Ледяная традиция

altText
Фото: www.omsktime.ru

По оценкам столичных властей, в ночь на 19 января в прорубь окунутся 120 тысяч москвичей. Этот ритуал соблюдается ежегодно, несмотря на глубокий «минус». «С древних времен живет в народе обычай купаться в крещенской проруби-иордани. Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, - чтобы очиститься от греховной скверны в освященной воде; купаются и просто - «для здоровья». Последнее, однако, далеко-таки не всегда оправдывается на деле», - писал в 1901 году Аполлон Коринфский. 

О традициях в праздник Крещения рассказывают мемуары и старые газеты:

При императоре Николае II в Санкт-Петербурге напротив Петропавловской крепости вырубалась широкая полынья. На ней возводили деревянный храм. В церемонии участвовали гвардейские части в парадной форме, дамы не присутствовали из-за морозов. В воду опускали крест, со Стрелки Васильевского острова раздавались залпы торжественного салюта. Николай II принимал крещенский парад. Во время революции 1905 года церемонию перенесли на пруды Царскосельского парка. «Обошел войска в Церковном зале и затем пошли к обедне. В 12 час. началось шествие к Иордани, которая была устроена у Грота на озере. Погода стояла чудная, тихая и солнечная. Участвовали военно-учебные заведения и Царскосельский гарнизон», — написал в своем дневнике Николай II.

Современник рассказывал: «6 января 1917 года в Крещенье в Федоровском соборе была необычайно торжественная служба с крестным ходом на пруд и водосвятием. Собор утопал в пальмах в живых цветах из императорских оранжерей. Левую сторону собора занимала солдаты Сводного полка» правую — казака конвоя в черкесках защитного цвета, за ними стоял и солдаты железнодорожного полка. Под хорами, а на хорах разместились офицеры этих полков и их семьи. По дорогим текинским коврам бесшумно скользили церковнные служители в одежде, напоминающей стрелецкую. Редчайшие старинные иконы и парча необычайно гармонировали с общим обликом собора. Капелланы в петровских кафтанах застыли в ожидании взмаха дирижерской палочки Климова.

Раздался торжественный перезвон колоколов, ярко вспыхнули люстры. На правом клиросе появилась императорская семья. Начался изумительный концерт, составленный из духовных песнопений, произведения Львова и Ипполитова-Иванова, основанные на обработанных ими русских народных мотивах, как бы органически входили в древнерусский ансамбль собора и Городка"

Иван Шмелев, из книги «Лето Господне»: «Впервые везут меня на ердань, смотреть. Потеплело, морозу только пятнадцать градусов. Мы с отцом едем на беговых, наши на выездных санях. С Каменного моста видно на снегу черную толпу, против Тайницкой Башни. Отец спрашивает — хороша ердань наша? Очень хороша. На расчищенном синеватом льду стоит на четырех столбиках, обвитых елкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней — прорубленная во льду ердань. Отец сводит меня на лед и ставит на ледяную глыбу, чтобы получше видеть. Из-под...

По оценкам столичных властей, в ночь на 19 января в прорубь окунутся 120 тысяч москвичей. Этот ритуал соблюдается ежегодно, несмотря на глубокий «минус». «С древних времен живет в народе обычай купаться в крещенской проруби-иордани. Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, - чтобы очиститься от греховной скверны в освященной воде; купаются и просто - «для здоровья». Последнее, однако, далеко-таки не всегда оправдывается на деле», - писал в 1901 году Аполлон Коринфский. 

О традициях в праздник Крещения рассказывают мемуары и старые газеты:

При императоре Николае  II в  Санкт-Петербурге напротив Петропавловской крепости вырубалась широкая полынья. На  ней возводили деревянный храм. В  церемонии участвовали гвардейские части в  парадной форме, дамы не  присутствовали из-за морозов. В  воду опускали крест, со  Стрелки Васильевского острова раздавались залпы торжественного салюта. Николай  II принимал крещенский парад. Во  время революции 1905 года церемонию перенесли на  пруды Царскосельского парка. «Обошел войска в  Церковном зале и  затем пошли к  обедне. В  12 час. началось шествие к  Иордани, которая была устроена у  Грота на  озере. Погода стояла чудная, тихая и  солнечная. Участвовали военно-учебные заведения и  Царскосельский гарнизон»,  — написал в  своем дневнике Николай  II.

Современник рассказывал: «6  января 1917 года в  Крещенье в  Федоровском соборе была необычайно торжественная служба с  крестным ходом на  пруд и  водосвятием. Собор утопал в  пальмах в  живых цветах из  императорских оранжерей. Левую сторону собора занимала солдаты Сводного полка» правую  — казака конвоя в  черкесках защитного цвета, за  ними стоял и  солдаты железнодорожного полка. Под хорами, а  на  хорах разместились офицеры этих полков и  их  семьи. По  дорогим текинским коврам бесшумно скользили церковнные служители в  одежде, напоминающей стрелецкую. Редчайшие старинные иконы и  парча необычайно гармонировали с  общим обликом собора. Капелланы в  петровских кафтанах застыли в  ожидании взмаха дирижерской палочки Климова.

