«Скорее ты камень раздавишь,
чем русское сердце возьмёшь!»
В этом году у Великой Отечественной войны, вошедшей в историю нашей страны огненными страницами и особой немеркнущей памятью, нет юбилейных дат, а посему премьера героического балета «Карбышев», приуроченная коллективом Омского музыкального театра к Дню памяти и скорби, стала весьма достойным событием.
Омская постановка стала первым воплощением на российской музыкальной сцене бессмертного подвига нашего великого земляка, генерала, Героя Советского Союза Дмитрия Михайловича Карбышева.
В нашем городе его имя известно каждому. К памятнику легендарному генералу (архитектор Ю. Кривущенко, скульптор В. Федоров), установленному в 1961 году в центре Омска, омичи весь год приносят цветы.
Он родился 26 октября 1880 года в семье военного чиновника. С отличием окончил Омский кадетский корпус, получил фундаментальное военноинженерное образование, стал выдающимся фортификатором. К началу Великой Отечественной профессор, доктор военных наук, генераллейтенант Карбышев находился в командировке в Белоруссии, практически на границе. Когда началась война, ему предложили вернуться в Москву, но 61летний генерал отказался. Отступая с частями Красной армии, раненый и контуженный он попал в плен. Три с половиной года генерал Карбышев провел в нацистских застенках. Концлагеря менялись один за другим: Бреслау, Замостье, Хаммельсбург, Нюрнберг, Флоссенбург, Майденек, Освенцим, Маутхаузен. Нацисты пытались привлечь на свою сторону советского ученого и генерала. Внимательно выслушав условия «сотрудничества», Дмитрий Михайлович спокойно отвечал: «Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе. Я солдат и остаюсь верен своему долгу».
«Думайте о своей Родине, и мужество вас не покинет», – говорил он товарищам по концлагерю в моменты, когда наступало отчаяние и люди теряли волю. Русского генерала не сломили голод, воспаление легких, тиф, каторжная работа в каменоломнях. В любых, даже самых тяжелых условиях, Карбышев повторял: «Пленный, но не раб». Видя непреклонность генерала, фашистские палачи подвергли его тяжелым пыткам, закончившимся мученической смертью на морозе под струями ледяной воды 18 февраля 1945 г.
О жизни и подвиге нашего легендарного земляка в конце шестидесятых на сцене Омского театра драмы шел спектакль «Так начиналась легенда» с народным артистом СССР А.И. Щеголевым в главной роли. Но как рассказать об этих событиях «языком» хореографии? Перед премьерой зрители строили догадки, но не сомневались – коллективу Омского музыкального театра такая задача по плечу.
Хореографомпостановщиком и автором либретто стала выпускница ГИТИСа Надежда Китаева. К своей первой большой работе на профессиональной сцене она подошла очень ответственно: по книгам и кинохронике изучила биографию генерала, побывала в Кадетском корпусе и его музее. Написав либретто, Надежда несколько месяцев составляла музыкальную партитуру. Небалетную музыку Дмитрия Шостаковича – отрывки из его симфоний с постоянно меняющимися размерами – Китаева собирала, как мозаику.
Хореографический язык Китаева построила на контрасте изображения советских людей и фашистов. Артистам балета было нелегко освоить сложную хореографию, предложенную балетмейстером. «Классический танец основан на прямом корпусе, – поделилась с журналистами солистка балета Омского государственного музыкального театра Анна Маркова (исполнительница роли Лидии – жены Карбышева). – Правильные руки, голова – в определенном положении. А здесь ноги выполняют классические па, а руки и тело должны двигаться свободно».
Единомышленником хореографа стал художникпостановщик балета – главный художник театра Сергей Новиков. Костюмы, лаконичные, жесткие декорации, цветовое решение каждой сцены помогают зрителю перенестись в героическую эпоху. В спектакль органично вписались кадры пронзительной военной кинохроники. Самый мощный момент балета – финал, где на первый план мощно выступает музыка Шостаковича.
Пластика, выражение лица, взгляд – запоминающийся образ генерала создан ведущим солистом балета театра Андреем Матвиенко. Лауреат Международного театрального форума «Золотой витязь» Сергей Флягин, Валентин Царьков, Елена Головина, Дмитрий Дерябин, артисты балета, занятые в массовых сценах, с такой самоотдачей отработали премьеру, что зал, оглушенный трагизмом, патетикой, подавляя волнение и подступившие слезы, не сразу разразился аплодисментами. Спектакль проник в души человеческие, а это значит, ему предстоит жить долго.
...Перед окованными железом воротами Маутхаузена сегодня возвышается монумент. Из массива белого мрамора, точно из ледяной глыбы, вырастает исполинская фигура воина. На темной широкой гранитной плите пьедестала высечено на двух языках – русском и немецком: «Дмитрию Карбышеву. Ученому. Воину. Коммунисту. Жизнь и смерть его были подвигом во имя жизни».
Татьяна ЖУРАВОК.
На омской сцене ожила легенда
Источник: КПРФ
10.07.2012 09:51