Новости города БезФормата.Ru
Омск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Режиссер фильма «Прорубь» Андрей Сильвестров — о подмене реальности телевизором, о погружении населения страны в его бездны, о разговоре президента с рыбой

— Есть две версии того, как возникла «Прорубь». Первая: вы экранизировали необычайную пьесу Екатерины Троепольской и Андрея Родионова. Вторая — вы инициировали создание пьесы.

— Мы встретились с Андреем и Катей в Канске. Я увидел их разнообразный опыт, связанный с читками стихов. Я предложил ребятам концепт: «Давайте сделаем фильм в стихах».

— Ну не «Гусарскую балладу» же вы вздумали сотворить и не филатовского «Федота…»?

— Да, есть такая традиция. Но в Канске нам удается создавать атмосферу, настраивающую на авантюрные проекты. Мы стали придумывать фильм. Стихи требуют определенной условности, а кино не терпит условности. Я вернулся тогда из Равенны, впечатленный раннехристианскими и византийскими мозаиками. И рассказывал ребятам: здорово, если бы фильм был не в романной форме, а узора, фрески. В церкви проходишь вдоль стен — от рождения мира к Страшному суду. Это может быть и в современном кино, как у Нолана в «Дюнкерке». Когда из толпы маленьких человечков на берегу один выбегает за пространство кадра, понятно, что это душа покидает тело. Или когда длинные очереди в море ждут спасения — еще одна условная библейская картинка. Там есть светлые ангелы и ангелы смерти.

— Кто предложил сюжеты историй и героев?

— Ребята. В какой-то момент нашли четыре истории: олигарх, художник-акционист, президент и бомж.

— После «Орнамента», «Эликсира», «России как сон» вы продолжаете движение в сторону аллегорий, символических и поэтических обобщений реальности. Но через условность и поэзию выходите на социальные обобщения?

— Мы говорим не столько про Россию, сколько вообще про мир… Просто оптика, которая нам знакома, так или иначе связана с Россией. Могла бы «Прорубь» возникнуть в Америке, Голландии? Да конечно. Были бы другие смещения, иной тип отношений между людьми. «Прорубь» контекстуален. Любопытно, что иностранцы воспринимают «Прорубь» легко. Тяжелее славистам: вроде они все должны понять, а они не очень понимают. Они пытаются расчленить фильм на конкретные смыслы, идеи. Но ведь и так понятно — это медиареальность, связанная с национальной спецификой.

— В фильме медиареальность ярче и громадней действительности, она все поглотила, в том числе сидящих у телевизора: вроде бы смотрят, а нет: они все давно уже внутри. Живы, мертвы ли — нет ответа.

— В кино есть важный момент: с кем я (зритель) себя ассоциирую. В детстве я смотрел «Черный тюльпан» с Аленом Делоном. И думал: «Вот я, Ален Делон, машу палочкой-шпагой и завоевываю сердце недоступной Вирны Лизи». В «Проруби» самоидентификация — болезненный процесс. Поэтому некоторые люди после фильма говорят: «За что вы так ненавидите людей?»

— Людей или страну?

— В основном в антигуманизме нас обвиняют.

— На обсуждении нежной и ироничной картины «Россия как сон» в Канске женщина просто пылала: «За что вы ненавидите русского Ивана?» Люди хотят отождествлять себя с возвышенным героем плаща и шпаги, а не с парализованным телевизором зрителем.

— Да, аудитории предлагается аттракцион, в котором он чувствует себя этим зомбаком, завороженным телеящиком. Неприятное ощущение: тебя превращают из героя в, так сказать, соглядатая.

— Есть ли тут...

— Есть две версии того, как возникла «Прорубь». Первая: вы экранизировали необычайную пьесу Екатерины Троепольской и Андрея Родионова. Вторая — вы инициировали создание пьесы.

— Мы встретились с Андреем и Катей в Канске. Я увидел их разнообразный опыт, связанный с читками стихов. Я предложил ребятам концепт: «Давайте сделаем фильм в стихах».

— Ну не «Гусарскую балладу» же вы вздумали сотворить и не филатовского «Федота…»?

