Елена Агафонова: «Обидно, когда любой бардак называют цирком»

Станислав Жоглик
Елена Агафонова: «Обидно, когда любой бардак называют цирком»
Елена Агафонова: «Обидно, когда любой бардак называют цирком»
Елена Агафонова: «Обидно, когда любой бардак называют цирком»
Елена Агафонова: «Обидно, когда любой бардак называют цирком»
Фото: newsomsk.ru

Директор Омского цирка Елена Агафонова рассказала «Новому Омску» об экономических преимуществах манежа над театральными подмостками, о лучших маркетологах-билетерах и своем отношении к цирковым животным.

Елена Филипповна, хочется поговорить о цирке как о бизнес-проекте. На днях прочел забавную статью, автор которой всерьез рассуждал, какое это прибыльное дело. Мол, ребята, все бросаем и бежим открывать частный чирк... Насколько это соответствует действительности?

- Безусловно, этот бизнес может быть рентабельным, и наш Омский цирк тому подтверждение. Мы зарабатываем сами. Провести масштабный ремонт без поддержки, пожалуй, не сможем, но все текущие расходы покрываем самостоятельно.

Такая ситуация во всех регионах?

- Давайте начнем с того, что часть цирков в принципе находятся на балансе у региональных властей. Например, из местных бюджетов финансируются цирки Ижевска, Хабаровска, Казани. Они живут по системе наших театров — что-то зарабатывают сами, но в основном живут за счет поддержки казны. Есть города, где об окупаемости цирка в принципе нельзя говорить. Например, Магнитогорск. Город маленький, зрителей немного, заработать просто невозможно. Ведь успешность регионального цирка напрямую зависит от численности населения и уровня доходов жителей.

Но ведь принято считать, что в Омске уровень доходов в среднем не высокий...

- В этом плане мы, конечно, уникальны — при невысоких доходах в регионе финансовые показатели Омского цирка неплохие, заполняемость зала нормальная. Стабильный средний показатель заполняемости зала - более 50%. При 60% программа считается окупаемой.

В советские времена, наверное, были другие цифры по заполняемости?

- Тогда цирк в принципе играл иную роль в жизни общества. Представления на манеже были чуть ли не единственным доступным развлечением, это способствовало росту популярности цирка.

Мы смотрели в архивах информацию об Омском цирке в советские годы. Представления у нас тогда шли каждый день, в 7 вечера. Дети, как правило, приходили в цирк только днем. А на вечерних представлениях 80% зрителей были взрослыми. Билет, кстати, стоил всего 40 копеек — примерно как две булки хлеба. В переводе на современные деньги это меньше 100 рублей. При такой цене билета и сегодня у нас были бы аншлаги и очереди. Цирки, к слову, тогда полностью содержались за государственный счет. Это была любимая игрушка Брежнева, ведь наши артисты постоянно ездили в зарубежные поездки и приносили внушительную долю в валютный запас СССР.

В современном мире несчетное количество развлечений. Нет опасения, что альтернативные виды досуга в итоге все-таки вытеснят вас с рынка?

- Всегда есть риск, что современный ребенок в ответ на предложение родителей сходить в цирк, ответит: «Зачем туда идти? Я ваш цирк и на «Ютубе» посмотрю» (смеется). Но вообще в Омске мы пока не замечаем перспективы потери интереса к цирку. Более того — после ремонта у нас резко выросло число зрителей. Пока мы 1,5 года были закрыты, думаю, люди соскучились по представлениям. Кстати, на мой взгляд, нас совершенно незаслуженно обвиняли в том, что мы приступили к работе, не закончив до конца ремонт. К моменту запуска у нас уже был полностью готов зрительный зал, и ничто не мешало показывать программы. Ремонт к тому времени велся только во вспомогательных зданиях, куда нет доступа для зрителей, а следовательно их безопасности ничего не угрожает. Лишить город цирка из-за затянувшегося ремонта было бы неправильно. Мы верно сделали, что открылись именно тогда — это подтверждает заполненный на каждом представлении зал.

