Евгений Ямбург: «Чиновники чуют тренд объединения религии с идеологией». Эксперты обсудили уроки православия в школах

altText
Фото: www.omsktime.ru

Многонациональное российское общество взбудоражено информацией о подспудной подготовке нового, дополнительного курса изучения православия в школе в невиданных прежде масштабах: без малого 600 учебных часов, рассчитанных на преподавание во всех классах, с 1-го по 11-й включительно. В нюансах проблемы разбирались участники круглого стола «Введут ли в школе уроки православия?».

— Как возникла новая программа изучения православной культуры?

Вице-президент РАО, замглавы Учебно-методического объединения (УМО) Виктор Басюк: - Как оператор УМО Российская академия образования рассматривает и утверждает все примерные образовательные и рабочие программы по всем уровням общего образования от дошкольного до среднего общего.

При этом кроме обязательных в УМО поступают и программы по вариативной части учебной программы, используемые по выбору школы дополнительно к основным предметам.

Процедура жестко определена регламентом: рассмотрение всех представленных программ, независимо от личного отношения к ним членов академии. Поэтому все они направляются на заключение в две внешние экспертные организации, а итоги рассматриваются в УМО.

Так было и с программой по православной культуре, поступившей к нам в июле и рассмотренной 20 сентября. Обе экспертизы на нее оказались отрицательными, и УМО дважды отправляло программу на доработку: окончательное решение будет принято лишь на следующем заседании.

Однако хочу подчеркнуть: данная программа представляет предмет по выбору, так что решение о его преподавании в любом случае будет приниматься школой с учетом мнения родителей и детей. Если родитель не захочет, чтобы его ребенок посещал этот факультатив, он просто напишет заявление на имя директора школы, и администрация школы должна принять это решение.

— Увы, на практике такие отказы принимают далеко не всегда.

Виктор Басюк: — Конечно, в России более 40 тыс. школ, и где-то, возможно, мнение администрации может довлеть. Но на этот случай есть механизм, препятствующий игнорированию мнений родителей, — органы надзора во главе с прокуратурой, куда всегда можно обратиться.

Протодиакон Андрей Кураев: — Знаете, я не очень представляю себе учителей математики в какой-нибудь Белгородской области, давящих на губернатора, с тем чтобы в регионе стало больше матшкол. А вот митрополита, который оказывает мощное давление на губернатора, а тот — на директоров школ, чтобы было больше «истокообразующих» учебных заведений, представляю легко. И от этого административного ресурса детей и родителей надо защищать: возможность политического заказа более чем реальна.

Заслуженный учитель РФ, директор школы Евгений Ямбург: — Приведу конкретный пример. К нам в школу привезли девочку как раз из Белгородской области, откуда ее семья буквально бежала, спасаясь от курса «Истоков». Она мне говорит: я не люблю католиков за то, что они молятся Примадонне!...

Многонациональное российское общество взбудоражено информацией о  подспудной подготовке нового, дополнительного курса изучения православия в  школе в  невиданных прежде масштабах: без малого 600 учебных часов, рассчитанных на  преподавание во  всех классах, с  1-го по  11-й включительно. В  нюансах проблемы разбирались участники круглого стола «Введут ли  в  школе уроки православия?».

— Как возникла новая программа изучения православной культуры?

Вице-президент РАО, замглавы Учебно-методического объединения (УМО) Виктор Басюк: - Как оператор УМО Российская академия образования рассматривает и  утверждает все примерные образовательные и  рабочие программы по  всем уровням общего образования от  дошкольного до  среднего общего.

При этом кроме обязательных в  УМО поступают и  программы по вариативной части учебной программы, используемые по  выбору школы дополнительно к  основным предметам.

Процедура жестко определена регламентом: рассмотрение всех представленных программ, независимо от  личного отношения к  ним членов академии. Поэтому все они направляются на  заключение в  две внешние экспертные организации, а  итоги рассматриваются в  УМО.

Так было и  с  программой по  православной культуре, поступившей к  нам в  июле и  рассмотренной 20  сентября. Обе экспертизы на  нее оказались отрицательными, и  УМО дважды отправляло программу на  доработку: окончательное решение будет принято лишь на  следующем заседании.

Однако хочу подчеркнуть: данная программа представляет предмет по  выбору, так что решение о  его преподавании в  любом случае будет приниматься школой с  учетом мнения родителей и  детей. Если родитель не  захочет, чтобы его ребенок посещал этот факультатив, он  просто напишет заявление на  имя директора школы, и  администрация школы должна принять это решение.

— Увы, на  практике такие отказы принимают далеко не  всегда.

Виктор Басюк: —  Конечно, в  России более 40  тыс. школ, и  где-то, возможно, мнение администрации может довлеть. Но  на  этот случай есть механизм, препятствующий игнорированию мнений родителей,  — органы надзора во  главе с прокуратурой, куда всегда можно обратиться.

