Игорь Коновалов: «Святый отче Никола, моли Бога о нас»

Игорь Коновалов: «Святый отче Никола, моли Бога о нас»
Игорь Коновалов: «Святый отче Никола, моли Бога о нас»
Игорь Коновалов: «Святый отче Никола, моли Бога о нас»
Игорь Коновалов: «Святый отче Никола, моли Бога о нас»
Фото: bk55.ru

Недавние заметки о работах в Никольском казачьем соборе вызвали еще больше вопросов, чем дали ответов. Я пономарь в Никольском соборе, поэтому могу рассказать о работах в храме, зная положение изнутри.

Никольский казачий собор – старейший из сохранившихся подлинных православных храмов Омска. Он построен в  1833-1840 гг. по проекту выдающегося русского архитектора В.П. Стасова. Для Омска постройка собора была знаковой, он стал первым и,  по  сути, единственным храмом, строго выдержанным в  стиле русского классицизма. Собор двухзальный: первый зал четырехстолпный, второй – купальный. Храм связан с многими историческими событиями и имеет статус памятника федерального значения.
У собора сложная история. Он чудом уцелел – единственный из центральных омских храмов – был перестроен до  неузнаваемости. Вершиной глумления над храмом была пристройка общественных туалетов к алтарной апсиде собора. Его возрождение началось после закрытия кинотеатра «Победа», находившегося в соборе, если не  ошибаюсь, до 1973 г. После этого судьба храма висела на  волоске: снос храма вручную был трудоемок и долог, взрыв опасен, поэтому решили, что дешевле восстановить.
В 1975 году храм был восстановлен в виде, близком к историческому, хотя было допущено несколько неточностей, которые устраняются только сейчас. Тогда же обследовали фундамент собора. Я узнал, что там есть захоронения, но полагал, они связаны с историей собора. Шурфы делали не археологи, а у  рабочих была другая задача  – определить конструкцию, глубину залегания и техническое состояние фундамента.

   

Восстановление Никольского казачьего собора, 1975 г.

После внешнего восстановления собора работы были приостановлены – не знали, что с ним делать дальше. Официально он числился складом декораций концертного зала. В прессе велась дискуссия о судьбе собора: обсуждались варианты – сделать там отдел краеведческого музея, планетарий. Но  постепенно на первый план вышла идея модного тогда поветрия – устроить в соборе органный зал. Для того времени это был нехудший и доступный вариант. Работы начались в 1982 г. Многое из сделанного в 1975 г. было переделано. Заменили декор на фасаде, направили геометрию крыши купола, наконец, сделали отделку интерьера под органный зал, которая, впрочем, вписывалась в традиции русского классицизма. В целом собор приобрел более парадный, ампирный вид. Хотя до реконструкции 1982  г. сохранялся исторический стилобат, ­завершавшийся мягкими волютами, он был заменен на строгий прямо­угольный с  высоким тумбами. Колонны портиков приобрели нарочитый энтазис. Внутри собора уникальной операцией проведен демонтаж монолитной балки перекрытия, отделявшего световой барабан от храма. В бытность кинотеатра в барабане была мастерская художника. Помещение не подвергалось реконструкции, и в нем сохранялись остатки соборной росписи, выполненные в альфрейной технике гризайль, имитировавшие лепной декор. При реставрации 1982 года штукатурку решили заменить, и росписи погибли.
Единственный вариант судьбы храма, который не  рассматривали в советское время, – возвращение храма верующим. Хотя реставрация 1982 г. была честной, храм восстановили под крестами. В  90-е годы вопрос о возвращении храма встал остро, и  тогда орган из защиты храма превратился в проблему, он занимал весь алтарь. После возвращения храма несколько лет приходилось служить при наличии органа. Его перенесли в  бывший кинотеатр «Художественный», насколько помню, в 1997 г. После этого в  храме ничего существенно не менялось. Машинное отделение органа, выкопанное под алтарем еще в 1982 году, приспособили под ризницу и свечной склад. Росписи, ­сделанные в  1983 году, на  музыкальные темы записали церковными сюжетами, сбили рельефы с лирами на парусном своде и поместили там росписи с евангелистами, убрали зеркала в  четырехстолпном зале и тоже расписали освободившиеся места. Даже помещения туалетов сохранились в том же виде, как в органном зале, просто ими не  пользовались. В одном туалете был хозяйственный склад, а  в другом  – кабинет старосты.

