Омский поэт Марина Безденежных: «Стихи пишутся не для читателя»

В этом году у поэта Марины Безденежных сплошные юбилеи. Причём сразу в нескольких смыслах: и в жизни, и в творчестве. Марина Безденежных отметила круглую дату со дня рождения, исполнилось 40 лет с момента выхода первой программы «Бригантина» на омском радио, 30 лет назад вышла первая книжка её стихов.

Для кого пишем?

Безумные рисунки Аркадия Кутилова. Открылась художественная выставка поэта Наталья Корнеева, «АиФ в Омске»: У братьев Стругацких в «Сказке о тройке» есть герой по имени Константин. Он пришелец, и на своей планете его профессия звучат так: «читатель стихов». Причём он специализируется только на амфибрахии. Думает ли поэт, для кого он пишет?

Марина Безденежных: Да простят меня читатели концепированные (Читатель, который видит за текстом автора. - Ред.), искушённые и неискушённые - стихи точно пишутся не для читателя, а потому, что наболело: если сейчас это не выплеснешь, то задохнёшься, пойдёшь верёвку искать или глупости делать. Это именно физическое и душевное спасение, иногда - эмоциональная реакция, когда что-то очень впечатлило, задело. В этот момент даже в голову не приходит думать о читателе, но когда стихи готовишь к публикации, тогда другое дело. Есть ответственность за качество, уровень того, что отдаёшь людям.

- 2017 год для вас особенный. Настало время подводить итоги?

- Мне в моей не очень богатой, может быть, не очень простой жизни ничто никогда не падало в ладошки, но всегда везло на встречи с хорошими людьми. Большинство из них становились моими друзьями или учителями. Одним из моих первых значимых и важных учителей стал Тимофей Белозёров. Мы с ним встретились в середине 1970-х годов, но так сложилось, что мои стихи - моя тоненькая 12-листовая тетрадочка в клеточку была передана Белозёрову Михаилом Малиновским, а вот с ним я совершенно случайно столкнулась однажды во Дворце культуры «Юность». Я оказалась на встрече с писателями, хотя не должна была. Я занималась танцами, стихи писала в стол, а на эту встречу нас попросили пойти по просьбе художественного руководителя Дворца культуры «Юность» (Ныне там располагается театр «Галёрка». - Ред.). Была зима и холодно, писатели на встречу пришли, а читатели нет.

Первое стихотворение Марины Безденежный было напечатано в газете "Омская правда". Фото: Омская государственная областная научная библиотека им. А.С. Пушкина

Белозёрова была потрясающая детскость, он обладал даром видеть мир светло и радостно, как ребёнок. Мне бог этого дара не дал, и я в этом смысле своего учителя подвела, потому что он думал, что я буду детским поэтом, а я выросла, и мои стихи повзрослели вместе со мной.

Основатель литературного театра в Омске: «Книги – это гробики стихов» - Когда было напечатано ваше первое стихотворение?

- Первое в моей жизни стихотворение было напечатано в газете «Омская правда». Я знала, что оно должно появиться, бегала к киоску, потом надоело, и в какой-то день не пошла. Соседка, увидев меня, сказала: «Мариночка, а мы читали твои стихи».  Я,  конечно, побежала покупать газету. Конечно, её в этом киоске уже не было, но я нашла в других и скупила весь оставшийся тираж. Могла себе такое позволить даже с моей фамилией. Газета стоила две копейки, и я раздарила её всем родственникам и друзьям. Стихотворение называлось «Весна». Оно было без моей фотографии, но мне казалось, что я иду по городу - и люди меня узнают. Видимо, тогда я переболела всеми звёздными болезнями: никогда более не испытывала подобного.

А судьи кто?

- Сейчас очень популярны батлы, как вы относитесь к ним?

- Я не против формы, что-то должно меняться, я тоже люб­лю пробовать. Во-первых, интересно, во-вторых, нужно оценивать, всё же могут спросить: а как тебе это?

Лирика без страстей. Евгений Евтушенко о графоманстве, политике и поэтах Один вопрос смущает - а судьи кто? Потому что если в батлах побеж­дает самый горластый, самый артистичный или тот, кто умеет охмурять голосом, микшируя недостатки текста, это плохо. Толпа, которая стоит вокруг и по принципу римских плебеев и патрициев оценивает участников, как правило, мало понимает в поэзии. Люди реагируют на близость темы, знакомую ситуацию, эффектную фразу и даже  на использование мата. Получается, победителем становится не тот, у кого сильные стихи, а человек, выбранный по другим критериям.

- Сейчас много гастролирующих поэтесс, та же Вера Полозкова, Сола Монова, Ах Астахова. Читаете ли их?

- Честно признаюсь - иногда просто не знаю гастролирующих авторов, может быть, они хорошие. Наши встречи с читателями не гастрольные и не платные. Люди после них говорят о «глотке чистого воздуха», о  тепле и понимании, о катарсисе. Ещё Белозёров меня брал с собой в качестве «пристяжной», учил общаться с читателями. Когда мы выступали в рамках Недели детской книги, у нас порой было по две-три встречи в день. Дети выстраивались ко мне за авто­графами так же, как к Тимофею Максимовичу, но у меня своих книжек ещё не было, и он как-то мне предложил расписываться на его. И однажды ко мне подошла учительница с книжкой, где стоял мой авто­граф вместе с белозёровским. Вот тогда у меня ком в горле встал и мурашки пробежали. Иногда кажется, что время не всегда линейно, оно смещает эти временные пласты - и ты как будто машиной времени перенёсся в прошлое.

«Фантастику не люблю». Книгу омского писателя опубликовали в Москве Подробнее - Когда вы пришли в литературное объединение?

- В 1979 году меня туда отправил Белозёров. С 1995 года этим объединением руковожу  я. У нас в 70-80-е проходил замечательный ежегодный литературный праздник «Омская зима». Это неоценимый опыт общения с людьми, которые были для нас «памятниками». Благодаря этим встречам удалось познакомиться с Юрием Кузнецовым и Валентином Распутиным, Виктором Астафьевым и Владимиром Крупиным... Это было счастье.

- Некоторые ваши строки очень любят цитировать…

Не важно, где родился. Детективщики Литвиновы представили новую книгу - Когда в Москве издавался Словарь современного русского города, эпиграфом к нему стали строчки: «Я инвалид автобусных баталий, / Окрепла в них моя прямая речь». Я  этим гордилась, пока не открыла словарь. Я,  конечно, не имела в виду настолько «крепкую» речь.

- Как вы относитесь к творчеству Егора Летова?

- Лично знакома не была, но группу «Гражданская оборона» знаю, с участниками общалась. Уважаю их самость, способность к сопротивлению ситуации, правда, тревожит, что после прослушивания их песен депрессия неизбежна. Но! На  даче я хожу в футболке с «ГрОбами». Кто-то из товарищей моих детей оставил, и я в неё вписалась очень даже хорошо.

Кстати Марина Безденежных. Родилась 31 января 1962 года в Омске. Окончила омскую среднюю школу № 39, филфак ОмГУ, аспирантуру МГУ им. М. В. Ломоносова, докторантуру ОмГУ. Сейчас доцент Омской гуманитарной академии. Автор семи книг, лауреат многочис­ленных премий. Член Союза писателей России с 1994 года. С 1995 года - руководитель областного литературного объединения при СП РФ.

 
По теме
«Русская, старинная, румяная да блинная» - Комитет по культуре и искусству 17 марта в  филиале «Алексеевская библиотека» в рамках районного проекта «Родники народные» прошел фольклорный праздник «Русская, старинная, румяная да блинная».
Комитет по культуре и искусству