Протодиакон Андрей Кураев: —  Знаете, я  не  очень представляю себе учителей математики в  какой-нибудь Белгородской области, давящих на губернатора, с  тем чтобы в  регионе стало больше матшкол. А  вот митрополита, который оказывает мощное давление на  губернатора, а  тот  — на  директоров школ, чтобы было больше «истокообразующих» учебных заведений, представляю легко. И  от этого административного ресурса детей и  родителей надо защищать: возможность политического заказа более чем реальна.

Заслуженный учитель  РФ, директор школы Евгений Ямбург: —  Приведу конкретный пример. К  нам в  школу привезли девочку как раз из  Белгородской области, откуда ее  семья буквально бежала, спасаясь от  курса «Истоков». Она мне говорит: я  не люблю католиков за  то, что они молятся Примадонне! Я, конечно, ей  объяснил, что Примадонна  — это Алла Пугачева, а  не  Матерь Божья. Но  ужас в  том, что при таком нажиме и  политическом давлении ее  успели отравить ненавистью! И  директор школы, подчиненный начальнику управления образования, как тот, в  свою очередь, губернатору, не  может защитить ребенка от  этого давления: сегодня по  КЗОТу любого директора можно уволить без объяснения причин. Вот родители и  бегут...

Андрей Кураев: —  Есть также замечания и  по  содержанию программы, подготовленной отделом религиозного образования патриархии. К  сожалению, очень часто такие программы и  учебники пишутся не  для детей, а  для внутреннего цензора, сидящего в  голове у  автора и  озабоченного исключительно соответствием ортодоксии.

Между тем ребенку в  рамках такого курса надо говорить не о  решениях того или иного собора или о  том, что Содом сделал со  своею Гоморрой, а  о  том, что в  сокровищнице православного предания, возможно, найдется несколько подсказок для решения его насущных проблем  — поиска своей идентичности, своего места в  коллективе, разборок в  подростковой стае, этики и сексуального поведения, межнациональных отношений и  т.д. и  т.п.

К  сожалению, представленная программа бесталанно следует первому пути, уводя детей в  иные века. Кроме того, она рассчитана на  изучение целиком, в  объеме 592  часов, во  всех классах  — с  1-го по  11-й. А  должны быть дробные программы, которые, не  превращая школу в  просеминарию, позволят ей вводить их  по  своему усмотрению отдельными кусками после общего курса ОРКСЭ — скажем, в  6-7-м или в  10–11-м классах.

Но  что сильнее всего меня поразило в  обсуждаемом учебном курсе, так это его финал. Все кончается рассказом о  Синодальном отделе религиозного образования во  главе с  митрополитом Меркурием. Такой вот итог эволюции человечества!

—  А зачем вообще этот курс, если в  школах уже преподается ОРКСЭ?

Ректор Московского исламского университета Дамир Хайретдинов: —  Я, честно говоря, этого не  понимаю. Все мы  знаем, как появился курс ОРКСЭ. Вначале было одностороннее введение в  Белгородской и  некоторых других центральных областях России основ православной культуры  и, как следствие,  — рост напряжения межнациональных отношений, погасить который удалось лишь с  вмешательством в конфликт самых высоких инстанций. И  лишь затем  — работа по  созданию единого светского курса ОРКСЭ.

Он  вышел очень удачным, но  главное, что конфессии смогли договориться между собой, перейдя от  выяснения отношений к  совместной работе. И вот теперь начинаются новые странности. Уверен, что подавляющее большинство читателей «Московского комсомольца», как и  все здесь присутствующие, — добропорядочные граждане, отцы и  матери семейств, стремящиеся к  нравственному воспитанию своих детей.

В  полной мере это относится и  к  нам, мусульманам: мы также поддерживаем большинство инициатив РПЦ по  воспитанию молодежи в  духе традиционных ценностей нашего общества, морали и  здоровых семейных отношений. Но  к  чему вся эта келейность?

У  нас существует масса всяческих официальных инстанций: Общественная палата, Межрелигиозный совет, Общественный совет при президенте, Комиссия при правительстве, профильный комитет Госдумы. Специально создано Федеральное агентство по  делам национальностей, которое претендует на  статус министерства. Но  факты тайного появления и  внедрения очередных курсов православия почему-то проходят мимо них. Зачем нам тогда вся эта многочисленная прослойка, если мы  узнаем обо всем из  звонков наших рассерженных прихожан?

— Хороший вопрос!

Дамир Хайретдинов: —  Но  не  главный. Главный вопрос: что такое сегодня российская нация?

Мы  же понимаем, что  то, что здесь произошло, рано или поздно выстрелит в  регионах!

