мы стали придумывать фильм. Стихи требуют определенной условности, а кино не терпит условности. Я вернулся тогда из Равенны, впечатленный раннехристианскими и византийскими мозаиками. И рассказывал ребятам: здорово, если бы фильм был не в романной форме, а узора, фрески. В церкви проходишь вдоль стен — от рождения мира к Страшному суду. Это может быть и в современном кино, как у Нолана в «Дюнкерке». Когда из толпы маленьких человечков на берегу один выбегает за пространство кадра, понятно, что это душа покидает тело. Или когда длинные очереди в море ждут спасения — еще одна условная библейская картинка. Там есть светлые ангелы и ангелы смерти.

— Кто предложил сюжеты историй и героев?

— Ребята. В какой-то момент нашли четыре истории: олигарх, художник-акционист, президент и бомж.

— После «Орнамента», «Эликсира», «России как сон» вы продолжаете движение в сторону аллегорий, символических и поэтических обобщений реальности. Но через условность и поэзию выходите на социальные обобщения?

— Мы говорим не столько про Россию, сколько вообще про мир… Просто оптика, которая нам знакома, так или иначе связана с Россией. Могла бы «Прорубь» возникнуть в Америке, Голландии? Да конечно. Были бы другие смещения, иной тип отношений между людьми. «Прорубь» контекстуален. Любопытно, что иностранцы воспринимают «Прорубь» легко. Тяжелее славистам: вроде они все должны понять, а они не очень понимают. Они пытаются расчленить фильм на конкретные смыслы, идеи. Но ведь и так понятно — это медиареальность, связанная с национальной спецификой.

— В фильме медиареальность ярче и громадней действительности, она все поглотила, в том числе сидящих у телевизора: вроде бы смотрят, а нет: они все давно уже внутри. Живы, мертвы ли — нет ответа.

— В кино есть важный момент: с кем я (зритель) себя ассоциирую. В детстве я смотрел «Черный тюльпан» с Аленом Делоном. И думал: «Вот я, Ален Делон, машу палочкой-шпагой и завоевываю сердце недоступной Вирны Лизи». В «Проруби» самоидентификация — болезненный процесс. Поэтому некоторые люди после фильма говорят: «За что вы так ненавидите людей?»

— Людей или страну?

— В основном в антигуманизме нас обвиняют.

— На обсуждении нежной и ироничной картины «Россия как сон» в Канске женщина просто пылала: «За что вы ненавидите русского Ивана?» Люди хотят отождествлять себя с возвышенным героем плаща и шпаги, а не с парализованным телевизором зрителем.

— Да, аудитории предлагается аттракцион, в котором он чувствует себя этим зомбаком, завороженным телеящиком. Неприятное ощущение: тебя превращают из героя в, так сказать, соглядатая.

— Есть ли тут элемент психотерапии? Раз «я» в это «превратилась», значит получила вакцину? Момент расколдовывания.

— Это перформативный момент. Надеюсь, зритель, проходя через «Прорубь», получает определенный антидот. Это происходит во время «сеанса «Дюнкерка». Сама форма фильма близка к «Проруби». Там, конечно, другая интонация, другой бюджет.

— А сколько стоила «Прорубь»?

— Невозможно посчитать. Работали все бесплатно, на энтузиазме. Собрали на «Планете» 700 тысяч, инвесторы вложились. Потратили где-то миллионов пять рублей, наверное. Может, меньше.

— Есть в ваших постановках интересный момент — способность прогнозировать реальность: то президент в «Проруби» с щукой разговаривает, то в инсценировке «Зарница» Екатерины Троепольской и Андрея Родионова политики стихами увлекаются.

— Это скорее вопрос к ребятам: к Кате и Андрею. Надо признать эту особенность их работ, они притягивают к себе реальность.

— Вы могли бы сейчас в качестве рекламы фильма использовать фото настоящего президента с щукой. Хотя нет, лучше не рисковать. Вроде бы вы вне политики кино делаете. Просто политическое становится частью поэтического.

— Ну да, здесь президент с щукой, а в «Бирмингемском орнаменте» Миша Ефремов у нас от лица автора говорил, что-то антипутинское. Это не политика, а как бы часть стихотворения, подсказанного временем.

— В итоге и фильм становится частью общего перфоманса.

— Ребята работают с документальным материалом, но реальность немного абсуртизируют. А реальность и наши представления о ней так устроены, что начинают гнаться за этим абсурдом. Действительность и медиареальность неразделимы и должны все время себя взбадривать новым витком сюра. Поскольку люди, которые занимаются сейчас политикой, оторваны от реальности…

— Типа Поклонской?

— Они сами продукты медиареальности: от депутатов до президента. И когда пытаются сократить разрыв, приблизиться к действительности, получается «щука».

— А можно сказать, саму жизнь пытаются превратить в сказку, не важно: про «щучье веленье» или про чудный столичный город «с теремами и садами».

— Сказка необходима потерявшим основание. Что делает оппозиция, например, Алексей Навальный? Пытается реальность возвращать. В ответ строится новая стена из абсурда. Сегодня преступно называть вещи своими именами, это может навредить всеобщему сну. Мы обязаны его оберегать и лелеять.

— Непослушных наказывают. За фотографию Нуриева, за связь будущего монарха с Кшесинской, за фильм про мифологию Северной Кореи. Андрей, а как вы относитесь к предложению Вырыпаева не брать у власти денег?

— Знаете, двояко. С одной стороны, считаю, что автор может брать деньги у бизнеса, у власти. Выбирая между «делать» или «не делать», я бы выбрал первое. Конечно, череда компромиссов способна убить в результате художника. Вижу, как талантливые становятся вторичными, блеклыми, но продолжают сидеть на игле госдотаций.

Поэтому на сегодняшний момент для меня это вопрос не этический, а эстетический, вопрос художественной профилактики. Взять деньги сейчас у Министерства культуры — это испоганить фильм.

Мне кажется, деятельность Министерства культуры хорошо бы запретить. Они целенаправленно уничтожают культуру. Сегодня — кино, театры, следующими станут музеи.

— Ну, на Канский фестиваль, президентом которого вы являетесь, вы же берете деньги у органов власти.

— На фестиваль, ну да. И надо сказать, пусть минимальная поддержка, но она есть: и городская, и краевая.

— При этом есть ощущение разрыва между вашим фестивалем современного искусства и местом его обитания — городом.

— Мы, как чемодан без ручки. И продолжать сложно, и бросить жалко, 16 лет все же нашему международному смотру. Выходит федеральная пресса, есть репутация.

— А с другой стороны, вы — кость в горле администрации.

— А что в нас хорошего? Неуправляемые, договориться невозможно, что отчебучат — неизвестно. Поэтому у чиновников позиция: вроде и поддерживать, но максимально ограничивать… кабы чего не вышло. Фестиваль для них слишком свободный. Но если эта независимость хоть на секунду исчезнет, лично я фестивалем заниматься перестану.

— На фестивале замечательная смычка фольклора и новаций. В авангардной постановке пьесы «Зарница» принимает участие местная народная группа «Истоки». Вы вовлекаете народные коллективы в безумство Канского фестиваля — у чиновника голова кругом, это нож ему в спину.

— Если без шуток: много симпатичных людей и среди чиновников, и многие в местном министерстве нас поддерживают. Вообще в Сибири заметно вольготней, чем в Москве. Есть понимание, что дальше Сибири не сошлют, страха меньше.

— Вы оптимист. Но устроители фестиваля жалуются, что никакой рекламы нет, автобусами молодежь уже не возят из Красноярска, и значит, зрителей меньше.

— Мы показываем авангардное кино. Даже в Москве на подобные просмотры приходит по 200—300 человек. И в этом смысле предъявлять претензии к городу необоснованно. Привезите Бабкину, народ подтянется.

А может, и хорошо, что есть дистанция. Она дает нам возможность придумывать какие-то новые вещи. Ведь функций у фестиваля три. Первая — встреча профессионалов из разных областей, вместе они что-то придумывают, получая совместный опыт. Эту функцию фестиваль прекрасно выполняет. Вторая — работа с аудиторией, работа в городском ландшафте и т.д. Здесь от года к году и успехи, и проигрыши. Это зависит и от нашей программы, и от городских властей. Раньше на закрытии мы делали большие концерты. Выступал Красноярский оркестр классической музыки и сопровождал показ фильма «Чапаев». Было красиво, люди сидели аж на ступеньках. В другой раз выступала белорусская группа Rockerjocker с фольклорным ансамблем «Истоки». Полный зал, все танцевали. Есть третья функция — создание рынка. Этим мы не занимаемся. Мне интересней создавать творческую атмосферу.

— А разве для фестиваля не первоочередная задача — воспитание своей публики? Пока это не очень получается.

— Как раз получается. За это время появилось несколько одаренных художников, которые работают в Канске, Красноярске, Петербурге. На днях мне звонил студент ВШЭ, занимающийся урбанистикой. Делает исследование про Канск. Помимо этих художников есть много людей, которым наши показы интересны.

— Ваша партизанская идея «ухода в лес» с показами фильмов и перфомансов среди сосен — это необходимость или…

— Ну это такое эстетическое решение, связанное и с пьесой «Зарница», и с показом фильма Евгения Юфита «Папа, умер Дед Мороз», и с желанием исследовать перформативные практики. Признаюсь, заниматься производством традиционного кинематографа неинтересно, это жесткая линейка: синопсис-сценарий-деньги-запуск-кастинг. Поэтому мы предпочли «оказаться в сумрачном лесу».

— Тема фестиваля «Это фантастика!». Наша реальность столь странна и безрадостна, давайте вымечтаем свою реальность?

— Реальность мутирует, да. Порой за ней не угнаться самому авангардному автору. С одной стороны, фантастика, что мы создаем свою реальность здесь и сейчас, с другой, фантастика — все, что происходит вокруг. А еще это просто радостный клич: «Это фантастика!» То есть переход на какой-то новый качественный уровень.

— Про параллельную реальность. Расскажите, как «настоящая» щука примет участие в рекламной кампании фильма «Прорубь»

— Насколько я знаю, впервые в истории киномаркетинга мы используем виртуальность… Нам удалось сделать виртуальную щуку. Вы скачиваете на телефон приложение. Во всех кинотеатрах, где будут показывать наш фильм, установят специальный маркер и плакат с прорубью, из которого она будет появляться. С ней можно сфотографироваться, а кому повезет — и пообщаться.

P.S. Мне повезло: в канском кинотеатре «Космос» я встретилась с щукой. И даже попросила ее. Если сбудется, обязательно расскажу, о чем.

Лариса Малюкова

 
Фильм омского режиссера представят на VI Московском фестивале российского кино - Коммерческие вестиКороткометражка «Снимок» уже отмечена на фестивале «Короче» в Калининграде.
22.08.2017 Коммерческие вести
Короткометражку омского режиссера покажут на VI Московском фестивале российского кино - ГТРК ОмскВсероссийская премьера ленты Ивана Захаренко "Снимок" состоялась в Калининграде.
21.08.2017 ГТРК Омск
Омскую короткометражку покажут на Московском фестивале российского кино - ИА ОмскрегионМолодой омский режиссер Иван Захаренко представит короткометражный фильм «Снимок» на VI Московском фестивале российского кино.
21.08.2017 ИА Омскрегион
Гостям города и любознательным омичам предложат 24 познавательные прогулки.
21.09.2017 ГТРК Омск
Победившие во Франции омские гитаристы приглашают на свой концерт - ГТРК ОмскКоллектив "Гитара-Микс", завоевавший гран-при на международном конкурсе "Звезды Европы", выступит в Доме актера.
21.09.2017 ГТРК Омск
Интерес к таинственной гибели крупнейшего лайнера до сих пор велик. - Аргументы и фактыВыставка «Титаник. 100 лет истории» откроется в Омском областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля Художники Омска и Петербурга устроят творческий батл Выставка «Титаник.
21.09.2017 Аргументы и факты
В клипе участники группы гуляют по центральным улицам города - Ngs55.RuВ клипе участники группы гуляют по центральным улицам города Омская группа «Неприкаянные» сняла яркое летнее видео, которое посвятила родному городу — в клипе музыканты играют на траве в сквере у мэрии.
21.09.2017 Ngs55.Ru
Вечная драма разыгралась в Омске - Om1.RuФото: Андрей Кудрявцев Театр драмы начал сезон с исповеди. Польский режиссёр Анджей Бубень поставил спектакль «Амадей» – историю двух великих музыкантов.
21.09.2017 Om1.Ru
Для омичей проведут экскурсии по городу бесплатно - Om1.RuФото: biletomsk.ru 24 сентября в Омске пройдёт флешмоб. В честь Международного дня туризма проведут 20 бесплатных экскурсий.
21.09.2017 Om1.Ru
В Омском музтеатре замахнулись на Баха - ИА ОмскрегионВ театре начались репетиции камерного спектакля «Кофейная кантата» на музыку Иоганна Себастьяна Баха.
21.09.2017 ИА Омскрегион
Омских меломанов накроет "Таинственная ночь" - ГТРК ОмскВ Концертном зале прозвучит серия ноктюрнов, посвященных темному времени суток.
21.09.2017 ГТРК Омск
При помощи «Единой России» Северный драматический театр обновил репертуар - Единая РоссияВ рамках проекта «Театры малых городов» Северный драматический театр имени М.А.
21.09.2017 Единая Россия
Омский губернатор по сети следит за тем, как строится парк «Россия – моя история» - СуперОмскВиктор Назаров посетил музейную площадку в экспоцентре. В областном экспоцентре в ноябре откроется исторический парк «Россия – моя история».
21.09.2017 СуперОмск
image001_(2)(2)-800x600.jpg - ГТРК ОмскПоследний раз родственники видели 16-летняя Ксению Шинову вечером 18 сентября.
21.09.2017 ГТРК Омск
1 _8 - УМВД Омской областиСотрудниками  Управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Омской области в результате проверки оперативной информации задержан 31-летний житель г. Омска, занимавшийся культивированием растения,
21.09.2017 УМВД Омской области
Адвокат омского бойца без правил, обвиняемого в убийстве, рассказал, как будет проходить отбор присяжных - ИА Новый ОмскЗащита полагает, что в уголовном деле не все так однозначно, как это представлено правоохранительными органами.
21.09.2017 ИА Новый Омск
5. ВОНь из Омска. Шлейф да шлейф кругом... - Бизнес-курс
5. ВОНь из Омска. Шлейф да шлейф кругом...
Для того, чтобы посмотреть на дым, омичам не нужно ехать в лес и жечь костер.
Бизнес-курс
На омском участке трассы Новосибирск – Челябинск водитель ВАЗа врезался в КамАЗ - Коммерческие вести
На омском участке трассы Новосибирск – Челябинск водитель ВАЗа врезался в КамАЗ
Молодой человек, не имеющий права управлять легковым автомобилем, умер на месте ДТП до приезда врачей.
Коммерческие вести
Осужденную экс-участницу «Дома-2» Полетаеву оставили в омском СИЗО - Бизнес-курс
Осужденную экс-участницу «Дома-2» Полетаеву оставили в омском СИЗО
Ее приговорили к полутора годам колонии за незаконную банковскую деятельность, но омичка пытается обжаловать решение.
Бизнес-курс
