В соответствии со Стратегией развития стройиндустрии и промышленности строительных материалов Омской области на территории Омской области реализуются технологии по использованию золошлаковых отходов для производства строительных материалов.
Сегодня суммарный годовой объем образующихся отходов составляет 1,5 млн тонн. Накопленный объем отходов составляет около 70 млн тонн. В регионе созданы и успешно работают следующие строительные предприятия, использующие золошлаковые отходы:
– завод стеновых пазогребневых блоков из автоклавного ячеистого бетона ООО "Комбинат пористых материалов" мощностью 50 млн штук кирпича в год (годовой объем потребления отходов – 9,5 тысячи тонн);
– завод по производству силикальцитного кирпича ООО "Сибирский эффективный кирпич" мощностью 79 млн штук кирпича в год (годовой объем потребления отходов – 1,65 тысячи тонн);
– завод сухих строительных смесей мощностью 35 тысяч тонн смесей в год в ООО "Сибирский эффективный кирпич";
– ООО "Омский цемент" – терминал по производству шлакопортландцемента с использованием золошлаковых отходов на территории Омской ТЭЦ-5 производственной мощностью 800 тысяч тонн цемента в год.
Подобные предприятия решают сразу несколько проблем больших городов: ликвидируют золоотвалы, улучшают экологическую обстановку и развивают производства недорогих и качественных стройматериалов. За счет последней составляющей может сократиться стоимость квадратного метра в жилищном строительстве.
Золошлаковые материалы омских ТЭЦ нашли применение и при строительстве автомобильных дорог в слоях основания дорожных одежд.
Конструктивный слой дорожной одежды из золоминеральной смеси применялся в соответствии с проектной документацией по строительству участка Федоровка – Александровка окружной дороги Омска.
Применение золы позволило удешевить стоимость строительства и уменьшить экологический ущерб.
Однако, более эффективным является крупнотоннажное применение золошлаковых материалов при отсыпке насыпей автомобильных дорог. В то же время данный способ экономически эффективен только при дальности перевозки золошлаковых материалов в пределах 5-10 км от золоотвалов.
В настоящее время региональным Минстроем совместно с ОАО "Территориальная генерирующая компания № 11" прорабатываются условия использования золошлаков, в том числе стоимостные показатели.