Новости города БезФормата.Ru
Омск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Наказание за колдовство

altText - OmskTime.Ru
Фото: www.omsktime.ru

В исследовании профессора истории Стэнфордского университета (США) Нэнси Коллманн анализируется практика применения уголовного права в России в XVII — начале XVIII века. Буква закона сравнивается в книге с его применением на практике. Судебные дела раскрывают повседневную жизнь людей и сообществ, их отношения с государством. Автор помещает Россию в компаративный контекст раннемодерной Европы и приходит к выводу, что в течение московского периода и в петровское время Россия обладала судебной культурой, во многом сопоставимой с судебной культурой ряда стран Европы. 

Представляем вашему вниманию главу из книги Нэнси Коллманн «Преступление и наказание в России раннего Нового времени» из серии  Historia Rossica

Колдовство — будь то практика или владение магическими книгами, травами или зельями — преследовалось и каралось как нематериальное покушение на божественные основы самого общества. Среди восточных славян колдовство всегда считалось тяжким преступлением. Со времен Киевской Руси церковные законы осуждали колдовство и ведовство, назначая за них наказание от штрафов до сожжения. В 1227 году в Новгороде сожгли четырех колдунов за магические практики, а в 1411 году в Пскове на костре казнили двенадцать ведьм.

В Московской Руси суд над ведьмами вершили вместе церковь и государство. В 1551 году Стоглав связал колдовство с ересью, объявив, что колдуны, гадатели, астрологи и все другие, кто обращается к злоумышленным духам, будут отлучены от церкви и попадут «в опалу» от царя. Статью Уложения, карающую смертью злой умысел против здоровья царя, трактовали как говорящую о колдовстве. Григорий Котошихин писал, что Разбойный приказ расследовал случаи колдовства, черной магии и владения запрещенными книгами; за эти преступления мужчин сжигали, а женщин обезглавливали. Российский конфессионализационный проект середины XVII века включал в том числе указы против ведовства; в некоторых из них ведьм ставили в один ряд с ворами, грабителями и разбойниками, а в других колдовство рассматривалось как разврат и ересь. Наказание было страшным: по указу 1653 года ведьмы и их приспособления для предсказаний и сглаза должны быть сожжены, а дома снесены; в указе 1689 года повторились сожжение и обезглавливание за колдовство.

Обвинение в колдовстве часто появлялось в следствиях по другим уголовным делам. Правящая династия особенно внимательно относилась к этой опасности. Валери Кивельсон показала, что, когда при дворе было неспокойно или когда крестьян хватали за «непригожие слова» о самодержце, немедленно появлялось подозрение в колдовстве. Даже на протяжении «долгого» XVI века, от которого не сохранились судебные дела о колдовстве, мы встречаем много таких случаев. В присягах...

В исследовании профессора истории Стэнфордского университета (США) Нэнси Коллманн анализируется практика применения уголовного права в России в XVII — начале XVIII века. Буква закона сравнивается в книге с его применением на практике. Судебные дела раскрывают повседневную жизнь людей и сообществ, их отношения с государством. Автор помещает Россию в компаративный контекст раннемодерной Европы и приходит к выводу, что в течение московского периода и в петровское время Россия обладала судебной культурой, во многом сопоставимой с судебной культурой ряда стран Европы. 

Представляем вашему вниманию главу из книги Нэнси Коллманн «Преступление и наказание в России раннего Нового времени» из серии   Historia Rossica

Колдовство  — будь то  практика или владение магическими книгами, травами или зельями  — преследовалось и  каралось как нематериальное покушение на  божественные основы самого общества. Среди восточных славян колдовство всегда считалось тяжким преступлением. Со  времен Киевской Руси церковные законы осуждали колдовство и  ведовство, назначая за  них наказание от  штрафов до  сожжения. В  1227 году в  Новгороде сожгли четырех колдунов за  магические практики, а  в  1411 году в  Пскове на  костре казнили двенадцать ведьм.

