Людмила Максакова: «Я служу в лучшем театре мира»

Людмила Максакова:  «Я служу  в лучшем  театре мира»
Фото: omskregion.info

Народная артистка России о том, почему вахтанговцы всю жизнь верны своей сцене.

«Нам аплодируют и в Париже, и в Омске»

  – Людмила Васильевна, в спектакле «Евгений Онегин», который театр им. Евг. Вахтангова показал в Омске, вы сыграли трех персонажей: танцмейстера, няню Татьяны Лариной и образ смерти. Режиссер Римас Туминас для вас специально сочинил роли, которых нет в романе Пушкина?

  – Режиссер – создатель спектакля. «Евгений Онегин» – это же не пьеса, это роман, который режиссер перевел на язык сцены, используя свою фантазию. Когда мы репетировали, я играла вообще все роли. Читала   «Письмо Татьяны», пробовала себя в образе старой княгини. Это был период этюдов и импровизаций. Римас Владимирович фиксировал и то, что счел интересным, оставлял. Туминас ведь никогда не работал с «Евгением Онегиным». Если некоторые спектакли он ставил раньше, потом повторил в нашем театре, то это был для него абсолютно белый чистый лист. И он решил ставить спектакль этюдным методом. Нам было очень интересно. Артисты играли по многу ролей. «Евгения Онегина» практически все знают, режиссер говорил: «А теперь вы». И потом из этой мозаики сочинил спектакль, который вы увидели.

  – Омичи приняли спектакль восторженно, долго аплодировали. Везде такая реакция зрителей?

  – Везде. Мы очень избалованные артисты. Наш театр считают лучшим театром мира. Понимаю, что от скромности не умру (скромность, кстати, украшает того, кого больше ничего не украшает), но хочу сказать, что нас принимали очень хорошо и в Нью-Йорке, и в Париже, и в Лондоне, и в Тель-Авиве. Говорю то, что есть. Не подумайте, что мы только на Запад стремимся. Мы играли и на Востоке. Например, в Китае. С удовольствием в Омск приехали. Скоро поедем на Кавказ. Прием зрителями «Евгения Онегина» еще раз доказывает, что Пушкин – гений.

  – Языковой барьер не мешает восприятию спектаклей в других странах?

  – На двух экранах появляются титры. Переводчики вместе с нами готовятся к гастролям. Но «Евгений Онегин» так поставлен, что понятен и без перевода. В нем действие очень выверено пластически.

Хранители традиций

– Герцогиня Мальборо, баронесса, Анна Каренина, Книппер-Чехова, Аркадина, Войницкая… Ваши героини – светские дамы. Впечатление, что вы в театре отвечаете за аристократизм. Актрисы иногда говорят, что им интересно перевоплощаться то в барышень, то в крестьянок. Простых сельских женщин вам не доводилось играть?

  – Я далека от этой темы – городской житель. Для того чтобы почувствовать себя в деревенском образе, мне кажется, нужна другая биография.

  – Вы выросли в творческой семье, ваша мать, знаменитая оперная певица Мария Максакова, мечтала, чтобы вы стали музыкантом?

  – Да, и я училась в Центральной детской музыкальной школе – лучшей в стране. Я виолончелистка.

  – Трудным был выбор между музыкой и драматическим искусством?

  – Нет. Виолончелист – очень тяжелая профессия.

  – Вы поступили в Театральное училище им. Бориса Щукина на курс Владимира Этуша, с которым много лет служите в одном театре…

  – Это был единственный раз, когда он вел курс, мы его единственные выпускники. По-видимому, такие забавные были ребята, что он больше не рискнул набрать ни один курс.

  – Вахтанговская традиция – служить в одном театре всю жизнь. Вы, как и многие ваши коллеги, опровергаете утверждение, что актерская профессия кочевая. В чем секрет преданности одному театру?

  – Мне кажется, в личности основателя театра Евгения Вахтангова. Я пришла в театр, когда им руководил ученик Вахтангова Рубен Николаевич Симонов. Он говорил: «Для меня главная цель и задача жизни – прославлять имя моего учителя». Этот учитель – Вахтангов – был не простым человеком. Режиссер Александра Александровна Ремезова  рассказывала, что они, его ученики, считали Евгения Багратионовича великим посвященным. Он интересовался философией, вместе с Михаилом Чеховым изучал антропософию. Режиссеры, которые не ощущают своей большой задачи, почему-то считают, что Вахтангов – это только «Принцесса Турандот». Это неверно. Актриса Августа Миклашевская в своих воспоминаниях пишет о том, какое неизгладимое впечатление, самое яркое в театральной жизни, произвел на нее спектакль «Гадибук». Может быть, «Принцесса Турандот» более доступна, но «Гадибук» – трагический спектакль, с прекрасным пантомимическим решением. Вахтанговское, то, что мы любим и ценим, переходит от учителя к ученику. У нас – школа при театре, и все актеры – выпускники Театрального института имени Щукина. Сейчас, правда, в труппе есть яркие исключения из выпускников других театральных школ.

