Отстойное предложение

altText
Фото: www.omsktime.ru

– Как вы оцениваете ситуацию на отечественном рынке пива? Правомерно ли говорить о кризисе?

– При падении оборота торговых сетей с 30,6 трлн рублей в 2014 году до 26,2 трлн рублей в 2017 году из-за снижения платежеспособности населения потребление традиционного пива, произведенного промышленным способом, уменьшается. За последние 5 лет продажи сократились вдвое. Объемы реализации крупных пивоваренных компаний только в 2015 году упали на 17% у «Балтики», на 9% – у Heineken. А крафт – пиво, сваренное из натурального сырья на небольших предприятиях, – демонстрирует уверенный рост на 35% в год. Можно говорить, что в настоящее время сформирован отдельный сегмент рынка крафта ​объемом более 700 млн рублей. Пока это менее одного процента от пивного рынка, который составляет около 225 млрд рублей. Таким образом, кризис если и есть, то затронул не всю отрасль.

– Что можно сказать о нынешнем качестве янтарного напитка? Оно на должном уровне?

– Все пиво, произведенное промышленным способом на пивных заводах, формально соответствует стандартам качества. Пластиковые и стеклянные бутылки маркируются, чтобы избежать подделок. Есть ли нарушения технологии производства пива на пивзаводах? Это вопрос к Ростехнадзору, который сертифицирует все промышленные объекты страны, и к Роспотребнадзору, отвечающему за безопасность продукции. Конечно, по сравнению с европейскими стандартами российские регуляторные органы пока позволяют отнести пивосодержащие напитки к пиву, хотя этого не должно быть в принципе. ​А вот мини-пивоварни оказались временно без присмотра в связи с политической установкой с самого верха ​«не кошмарить» малый бизнес. Поэтому как такового контроля качества пивной продукции, реализуемой в розлив, по всей цепочке (поставщик сырья – производитель – продавец – потребитель) в настоящее время не производится. В результате потребителям может быть нанесен ущерб. Ведь пиво может подделываться с помощью порошковых технологий нерадивыми предпринимателями. Впрочем, любители пива всегда могут «проголосовать рублем», сделав выбор в пользу качественного напитка.

Возможно, этим и объясняется увеличение продаж крафтового пива. Среди множества пивных сортов, продаваемых в розлив, есть такие, которые по качеству намного лучше промышленных марок. Как говорит народная мудрость, «от пива голова наутро не болит, сколько бы ни выпил». ​Тенденция не осталась незамеченной со стороны крупных производителей, которые видят угрозу своим позициям, проводя маркетинговый анализ негативной динамики​ стагнирующего рынка.

– По вашему мнению, конкуренты решили зачистить рынок?

– Факты свидетельствуют, что крупные производители пива могут достаточно успешно лоббировать свои интересы в государственных регуляторных и надзорных органах, устраняя с их помощью потенциальных конкурентов....

– Как вы оцениваете ситуацию на  отечественном рынке пива? Правомерно  ли говорить о  кризисе?

– При падении оборота торговых сетей с  30,6  трлн рублей в  2014  году до  26,2  трлн рублей в  2017  году из-за снижения платежеспособности населения потребление традиционного пива, произведенного промышленным способом, уменьшается. За  последние 5  лет продажи сократились вдвое. Объемы реализации крупных пивоваренных компаний только в  2015  году упали на  17% у  «Балтики», на  9%  – у  Heineken. А  крафт  – пиво, сваренное из  натурального сырья на  небольших предприятиях, – демонстрирует уверенный рост на  35% в  год. Можно говорить, что в  настоящее время сформирован отдельный сегмент рынка крафта ​объемом более 700  млн рублей. Пока это менее одного процента от  пивного рынка, который составляет около 225  млрд рублей. Таким образом, кризис если и  есть, то  затронул не  всю отрасль.

– Что можно сказать о  нынешнем качестве янтарного напитка? Оно на  должном уровне?