Есть немало историй, когда цирки ремонтировались по 12-15 лет. Ничего хорошего в этом, естественно, нет. Когда здание фактически стоит без дела, и на нем работают не самые добросовестные подрядчики, то все начинает размерзаться, разворовываться, рушиться.

Сейчас мы худо ли бедно идем к логическому завершению ремонта, и уже коммунизм на горизонте (смеется). Все проблемы, которые обнаружились после открытия, устранили. После ремонта цирк изменился радикально — это отмечают люди, которые приходили к нам много лет назад и теперь вновь вернулись. На их лицах только восторг. В Омском цирке больше нет того отталкивающего запаха. На днях мы установим новый свет — ждем оборудование стоимостью 50 млн рублей. Оно позволит ставить великолепные шоу. Это будет потрясающе! В октябре зрители убедятся в этом сами.

А какие статьи расходов омского цирка самые крупные?

- Серьезная доля затрат — это коммунальные и клининговые услуги, общехозяйственные расходы, охрана. У нас внушительная территория, пять зданий, включая гостиницу. На зарплату персонала ежемесячно требуется от 1,5 до 2 млн. рублей.

Сколько человек в штате?

- Около 70-80 — это сотрудники гостиницы, бухгалтерии, юристы, ветеринарные врачи, оркестр. Плюс персонал, занятный на конкретном представлении, административный состав. Также мы выплачиваем зарплату артистам, которые приезжают в Омск с прокатом программы. Гастроли в нашем цирке для них являются командировкой, поэтому мы, как принимающая сторона, выплачиваем им еще и суточные командировочные. Также несем затраты на содержание животных. Они каждый раз варьируются в зависимости от того, кто именно участвует в представлении.

И все-таки, на ваш взгляд, какие преимущества у цирка перед скажем театром? Которые в нашем городе в основном дотационные...

- Экономику театров я детально не изучала, но если порассуждать на эту тему, то, во-первых, их зрительные залы меньше нашего. В Омском цирке 1,5 тыс. мест, в неделю к нам приходит около 6 тыс. человек. Одну программу посещает примерно 30 тыс. зрителей. В театре, естественно, проходимость ниже. Во-вторых, аудитория цирка гораздо шире, он демократичен по своей природе. К нам ходят и те, кто бывают на спектаклях в «Арлекине», и зрители ТЮЗа с родителями, и взрослые поклонники Драмтеатра. Все находят у нас что-то интересное именно для себя. Не зря существует старый добрый анекдот о том, что папы в цирке любят смотреть на красивых гимнасток, мамы — на красивых акробатов (улыбается), а дети — на клоунов и животных. В третьих, стоимость билетов в том же «Арлекине» значительно ниже, чем у нас. Соответственно, и доходы меньше.

А цены на билеты вы устанавливаете самостоятельно?

- Да. Но по всей стране они примерно одинаковые. И мы все время стараемся, чтобы цирк стал более доступным. Например, у нас действуют различные социальные программы, которые позволяют купить билеты с 50% скидкой.

Вы активно рассказываете об эмоциях зрителей... Каким образом снимаете реакцию - мониторите соцсети или билетеры рассказывают?

- Я сама часто стою у входных дверей, встречаю гостей. Многих это приятно удивляет… Соцсети и мои коллеги тоже помогают. Вообще я могу сказать, что билетеры - лучшие маркетологи, они находятся в непосредственном контакте со зрителем, видят как и на какие номера лучше реагируют - где смеются, а где скучают.

Я аккумулирую все эти эмоции, наблюдаю, анализирую. С радостью отмечаю, что к нам приходит немало молодых и пожилых пар без детей. Как-то мы заметили, что буквально на каждую программу ходит пожилая женщина. Она всегда сидит в первом ряду, на восьмом месте. Узнали, что зовут ее Эмма Генералова, она бывший врач. Цирк ей нравится настолько, что она на каждой программе бывала уже раз по 10. Если ее какое-то время у нас нет, мы расстраиваемся. Я часто говорю, что так сильно, как я, цирк любят только мой заместитель, потому что это входит в его должностные обязанности (смеется), и Эмма Генералова.