В  Московской Руси суд над ведьмами вершили вместе церковь и  государство. В  1551 году Стоглав связал колдовство с  ересью, объявив, что колдуны, гадатели, астрологи и  все другие, кто обращается к  злоумышленным духам, будут отлучены от  церкви и  попадут «в  опалу» от  царя. Статью Уложения, карающую смертью злой умысел против здоровья царя, трактовали как говорящую о  колдовстве. Григорий Котошихин писал, что Разбойный приказ расследовал случаи колдовства, черной магии и  владения запрещенными книгами; за  эти преступления мужчин сжигали, а  женщин обезглавливали. Российский конфессионализационный проект середины XVII века включал в  том числе указы против ведовства; в  некоторых из  них ведьм ставили в  один ряд с  ворами, грабителями и  разбойниками, а  в  других колдовство рассматривалось как разврат и  ересь. Наказание было страшным: по  указу 1653 года ведьмы и  их  приспособления для предсказаний и  сглаза должны быть сожжены, а  дома снесены; в  указе 1689 года повторились сожжение и  обезглавливание за  колдовство.

Обвинение в  колдовстве часто появлялось в  следствиях по  другим уголовным делам. Правящая династия особенно внимательно относилась к  этой опасности. Валери Кивельсон показала, что, когда при дворе было неспокойно или когда крестьян хватали за  «непригожие слова» о  самодержце, немедленно появлялось подозрение в  колдовстве. Даже на  протяжении «долгого» XVI века, от  которого не  сохранились судебные дела о  колдовстве, мы  встречаем много таких случаев. В  присягах на  верность правителю звучало обещание не  использовать колдовство против царя. Знаменитый конфликт Ивана III с  женой Софьей Палеолог в  1497 году вырос из  страха, что она замышляла отравить его страшными зельями; нескольких женщин заподозрили в  том, что они изготовили для нее ядовитое питье  — их  утопили ночью в  Москве-реке. Соломонию Сабурову, отвергнутую жену Василия III, обвинили в  том, что она обратилась к  колдунам, чтобы забеременеть. Сохранились слухи, что Борис Годунов подозревал своих соперников Романовых в  использовании колдовства против него. С  другой стороны, ходили сплетни, что Лжедмитрий I  околдовывал Русь даже после смерти, насылая мороз и  голод. В  1643 году мужчину приговорили к  смерти в  огне за  то, что он  сглазил невесту царя Евдокию Лукьянову, а  в  1676 году Милославские придумали обвинить в  колдовстве своего главного соперника А. С. Матвеева. Такие  же обвинения возникли в  разгар кризиса престолонаследия 1682 года, когда Матвеев, Иван Михайлович Нарышкин и  придворные европейские врачи были обвинены в  использовании колдовства с  целью навредить наследникам престола.

Судебная практика XVII века показывает одержимость Кремля поиском колдунов в  своих рядах. В  главе 6 мы  рассматривали случай 1638 года, когда две придворные белошвейки обвинили друг друга в  попытках околдовать царицу. Обвинения множились, пока в  дело не  оказались вовлечены около десяти женщин. Они пережили несколько испытаний пыткой и  допросами, но  ни  одна не  была признана виновной настолько, чтобы заслужить смерть, большинство из  них отправилось в  ссылку. Р. Згута подробно разбирает и  другие случаи поисков колдунов в  Кремле: в  1635 году служанку с  мужем сослали в  Казань вместе с  женщиной, обвиненной в  колдовстве, и  ее  мужем, а  в  1640-х годах было следствие по  делу мужчины, который в  тюрьме хвастался, что собирался околдовать царицу.

Даже когда царская семья не  была замешана в  дело напрямую, обвинение в  колдовстве оставалось очень тяжелым. В. Кивельсон, И. Левин и  другие доказали, что в  большинстве дел о  колдовстве речь шла о  неудачном лечении, а  не о  договоре с  дьяволом, о  чем чаще тревожилось западное христианство. Возможно, по  этой причине массовая охота за  ведьмами, бушевавшая в  Европе весь XVI век, практически обошла Россию стороной. С  единичными случаями разбирались как с  уголовными преступлениями, когда соседи обвиняли соседей, а  родня  — родню в  сглазе и  причинении смерти, болезни, бесплодия и т. п.