– Все пиво, произведенное промышленным способом на  пивных заводах, формально соответствует стандартам качества. Пластиковые и  стеклянные бутылки маркируются, чтобы избежать подделок. Есть  ли нарушения технологии производства пива на  пивзаводах? Это вопрос к  Ростехнадзору, который сертифицирует все промышленные объекты страны, и  к  Роспотребнадзору, отвечающему за  безопасность продукции. Конечно, по  сравнению с  европейскими стандартами российские регуляторные органы пока позволяют отнести пивосодержащие напитки к  пиву, хотя этого не  должно быть в  принципе. ​А  вот мини-пивоварни оказались временно без присмотра в  связи с  политической установкой с  самого верха ​«не  кошмарить» малый бизнес. Поэтому как такового контроля качества пивной продукции, реализуемой в  розлив, по  всей цепочке (поставщик сырья  – производитель  – продавец  – потребитель) в  настоящее время не  производится. В  результате потребителям может быть нанесен ущерб. Ведь пиво может подделываться с  помощью порошковых технологий нерадивыми предпринимателями. Впрочем, любители пива всегда могут «проголосовать рублем», сделав выбор в  пользу качественного напитка.

Возможно, этим и  объясняется увеличение продаж крафтового пива. Среди множества пивных сортов, продаваемых в  розлив, есть такие, которые по  качеству намного лучше промышленных марок. Как говорит народная мудрость, «от  пива голова наутро не  болит, сколько  бы ни  выпил». ​Тенденция не  осталась незамеченной со  стороны крупных производителей, которые видят угрозу своим позициям, проводя маркетинговый анализ негативной динамики​ стагнирующего рынка.

– По вашему мнению, конкуренты решили зачистить рынок?

– Факты свидетельствуют, что крупные производители пива могут достаточно успешно лоббировать свои интересы в  государственных регуляторных и  надзорных органах, устраняя с  их помощью потенциальных конкурентов. Едва  ли не  первыми против живого пива несколько лет назад ополчились власти Краснодарского края. Депутаты Законодательного собрания ​приняли закон о  запрете продажи разливного пива в  магазинах, расположенных в  многоквартирных жилых домах.​ На  мини-пивоварни тоже хотели ​«наеха​ть» по  полной: якобы те не  соответствовали требованиям качества производства и  технологии розлива напитков. В  итоге все-таки не  удалось запретить розлив живого пива в  кафе и  ресторанах.​

Может быть, некоторые крафтовые пивоварни Кубани действительно «бодяжили» сырье, но  они хотя  бы использовали при производстве пива солод, хмель и  ячмень или пшеницу. Так что продукт на  выходе получался натуральный. Другое дело крупные компании. Когда образцы пива одного производителя попросили продегустировать чешских пивоваров, те в  один голос заявили, что к  настоящему пенному напитку они не  имеют отношения. Такое «пиво» если  уж пускать в  продажу, то  только назвав соответствующим образом. ​Например, пивным напитком, чтобы не  вводить потребителей в  заблуждение. И  стоить оно должно существенно дешевле.

– Предложение Минфина ввести обязательную маркировку пива может решить эту проблему?

– В России есть специфическая особенность представлять черное белым, а  белое черным. И  пивосодержащий напиток, сделанный из  мульчированного порошка, а  не  из  натурального сброженного сырья, с  добавками красителей и  усилителей вкуса и  пенности, с  впрыскиванием спирта и  газировки, может называться пивом, а  натуральный продукт, произведенный с  соблюдением технологий из  солода, хмеля и  зерна, объявляется подделкой, угрожающей жизни и  здоровью людей. Если  бы эксперты российского пивного рынка были действительно независимыми и  дорожили своей репутацией, то  усиление административного контроля, конечно, принесло  бы свои плоды. Но  этого нет. Поэтому к  обязательной маркировке пива в  России я  отношусь резко отрицательно.

