«Важно не предать память». Архиепископ Езрас, глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви — о трагической годовщине — 100-летии геноцида

Стоило неделю назад папе римскому Франциску назвать геноцид армян «первым геноцидом XX века», как МИД Турции заявил о «проблеме доверия» в отношениях с Ватиканом и тем снял сомнения: рана кровоточит даже век спустя.

— По многим признакам уже очевидно, что столетие геноцида армян в Османской империи — дата с мировым резонансом. А как откликнется на эту трагедию сегодня пострадавшая нация?

— Прежде всего она помнит, что проект по истреблению целого народа (последнего армянина, судя по историческим свидетельствам, организаторы резни намеревались предъявлять в музее) не был реализован. Уже одно то, что армяне сегодня отмечают столетие геноцида, означает: они победили смерть, они пережили эту трагедию.

Но в наши дни важно не предать память, за которую заплачено жизнями. Важно ответить на то безразличие, которое демонстрировала в 1915 году культурная Европа. Отдельно подчеркну, что годовщина эта касается не только армян: тогда в Османской империи истребляли всех христиан.

А еще в связи с этой датой мы хотим выразить благодарность всем народам, всем странам, которые и век назад, и сегодня противостоят злу. Россия понимает, сколь ценен мир — она слишком дорого заплатила за него в годы Первой мировой и Великой Отечественной.

— Вы духовный пастырь армянской общины в России. Скажите, как она будет отмечать эту дату?

— Пройдут службы в церквях, а во всех организованных армянских общинах — вечера памяти с концертами, открытием хачкаров (традиционный армянский памятник — каменная стела с изображением креста.— «О»), выставками архивных материалов. Главное мероприятие намечено на 23 апреля — канонизация Армянской церковью всех жертв геноцида: более полутора миллиона человек будут перечислены поименно как мученики за веру и Отечество. В божественной литургии примут участие главы различных христианских конфессий. Как только она завершится, почти во всех христианских храмах мира раздадутся 100 колокольных ударов. Мы получили благословение святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла — в этот день, важный для наших единоверных народов и сестринских церквей, к набату присоединятся и колокола храма Христа Спасителя, а соборный хор исполнит на армянском языке «Отче наш» и «Святый Боже». Богослужение намечено и на 24 апреля — это дата начала геноцида. В Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе откроется выставка «Российский взгляд на геноцид армян» — уникальное собрание документов столетней давности. Я думаю, достучимся до каждого...

— Армянская диаспора в России — не самая многочисленная, но воспринимается как одна из самых «своих». С чем это связано, на ваш взгляд?

— История не знает года, в который русские и армяне враждовали бы. У наших народов очень длинная история отношений: первые упоминания об армянах встречаются...

Стоило неделю назад папе римскому Франциску назвать геноцид армян «первым геноцидом XX  века», как МИД Турции заявил о  «проблеме доверия» в отношениях с  Ватиканом и  тем снял сомнения: рана кровоточит даже век спустя.

—  По  многим признакам уже очевидно, что столетие геноцида армян в  Османской империи  — дата с  мировым резонансом. А  как откликнется на  эту трагедию сегодня пострадавшая нация?

—  Прежде всего она помнит, что проект по  истреблению целого народа (последнего армянина, судя по  историческим свидетельствам, организаторы резни намеревались предъявлять в  музее) не  был реализован. Уже одно  то, что армяне сегодня отмечают столетие геноцида, означает: они победили смерть, они пережили эту трагедию.

Но  в  наши дни важно не  предать память, за  которую заплачено жизнями. Важно ответить на  то безразличие, которое демонстрировала в  1915 году культурная Европа. Отдельно подчеркну, что годовщина эта касается не  только армян: тогда в  Османской империи истребляли всех христиан.

А  еще в связи с  этой датой мы  хотим выразить благодарность всем народам, всем странам, которые и  век назад, и  сегодня противостоят злу. Россия понимает, сколь ценен мир  — она слишком дорого заплатила за  него в  годы Первой мировой и  Великой Отечественной.

—  Вы  духовный пастырь армянской общины в России. Скажите, как она будет отмечать эту дату?