Что касается приговоров, лишь малая часть обвиненных ведьм были казнены. В. Кивельсон, обработавшая больше двухсот случаев, считает, что казнили десять процентов. Р. Згута дал такую  же оценку для сорока семи дел; оба исследователя работали с  материалом XVII века. Оставшиеся 90% заканчивались, так  же как другие уголовные дела, разными наказаниями в  зависимости от  тяжести вины.

Ведьм в  Москве казнили так  же, как в  Европе,  — сожжением, опираясь на  библейское изречение (Ин. 15:16): «Кто не  пребудет во  Мне, извергнется вон, как ветвь, и  засохнет; а  такие ветви собирают и  бросают в  огонь, и  они сгорают». Огонь полностью уничтожал силу злого духа, воплощенную в  ведьме. В  остальном эти казни совершались по  тому  же шаблону, что кары за  обычную уголовщину. Например, в  1647 году шацкому воеводе было приказано казнить мужа и  жену, которых признали виновными в  колдовстве. Он  должен был пригласить к  ним священника и  приказать причаститься должным образом, хотя в  указе не  уточняется, какой срок был отведен осужденным на  покаяние. Затем он  должен был отвезти их  на  городскую площадь, объявить им  и  собравшейся толпе их  святотатственные преступления и  сжечь их  в  срубе, «оболокши соломою». В  1676 году сокольский воевода получил схожее распоряжение: казнить пушкаря с  женой за  отравление людей волшебными корнями: им  должны были предоставить священника и  затем казнить в  торговый день перед толпой, сжечь вместе со  злыми корнями и  травами. Воевода получил приказ 29  октября и  провел казнь шесть дней спустя, 3  ноября. Заметим, что в  обоих случаях приговоренным дозволили духовное утешение, и, если  бы от  их тел не  остался один пепел, их, возможно, похоронили  бы по-христиански. Отлучение от  церкви было редким и  позорным наказанием.

Указы середины XVII века требовали, чтобы сжигались и  предметы черной магии, и  колдуны, которые ими пользовались. В  1628 году, когда в  Нижнем Новгороде у  монастырского дьякона нашли книги для гаданий, книги сожгли, а  дьякона по  меньшей мере год держали в  заключении в  монастыре, отлучив от  таинств. Адам Олеарий рассказывает о  случае, когда русские обвинили двух иноземцев в  колдовстве на  том основании, что у  них были скелет и  череп, не  понимая, что иностранцы пользовались ими для нужд ремесла: один был врач, а  второй — художник. Олеарий сообщает, что люди эти отделались порицанием, «а  скелет перетащили через Москву-реку и  сожгли».

Не  всех осужденных и  приговоренных колдунов сжигали. В  1656 году в  городе Лухе разгорелась уникальная охота на  ведьм: четверых обвиненных в  колдовстве мужчин обезглавили, а  осужденную женщину заживо закопали в  землю. В  других случаях наказание могло принимать формы необычных телесных увечий: например, в  1648 году белевский помещик сдал властям своего крестьянина с  уликой — заклинанием, написанным на  бумажке. Крестьянин показал, что ни  разу его не  использовал, но  все равно его признали виновным в  колдовстве. Приговор: «воровское письмо» сжечь у  него на  спине, а  затем высечь его кнутом, «чтоб вперед неповадно было таким воровским заговором учитца и  писать». В  подобном деле 1694 года осужденного приговорили к  такой  же каре.