  – Вы преподаете в Институте имени Щукина – профессор кафедры мастерства актера. Вам интересна работа педагога?

  – Я 45 лет преподаю. Наши ученики получают представление не только о том, что такое театр вообще, они постигают принципы нашего театра, его философию, взгляд на мир. Театр – это не игрушка, это очень серьезный инструмент для воспитания духовности и для продолжения великих мыслей. Если телевидение сегодня превратилось в некий инструмент оглупления людей, то театр не может себе этого позволить. «И чувства добрые я лирой пробуждал», – написал Пушкин. И у театра такая же задача. Рубен Николаевич прививал нам высокие чувства, любовь к поэзии. Мы называем себя вахтанговцами, помня об основателе. Сейчас очень трепетно готовимся к 100-летию театра.

  – А кто сегодня является хранителем вахтанговских традиций?

  – Мы все – актеры разных поколений, студенты Щукинского института.

С лучшими режиссерами

  – Театр им. Евг. Вахтангова связывает с Омском не только память о работе на одной сцене в эвакуации. Но и имя Михаила Александровича Ульянова. Что оно значило в вашей жизни?

  – Михаил Александрович был лицом нации, это всем известно. И он нес это знамя безукоризненно. Фильмы «Председатель» и «Ворошиловский стрелок», я думаю, о многом говорят. Он был очень ранимым и при этом – общественным человеком и очень мучился и страдал от всех перипетий,которые происходили, когда он был во главе театра. Очень серьезно болел за дело. Его имя мы произносим с гордостью.

  – Вам довелось работать с замечательными режиссерами: Симоновым, Ремезовой,  Виктюком, Някрошюсом, Фоменко…

  – С великолепными, лучшими режиссерами.

  – А кто, как вы считаете, сделал вас актрисой?

  – Рубен Николаевич Симонов. И очень много мне дала работа с Петром Наумовичем Фоменко, я в его театре играю два спектакля. Он поставил для меня моноспектакль «Как жаль»  по произведению Маркеса «Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине». И я играю в последнем спектакле Фоменко «Театральный роман» по Михаилу Булгакову.

  –  Петр Фоменко сказал: «Работать с этой актрисой – подлинная радость». А сегодня ваши любимые спектакли – художественного руководителя Вахтанговского театра Римаса Туманиса?

  – Да. Так получилось, что я занята во всех его спектаклях, кроме того, где на сцене одни мужчины. Где есть женщины – я играю.

  – С художника спросится. Как вам кажется, сегодня такая постановка вопроса актуальна?

  – Отвечу словами Пушкина:

«Всех строже оценить
умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли,
взыскательный художник?
Доволен, так пускай
толпа его бранит
И плюет на алтарь,
где твой огонь горит,
И в детской резвости
колеблет твой треножник».

  – Я прочла, что ваша любимая кинороль – Тани в фильме «Татьянин день». Зрители помнят вашу Надю в фильме «Неподсуден». Считается, что вас любит камера. Почему вы сейчас редко снимаетесь?

  – Я снимаюсь. У Бондарчука снялась в фильме «Притяжение». И в сериалах работаю, но почему-то не все из них выходят на экраны, некоторые можно посмотреть только за границей.

  – В «Евгении Онегине» вы выходите на сцену в костюме балерины, и зрители поражены тем, в какой вы находитесь отличной физической форме. Занимаетесь фитнессом?

  – Пилатесом. Был такой знаменитый спортивный специалист Йозеф Пилатес, который спасал людей после ранений и изобрел свой метод тренировок. У нас тренер с помощью этой методики маму свою вытащил после инсульта. Заниматься пилатесом очень интересно.

Автор Светлана Васильева Фото Максим Кармаев

Ещё новости о событии:

Автор Светлана Васильева Фото Максим Кармаев Народная артистка России о том, почему вахтанговцы всю жизнь верны своей сцене.
12:00 18.07.2018 Омская правда - Омск
Людмила Максакова:  «Я служу  в лучшем  театре мира» - ИА Омскрегион
Народная артистка России о том, почему вахтанговцы всю жизнь верны своей сцене.
11:52 18.07.2018 ИА Омскрегион - Омск
 
По теме
altText - OmskTime.Ru
«Русская, старинная, румяная да блинная» - Комитет по культуре и искусству 17 марта в  филиале «Алексеевская библиотека» в рамках районного проекта «Родники народные» прошел фольклорный праздник «Русская, старинная, румяная да блинная».
Комитет по культуре и искусству