Омские библиотекари примут участие в экскурсионном флешмобе - Администрация г. Омск24 сентября библиотекари-экскурсоводы четырех омских муниципальных библиотек станут участниками акции «Экскурсионный флешмоб», приуроченной к празднованию Всемирного дня туризма 27 сентября.
21.09.2017 Администрация г. Омск
Мультимедийный исторический музей в Омске откроется 4 ноября - ИА ОмскрегионГубернатор лично бывает на стройке и следит, чтобы ход работ не выбивался из графика.
21.09.2017 ИА Омскрегион
Горожан приглашают в Дом кино на встречу с народным артистом Валерием Алексеевым - Администрация г. ОмскДом кино начинает реализацию нового проекта «Театр+Кино», который предполагает регулярный показ фильмов-спектаклей омских театров.
21.09.2017 Администрация г. Омск
Новая пьеса написана в стиле криминальных комедий Тарантино и Гая Ричи. - Аргументы и факты
Гармония музыки и драмы. «Моцарт» в омском театре
Анджей Бубень поставил в Омской драме «Амадея» по пьесе Питера Шеффера. Выбор режиссёра можно назвать закономерным: Бубень известен как очень музыкальный режиссер,
Аргументы и факты
Светлана Баженова: «Верю, что театр может себя окупать» - Омская правда
Светлана Баженова: «Верю, что театр может себя окупать»
Автор Маргарита Борисова Фото Сергей Мельников Ученица всемирно известного драматурга о новых постановках,
Омская правда
Во Всемирный день туризма омичам подарят экскурсии по Омску - Коммерческие вести
Во Всемирный день туризма омичам подарят экскурсии по Омску
Записаться на пешую прогулку и на выставку в музее можно в группе ВКонтакте.
Коммерческие вести
В Омске хоккеисты СКА при странном судействе обыграли «Авангард» - Коммерческие вестиПитерский клуб продолжил победное шествие прошлого сезона, а президент омского клуба Владимир ШАЛАЕВ заявил, что бригада судей сломала игру.
22.09.2017 Коммерческие вести
"Нефтяник" в Кубке России - БК-Нефтяник  Уже завтра в игровом зале ЦОП "Авангард" наша команда проведет матч 1/8 финала розыгрыша Кубка России по баскетболу сезона 2017/2018 гг.
21.09.2017 БК-Нефтяник
Первый рейс нового российского перевозчика - Аэропорт г.Омска21 сентября 2017 года новая российская авиакомпания «Азимут» приступит к выполнению регулярного рейса Москва-Омск-Москва на воздушном судне отечественного производства Sukhoi Superjet-100.
21.09.2017 Аэропорт г.Омска
Легендарный трофей – в Омске - Омская правда
Легендарный трофей – в Омске
Автор Евгений Орлов Фото Евгений Кармаев В СК «Красная звезда» прошла церемония приветствия Кубка мира FIFA.
Омская правда
Перед Кубком России по баскетболу «Нефтяник» укрепился «казаночкой» ТЕТЕРКИНОЙ - Коммерческие вести
Перед Кубком России по баскетболу «Нефтяник» укрепился «казаночкой» ТЕТЕРКИНОЙ
Соперником омской команды 22 сентября будет четырёхкратный победитель Евролиги, двукратный чемпион России «Спарта & К».
Коммерческие вести
Омский «Нефтяник» сыграет со «Спарта & К». - Аргументы и факты
Омские баскетболистки сыграют с четырёхкратными победительницами Евролиги
Матч состоится завтра, 22 сентября, в игровом зале ЦОП «Авангард» Омский «Нефтяник» сыграет с четырёхкратным победителем Евролиги.
Аргументы и факты
Администрация города разыскала граждан, проживавших в жилье, признанном аварийным - Администрация г. ОмскПрограмма переселения граждан, чье жилье было признано аварийным до 01 января 2012, завершена.
21.09.2017 Администрация г. Омск
Деннис Эверберг: "Мы можем противостоять сильнейшим командам лиги. Впереди новые матчи, в которых нам нужно это доказать" - ХК АвангардАвтор гола в домашнем матче против действующего чемпиона Деннис Эверберг рассказал в интервью "Авангард ТВ" , что именно пошло не так в первом периоде, отметил, что ошибки, которые допустили "ястребы", имели высокую цену,
22.09.2017 ХК Авангард
В Омске хоккеисты СКА при странном судействе обыграли «Авангард» - Коммерческие вестиПитерский клуб продолжил победное шествие прошлого сезона, а президент омского клуба Владимир ШАЛАЕВ заявил, что бригада судей сломала игру.
22.09.2017 Коммерческие вести
Музыкальный фестиваль напитков «DrinkFest» переносят на май 2018 года - АРиИОООрганизаторы музыкального фестиваля напитков «DrinkFest» информируют о переносе мероприятия с 23 сентября 2017 года на 19 мая 2018 года.
21.09.2017 АРиИОО
Изменения режима работы светофора в районе Ленинградской площади - Администрация г. ОмскС сегодняшнего дня внесены, запланированные ранее, изменения в работу светофорного объекта на перекрестке улиц Ленина и Масленникова.
21.09.2017 Администрация г. Омск