Эти казни, как и  в  случае других преступлений, могли быть отменены по  милости царя. Так в  1647 году смертный приговор мужчине, который советовался с  ворожеей, был заменен на  сечение кнутом на  рыночной площади. Саму  же гадалку, пережившую три сеанса пытки, казнили, невзирая на  преклонные годы. В  1689 году стольник Андрей Ильич Безобразов, замешанный в  деле Федора Шакловитого, был обвинен в  том, что среди своих крестьян искал целителей, чтобы околдовать царя Петра и  его мать. Суд закончился несколькими приговорами: в  день казни 8  января 1690 года Безобразова обезглавили на  Красной площади, а  два целителя были признаны виновными в  колдовстве и  сожжены вместе с  мешками своих трав и  зелий «на  Болоте», через реку от  Кремля. Жену Безобразова приговорили к  пострижению в  монахини за  то, что не  донесла о  заговоре мужа, а  четверо людей Безобразова были биты кнутом и  сосланы в  Сибирь. Один заговорщик, Ивашка Щербачев, был театрально помилован на  месте казни (приговор заменили на  кнут и  ссылку в  Сибирь), а  еще трех второстепенных участников помиловали, отменив приговор к  ссылке.

Куда строже колдовство преследовали в  XVIII веке, когда Петр I  ввел европейскую идею сатанизма. Артикул воинский 1715 года, опираясь на  шведские военные законы, включил «черную магию» и  сожительство с  дьяволом в  первую главу  — их  полагалось карать смертью через сожжение или через прогон сквозь строй. В  XVIII веке Церковь активно преследовала колдовство, но  постепенно закон начал видеть в  нем мошенничество и  суеверие, а  не  преступление против религии. В  екатерининское время колдовство уже не  судили как уголовное преступление. Напротив, в  XVII веке колдовство заслуживало более публичного и  жестокого способа казни, чем уголовные преступления. То  же  касается религиозного отступничества.

Купить полную книгу Коллманн Н. Ш.  Преступление и  наказание в  России раннего Нового времени / Нэнси Шилдс Коллманн; пер.  с англ. П. И. Прудовского (Введение, гл.  1, 4, 5, 7, 9  — 14, 16, Заключение) при участии М. С. Меньшиковой (гл.  6, 8, 14, 15), А. В. Воробьева (гл.  1  — 5), Е. А. Кирьяновой (гл.  14, 18), Е. Г.  Домниной (гл. 17); науч. ред. А.  Б. Каменский. —  М.: Новое литературное обозрение, 2016. 

