Омский поэт Марина Безденежных: «Стихи пишутся не для читателя»

В этом году у поэта Марины Безденежных сплошные юбилеи. Причём сразу в нескольких смыслах: и в жизни, и в творчестве. Марина Безденежных отметила круглую дату со дня рождения, исполнилось 40 лет с момента выхода первой программы «Бригантина» на омском радио, 30 лет назад вышла первая книжка её стихов.

Для кого пишем?

Безумные рисунки Аркадия Кутилова. Открылась художественная выставка поэта Наталья Корнеева, «АиФ в Омске»: У братьев Стругацких в «Сказке о тройке» есть герой по имени Константин. Он пришелец, и на своей планете его профессия звучат так: «читатель стихов». Причём он специализируется только на амфибрахии. Думает ли поэт, для кого он пишет?

Марина Безденежных: Да простят меня читатели концепированные (Читатель, который видит за текстом автора. - Ред.), искушённые и неискушённые - стихи точно пишутся не для читателя, а потому, что наболело: если сейчас это не выплеснешь, то задохнёшься, пойдёшь верёвку искать или глупости делать. Это именно физическое и душевное спасение, иногда - эмоциональная реакция, когда что-то очень впечатлило, задело. В этот момент даже в голову не приходит думать о читателе, но когда стихи готовишь к публикации, тогда другое дело. Есть ответственность за качество, уровень того, что отдаёшь людям.

- 2017 год для вас особенный. Настало время подводить итоги?

- Мне в моей не очень богатой, может быть, не очень простой жизни ничто никогда не падало в ладошки, но всегда везло на встречи с хорошими людьми. Большинство из них становились моими друзьями или учителями. Одним из моих первых значимых и важных учителей стал Тимофей Белозёров. Мы с ним встретились в середине 1970-х годов, но так сложилось, что мои стихи - моя тоненькая 12-листовая тетрадочка в клеточку была передана Белозёрову Михаилом Малиновским, а вот с ним я совершенно случайно столкнулась однажды во Дворце культуры «Юность». Я оказалась на встрече с писателями, хотя не должна была. Я занималась танцами, стихи писала в стол, а на эту встречу нас попросили пойти по просьбе художественного руководителя Дворца культуры «Юность» (Ныне там располагается театр «Галёрка». - Ред.). Была зима и холодно, писатели на встречу пришли, а читатели нет.

Первое стихотворение Марины Безденежный было напечатано в газете "Омская правда". Фото: Омская государственная областная научная библиотека им. А.С. Пушкина

Белозёрова была потрясающая детскость, он обладал даром видеть мир светло и радостно, как ребёнок. Мне бог этого дара не дал, и я в этом смысле своего учителя подвела, потому что он думал, что я буду детским поэтом, а я выросла, и мои стихи повзрослели вместе со мной.

Основатель литературного театра в Омске: «Книги – это гробики стихов» - Когда было напечатано ваше первое стихотворение?

- Первое в моей жизни стихотворение было напечатано в газете «Омская правда». Я знала, что оно должно появиться, бегала к киоску, потом надоело, и в какой-то день не пошла. Соседка, увидев меня, сказала: «Мариночка, а мы читали твои стихи».  Я,  конечно, побежала покупать газету. Конечно, её в этом киоске уже не было, но я нашла в других и скупила весь оставшийся тираж. Могла себе такое позволить даже с моей фамилией. Газета стоила две копейки, и я раздарила её всем родственникам и друзьям. Стихотворение называлось «Весна». Оно было без моей фотографии, но мне казалось, что я иду по городу - и люди меня узнают. Видимо, тогда я переболела всеми звёздными болезнями: никогда более не испытывала подобного.

А судьи кто?

- Сейчас очень популярны батлы, как вы относитесь к ним?

- Я не против формы, что-то должно меняться, я тоже люб­лю пробовать. Во-первых, интересно, во-вторых, нужно оценивать, всё же могут спросить: а как тебе это?

Лирика без страстей. Евгений Евтушенко о графоманстве, политике и поэтах Один вопрос смущает - а судьи кто? Потому что если в батлах побеж­дает самый горластый, самый артистичный или тот, кто умеет охмурять голосом, микшируя недостатки текста, это плохо. Толпа, которая стоит вокруг и по принципу римских плебеев и патрициев оценивает участников, как правило, мало понимает в поэзии. Люди реагируют на близость темы, знакомую ситуацию, эффектную фразу и даже  на использование мата. Получается, победителем становится не тот, у кого сильные стихи, а человек, выбранный по другим критериям.

