«Вы летать не умеете!»: первая катастрофа Ту-104

altText
Фото: www.omsktime.ru

15 августа 1958 года из Хабаровска в Москву вылетел пассажирский самолет Ту-104. На его борту находились 64 человека — 10 членов экипажа и 54 пассажира. Самолет должен был совершить промежуточную остановку в Иркутске, но добраться до него так и не смог.

В 150 километрах от Хабаровска по маршруту полета оказалась мощная кучевая облачность, а у экипажа не хватало высоты для ее обхода. Руководитель полетов разрешил рейсу выполнить виражи для набора высоты. После смены руководителя экипаж доложил о наборе высоты 8600 метров и запросил увеличения высоты для обхода мощных кучевых облаков. Получив согласие от ВВС, руководитель разрешил занимать эшелон 11 тыс. метров с выходом на Архару без захода в облачность, а после ее прохождения снижаться до 9000. Однако и на высоте 11 тыс. метров самолет все еще находился в облаках, поэтому экипаж запросил у руководителя дальнейших указаний. Тот после получения согласия от ВВС дал рейсу разрешение занимать эшелон 12 тыс. метров. В 22:12 с самолета передали: 11 600, в облаках, звезды просматриваются.

В 22:14 командир воздушного судна Павел Барабанов доложил занятие эшелона 12 тыс. метров. Также экипаж сообщил, что впереди видит мощную кучевую облачность и попытается ее обойти, а если не выйдет, то вернется в Хабаровск. Когда в 22:18 диспетчер обратился к экипажу, то ему возбужденным голосом ответили: «Минутку, минутку». На запрос диспетчера в 22:19 ответ был таким же, после чего связь прервалась.

На повторные вызовы экипаж уже не отвечал.

В 22:20—22:25 под углом 60° и с небольшим правым креном авиалайнер врезался в густой лес и взорвался, при этом полностью разрушившись.

Катастрофа произошла в 215 километрах северо-западнее Хабаровского аэропорта , а общий разброс обломков составил 450 метров по направлению полета. Все 64 человека на борту погибли.

Следствие предположило, что на высотах 11—12 км в верхних слоях облачности наблюдались мощные вертикальные воздушные потоки. К тому же полетный вес Ту-104 в данном рейсе составлял 66 тонн, что при номинальном режиме работы двигателей ограничивало максимальную высоту полета до 11 700 метров. По изучению обломков было определено, что в момент столкновения с землей шасси были выпущены, а двигатели не работали. Была вероятность, что выпадение шасси произошло в момент подхвата самолета восходящим потоком, тем самым ускорив падение поступательной скорости, а затем в момент срыва остановились двигатели, что только затрудняло вывод машины в нормальный режим полета. Помимо этого, из-за крутого снижения могли зашкалить авиагоризонты, что в ночных условиях привело к потере экипажем ориентации в пространстве.

Виновниками случившегося были признаны диспетчеры и командир самолета — они не оценили серьезность положения и не пытались вернуть самолет обратно в Хабаровск, к тому же время вылета было затянуто на несколько часов. Наказывать, впрочем, было уже некого.

В истории самолетов Ту-104 это было второе происшествие и первая, но далеко не последняя катастрофа.

Ту-104 стал первым советским реактивным пассажирским самолетом. Первые наброски будущего лайнера появились еще при создании бомбардировщика Ту-16 — он послужил базой для разработки Ту-104. К 1952-1953 годам появились первые чертежи. В первый полет...

15 августа 1958 года из Хабаровска в Москву вылетел пассажирский самолет Ту-104. На его борту находились 64 человека — 10 членов экипажа и 54 пассажира. Самолет должен был совершить промежуточную остановку в Иркутске, но добраться до него так и не смог.

В 150 километрах от Хабаровска по маршруту полета оказалась мощная кучевая облачность, а у экипажа не хватало высоты для ее обхода. Руководитель полетов разрешил рейсу выполнить виражи для набора высоты. После смены руководителя экипаж доложил о наборе высоты 8600 метров и запросил увеличения высоты для обхода мощных кучевых облаков. Получив согласие от ВВС, руководитель разрешил занимать эшелон 11 тыс. метров с выходом на Архару без захода в облачность, а после ее прохождения снижаться до 9000. Однако и на высоте 11 тыс. метров самолет все еще находился в облаках, поэтому экипаж запросил у руководителя дальнейших указаний. Тот после получения согласия от ВВС дал рейсу разрешение занимать эшелон 12 тыс. метров. В 22:12 с самолета передали: 11 600, в облаках, звезды просматриваются.