Раздался торжественный перезвон колоколов, ярко вспыхнули люстры. На  правом клиросе появилась императорская семья. Начался изумительный концерт, составленный из  духовных песнопений, произведения Львова и  Ипполитова-Иванова, основанные на  обработанных ими русских народных мотивах, как  бы органически входили в  древнерусский ансамбль собора и  Городка"

Иван Шмелев, из  книги «Лето Господне»: «Впервые везут меня на  ердань, смотреть. Потеплело, морозу только пятнадцать градусов. Мы  с  отцом едем на  беговых, наши на  выездных санях. С  Каменного моста видно на  снегу черную толпу, против Тайницкой Башни. Отец спрашивает  — хороша ердань наша? Очень хороша. На  расчищенном синеватом льду стоит на  четырех столбиках, обвитых елкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней  — прорубленная во  льду ердань. Отец сводит меня на  лед и  ставит на  ледяную глыбу, чтобы получше видеть. Из-под кремлевской стены, розовато-седой с  морозу, несут иконы, кресты, хоругви, и  выходят серебрянные священники, много-много. В  солнышке все блестит  — и  ризы, и  иконы, и  золотые куличики архиереев  — митры. Долго выходят из-под Кремля священники, светлой лентой, и  голубые певчие. Валит за  ними по  сугробам великая черная толпа, поют молитвы, гудят из  Кремля колокола. Не  видно, что у  ердани, только доносит пение да  выкрик протодиакона. Говорят  — «погружают крест!». Слышу знакомое  — «Во  Иорда-а-не… крещающуся Тебе, Господи-и…»  — и  вдруг, грохает из  пушки. Отец кричит  — «пушки, гляди, палят!»  — и  указывает на  башню. Прыгают из  зубцов черные клубы дыма, и  из  них молнии… и  — ба-бах!.. И  радостно, и  страшно. Крестный ход уходит назад под стены. Стреляют долго»

Писатель Николай Лесков: «7-е января. Госпожа Плодомасова вчера по  водоосвящении прямо во  всем, что на  ней было, окунулась в  прорубь. Удивился! Спросил,  — всегда  ли это бывает? Говорят: всегда, и  это у  неё называется «мовничать». Экой закал предивный! я  бы, кажется, и  жив от  одной такой бани не  остался»

Антон Чехов, рассказ «Художество»: «Настает крещенское утро. Церковная ограда и  оба берега на  далеком пространстве кишат народом. Всё, что составляет Иордань, старательно скрыто под новыми рогожами. Сережка смирно ходит около рогож и  старается побороть волнение. Он  видит тысячи народа: тут много и  из  чужих приходов; все эти люди в  мороз, по  снегу прошли не  мало верст пешком только затем, чтобы увидеть его знаменитую Иордань. Наверху раздается благовест… Тысячи голов обнажаются, движутся тысячи рук,  — тысячи крестных знамений!

И  Сережка не  знает, куда деваться от  нетерпения. Но  вот, наконец, звонят к  «Достойно»; затем, полчаса спустя, на  колокольне и  в  толпе заметно какое-то волнение. Из  церкви одну за  другою выносят хоругви, раздается бойкий, спешащий трезвон. Сережка дрожащей рукой сдергивает рогожи… и  народ видит нечто необычайное. Аналой, деревянный круг, колышки и  крест на  льду переливают тысячами красок. Крест и  голубь испускают из  себя такие лучи, что смотреть больно… Боже милостивый, как хорошо! В  толпе пробегает гул удивления и  восторга; трезвон делается еще громче, день еще яснее. Хоругви колышатся и  двигаются над толпой, точно по  волнам. Крестный ход, сияя ризами икон и  духовенства, медленно сходит вниз по  дороге и  направляется к  Иордани. Машут колокольне руками, чтобы там перестали звонить, и  водосвятие начинается. Служат долго, медленно, видимо стараясь продлить торжество и  радость общей народной молитвы"

«В  Суздале в  день Богоявления на  реку Каменку совершался крестный ход для освящения воды в  Иорданской сени. Впереди процессии в  сопровождении псаломщика шел священник и  окроплял путь. За  ним следовали хоругвеносцы, несшие хоругви и  большой пятиглавый фонарь перед выносным крестом с  частицей мощей. Следом несли большие выносные иконы, перед каждой из  которых четыре массивных одноглавых фонаря. Далее следовали женщины с  малыми иконами из  собора и  монастырей. За  ними шли попарно священники со  всего города, соблюдая порядок чинопочитания. Процессию завершали богомольцы города и  ближайших селений. Напрестольный крест для освящения воды на  Иордань нес священник (протоиерей или архиерей) на  голове от  самого собора до  проруби, которая вырубалась во  льду в  виде креста. Иордань на  реке устанавливалась недалеко от  моста. Ниже по  течению, где была бельевая прорубь, происходило купание людей, но  только в  тот момент, когда священнослужитель погружал напрестольный крест в  иорданскую прорубь»

  http://diletant.media/articles/38868116/  
 
По теме
чтение_1р - Епархия 25 марта 2024 года участники православного подросткового отряда «Стрела» и инструкторского отряда «Фавор» собрались в храме для великопостного прочтения Евангелия.
Епархия
Семинар учителей, преподающих ОРКСЭ - Ресурсный центр в сфере образования 26  марта в ресурсном центре прошел семинар учителей, преподающих предмет – основы религиозных культур и светской этики.
Ресурсный центр в сфере образования
Награда волонтёру - Газета Омский пригород Активист волонтёрского сообщества «Помощь солдатам» был награждён медалью.
Газета Омский пригород
Весна идет в музей! - Музей-заповедник Старина Сибирская С наступлением весны жизнь как будто расцветает, оживает природа. Меняются темы экскурсий в музее.
Музей-заповедник Старина Сибирская