Зал органной и камерной музыки

Для тех, кто не в курсе, сообщаю, что в каждом храме хозяйство, как на хорошем предприятии. Неслучайно Крестовоздвиженский собор, открытый еще в 1943 году, оброс служебными постройками с трех сторон. При храме нужны: ризница, библиотека, кабинеты настоятеля, старосты, казначея, трапезная, кухня, сервировочная, продуктовый склад, комната священников, комната охраны, свечной склад, прачечная с  гладильной, просфорная, водосвятная, гардероб, воскресная школа, хозяйственный склад, келья для гостей, мастерская-золотошвейная, иконописная, иконостасная, технические помещения, желательны архив, музей и т.д.
В Никольском соборе ничего этого не было. Единственное служебное помещение бывшего гардероба органного зала было и комнатой охраны, и столовой, и  гардеробом, и складом. После трехчасовой службы устаешь физически. Хочется где-то передохнуть, попить чая. Большинство служителей находится в  храме весь день, им надо где-то есть, пищу надо готовить. К настоятелю приходят гости, он их должен где-то принять. Прихожане ведут духовные беседы со священниками на ходу, в храме, а иногда надо поделиться сокровенным, получить неспешный совет, но для этого нужно подходящее место.
Поскольку постройки вокруг собора немыслимы, то решили все ­необходимые службы разместить под ­храмом. Исторически подвала под храмом не было. В начале 20 в. была выкопана одна комната под колокольней под домовую котельную. Уже в советское время выкопали еще три комнаты под четырехстолпным залом, но после реконструкции 1982 года они были заброшены. Текущие работы начались в 2014 году. В  первую очередь был выкопан подвал под колокольней и  четырехстолпным залом, над ним было залито монолитное перекрытие. Работы были рискованные, в их ходе выяснялось, что глубина заложения под внутренними стенами фундамента меньше, чем под наружными. Заранее это предусмотреть было сложно, поэтому в ходе работ фундамент оказался подкопан, пришлось в спешном порядке его усиливать. Но храм выстоял – святой Никола помог. В этом году работы продолжились. Откопали подвал под купальным залом. В ходе работ наткнулись на ряд захоронений, о которых я предупреждал заранее, но  выяснилось, что к храму они не  относятся. Его случайно построили на  древнем могильнике эпохи бронзы. Я не  мог понять, почему повреждена конструкция пола, сделанная еще при перестройке. Она состояла из  мертвого слоя ­кирпичного щебня на известковом ­растворе, уложенного послойно. Когда выяснилось, что захоронения намного древнее храма, все стало понятно. Правда, раскопки затормозили работы, тем временем возникли сложности с финансированием, и остаток грунта приходится выносить уже прихожанам, ударную силу которых составляют казаки. Вдохновляет нас собственным примером лично митрополит Владимир.
Проведена реставрация фасада. В её ходе восстановлен ряд принципиальных деталей, которые в 1982 году восстановить не решились по  идеологическим соображениям. Розетки на фасаде будут заменены на барельефы с  шестикрылыми серафимами, а  в  нишах на аттике барабана появились гирлянды с  ангелами. Наконец-то ­исправлена неточность реставрации ещё 1975 года – заменен шпиль колокольни. Теперь он точно соответствует историческому. Он стал стройнее, а его переход к четверику – более плавным. Привели в исторический вид пилястры в портиках, на  них срубили позднюю штукатурку с энтазисом. В результате обнажились базы пилястр, которые были скрыты под энтазисом.
Еще на фасад вышли приямки подвальных окон и пожарных выходов из подвала. Это единственный неисторический элемент на фасаде, но  приямки только чуть возвышаются над отмосткой, и  козырьков над ними не предусмотрено, так что исторический облик они не  испортят.
Основная ближайшая задача – залить перекрытие над подвалами в купальном зале. Эта задача и техническая, и функциональная. Перекрытие будет диском жесткости и гарантирует устойчивость здания, а также позволит восстановить полноценное служение в храме. Сейчас мы совершаем службу в южном приделе. Здесь очень тесно и  неудобно.
Мне задавали вопросы, почему проект реставрации не  рассматривался на местном уровне. Во-первых, потому что собор – памятник федерального значения и работы финансирует Минкультуры РФ. Генпроектировщик тоже был иногородний. Во-вторых, что могло быть предметом обсуждения? Восстановление утраченных деталей фасада исторически бесспорно, замена шпиля тоже. В остальном облик собора не меняется. Устройство подвала функционально необходимо и  является развитием исторического назначения здания. Технически всё рассчитано и  соответствует современным нормам. Так что как памятник культуры собор не пострадает. Все остальные вопросы – внутрицерковные. Мы не тянем силой в храм противников церкви, пусть и они нам не мешают.

Кинотеатр «Победа»

 
По теме
Безопасного табака не существует! - МинЗдрав Вредные привычки являются одной из самых больших проблем современного общества, которые вызывают зависимость и приводят к тяжёлым заболеваниям.
МинЗдрав
Песня жить и дружить помогает... - Газета Ваша звезда Наталья Чердынцева, жительница села Юрьевка, не мыслит себя без песни и творчества Культура – понятие широкое и всеобъемлющее, она связывает национальности и традиции, людей разных поколений и вероисповеданий.
Газета Ваша звезда