В 22:14 командир воздушного судна Павел Барабанов доложил занятие эшелона 12 тыс. метров. Также экипаж сообщил, что впереди видит мощную кучевую облачность и попытается ее обойти, а если не выйдет, то вернется в Хабаровск. Когда в 22:18 диспетчер обратился к экипажу, то ему возбужденным голосом ответили: «Минутку, минутку». На запрос диспетчера в 22:19 ответ был таким же, после чего связь прервалась.

На повторные вызовы экипаж уже не отвечал.

В 22:20—22:25 под углом 60° и с небольшим правым креном авиалайнер врезался в густой лес и взорвался, при этом полностью разрушившись.

Катастрофа произошла в 215 километрах северо-западнее Хабаровского аэропорта , а общий разброс обломков составил 450 метров по направлению полета. Все 64 человека на борту погибли.

Следствие предположило, что на высотах 11—12 км в верхних слоях облачности наблюдались мощные вертикальные воздушные потоки. К тому же полетный вес Ту-104 в данном рейсе составлял 66 тонн, что при номинальном режиме работы двигателей ограничивало максимальную высоту полета до 11 700 метров. По изучению обломков было определено, что в момент столкновения с землей шасси были выпущены, а двигатели не работали. Была вероятность, что выпадение шасси произошло в момент подхвата самолета восходящим потоком, тем самым ускорив падение поступательной скорости, а затем в момент срыва остановились двигатели, что только затрудняло вывод машины в нормальный режим полета. Помимо этого, из-за крутого снижения могли зашкалить авиагоризонты, что в ночных условиях привело к потере экипажем ориентации в пространстве.

Виновниками случившегося были признаны диспетчеры и командир самолета — они не оценили серьезность положения и не пытались вернуть самолет обратно в Хабаровск, к тому же время вылета было затянуто на несколько часов. Наказывать, впрочем, было уже некого.

В истории самолетов Ту-104 это было второе происшествие и первая, но далеко не последняя катастрофа.

Ту-104 стал первым советским реактивным пассажирским самолетом. Первые наброски будущего лайнера появились еще при создании бомбардировщика Ту-16 — он послужил базой для разработки Ту-104. К 1952-1953 годам появились первые чертежи. В первый полет Ту-104 отправился 17 июня 1955 года. 15 сентября 1956 года Ту-104 совершил первый регулярный рейс по маршруту Москва — Омск — Иркутск.

Черная полоса началась в 1958 году. 19 февраля в Горьковской области близ авиабазы Саваслейка потерпел аварию учебный Ту-104. Самолет выполнял перегоночный рейс по маршруту Новосибирск — Свердловск — Москва на ремонт, его пилотировал экипаж из трех человек. По разным данным, экипаж то ли решил, что остатка топлива не хватит, чтобы долететь до Внуково , то ли метеоусловия над Москвой оказались неподходящими для посадки. Экипаж запросил посадку на запасном аэродроме. Изначально им был предложен военный аэродром Дягилево в Рязанской области, но из-за сложных метеоусловий экипаж потерял ориентацию и не смог выйти на приводную радиостанцию аэродрома.

Тогда было принято решение следовать к аэродрому Саваслейка в 300 километрах восточнее Внуково. При заходе на посадку в процессе снижения высоты топливо истощилось, и двигатели остановились. Поэтому экипаж был вынужден принять решение о вынужденной посаде вне аэродрома и выполнил ее на лес в полутора километрах от полосы. Никто при этом не погиб.

Поворотным моментом стала катастрофа Ту-104 в Вурнарском районе Чувашской АССР 17 октября того же года. На борту самолета находилась делегация китайских и северокорейских партийных и комсомольских активистов, командиром был советский летчик Гарольд Кузнецов. Как и в предыдущий раз, самолет подбросило восходящим потоком воздуха, а затем он потерял подъемную силу и свалился в штопор. Однако даже тогда, когда стало понятно, что самолет обречен, Кузнецов продолжал без паники, четко комментировать все происходящее и приказал бортрадисту транслировать его слова на землю.

