Игорь Богдашин: «Мы не боимся «Фармакопейки» и «сиреневых»

Игорь Богдашин: «Мы не боимся «Фармакопейки» и «сиреневых»
Фото: bk55.ru

Выручка аптечной сети «Омское лекарство», работающей под брендом «Госаптека», выросла за ­последний год на 7% и составила 1 млрд 165 млн рублей – и это несмотря на жесткую атаку ­дискаунтеров и всеобщего пессимизма на фармацевтическом рынке. Глава компании, прибавившей в топ-100 15 пунктов, Игорь Богдашин рассказал «БК», как у него получается сотрудничать с ­государством и чему стоит поучиться у конкурентов.

– Игорь Викторович, как обстановка на фармацевтическом рынке?
– Впервые за долгие годы развития рынок начал стагнировать. Насколько мне известно, в денежном выражении он сократился на  10% и  еще на 5% – в упаковках. Покупательская способность населения снижается. Но  за  этот непростой для рынка период нам удалось увеличить реализацию на  26%. Вот такой парадокс: рынок падает, а мы растем. При этом за  год у нас открылось всего лишь два небольших аптечных пункта: один – в  стационаре, другой  – в поликлинике. Увеличилась проходимость  – трафик вырос на 7%. Кроме того, на  18% увеличился чек. И самое большое, на  мой взгляд, достижение заключается в том, что к нам вернулись льготники. Сейчас 30% от всех продаж приходятся именно на  них. Мы  запустили специальную программу для этой категории населения: выдаем льготникам именную карту, которая дает семипроцентную скидку на все категории товаров. Мы  решили отказаться от таких маркетинговых ­изысков, как накопительные баллы или позиционирования себя в качестве дискаунтера. И  тем не  менее введение социальной программы для льготников действительно привело к повышению ­продаж. Ведь наша главная задача – социальная.

– Сейчас фармацевтический рынок захватили дискаунтеры, а вы, получается, наблюдаете за всем этим полем битвы со стороны?
– Что касается дискаунтеров, то уже очевидно, что «Фармакопейка» выиграла войну с «сиреневыми» (имеется в виду компания «Аптека от склада» – прим. ред.), сейчас она занимает доминирующее положение на рынке. Но уже сегодня «Фармакопейка» не имеет ценового преимущества. Баллы, скидки – это всего лишь маркетинговые игры.

– А у вас они отличаются?
– Есть один момент – легко расти с низкой базой. Вполне возможно, что в следу­ющем году мы уже не увидим таких ярких успехов. Сам год в ритейле будет еще хуже, на  мой взгляд. А значимость нашей компании измеряется не  в  прибыли, а  в  философском, мировоззренческом восприятии. Мы хотим работать по-честному. Недавно сделали процедурный кабинет для онкобольных. Раньше процедуры оборачивались для них настоящим логистическим кошмаром. Маршрут: диспансер, для того чтобы выписать рецепт – аптека, чтобы получить лекарство, затем обратно в  диспансер, чтобы получить направление на  инъекцию, ­выстоять огромную ­очередь в  ­процедурный к­абинет. Минимум двое суток уходило на  то,  чтобы пройти этот круг. Теперь мы предоставляем бесплатные инъекции для онкобольных безо всей этой лишней нервотрепки. Восьмидесятилетние старики плачут от благодарности. И  это не приносит никаких денег, только затраты, но зато мы получили гигантский социальный эффект. Это и  есть социально ответственный бизнес. Еще один социальный проект – «Доступная среда». Товарный ассортимент очень большой, плюс комиссионный отдел средств для реабилитации, прокат. Одежда для женщин после мастэктомии  – белье, одежда для спорта и даже вечерние платья. А также специальная одежда для колясочников, обувь для диабетиков и детская ортопедическая обувь. Этот проект пока тоже работает с нулевой рентабельностью, но  и  убытков не  приносит.

– Сама схема управления компанией тоже становится более трудоемкой в связи с тем, что вы  непосредственно связаны с  ­государством?
– Конечно. Мы строго подчинены законам, в частности, федеральному закону о госзакупках. В связи с этим у нас больше затрат на учет. Компания «Госаптека» является акционерным обществом, но  все 100% акций принадлежат государству. Приходится работать в рамках жестких условий.

– Ассортимент шире, чем у других?
– Ассортимент очень широкий, и сейчас мы при­шли к  решению, что его необходимо сокращать. У той же  «Фармакопейки» три тысячи наименований, у нас – в  десять раз больше. Думаем сократить ассортимент до  десяти тысяч наименований. У нас в стране на один только «Цитрамон» приходится пятнадцать разных производителей. Зачем нам столько продавать? Нужно два: один дешевый, ­другой – дорогой. И так по  всем позициям. Сейчас мы постепенно сжимаем матрицу. Управляемость заказами, управляемость товарными запасами  – это следующая задача, которой мы  будем активно заниматься в следующем году. Еще один приоритет – введение собственных ­торговых марок.