Сегодня мы  будем вводить дополнительный курс исламской культуры в  тех регионах России, где осталось 2–3% русского населения, а  завтра, уже ориентируясь на  новый образец, в  тех, где 20–30% русского населения?

Мы  же помним из  истории, что революция 1917 года начиналась с  лозунга тогдашнего министерства просвещения «Самодержавие, православие, народность», а  распад СССР произошел по  национальному признаку, хотя над этим и  поработало ЦРУ. Зачем  же снова наступать на  те  же грабли, да еще в  условиях многочисленных внешних вызовов и  изменения этнодемографического соотношения внутри нашей страны?

Думаю, необходимо работать над этими темами совместно всем заинтересованным сторонам  — и  конфессиям, и  общественности, и  государству, и  научному сообществу с  помощью широкой дискуссии, а  не  кулуарно.

Виктор Басюк: —  Должен сказать, что это не  первая программа данной тематики, которая проходит экспертизу в  РАО. И  никакой тайны из  этой работы мы не  делаем: заседания УМО открыты, в  том числе и  для прессы. Кроме того, если школа или регион решили ввести у  себя какую-то программу, то  пусть уж  лучше она пройдет оценку специалистов, а  не  будет вытащена откуда-то из-под спуда.

Преподаватель православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, писатель, многодетный отец Тимофей Веронин: —  Если в  какой-то школе после уроков проходят занятия по  Закону Божьему, то  это делается, только если того требуют родители. Если есть запрос и  желание, чтобы дети знали о  счастье, которое нам открылось, то  как это можно запрещать?

— Речь ведь не  о  запрете, а  о  недопустимости навязывать эти занятия.

Тимофей Веронин: —  Да  никто и  не  навязывает.

Евгений Ямбург: —  Напротив, есть много фактов такого давления в  регионах. И  надзорные органы сплошь и  рядом тоже в  этом тренде.

— Давайте спросим родителей!

Психолог школы №  830, многодетная мама Богдана Кувшинникова: —  В регионах, где идет политическое давление сверху, директор школы действительно бессилен, так как сейчас это самый бесправный человек в  образовании. Но  если решение находится на  уровне школы, вопрос может решить даже не  коллектив родителей, а  каждая отдельно взятая семья.

Евгений Ямбург: —  Проблема много глубже. В  нашей стране, пережившей вслед за  религиозным кризисом религиозный ренессанс, спутаны все понятия: духовность и  клерикализм; вера отцов и  их  вражда друг к  другу. Отсюда возникают, сплетаясь хвостами, бесы всех мастей, вместо одних мифов возникают другие, и  на  этой основе вдруг является миру какой-нибудь немыслимый православный сталинизм.

Да, ХХ  век доказал кризис автономной безрелигиозной морали. Но  сегодня людей, впервые обращающихся к  этим сюжетам, подстерегает страшный кризис идентичности, ведь самый простой способ ее  обнаружить  — это решить, «против кого мы  дружим»: найти врага, и  неважно, в  международной  ли сфере или в соседней конфессии. В  этом смысле я  глубоко убежден: российская школа должна оставаться светской  — это, если хотите, техника безопасности многоконфессионального и  многонационального государства!

При этом быть светской школой отнюдь не  означает быть агрессивно-атеистической  — не  надо смешивать эти понятия. Но  надо искать не  то, что разделяет детей, а  то, что их  объединяет.

Другая опасность  — подкрасить тоталитаризм и  выдать его методы за  спасение, а  религию за  идеологию, заменив ею  марксизм-ленинизм. Это не  только унижение религии, но  и  гнилые нитки, которые будут постоянно рваться из-за возникающих противоречий.

В  нашей школе сегодня учатся дети около 20 национальностей, и  школа  — единственное место, где они собираются вместе. В этих условиях крайне важно, чтобы христианский мальчик знал многое об  исламе и понимал, что ислам  — это не  экстремизм, а  смирение, и  что есть суры Корана, где Мохаммед говорит, что все религии должны соревноваться в  добре. А  исламский ребенок  — многое понимал в  Библии и  в  Новом Завете.

Религиозный путь  — это дело семьи и  воскресной школы при церкви или мечети. В  общеобразовательной  же школе мы  должны быть очень аккуратными, иначе мы  ее  взорвем изнутри, что, к  сожалению, уже делаем.

Ни  одна конфессия не  должна иметь в  общеобразовательной школе никаких преимуществ: для более углубленного изучения существуют русские православные гимназии  и, скажем, исламские с  этнонациональным компонентом, куда родители при желании могут отдать своих детей. Но  строить всех в  один ряд в общеобразовательной школе нельзя  — мы  кровью обольемся!

— Кстати, среди нас есть представительница родителей, которых реально пытались «построить в  один ряд».

