4. ВОНь из Омска. Чем дальше – тем грязнее

Вытеснение «Газелей» с городских улиц привело к неприятным и неожиданным экологическим последствиям.

Автомобили давно стали одним из основных источников выбросов: в современных мегаполисах на их долю приходится по 70-80 процентов всех вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. Омск в этом плане уверенно догоняет «мировых лидеров»: транспортная ситуация с каждым годом ухудшается: легковушки, грузовые машины, маршрутки и автобусы все дольше стоят в пробках, впустую сжигая топливо. И общественный транспорт, к сожалению, не спасает ситуацию: муниципальные автобусы, исторгающие на горожан клубы черного дыма, регулярно попадают в объективы видеокамер и ленты новостей.

Причина проста: подвижной состав муниципальных ПАТП в последние годы не обновлялся, многие машины давно выработали свой срок, а износ достигает 95 процентов. При таком раскладе любой автобус будет чадить почище «дальнобоя». На днях омская мэрия объявила конкурс на покупку тридцати новых «пазиков», но для Омска это – капля в море. Точнее в море маршруток.

Ни для кого не секрет, что муниципальный транспорт давно проиграл рынок частнику: если когда-то городские автобусы и троллейбусы перевозили 60 процентов пассажиров, то сейчас – меньше тридцати. В последнее время департамент транспорта начал активно работать над этой проблемой, перекраивать маршруты и вводить новые требования для частных перевозчиков. Попутно, сам того не желая, дептранс нанес удар и по экологии.

В 2017 году Алексей Мартыненко смог достичь цели, за которую бились два поколения его предшественников: с городских улиц исчезли пассажирские «ГАЗели», которые при всех своих недостатках по большей части работали на газе. Микроавтобусы, пришедшие им на смену, оснащены современными бензиновыми двигателями класса Евро-3, на голову превосходят по экологичности муниципальный транспорт... но все равно выбрасывают в атмосферу гораздо ­больше СО2, чем ­предшественники.

Сейчас в городе началась новая волна – микроавтобусы постепенно сменяются автобусами средней вместимости, или (в просторечии) «пазиками». С ними ситуация еще сложнее: если те, у которых изначально стоит бензиновой мотор, еще можно перевести на газ, то переоборудование дизельных.

Евгений Краморов, перевозчик:

«Примерно пять лет назад Правительством РФ была утверждена программа перевода общественного транспорта на газ с объемом финансирования в 3 миллиарда рублей. Тогда же я беседовал с несколькими чиновниками и спросил: почему мы (город/область) в этом не участвуем? Ведь это выгодно (снизятся себестоимость и размер компенсаций, соответственно, и проезд), да и деньги федеральные. Привел расчеты, по которым переоборудование окупалось за три-четыре месяца (на тот момент стоимость комплекта была 80-100 тысяч, руки свои; а учитывая объемы и конкурс, цена получилась бы еще ниже), а дальше снижение затрат на топливе порядка 35%. И… Никому это не было интересно – ни министру, ни замам, ни директорам. Пришлось бы поработать, чтобы в эту программу попасть, а за это зарплату не добавят и премию не выпишут. Все ссылались на отсутствие соответствующих газозаправочных станций. Я привел в пример Екатеринбург, где тоже не было таких заправок (и никакого нефтезавода!), но они за федеральные деньги эту проблему решили. Как? Правильно: «передвижной автогазозаправщик на территории перевозчика». А решив этот вопрос, они за счет федерального бюджета прикупили 50 новых «зеленых» автобусов с заводским ГБО. Ну а нашим властям подачек не надо! Теперь будем за свой счет все делать. Интересно, а сколько за пять лет ушло народных денег в буквальном смысле в трубу?! Поверьте, их бы хватило на полное обновление ВСЕГО парка – и «Омскоблавтотранса», и омских ПАТП. Но, может быть, чиновникам это было не интересно потому, что федеральные деньги попилить сложнее?»

Весь проект читайте в журнале «Бизнес-курс» от 30 августа 2017 года.

Проект: Ирина Леонова, Александр Зуев, Николай Эйхвальд, Анастасия Павлова, Анастасия Стрельникова («БК-рейтинг»)

 
По теме
В Омске на линии выходят 30 новых автобусов - Коммерческие вести ПАТП №7 и №8 продолжают искать безаварийных водителей.  Как отмечают в департаменте транспорта, пассажирские транспортные предприятия №7 и №8 выпускают на маршруты новые 30 автобусов, которые были куплены в лизинг .
03.10.2017
Сотрудники ОП № 2 УМВД России по г. Омску разыскивают несовершеннолетнюю жительницу Кировского округа Бусыгину Веру 2003 г.р., которая вчера утром ушла из дома по ул.Дианова и до настоящего времени не вернулась.
22.09.2018
 
22 сентября Омский государственный академический театр драмы открывает юбилейный, 145-й театральный сезон.
19.09.2018 Омская правда
Автор Виолетта Гордиенко Фото Евгений Кармаев В сентябре «12 канал» отмечает свое 20-летие.
19.09.2018 Омская правда
Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев С 26 по 30 сентября в нашем городе пройдет VI Национальный кинофестиваль дебютов «Движение».
19.09.2018 Омская правда
0 ZghgJwbbD5k - СибГУФК 20 сентября 2018 года в легкоатлетическом манеже Сибирского государственного университета физической культуры и спорта стартовал федеральный проект «От студзачета к знаку отличия ГТО» ,
22.09.2018 СибГУФК
0 1200w0h5d622f53a4f0a58216bd5e742152e283 - СибГУФК Коллектив Сибирского государственного университета физической культуры и спорта поздравляет Министра спорта РФ Колобкова Павла Анатольевича с днем рождения!
22.09.2018 СибГУФК
Автор Ростислав Беркутов Фото Евгений Кармаев В Омске прошел чемпионат СФО по боулингу.
19.09.2018 Омская правда
Сотрудники ОП № 2 УМВД России по г. Омску разыскивают несовершеннолетнюю жительницу Кировского округа Бусыгину Веру 2003 г.р., которая вчера утром ушла из дома по ул.Дианова и до настоящего времени не вернулась.
22.09.2018 УМВД Омской области