А как убедить человека полюбить цирк, если он к нему равнодушен или настроен критически?

- Мы общались со многими омскими журналистами, в том числе известными. Я им все время рассказывала, как у нас хорошо, приглашала в гости. А они сидели, пожимали плечами: дескать, ну как это я пойду в цирк?! А потом все-таки приходили и обалдевали. Сейчас ходят систематично. Или омский поэт Сергей Денисенко. Он победил в нашем конкурсе. Главный приз - пригласительные на представление. Он от них отказался, сказав, что в цирк никогда не ходит. Но я не оставляла надежд и как-то спросила: «Может вы все-таки попробуете к нам прийти?» Вообще я стараюсь не навязывать свое мнение яростным противникам манежа, чтобы не травмировать себя их словами о том, что цирк они не любят. Мне очень обидно это слышать. Поэтому у Денисенко я спросила аккуратно, ненавязчиво. В итоге он все-таки пришел на представление. После окончания решила узнать, какие впечатления. «Вы извините, но я не могу сейчас говорить - мне плакать хочется», - сказал он. Теперь тоже нередко бывает у нас.

В КВН в свое время играла команда «Цирк». Я не помню другой команды, которая собирала бы столько негативных комментариев, столько скепсиса...

- Что бы плохого не случилось, у нас почему-то принято называть это цирком. Любой бардак во властных кругах, любые резонансные вещи, происходящие в Госдуме, правительстве, непременно сравнивают с цирком. А мне обидно это слышать. У нас такая дисциплина, ответственность, самоотдача! Работники цирка просто не могут позволить себе бардака и разгильдяйства. Скажем для артистов, акробатов, дрессировщиков любая оплошность может стоить жизни. У нас строжайший порядок, который многим организациям только снился! И при этом все наши сотрудники вежливы и корректны.

То есть гардеробщица у вас не самый главный человек?

- (Смеется) У нас один самый главный человек... В этом плане омский цирк - абсолютная монархия. Чисто теоретически гардеробщица может кому-нибудь нагрубить, но в таком случае это будет последний ее рабочий день в цирке. Однажды наш дворник кому-то нагрубил — мы его уволили, он полгода посидел дома и теперь даже здоровается шепотом, боится голос поднять. Для нас зритель — это все! И мы постоянно работаем над тем, чтобы омичи к нам возвращались вновь и вновь. Человек, который вышел с наших представлений довольным и счастливым, уже не назовет цирком Госдуму. Вообще нужно понимать, что стоит за каждым словом, которое мы произносим. У меня тоже был момент, когда я спокойно спрашивала артистов: «Ты в каком номере выступаешь?» Пока однажды Запашная (Мариц, артистка цирка, сестра братьев Запашных - «НО») мне не сказала: «Елена, можно я тебя поправлю? Никогда так не говори — ты нас обижаешь, мы не выступаем, а работаем. Выступать — значит что-то изображать, а мы не изображаем, мы проживаем свои номера».

О цирке всякое говорят, мол, это что-то низкое, площадное, на потребу непритязательной толпы. Другие, напротив, считают цирк высоким видом искусства. А как для вас?

- В Википедии и учебниках написано, что Цирк - искусство (улыбается).

Но не элитарное?

- Ну смотрите — есть «высокое» кино Тарковского, есть качественные, но понятные, общедоступные фильмы Рязанова, а есть, например, какие-нибудь «Яйца судьбы». В цирке такая же градация. Есть лучшие артисты и программы Росгосцирка, есть «Снежное шоу», «Дю солей», а есть третьесортные программы, бездарные акробаты и несмешные клоуны Так что цирк тоже может быть и элитарным искусством, и зрелищем. Есть целые фестивали, назовем так, артхаусного цирка.

Я против утверждений, что наш зритель — это либо ребенок, либо интеллектуально ограниченный взрослый. В Омский цирк ходит немало представителей интеллигенции, власти, бизнеса - известных в регионе людей. Да простит меня Денис Мацуев, которого я искренне обожаю, но если вы взглянете на людей, которые сидят в вип-ряду на его концерте, и тех же самых людей, когда они аплодируют акробатам в Омском цирке, вы их не узнаете — эмоции меняют лица до неузнаваемости. В цирке с людей слетают все маски, которые они носят в обычной жизни.