Глава инициативной группы родителей школы №  2065 Инна Герасимова: — Наш класс подал жалобу в  прокуратуру на  навязывание нам предмета «Истоки». Сначала мы  написали заявление об  отказе его изучать директору школы. Но  школа нас проигнорировала, и  мы  обратились в  прокуратуру с  заявлением, что отказываемся слушать курс религиозной пропаганды, да  еще крайне непрофессионально изложенной в  учебнике. Но  прокуратура отправляет наши письма в  департамент образования, а  тот пересылает их  снова в  школу. И  получается замкнутый круг, который мы  не  можем разорвать уже четыре месяца.

Евгений Ямбург: —  Такое навязывание  — грубейшее нарушение: полное право родителей от  него отказываться! Жаль, что прокуратура в  вашем случае, как  бы это сказать... проявляет нравственную гибкость.

Я  с  большим уважением отношусь к  патриарху Кириллу. Но когда он  на  голубом глазу говорит, что наши школы препятствуют введению православных курсов, это звучит для чиновников как сигнал давить на  директоров. А  едва пускается в  дело административно-командный ресурс, становится плохо всем: и  школам, и  мусульманам, и  православным, и  всем другим. Не  говорю уже о страшной ситуации, складывающейся с  кадрами. Ведь зачастую эти курсы ведут учителя труда, прошедшие, ради дополнительных часов, краткую переподготовку.

— Тимофей Леонович, а  кто, с  вашей точки зрения, должен вести такие уроки в школе?

Тимофей Веронин: —  Как преподаватель Свято-Тихоновского университета считаю, что введение этой дисциплины поможет нашей православной общественности подготовить нужных специалистов. Это должен быть педагог, которому это духовно близко, и  тогда сам предмет поведет его за  собой и  заставит духовно раскрываться. Ведь что такое школа, из  которой изгнано религиозное начало? Это атеистическая школа, где биология, география, история судят о  человеке с  чисто атеистических позиций. А  атеизм  — это та  же религия.

Евгений Ямбург: —  Только не  надо путать светскую школу с  атеистической! Светский характер образования должен сохраниться, ведь как только школа его потеряет, тут  же пойдут требования прекратить преподавание дарвинизма, ибо тот противоречит Библии. Или того лучше: появятся пособия, авторы которых начнут вилять, стремясь и  церковь не  обидеть, и  с  наукой окончательно расстаться. А  в итоге напишут, что человек произошел от  обезьяны по  образу и  подобию Божьему! Оно, может, теологически и  верно... Но  звучит сомнительно. Так что сегодняшнее мощное давление религии на  школу очень опасно  — и  для той, и  для другой.

Дамир Хайретдинов: —  Да, за  обсуждаемым сейчас факультативным курсом стоит очень серьезная проблема: подспудная клерикализация школы. Чтобы понять, что этот учебник является пропагандой православной церкви и  идеологии, не  нужно быть экспертом. А  теперь представьте, что я  принесу такой  же по мусульманству. Ведь тут  же скажут, что исламизация России уже состоялась! Это острейшая тема!

Евгений Ямбург: —  Да, чиновники чуют тренд объединения религии с идеологией. И  им  даже не  нужны прямые приказы сверху  — лишь намеки на  эти приказы. Между тем любое идеологическое впаривание ни  к  чему не  приведет, кроме ненависти и  цинизма. И  мы  это уже видим. Какие  бы красивые программы мы  ни писали  — воспитательную на  20  лет или какие другие, если  то, что мы  говорим, не соответствует тому, что мы  видим, дети на  это реагируют мгновенно  — их  не обманешь.

Анекдот от  Андрея Кураева:

—  4-й класс, урок православной культуры. Учительница рассказывает о  предмете и  говорит: «Дети, те  из  вас, кто получит „четверки“ и  „пятерки“, попадут в  рай, а  те, кто „двойки“ и  „тройки“,  — в  ад». Вовочка: «Марьванна, а  выжить после этих уроков никак нельзя?»

Марина Лемуткина

 
По теме
2024.03.28 епархиальное собрание (13) - Епархия 28 марта 2024 года в новом здании Епархиального управления состоялось Епархиальное собрание Омской и Калачинской епархий Омской митрополии.
Епархия
чтение_1р - Епархия 25 марта 2024 года участники православного подросткового отряда «Стрела» и инструкторского отряда «Фавор» собрались в храме для великопостного прочтения Евангелия.
Епархия
Песня жить и дружить помогает... - Газета Ваша звезда Наталья Чердынцева, жительница села Юрьевка, не мыслит себя без песни и творчества Культура – понятие широкое и всеобъемлющее, она связывает национальности и традиции, людей разных поколений и вероисповеданий.
Газета Ваша звезда