—  Пройдут службы в  церквях, а  во  всех организованных армянских общинах  — вечера памяти с концертами, открытием хачкаров (традиционный армянский памятник  — каменная стела с  изображением креста.— «О»), выставками архивных материалов. Главное мероприятие намечено на  23  апреля  — канонизация Армянской церковью всех жертв геноцида: более полутора миллиона человек будут перечислены поименно как мученики за  веру и  Отечество. В  божественной литургии примут участие главы различных христианских конфессий. Как только она завершится, почти во  всех христианских храмах мира раздадутся 100 колокольных ударов. Мы  получили благословение святейшего патриарха Московского и  всея Руси Кирилла  — в  этот день, важный для наших единоверных народов и  сестринских церквей, к  набату присоединятся и  колокола храма Христа Спасителя, а  соборный хор исполнит на армянском языке «Отче наш» и  «Святый Боже». Богослужение намечено и  на  24  апреля  — это дата начала геноцида. В  Музее Великой Отечественной войны на  Поклонной горе откроется выставка «Российский взгляд на  геноцид армян»  — уникальное собрание документов столетней давности. Я  думаю, достучимся до  каждого...

—  Армянская диаспора в  России  — не  самая многочисленная, но  воспринимается как одна из  самых «своих». С  чем это связано, на  ваш взгляд?

—  История не знает года, в  который русские и  армяне враждовали  бы. У  наших народов очень длинная история отношений: первые упоминания об  армянах встречаются в  русских летописях IX  века, то  есть еще в  Киевской Руси. Личный врач князя Владимира по происхождению был армянином. Насколько я  знаю, армянские корни были даже у  его жены, византийской царевны Анны, как и  у  11  императоров Византии, замечу в скобках. Полагаю, эти связи укрепились благодаря общности культурных ценностей.

—  И  что диалог культур так сразу и  начался? В истории армянской общины в  России совсем не  было трудных периодов?

—  Вот смотрите, у  меня на  столе брошюра «Армяне в  России», 1906  год, автор —  Алексей Дживелегов. Цитирую. «Армянский вопрос, собственно говоря, сводится к  тому, что армяне отказываются целовать руку, которая наносит им удары... Так было всегда в  Турции, так обстоит дело теперь и  в  России... Дондуков (князь Александр Дондуков-Корсаков, 1820-1893  — главноначальствующий гражданской части на  Кавказе.— „О“) получил полномочия, и  в  1885 году было закрыто на  Кавказе около 500 армянских церковно-приходских школ. Около 30 тысяч там воспитывавшихся детей были лишены образования. Их  выгоняла на  улицу полиция». Словом, все было...

А  вот Петр I, например, в  1711 году издал знаменитый указ: «Армян как возможно приласкать и  облегчить в  чем пристойно, дабы тем подать охоту для большого их приезда». Как  бы то  ни  было, наши предки оставили нам наследие, и  мы  хотим показать, что оно священно. Многие герои, которых армянский народ дал в  годы Великой Отечественной войны, были сыновьями семей, спасшихся от  геноцида. Маршалы Баграмян, Бабаджанян, Худяков, Аганов, адмирал Исаков... А  сколько таких сыновей еще могло  бы быть среди полутора миллиона жертв?! Мы  должны все сделать для общения без блокад и  границ.

—  За  100 лет со  времени геноцида открылись подробности той трагедии. Но  многие детали отходят на  второй план. Например, один из  организаторов геноцида Энвер-паша плотно сотрудничал с  большевиками, был послан на  Туркестанский фронт, где воевал с  басмачами, к  которым потом и переметнулся. Допустимо  ли такое забывать?

—  Историю нельзя искажать. Человек  — слабое существо, он  не  может жить и  не  грешить, но, споткнувшись, нужно иметь смелость, чтобы признать свою вину. Наша задача не найти врагов и  отомстить  им, а  показать, до  чего может дойти зло, когда остается безнаказанным.