— Да, есть такая традиция. Но в Канске нам удается создавать атмосферу, настраивающую на авантюрные проекты. Мы стали придумывать фильм. Стихи требуют определенной условности, а кино не терпит условности. Я вернулся тогда из Равенны, впечатленный раннехристианскими и византийскими мозаиками. И рассказывал ребятам: здорово, если бы фильм был не в романной форме, а узора, фрески. В церкви проходишь вдоль стен — от рождения мира к Страшному суду. Это может быть и в современном кино, как у Нолана в «Дюнкерке». Когда из толпы маленьких человечков на берегу один выбегает за пространство кадра, понятно, что это душа покидает тело. Или когда длинные очереди в море ждут спасения — еще одна условная библейская картинка. Там есть светлые ангелы и ангелы смерти.

— Кто предложил сюжеты историй и героев?

— Ребята. В какой-то момент нашли четыре истории: олигарх, художник-акционист, президент и бомж.

— После «Орнамента», «Эликсира», «России как сон» вы продолжаете движение в сторону аллегорий, символических и поэтических обобщений реальности. Но через условность и поэзию выходите на социальные обобщения?

— Мы говорим не столько про Россию, сколько вообще про мир… Просто оптика, которая нам знакома, так или иначе связана с Россией. Могла бы «Прорубь» возникнуть в Америке, Голландии? Да конечно. Были бы другие смещения, иной тип отношений между людьми. «Прорубь» контекстуален. Любопытно, что иностранцы воспринимают «Прорубь» легко. Тяжелее славистам: вроде они все должны понять, а они не очень понимают. Они пытаются расчленить фильм на конкретные смыслы, идеи. Но ведь и так понятно — это медиареальность, связанная с национальной спецификой.

— В фильме медиареальность ярче и громадней действительности, она все поглотила, в том числе сидящих у телевизора: вроде бы смотрят, а нет: они все давно уже внутри. Живы, мертвы ли — нет ответа.

— В кино есть важный момент: с кем я (зритель) себя ассоциирую. В детстве я смотрел «Черный тюльпан» с Аленом Делоном. И думал: «Вот я, Ален Делон, машу палочкой-шпагой и завоевываю сердце недоступной Вирны Лизи». В «Проруби» самоидентификация — болезненный процесс. Поэтому некоторые люди после фильма говорят: «За что вы так ненавидите людей?»

— Людей или страну?

— В основном в антигуманизме нас обвиняют.

— На обсуждении нежной и ироничной картины «Россия как сон» в Канске женщина просто пылала: «За что вы ненавидите русского Ивана?» Люди хотят отождествлять себя с возвышенным героем плаща и шпаги, а не с парализованным телевизором зрителем.

— Да, аудитории предлагается аттракцион, в котором он чувствует себя этим зомбаком, завороженным телеящиком. Неприятное ощущение: тебя превращают из героя в, так сказать, соглядатая.

— Есть ли тут элемент психотерапии? Раз «я» в это «превратилась», значит получила вакцину? Момент расколдовывания.

— Это перформативный момент. Надеюсь, зритель, проходя через «Прорубь», получает определенный антидот. Это происходит во время «сеанса «Дюнкерка». Сама форма фильма близка к «Проруби». Там, конечно, другая интонация, другой бюджет.

— А сколько стоила «Прорубь»?

— Невозможно посчитать. Работали все бесплатно, на энтузиазме. Собрали на «Планете» 700 тысяч, инвесторы вложились. Потратили где-то миллионов пять рублей, наверное. Может, меньше.

— Есть в ваших постановках интересный момент — способность прогнозировать реальность: то президент в «Проруби» с щукой разговаривает, то в инсценировке «Зарница» Екатерины Троепольской и Андрея Родионова политики стихами увлекаются.

— Это скорее вопрос к ребятам: к Кате и Андрею. Надо признать эту особенность их работ, они притягивают к себе реальность.

— Вы могли бы сейчас в качестве рекламы фильма использовать фото настоящего президента с щукой. Хотя нет, лучше не рисковать. Вроде бы вы вне политики кино делаете. Просто политическое становится частью поэтического.