http://diletant.media/articles/37966628/    

В Омске к 22 годам лишения свободы приговорен местный житель за убийство владельца автомобиля Сегодня, 14 декабря 2017 года, Омский областной суд вынес приговор по уголовному делу в отношении 29-летнего местного жителя.
14.12.2017 Прокуратура
Житель Омской области украл у соседа деревообрабатывающий станок за 120 тысяч - Om1.RuФото: publicdomainpictures.net Парню пришлось тащить на себе тяжеленный станок около двух километров.
14.12.2017 Om1.Ru
Елки привезли в Омск из других городов. - Аргументы и фактыО результатах рейдов по ёлочным базарам.
14.12.2017 Аргументы и факты
Мясо пытались провезти в Омск из Казахстана. - Аргументы и фактыВ начале декабря специалистами управления россельхознадзора на границе задержана партия мяса.
14.12.2017 Аргументы и факты
Омичка отсудила у УК 150 тысяч за сломанные руки - ГТРК ОмскЖенщина упала на скользкой дорожке, ведущей к поликлинике. Несчастный случай произошел 28 февраля возле жилого дома № 3 по ул.
14.12.2017 ГТРК Омск
В Омской области спасли 280 животных из горевшей фермы - ГТРК ОмскПожарные отстояли от огня строение с крупнорогатым скотом, баранами и лошадьми.
14.12.2017 ГТРК Омск
Две цыганки сняли с омской пенсионерки «порчу» за 20 тысяч   [ФОТО]   - РИА Омск-ИнформНизкорослые женщины подошли к бабушке на бульваре Зеленом и заявили, что на пенсионерку наложена порча.
14.12.2017 РИА Омск-Информ
В Омской области во время пожара спасли 200 баранов - ИА ОмскрегионКроме того, с загоревшейся фермы спасатели вывели 60 голов КРС, 20 лошадей.
14.12.2017 ИА Омскрегион
image004 - УМВД Омской областиВ отдел полиции № 1 УМВД России по г. Омску обратилась 80-летняя жительница Кировского округа с просьбой разыскать двух неизвестных женщин, которые под предлогом снятия порчи похитили у нее 20 000 рублей.
14.12.2017 УМВД Омской области
Вредные организмы были обнаружены в том числе и саженцах. - Аргументы и фактыО выявлении карантинных вредных организмов при внутрироссийских перевозках за 11 месяцев 2017 года.
14.12.2017 Аргументы и факты
Пешеход погиб под колесами фуры на трассе Тюмень - Омск - ГТРК ОмскМужчина находился на проезжей части, когда на него наехал большегруз. От полученных травм пешеход скончался.
14.12.2017 ГТРК Омск
В Ясной поляне полностью выгорел жилой дом - ГТРК ОмскПожар в Кировском округе Омска тушили около шести часов. По информации ГУ МЧС по Омской области, пожар в поселке Ясная поляна произошел сегодня ночью, 14 декабря, спасателям сообщили о возгорании в 00:26.
14.12.2017 ГТРК Омск
На юге Омской области сгорела ферма с трактором - РИА Омск-Информпресс -служба МЧС В тракторе МТЗ-82 замкнуло электрический подогрев, из-за чего загорелась вся ферма, где он находился.
14.12.2017 РИА Омск-Информ
На путепроводе на Московке расхлестались микроавтобус и легковушка - ФОТО - СуперОмскСерьезная авария с участием микроавтобуса и легкового автомобиля произошла в среду, 13 декабря, на путепроводе по улице Новокирпичной в Омске, сообщают очевидцы в паблике Regik55 .
13.12.2017 СуперОмск
В Омске из-за загоревшей сауны в квартире эвакуировали 5 детей и кота - РИА Омск-Информ55.mchs.gov.ru Накануне вечером в 12-этажке по Ватутина загорелась квартира на 7 этаже.
13.12.2017 РИА Омск-Информ
На 503 км трассы Тюмень-Омск водитель грузовика DAF насмерть сбил пешехода - Коммерческие вестиЛичность погибшего мужчины устанавливается . Вечером 13 декабря следственно-оперативная группа тюкалинской полиции осмотрела место дорожно-транспортного происшествия на 503 километре трассы Тюмень-Омск.
14.12.2017 Коммерческие вести
В селе Ольгино Омской области пожарные спасли 280 лошадей, коров и баранов - Коммерческие вести
В селе Ольгино Омской области пожарные спасли 280 лошадей, коров и баранов
Предварительная причина пожара — замыкание электрического подогрева на тракторе МТЗ 2008 года выпуска.
Коммерческие вести
Мясо пытались провезти в Омск из Казахстана. - Аргументы и факты
Мясо без документов в Омск не провезли
В начале декабря специалистами управления россельхознадзора на границе задержана партия мяса.
Аргументы и факты
Серик Батталов: «Пацанов не вернёшь, вопросы им не задашь» - Бизнес-курс
Серик Батталов: «Пацанов не вернёшь, вопросы им не задашь»