До прекрасной музыки Мацуева нужно дорасти. Цирк же не требует специальной подготовки, только эмоционального восприятия, поэтому охватывает более широкие слои населения. В этом плане цирк — более перспективное направление бизнеса.

Кстати, уверена, что некоторые ходят на Мацуева только ради бренда и возможности увидеть в зале персон определенного статуса, а не ради музыки.

В Цирке кстати бренд тоже играет огромную роль. В свое время часть цирков в России была акционирована. Те из них, что смогли сделать себе имя, наподобие Цирка на Цветном Бульваре Юрия Никулина, сейчас спокойно существуют автономно.

Вообще, когда у нас выступает какой-то известный брендовый артист или программа, то доходность представления увеличивается на 20-30%... Это вот возвращаясь к экономической составляющей циркового бизнеса.

Елена Филипповна, вы, наверное, с самого детства были преданной поклонницей цирка?

- Как раз наоборот. Ни когда я была совсем ребенком, ни чуть позже — в 90-ых — я его не любила. В цирк могла ходить только ради мороженого, оно здесь было особенно вкусным (улыбается). Ни акробаты, ни животные меня не трогали. В те годы цирк представлял собой жалкое зрелище — жутко было смотреть на ободранные стены, облезлых животных. 90-е отвернули от цирка не только меня, но и многих других россиян. Когда я пришла уже в сознательном возрасте в современный цирк, то была поражена — он выглядел совершенно иначе. Многие люди до до сих пор уверены, что в цирках сто лет не делали ремонта, а дрессировщики издеваются над несчастными животными.

Это не так?

- Пока я не пришла сюда работать, тоже была уверена, что все цирковые животные глубоко несчастны. Конечно, не исключаю, что где-то могут быть какие-то прецеденты. Но это точно не повсеместно и скорее исключение из правил. Большинство дрессировщиков настолько профессиональны, что, бывает, я смотрю, как они отрабатывают программу с животными, и думаю, что и сама была бы не прочь стать цирковой обезьяной или собакой (смеется). Ни каждый человек получает столько ухода, любви, вкусной еды, сколько достается цирковым питомцам...На днях у меня дома кошка залезла на стол. Я в сердцах бросила в нее косточкой от персика. Правда, потом чуть не заплакала от своей несдержанности. А представьте, сколько людей совершают дома со своими животными то же самое и еще что похуже. Так что разговоры о том, что дома с животными обращаются лучше, чем в цирке, несостоятельны.

Станислав Жоглик автор

Ещё новости о событии:

Станислав Жоглик - ИА Новый Омск
Директор Омского цирка Елена Агафонова рассказала «Новому Омску» об экономических преимуществах манежа над театральными подмостками, о лучших маркетологах-билетерах и своем отношении к цирковым животным.
07:30 04.09.2018 ИА Новый Омск - Омск
Директор Омского цирка Елена Агафонова рассказала «Новому Омску» об экономических преимуществах манежа над театральными подмостками, о лучших маркетологах-билетерах и своем отношении к цирковым животным.
04:55 04.09.2018 ИА Новый Омск - Омск
Директор Омского цирка Елена Агафонова рассказала «Новому Омску» об экономических преимуществах манежа над театральными подмостками, о лучших маркетологах-билетерах и своем отношении к цирковым животным.
03:24 04.09.2018 ИА Новый Омск - Омск
 
По теме
Уважаемые друзья!  Закончила работу выставка   обучающихся Тарской ДШИ. Часть работ можно будет увидеть на выставке в Культурном Центре им.
Куда сходить в Омске 29, 30 и 31 марта - Пульс Live Куда сходить в Омске 29, 30 и 31 марта  Пятница - день недели, которого ждут буквально все, от воспитанников детского сада до топ-менеджера крупной корпорации.
Пульс Live
Награда волонтёру - Газета Омский пригород Активист волонтёрского сообщества «Помощь солдатам» был награждён медалью.
Газета Омский пригород