— Ну да, здесь президент с щукой, а в «Бирмингемском орнаменте» Миша Ефремов у нас от лица автора говорил, что-то антипутинское. Это не политика, а как бы часть стихотворения, подсказанного временем.

— В итоге и фильм становится частью общего перфоманса.

— Ребята работают с документальным материалом, но реальность немного абсуртизируют. А реальность и наши представления о ней так устроены, что начинают гнаться за этим абсурдом. Действительность и медиареальность неразделимы и должны все время себя взбадривать новым витком сюра. Поскольку люди, которые занимаются сейчас политикой, оторваны от реальности…

— Типа Поклонской?

— Они сами продукты медиареальности: от депутатов до президента. И когда пытаются сократить разрыв, приблизиться к действительности, получается «щука».

— А можно сказать, саму жизнь пытаются превратить в сказку, не важно: про «щучье веленье» или про чудный столичный город «с теремами и садами».

— Сказка необходима потерявшим основание. Что делает оппозиция, например, Алексей Навальный? Пытается реальность возвращать. В ответ строится новая стена из абсурда. Сегодня преступно называть вещи своими именами, это может навредить всеобщему сну. Мы обязаны его оберегать и лелеять.

— Непослушных наказывают. За фотографию Нуриева, за связь будущего монарха с Кшесинской, за фильм про мифологию Северной Кореи. Андрей, а как вы относитесь к предложению Вырыпаева не брать у власти денег?

— Знаете, двояко. С одной стороны, считаю, что автор может брать деньги у бизнеса, у власти. Выбирая между «делать» или «не делать», я бы выбрал первое. Конечно, череда компромиссов способна убить в результате художника. Вижу, как талантливые становятся вторичными, блеклыми, но продолжают сидеть на игле госдотаций.

Поэтому на сегодняшний момент для меня это вопрос не этический, а эстетический, вопрос художественной профилактики. Взять деньги сейчас у Министерства культуры — это испоганить фильм.

Мне кажется, деятельность Министерства культуры хорошо бы запретить. Они целенаправленно уничтожают культуру. Сегодня — кино, театры, следующими станут музеи.

— Ну, на Канский фестиваль, президентом которого вы являетесь, вы же берете деньги у органов власти.

— На фестиваль, ну да. И надо сказать, пусть минимальная поддержка, но она есть: и городская, и краевая.

— При этом есть ощущение разрыва между вашим фестивалем современного искусства и местом его обитания — городом.

— Мы, как чемодан без ручки. И продолжать сложно, и бросить жалко, 16 лет все же нашему международному смотру. Выходит федеральная пресса, есть репутация.

— А с другой стороны, вы — кость в горле администрации.

— А что в нас хорошего? Неуправляемые, договориться невозможно, что отчебучат — неизвестно. Поэтому у чиновников позиция: вроде и поддерживать, но максимально ограничивать… кабы чего не вышло. Фестиваль для них слишком свободный. Но если эта независимость хоть на секунду исчезнет, лично я фестивалем заниматься перестану.

— На фестивале замечательная смычка фольклора и новаций. В авангардной постановке пьесы «Зарница» принимает участие местная народная группа «Истоки». Вы вовлекаете народные коллективы в безумство Канского фестиваля — у чиновника голова кругом, это нож ему в спину.

— Если без шуток: много симпатичных людей и среди чиновников, и многие в местном министерстве нас поддерживают. Вообще в Сибири заметно вольготней, чем в Москве. Есть понимание, что дальше Сибири не сошлют, страха меньше.

— Вы оптимист. Но устроители фестиваля жалуются, что никакой рекламы нет, автобусами молодежь уже не возят из Красноярска, и значит, зрителей меньше.

— Мы показываем авангардное кино. Даже в Москве на подобные просмотры приходит по 200—300 человек. И в этом смысле предъявлять претензии к городу необоснованно. Привезите Бабкину, народ подтянется.