Омский боец без правил, обвиняемой в жестоком  убийстве владельца «Лексуса» в  последнем слове заявил, что «не хочет соскочить» Сегодня, 13 декабря, бывший омоновец и боец ММА Серик Батталов,
Бизнес-курс
Экс-министр культуры Лапухин забыл про худсовет Лицейского театра и «отнял» у врубелевцев пять миллионов - СуперОмскНакануне в омском драмтеатре прошла пресс-конференция руководства омского драмтеатра.
14.12.2017 СуперОмск
Реконструкция «Подвиг крейсера «Варяг» - ОмГМУ31.10.2017 Школа молодого ученого приглашает на мастер-класс Читать>>> 31.08.2017 Нас поздравляют с началом нового учебного года!
13.12.2017 ОмГМУ
DSC_0282-facebook.1200.72.jpg - Министерство культурыСегодня в Омской государственной областной научной библиотеке имени А.С. Пушкина открылся «Музей миниатюрной книги», который является единственным в Сибири и вторым в России:
13.12.2017 Министерство культуры
Елена Ульянова: «Отец жив, пока его помнят» - Омская правда
Елена Ульянова: «Отец жив, пока его помнят»
Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев Дочь народного артиста СССР – о знаменитом отце.
Омская правда
Театр имени Вахтангова покажет в Омске 6 спектаклей - Коммерческие вести
Театр имени Вахтангова покажет в Омске 6 спектаклей
Омский  театр драмы договорился с театром имени  Вахтангова об обменных гатролях Летом 2018 года в Омск приедет с большим гастрольным туром Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова.
Коммерческие вести
Артисты Омской драмы в новогодние дни дадут на главной улице Москвы представления - Коммерческие вести
Артисты Омской драмы в новогодние дни дадут на главной улице Москвы представления
Олег ТЕПЛОУХОВ покажет на Тверской спектакль «Как рождается сказка» Правительство города Москвы перед новогодними праздниками проводит фестиваль «Путешествие в рождество» при участии дирекции фестиваля «Золотая маска».
Коммерческие вести
omskinform.ru Как и предполагалось, 30-летний парень, который скончался во время матча в спорткомплексе «Строитель» умер от острой сердечной недостаточности.
13.12.2017 РИА Омск-Информ
Суд арестовал счета пассажирского предприятия. - Аргументы и фактыПричина ареста – долги предприятия В Омске суд арестовал счета ПАТП №4.
14.12.2017 Аргументы и факты
МОК пожизненно отстранил от участия в Олимпийских играх ещё одну омичку - Коммерческие вестиВоспитанница омского хоккея Анна ШИБАНОВА будет подавать апелляцию в CAS.
14.12.2017 Коммерческие вести
Омичи вышли на народную лыжню - Омская правда
Омичи вышли на народную лыжню
Автор Виолетта Гордиенко Фото Евгений Кармаев Это состязание традиционно открывает новый лыжный сезон.
Омская правда
Нет России – нет Игр! - Омская правда
Нет России – нет Игр!
Автор Татьяна Шипилова Фото Евгений Кармаев Омичи устроили флешмоб в поддержку отечественных спортсменов, отстраненных от участия в Олимпиаде-2018.
Омская правда
«Факел» омского гандбола - Омская правда
«Факел» омского гандбола
Автор Алексей Струнников Фото Евгений Кармаев В минувшие выходные прошел XX блицтурнир по гандболу на призы нашей газеты.
Омская правда
Управляющая компания заплатит 100 тысяч омичке, которая сломала руку по пути в поликлинику - Om1.RuФото: gazeta.ru Женщина поскользнулась на дорожке, прилегающей к фасаду дома.
14.12.2017 Om1.Ru
Над Омском прольется метеорный поток Гемениды - ГТРК ОмскПри ясной погоде можно увидеть до 120 падающих звезд в час. 14 декабря произойдёт одно из красивейших природных явлений - метеорный поток Гемениды.
14.12.2017 ГТРК Омск
Экс-министр культуры Лапухин забыл про худсовет Лицейского театра и «отнял» у врубелевцев пять миллионов - СуперОмскНакануне в омском драмтеатре прошла пресс-конференция руководства омского драмтеатра.
14.12.2017 СуперОмск
В Омской области пожарные отстояли от огня ферму с животными - МЧС РоссииВ Полтавском районе сотрудники МЧС вывели из горящего здания фермы 280 сельскохозяйственных животных, а также не допустили распространения огня и отстояли здание фермы.
14.12.2017 МЧС России
Адвокат Любушкин: «Батталов был на грани, но он её не переступил» - Бизнес-курсЗащитник омского бойца без правил, бывшего омоновца, обвиняемого в жестоком убийстве владельца «Лексуса», заявил, что его клиента «зомбировали», закон он не нарушал.
14.12.2017 Бизнес-курс