– Ударит  ли эта мера по  малому бизнесу, по  магазинам, торгующим пивом в  розлив?

– Конечно, в  первую очередь обязательная маркировка  – удар по  малому и  микробизнесу, у  которых не  налажены «неформальные» связи с  контролирующими органами. На  мой взгляд, под благовидным предлогом защиты рынка от  подделок пытаются вытеснить с  рынка мелких производителей. Очевидно, что далеко не  все небольшие пивоварни смогут сертифицировать свою продукцию. Для них это новые и  весьма ощутимые издержки. В  выигрыше останутся крупные производители, для которых маркировка тоже создаст дополнительные сложности и  потребует каких-то затрат, но  все это не  будет критичным. Малый бизнес не  сможет конкурировать с  пивными олигополистами, которые поглотят небольшие заводы. Но  почему для начала активы не  обесценить, если не  обанкротить?

– Какие последствия можно ожидать для экономики, предпринимателей и  потребителей?

– Для российских предпринимателей никакой выгоды от  маркировки. Только убытки, закрытие бизнеса, банкротство и  увольнение сотрудников. Для потребителей  – потеря возможности приобретать доступное и  качественное пиво на  натуральной основе по  разумной цене. Для государства и  экономики в  целом это потеря рабочих мест в  сегменте малого бизнеса, сокращение налоговых сборов в  бюджеты всех уровней.

– Почему, на  ваш взгляд, введение ЕГАИС на  крепкий алкоголь и  вино не  спасает рынок от  контрафакта? Если помните, в  ноябре прошлого года в  правительстве официально признали, что чуть  ли не  половина коньяка, легально реализуемого в  России,  – подделка…

– Еще никогда законодательные и  нормативные запреты в  России не  приводили к  повышению качества товаров массового спроса. Просто лоббируются интересы крупных игроков того или иного рынка  – пивного, алкогольного, табачного. По  коньяку 30–40% подделки  – это уже почти норма. Не  так давно поддельными и  контрафактными были признаны 10  млн литров шотландского виски, ежегодно продаваемых в  России. Никаких претензий не  было предъявлено указанному на  бутылках «номинальному производителю»  – QSI, Шотландия. И  понятно почему  – шотландцы здесь ни  при чем.

Удивительно другое  – контролирующие органы не  задают вопрос российским производителям алкогольной продукции: почему на  многих ликеро-водочных заводах установлены универсальные линии, позволяющие гибко перестраивать технологии смешивания и  розлива напитков в  зависимости от  «уникальной» рецептуры? Дело за  малым  – закупить поддельную тару и  можно выпускать что угодно, хоть шотландский виски, хоть ямайский ром. Это нелишне помнить каждому потребителю. К  сожалению, с  потерей госконтроля за  качеством товаров массового спроса и  продуктов питания, с  утратой ГОСТов и  приходом ТУ гарантировать качество и  подлинность стало крайне сложно. Не  спасает даже тотальный контроль ЕГАИС и  «Платона». Ахиллесова пята этой системы  – коррупция. Без продажного чиновника нелегальный алкоголь не  мог  бы в  обход всех запретов, ограничений, акцизных марок и  т. п. попадать на  прилавки магазинов и  супермаркетов.

profile.ru  

 
По теме
"В январе - июле проведено более 300 контрольных мероприятий в отношении 698 торговых объектов, составлено 183 протокола по выявленным административным правонарушениям.
Весна идет в музей! - Музей-заповедник Старина Сибирская С наступлением весны жизнь как будто расцветает, оживает природа. Меняются темы экскурсий в музее.
Музей-заповедник Старина Сибирская
Театральный день в детской библиотеке    - Культура Называевского района   27 марта празднуется Всемирный день театра. В этот день библиотекари Называевской центральной библиотеки провели для своих читателей экскурс в историю театрального искусства «Необыкновенные театры мира».
Культура Называевского района