А может, и хорошо, что есть дистанция. Она дает нам возможность придумывать какие-то новые вещи. Ведь функций у фестиваля три. Первая — встреча профессионалов из разных областей, вместе они что-то придумывают, получая совместный опыт. Эту функцию фестиваль прекрасно выполняет. Вторая — работа с аудиторией, работа в городском ландшафте и т.д. Здесь от года к году и успехи, и проигрыши. Это зависит и от нашей программы, и от городских властей. Раньше на закрытии мы делали большие концерты. Выступал Красноярский оркестр классической музыки и сопровождал показ фильма «Чапаев». Было красиво, люди сидели аж на ступеньках. В другой раз выступала белорусская группа Rockerjocker с фольклорным ансамблем «Истоки». Полный зал, все танцевали. Есть третья функция — создание рынка. Этим мы не занимаемся. Мне интересней создавать творческую атмосферу.

— А разве для фестиваля не первоочередная задача — воспитание своей публики? Пока это не очень получается.

— Как раз получается. За это время появилось несколько одаренных художников, которые работают в Канске, Красноярске, Петербурге. На днях мне звонил студент ВШЭ, занимающийся урбанистикой. Делает исследование про Канск. Помимо этих художников есть много людей, которым наши показы интересны.

— Ваша партизанская идея «ухода в лес» с показами фильмов и перфомансов среди сосен — это необходимость или…

— Ну это такое эстетическое решение, связанное и с пьесой «Зарница», и с показом фильма Евгения Юфита «Папа, умер Дед Мороз», и с желанием исследовать перформативные практики. Признаюсь, заниматься производством традиционного кинематографа неинтересно, это жесткая линейка: синопсис-сценарий-деньги-запуск-кастинг. Поэтому мы предпочли «оказаться в сумрачном лесу».

— Тема фестиваля «Это фантастика!». Наша реальность столь странна и безрадостна, давайте вымечтаем свою реальность?

— Реальность мутирует, да. Порой за ней не угнаться самому авангардному автору. С одной стороны, фантастика, что мы создаем свою реальность здесь и сейчас, с другой, фантастика — все, что происходит вокруг. А еще это просто радостный клич: «Это фантастика!» То есть переход на какой-то новый качественный уровень.

— Про параллельную реальность. Расскажите, как «настоящая» щука примет участие в рекламной кампании фильма «Прорубь»

— Насколько я знаю, впервые в истории киномаркетинга мы используем виртуальность… Нам удалось сделать виртуальную щуку. Вы скачиваете на телефон приложение. Во всех кинотеатрах, где будут показывать наш фильм, установят специальный маркер и плакат с прорубью, из которого она будет появляться. С ней можно сфотографироваться, а кому повезет — и пообщаться.

P.S. Мне повезло: в канском кинотеатре «Космос» я встретилась с щукой. И даже попросила ее. Если сбудется, обязательно расскажу, о чем.