Опасно воспринимать то  событие сегодня как что-то нас не  касающееся. Достоевский сравнивал мир человеческой жизни с  океаном: бросишь в  воду камень  — и  от  него до  самого берега разойдутся волны. Если где-то начинается война, она захватывает все человечество. Человек должен сам осознать свой грех, осудить его, покаяться и  захотеть исправиться  — только тогда трагедии не  повторятся ни в  Европе, ни  в  Камбодже, ни  в  Руанде, ни  на  Украине. Нельзя быть равнодушным к беде любой нации  — в  горе нет национальности, это общечеловеческая беда.

—  Неужели никто, кроме России, не  откликнулся и  не  пришел армянам на  помощь в  1915  году?

—  Нет, конечно.  600 тысяч армян были спасены как беженцы в  эти годы, но  рассеяны миру. Например, приюты для детей-сирот, спасшихся от  геноцида, появились в  Сирии, в Америке, в  Европе. Армянский народ не  забывает, какие страны в  эти страшные годы были рядом. И  это благодарность всему здравомыслящему человечеству, которое реагировало на  наше горе как на  свое. К  тому  же преступление против древнейшего христианского народа и  его культуры стало первым актом геноцида  ХХ века, за  ним последовали другие.

Были, конечно, и  есть попытки найти какие-то объяснения произошедшему задним числом, отстраниться от  той трагедии. Но  это ненормально для всех справедливых людей. Поймите, мы  ведь боремся не  только за  себя и  свои ценности, но  и  за  свою ответственность перед будущим наших детей. Мы  живем, но  мы  помним.

—  После Первой мировой войны во  многом именно благодаря России армянский народ сохранился как нация. При этом сама Армения ужалась в  несколько раз. Герой армянского народа Андраник Озанян был генералом царской армии и  удерживал территорию, от  которой большевики затем отказались. Стоит  ли помнить об  этом? Или удобнее забыть, чтобы не  омрачать отношений?

—  Нельзя ничего забывать  — ни  хорошее, ни  плохое. Восточная Армения благодаря России была спасена. В  советский период вообще на  одной территории мирно сосуществовали десятки разных народов. А  сегодня?.. Кто мог представить, что Украина способна объявить войну тем, кто в  ней живет? Армянский геноцид и ситуация на  Украине  — это проявления одного зла, одной ненависти к  человеку, к брату по  вере. Система ценностей разрушена, уровень морального развития людей не  соответствует уровню развития современной цивилизации.

Конечно, на совести большевиков страшный геноцид в  отношении религии. Но  что происходит сейчас? В  Багдаде в  церковный праздник взорвали бомбу у  католического храма. Накануне юбилея геноцида взорвали армянский храм в  Дейр-эз-Зоре, построенный на  костях невинных людей (храм в память о  геноциде 1915 года в  Сирии, где захоронены сотни его жертв, взорвали в прошлом году боевики "Исламского государства«.— «О»). А  как поступили в  Сирии с  городом Кесаб, населенном армянами? Справедливый мир должен остановить эту разрушительную силу, а  я  считаю это своим священным долгом. Только начинать надо с  самого себя. Бессмысленно критиковать тьму  — надо зажечь одну свечу и  тьмы не  будет. Если в  душе будет мир, а  в  голове  — истинные ценности, человек не  будет сеять зло. А  если мир только на  языке, то  будущего нет.

Анна Сабова

Архиепископ Езрас (в  миру Мкртич Григорьевич Нерсисян)  — патриарший экзарх, глава Ново-Нахичеванской и  Российской епархии Армянской Апостольской церкви, младший брат Католикоса всех армян Гарегина II.

 
По теме
2024.03.28 епархиальное собрание (13) - Епархия 28 марта 2024 года в новом здании Епархиального управления состоялось Епархиальное собрание Омской и Калачинской епархий Омской митрополии.
Епархия
чтение_1р - Епархия 25 марта 2024 года участники православного подросткового отряда «Стрела» и инструкторского отряда «Фавор» собрались в храме для великопостного прочтения Евангелия.
Епархия
Песня жить и дружить помогает... - Газета Ваша звезда Наталья Чердынцева, жительница села Юрьевка, не мыслит себя без песни и творчества Культура – понятие широкое и всеобъемлющее, она связывает национальности и традиции, людей разных поколений и вероисповеданий.
Газета Ваша звезда