– Вы ведь уже прода­ете косметику под брендом «Госаптеки»?
– Сейчас мы продаем под нашей маркой множество товаров. Например, недорогую минеральную воду. Казалось бы, незатейливый товар, и тем не менее он входит в топ-100 самых продаваемых. Скоро в аптеках появятся фирменные презервативы, также будем продавать под маркой «Госаптека» окуневский иван-чай. Второе направление – косметика. Меньше года занимаемся этим проектом, и он уже имеет большой успех. Косметикой занимаются наши производственные аптеки. Дело в том, что сейчас регулирующие органы давят на производственные аптеки, и в дальнейшем их количество будет сокращаться. Но  мы  очень хотим сохранить высококвалифицированный персонал, поэтому начали производить косметику ручной работы.

– С другими городами ­сотрудничаете?
– Да, интерес в других городах уже есть. Идут поставки в  Москву, возможно, будем сотрудничать с  Архангельском и Оренбургом. Не  так давно мы заключили контракт с компанией «Продмассив», они продают нашу косметику в омском аэропорту. Вообще, идея с производством косметики принадлежала нашим девочкам-маркетологам. Если честно, поначалу я отнесся к этому проекту скептически. Поддержал эту затею не как бизнес-проект, а  как имиджевый, направленный на нашу ­узнаваемость. ­Согласился с  условием, что ­проект просто отобьет затраты на рекламу. А наши маркетологи и провизоры взялись за него с таким энтузиазмом, что мы  очень скоро увидели реальные продажи. Они пережили такой взрыв творческой активности, что за  месяц разработали сто пятьдесят разных наименований, потом мы все-таки решили сократить это число до пятидесяти. Сегодня объем продаж нашей косметики в «Госаптеках» превышает объем продаж косметики раскрученных аптечных брендов. Сейчас мы начали продавать еще и кисломолочную продукцию омского производства, объемы продаж внушительные  – 800 тысяч рублей в  месяц. Эта продукция входит в топ-10, мы  того же «Цитрамона» продаем меньше.

– Об успехе омской «Фармакопейки» в прошлом ­году не говорил только ленивый. Чему стоит у них поучиться, как считаете?
– У них блестящая логистика и система управления товарами. Поэтому мы хотим отдать всю свою логистику им и сейчас активно ведем переговоры по этому поводу. Условно «Фармакопейка»  – наш конкурент, но  если они умеют делать вещи, которые существенно оптимизируют работу, почему бы нам с ними не сотрудничать? У нас есть конкурентное преимущество, которого нет у  «Фармакопейки»,  – большие торговые залы. Мы  можем завезти товары, с  которыми «Фармакопейке» будет сложно работать. Поэтому я  на  каждой планерке говорю сотрудникам: «Не  надо бояться «Фармакопейки», не  надо бояться «сиреневых». Сейчас входит еще один жесткий дискаунтер – аптечная сеть «Имплозия», но мы ищем другие способы держаться на плаву. Вот станут они «Цитрамон» продавать по пять рублей, а мы будем по четыре девяносто  – это путь в никуда... Для потребителя, может быть, и хорошо, но это вымывает ассортимент. Мы  нашли свою нишу. Льготник должен выходить из нашей аптеки с  чувством благодарности к  провизору и государству.

 
По теме
Подозреваемый в организации подпольного казино обжаловал свой арест Адвокат омича, которого обвиняют в незаконной организации азартных игр, попросил отменить решение суда и не заключать подозреваемого под стражу.
Авария произошла на 565-м километре трассы Тюмень-Омск Сергей КАЛУГИН Фото: Михаил ФРОЛОВ СУ СК России по Омской области просят очевидцев страшной аварии на «трассе смерти» предоставить записи с видеорегистраторов.
В Омске ищут записи с видеорегистраторов, запечатлевших аварию с 8 погибшими Видеоматериалы, на которые попала жуткая авария на трассе Тюмень-Омск, ищут сотрудники регионального следственного комитета.
Безопасного табака не существует! - МинЗдрав Вредные привычки являются одной из самых больших проблем современного общества, которые вызывают зависимость и приводят к тяжёлым заболеваниям.
МинЗдрав
Песня жить и дружить помогает... - Газета Ваша звезда Наталья Чердынцева, жительница села Юрьевка, не мыслит себя без песни и творчества Культура – понятие широкое и всеобъемлющее, она связывает национальности и традиции, людей разных поколений и вероисповеданий.
Газета Ваша звезда