Лариса Малюкова

 
Фильм омского режиссера представят на VI Московском фестивале российского кино - Коммерческие вестиКороткометражка «Снимок» уже отмечена на фестивале «Короче» в Калининграде.
22.08.2017 Коммерческие вести
Короткометражку омского режиссера покажут на VI Московском фестивале российского кино - ГТРК ОмскВсероссийская премьера ленты Ивана Захаренко "Снимок" состоялась в Калининграде.
21.08.2017 ГТРК Омск
Омскую короткометражку покажут на Московском фестивале российского кино - ИА ОмскрегионМолодой омский режиссер Иван Захаренко представит короткометражный фильм «Снимок» на VI Московском фестивале российского кино.
21.08.2017 ИА Омскрегион
Предприниматель Курцаев открыл театр спектаклем про зомби - ИА Новый ОмскСегодня «Арт-центр на Любинском» принял первых зрителей. Перед гостями выступил «Центр современной драматургии».
24.11.2017 ИА Новый Омск
Для омской «Галерки» купят 36 компьютеров и 15 принтеров - РИА Омск-ИнформНа оргтехнику для обновленного театра из бюджета Омской области выделили почти 3,5 млн рублей.
23.11.2017 РИА Омск-Информ
Историки придумали, как «заманить» омичей в собор   [ФОТО]   - РИА Омск-Информomskinform.ru В цоколе восстановленного из руин Воскресенского собора начала работать уникальная выставка, посвященная истории Омска и самого храма.
23.11.2017 РИА Омск-Информ
Интерактивная экспозиция "Россия - Моя история" интересна всем - от младших школьников до пенсионеров.
23.11.2017 ГТРК Омск
Рисунок1.jpg - Министерство культуры23 ноября 2017 года состоялось торжественное открытие модернизированного кинозала в культурно-досуговом центре районного поселка Шербакуль.
23.11.2017 Министерство культуры
В начале зимы омичи смогут насладиться летними зарисовками - СуперОмск24 ноября 2017 года в 17:00 в выставочном зале Дома художника, что на Лермонтова, 8, откроется областная выставка  «Пленэр – 2017».
23.11.2017 СуперОмск
Премьера спектакля состоялась 19 и 20 сентября. - Аргументы и факты«Леди Макбет Мценского уезда» в последний раз покажут на сцене театра 23 и 24 ноября Сегодня и завтра, 23 и 24 ноября,
23.11.2017 Аргументы и факты
IMG_3894-facebook.1200.72.jpg - Министерство культурыВ Воскресенском соборе сегодня, 23 ноября, открылась первая выставка, посвященная истории строительства и разрушения первого каменного здания города.
23.11.2017 Министерство культуры
Почтили память партизанки Лизы Чайкиной - КПРФСегодня, возле памятника Лизе Чайкиной в Октябрьском округе Омска состоялся митинг, посвящённый памяти легендарной комсомолки, разведчицы.
23.11.2017 КПРФ
Пятый театр в Любино - Газета МаякВ Любинском районе с гастролями побывала труппа Пятого театра. Актёры поставили два спектакля, и посмотреть их съехались школьники со всего района.
23.11.2017 Газета Маяк
В больнице не было ответственного за радиационный контроль - Ngs55.RuВ больнице не было ответственного за радиационный контроль Областная прокуратура проведёт внеплановую проверку в омской БСМП-1 — выяснилось, что в учреждении не проводили радиационный контроль.
23.11.2017 Ngs55.Ru
В Омске трамвай выехал с рельсов на дорогу - СуперОмскИнцидент произошел днем в среду, 22ноября, на проспекте Королева. Трамвай № 7, двигающийся по маршруту «Ул.
22.11.2017 СуперОмск
20-летнего омича подозревают в лишении свободы 7-летнего мальчика - Коммерческие вестиУголовное дело возбуждено, но ситуация неоднозначная: обвинение фигуранту следователь пока не предъявил и отпустил домой под «честное слово».
23.11.2017 Коммерческие вести
Омские кадеты еще до отравления жаловались на несвежую еду в столовой - Бизнес-курс
Омские кадеты еще до отравления жаловались на несвежую еду в столовой
Еще одна мама учащегося прокомментировала происшествие. Как уже писал сегодня «БК55» , родители рассказали СМИ, что в омском кадетском корпусе случилось массовое отравление воспитанников во второй роте.
Бизнес-курс
Про новодел. В Черлаке рухнул "дом-фантом," построенный для сирот - Бизнес-курс
Про новодел. В Черлаке рухнул "дом-фантом," построенный для сирот
Качество строительства по федеральным программам и на федеральные же деньги продолжает удивлять и шокировать… На этот раз хоть обошлось без человеческих жертв.
Бизнес-курс
Спасатели ликвидировали пожар. - Аргументы и факты
Соцсети: В Омске в пожаре погибло два человека
Причины пожара выясняются В Омске в пожаре погибло два человека. Об этом сообщает пресс-служба ГУ МЧС России по Омской области.
Аргументы и факты
IMG_4883.jpg - Министерство культуры23 ноября в Воскресенском соборе – музее истории (ул. Партизанская,16) открывается первая выставка.
22.11.2017 Министерство культуры
DSC09279.JPG - Министерство культурыСегодня, 22 ноября, в здании ДЦ «Светоч», расположенного в райцентре Седельниково, открылся модернизированный кинозал.
22.11.2017 Министерство культуры
Почтили память партизанки Лизы Чайкиной - КПРФСегодня, возле памятника Лизе Чайкиной в Октябрьском округе Омска состоялся митинг, посвящённый памяти легендарной комсомолки, разведчицы.
23.11.2017 КПРФ
Пятый театр в Любино - Газета Маяк
Пятый театр в Любино
В Любинском районе с гастролями побывала труппа Пятого театра. Актёры поставили два спектакля, и посмотреть их съехались школьники со всего района.
Газета Маяк
Омичи могут сходить на увлекательную выставку. - Аргументы и факты
«Чистые руки, горячее сердце, холодная голова». ФСБ исполнилось 100 лет
В Омске открылась выставка, посвящённая работе органов ВЧК – ОГПУ – ФСБ. В Центре изучения истории Гражданской войны начал работу новый историко-документальный выставочный проект «Стражи революции:
Аргументы и факты
Первомайска демонстрация омских профсоюзов, 1918 г. - Аргументы и факты
История в один клик. В Омске открыли мультимедийный музей
17 в России парк «Россия – моя история» начал работать в Омске. В Омске открылся мультимедийный выставочный комплекс «Россия - моя история».
Аргументы и факты
«Авангард» по буллитам обыграл «Ак Барс» - ИА ОмскрегионМатч между «Авангардом» и «Йокеритом» завершился победой финнов со счетом 3:0.
23.11.2017 ИА Омскрегион
Омский пенсионер проиграл в армрестлинге и зарезал победителя - ИА Новый ОмскПоединку с трагичным финалом предшествовала совместная пьянка. Фото: petrovkasports.ru Убийством закончился банальный спор на тему кто сильнее между двумя омичами.
23.11.2017 ИА Новый Омск
Омские депутаты хотят ввести компенсации для детей-диабетиков - ИА Новый ОмскСейчас расходные материалы для инсулиновых помп обходятся семьям в 10 тыс.
23.11.2017 ИА Новый Омск
На спортивном пьедестале - Газета Маяк
На спортивном пьедестале
Любинские тяжелоатлеты Татьяна Киргинцева и Дмитрий Винокуров (на фото) стали победителями областных соревнований.
Газета Маяк
Форвард ХК «Авангарда» Михаил ФИСЕНКО: «Мы проспали игру!» - Коммерческие вести
Форвард ХК «Авангарда» Михаил ФИСЕНКО: «Мы проспали игру!»
Омские «ястребы» неудачно «пошутили» с горячими финскими «джокерами».   В дни 100-летия независимости Финляндии команда «Йокерит» просто не имела права дома, в Хельсинки, проиграть сибирской команде.
Коммерческие вести
Битва за лидерство - Омская правда
Битва за лидерство
Автор Евгения Карасева «Авангард» проводит самую продолжительную в текущем сезоне выездную серию.
Омская правда
Экс-мэры Омска прокомментировали избрание Фадиной - ИА ОмскрегионПо мнению бывших градоначальников, избрание на этот пост женщины позволит решать проблемы омичей «с большей душевностью».
22.11.2017 ИА Омскрегион
Массовое отравление в омском кадетском корпусе: 15 человек оказались в больнице, рота на карантине — мама одного из кадетов - ИА Новый ОмскРодители написали заявления во всевозможные инстанции. Вадим Харламов В редакцию «Нового Омска» позвонила Наталья (имя изменено.
23.11.2017 ИА Новый Омск
Двораковский до сих пор остается безработным - СуперОмскБывший мэр Омска Вячеслав Двораковский признался, что до сих пор не нашел нового места работы.
23.11.2017 СуперОмск
Степан Бонковский: «Фадиной необходимо разломать конструкцию клановости» - Бизнес-курсДепутат Законодательного собрания области прокомментировал результаты выборов мэра.
22.11.2017 Бизнес-курс
Омская область вошла в зиму - ИА Новый ОмскВрио губернатора Александр Бурков рассказал полпреду о готовности предприятий ЖКХ региона к работе в зимних условиях.
22.11.2017 ИА Новый Омск