«Машина не слушается штурвала, 42362, сильно-отрицательная перегрузка, валимся в крен, машину подбросило, спасайте, погибаем, 42362, погибаем, конец… передайте родным...», — сообщал он.

Самолет врезался в землю рядом с железнодорожным полотном близ станции Апнерка, сбив несколько телеграфных столбов. Все 80 человек, находившиеся на борту, погибли.

Через две недели после похорон экипажа состоялась летная конференция. Она проходила в аэропорту Внуково. Обсуждались недавние катастрофы и летные происшествия с Ту-104, в первую очередь — непонятное подбрасывание лайнера на больших высотах с последующим срывом в пике.

Сам Туполев категорически отрицал вину конструкторов и настаивал на версии ошибки экипажа.

В ответ на вопрос о том, почему же падают самолеты, он резко ответил: «Это не самолет плохой, это вы на нем летать не умеете!».

После предложения почтить память погибших минутой молчания он и вовсе собрал бумаги и покинул зал.

Самолет пришлось срочно дорабатывать. Переданная экипажем информация позволила внести изменения в конструкцию самолета, изменить допустимую центровку, уменьшить максимальный эшелон полета. Был изменен угол установки стабилизатора и доработан руль высоты. Склонность самолета к «подхватам» была сильно уменьшена.

Но и в дальнейшем без катастроф не обошлось. Всего за 1958-1981 год произошло 37 аварий, в которых погибли 1140 человек.

Проблемы возникли с 18% произведенных лайнеров. Это худший показатель среди всех советских серийных пассажирских самолетов.

7 февраля 1981 года Ту-104 разбился под Ленинградом. В результате катастрофы погибло почти все руководство Тихоокеанского флота. На борту самолета находились командующий флотом адмирал Эмиль Спиридонов, командующий авиацией флота генерал-лейтенант Георгий Павлов , 17 адмиралов и генералов, почти два десятка капитанов первого ранга, занимавших адмиральские должности, и другие пассажиры.

Авиарейсы Ту-104, тем не менее, пользовались огромной популярностью — официальная информация об авариях тщательно скрывалась, люди знали о них только по слухам и не могли представить всю полноту картины.

И все же в начале 1960-х годов существовала популярная песенка на мотив известного похоронного марша: «Ту-104 — самый быстрый самолет, за две минуты до могилы довезет».

Самолет также участвовал во многих научных экспериментах. В феврале 1961 года с него было проведено первое в СССР наблюдение солнечного затмения на высоте 10 тыс. метров. Модификация Ту-104АК использовалась для тренировки космонавтов в условиях невесомости и для подготовки первого выхода человека в открытый космос.

В последний раз Ту-104 поднялся в воздух 1 ноября 1986 года, когда один из сохранившихся в летном состоянии самолетов перегонялся на вечную стоянку в Ульяновский музей гражданской авиации. 11 ноября он успешно прибыл в Ульяновск.

Основная часть оставшихся самолетов в течение 1980-х годов была порезана на металлолом либо установлена в качестве самолетов-памятников в некоторых городах СССР.

На базе Ту-104 был разработан самолет Ту-124, относившийся к переходному поколению; в частности, он уже имел двухконтурные турбореактивные двигатели. Однако он не получил популярности и также был снят с производства через пять лет после начала серийного выпуска. Опыт создания этих самолетов был впоследствии использован КБ Туполева при проектировании Ту-134 — успешного лайнера, эксплуатация которого продолжается с 1963 года и по сей день.

  gazeta.ru  
 
По теме
На дорогах и тротуарах ледяные рытвины и огромные лужи Наташа ЛИПИНСКИ Фото: vk.com/aomsk?from=search В паблике «Аварийный Омск» появился снимок автобуса, который стоит в огромной луже без колеса.
Мошенники из Омска попали под суд после обмана жителей нескольких регионов 20-летние подсудимые звонили жителям Омской и Новосибирской областей, рассказывали придуманную историю, а после получали от потерпевших крупные суммы.
Куда сходить в Омске 29, 30 и 31 марта - Пульс Live Куда сходить в Омске 29, 30 и 31 марта  Пятница - день недели, которого ждут буквально все, от воспитанников детского сада до топ-менеджера крупной корпорации.
Пульс Live
Награда волонтёру - Газета Омский пригород Активист волонтёрского сообщества «Помощь солдатам» был награждён медалью.
Газета Омский пригород