- Сейчас много гастролирующих поэтесс, та же Вера Полозкова, Сола Монова, Ах Астахова. Читаете ли их?

- Честно признаюсь - иногда просто не знаю гастролирующих авторов, может быть, они хорошие. Наши встречи с читателями не гастрольные и не платные. Люди после них говорят о «глотке чистого воздуха», о  тепле и понимании, о катарсисе. Ещё Белозёров меня брал с собой в качестве «пристяжной», учил общаться с читателями. Когда мы выступали в рамках Недели детской книги, у нас порой было по две-три встречи в день. Дети выстраивались ко мне за авто­графами так же, как к Тимофею Максимовичу, но у меня своих книжек ещё не было, и он как-то мне предложил расписываться на его. И однажды ко мне подошла учительница с книжкой, где стоял мой авто­граф вместе с белозёровским. Вот тогда у меня ком в горле встал и мурашки пробежали. Иногда кажется, что время не всегда линейно, оно смещает эти временные пласты - и ты как будто машиной времени перенёсся в прошлое.

«Фантастику не люблю». Книгу омского писателя опубликовали в Москве Подробнее - Когда вы пришли в литературное объединение?

- В 1979 году меня туда отправил Белозёров. С 1995 года этим объединением руковожу  я. У нас в 70-80-е проходил замечательный ежегодный литературный праздник «Омская зима». Это неоценимый опыт общения с людьми, которые были для нас «памятниками». Благодаря этим встречам удалось познакомиться с Юрием Кузнецовым и Валентином Распутиным, Виктором Астафьевым и Владимиром Крупиным... Это было счастье.

- Некоторые ваши строки очень любят цитировать…

Не важно, где родился. Детективщики Литвиновы представили новую книгу - Когда в Москве издавался Словарь современного русского города, эпиграфом к нему стали строчки: «Я инвалид автобусных баталий, / Окрепла в них моя прямая речь». Я  этим гордилась, пока не открыла словарь. Я,  конечно, не имела в виду настолько «крепкую» речь.

- Как вы относитесь к творчеству Егора Летова?

- Лично знакома не была, но группу «Гражданская оборона» знаю, с участниками общалась. Уважаю их самость, способность к сопротивлению ситуации, правда, тревожит, что после прослушивания их песен депрессия неизбежна. Но! На  даче я хожу в футболке с «ГрОбами». Кто-то из товарищей моих детей оставил, и я в неё вписалась очень даже хорошо.

Кстати Марина Безденежных. Родилась 31 января 1962 года в Омске. Окончила омскую среднюю школу № 39, филфак ОмГУ, аспирантуру МГУ им. М. В. Ломоносова, докторантуру ОмГУ. Сейчас доцент Омской гуманитарной академии. Автор семи книг, лауреат многочис­ленных премий. Член Союза писателей России с 1994 года. С 1995 года - руководитель областного литературного объединения при СП РФ.

 
По теме
 
altText - OmskTime.Ru В этом году Всероссийский фестиваль визуальных искусств в «Орленке» посвящен Владимиру Высоцкому Так уж повелось: Всероссийский фестиваль визуальных искусств, вот уже 22 года проходящий в «Орленке»,
20.07.2018
 
666 - Gorod55.Ru Уникальный проект ИА «Город55» #ДОМАХОРОШО. Сегодня ИА «Город55» обратилось за профессиональными советами в Студию Текстиля Davidov, где нам рассказали много интересного,
20.07.2018
Автор Светлана Васильева Фото Максим Кармаев «JazzПарк» Омской филармонии собрал тысячи омичей.
11.07.2018 Омская правда
ЧМ-2018 глазами волонтеров - Molodoy.Info Омские добровольцы рассказали о своей работе на прошедшем недавно Чемпионате мира по футболу.
20.07.2018 Molodoy.Info
Автор Галина Викторова Фото Евгений Кармаев Чем запомнился омичам прошедший чемпионат мира.
18.07.2018 Омская правда
   Специалистами службы государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области с целью контроля за исполнением требований ранее выданного предписания была проведена внеплановая выездная про
19.07.2018 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору