Танцор Государственного Омского русского народного хора об участии в телепроекте «Лига удивительных людей» и увлеченности народным танцем.
Разогнаться –и взлететь
– Евгений, весь Омск болел за вас, когда ваши танцы показывали по телеканалу «Россия». А как вы попали на проект?
– О приглашении нам сообщил главный балетмейстер хора Зуфар Ягфарович Толбеев. Год назад мы завоевали Гран-при на молодежном конкурсе в Москве. И выступить в номинации «Короли ритма» «Лиги удивительных людей» нас позвали с тем же номером «Хлопуха». Организаторы шоу, видимо, посмотрели наш ролик в Интернете. Танец необычный, исполняется без музыкального сопровождения. И это – в русской традиции, которую передали нам деды, перепляс двух деревень.
– Мария Аронова благодарила вас за выступление со слезами на глазах. Сказала, что это сказка, счастье увидеть такой танец…
– Было неожиданно услышать от членов жюри, что наш танец тронул их душу, увидеть, как они живо и чувственно реагировали на обычные для нас хлопушки.
– А что скажете о ваших соперниках – знаменитых степистах из США братьях-близнецах Скотт?
– Они замечательные танцоры. Выступали с мировыми звездами на грандиозных площадках. Они фантастические артисты, у них есть чему поучиться. Степ – это сложное направление в танцах, нужны ноги быстрые, активные, и в то же время мягкие, плавные. Выбивать ритм, чувствовать синкопы очень сложно.
– Вы не обиделись, когда и вас, и братьев Скотт жюри пропустило в финал?
– Нет, это нас, наоборот, подбодрило. Но решающим было зрительское голосование, и зрители отдали предпочтение нам.
– Где и когда проходили съемки?
– На «Мосфильме». Площадка очень удачная, легкая. Для нас это был новый опыт – выступление на съемочной площадке, поэтому волновались. Много света, много камер, и это добавляло ответственности. Запись первого выступления состоялась в марте. А между ним и финалом было всего две недели. Мы вернулись в Омск, нужно было решить, что показать в следующий раз. Наши руководители предложили танец «Будем строить – будем жить!» – чтобы продемонстрировать ширь и удаль сибиряков.
– Вам сшили новые костюмы, мало напоминающие народные…
– Это было сделано специально для шоу, и очень быстро. Кожаные брюки дают блеск, который цепляет глаз, как и красные жилеты. Несмотря на яркость и некоторую вычурность, костюмы были очень легкими и удобными. И в музыку внесли коррективы, добавив в запись шумовые эффекты.
– Танец насыщен трюками. Все 14 исполнителей владеют трюковой техникой?
– У каждого в арсенале 2 – 3 трюковых элемента, все используют эту технику на любом концерте и радуют зрителей мастерством. Наш главный балетмейстер Зуфар Ягфарович Толбеев сам был великим танцором и великим трюкачом. В Красноярском ансамбле танца Сибири он не ходил по сцене – летал над ней.
– Ваши приземления в шпагат с высокого прыжка поразили. Как называется этот трюк?
– Так и называется – прыжок в шпагат. Он состоит из двух элементов – разножки и шпагата. На хорошем полу тебя при приземлении подбрасывает как на батуте. Мышцы, как пластилин, растягиваются и собираются.
– Успех в телепроекте окрылил?
– Когда мы вернулись в Омск, нас очень тепло встретили в филармонии. Говорили, что это гордость – видеть земляков на телевидении. А потом я поехал к родителям в деревню Ивановку Саргатского района. И родные, и соседи переживали за нас. Я воспринимаю успех как стартовую площадку, чтобы разогнаться и взлететь.
Все началось с телеконцерта
– Евгений, а с чего началось у вас увлечение народными танцами?
– Это произошло случайно. Классе в седьмом я увидел выступление Омского хора по телевидению на концерте в День работника сельского хозяйства. В композиции «Край сибирский, богатырский» ребята-танцоры исполняли трюки. Это произвело на меня впечатление, и я подумал: хорошо бы этим заняться. А где? В нашем селе танцевальной студии не было, я самостоятельно занимался растяжкой. А потом пришел в детскую студию в Саргатке, попробовал себя в танцах. И мне посоветовали поступить в колледж культуры и искусства. А потом повезло – меня приняли в Омский хор. Мне всегда казалось, что мужская группа танцоров в коллективе мощная, есть у кого поучиться манере исполнения, характеру танца, подаче. Еще в колледже я ходил на концерты и смотрел на танцора Дениса Молостова. А потом мы стали работать вместе.
– Какого возраста танцоры в группе?
– Разного. Мне 33, Денис старше лет на 10. А есть совсем молодые ребята.
– А на сцене разницы в возрасте не видно. Замечательный ансамбль красавцев. Как вы добиваетесь такой синхронности движений?
– Благодаря балетмейстеру и репетитору Любови Михайловне Ростальной, которая танцевала в хоре, а сейчас занимается благородным делом педагога – учит, подсказывает.
– Но многие танцы, и не только «Хлопуха», построены на соперничестве. А конкуренция есть в коллективе?
– Здоровая конкуренция необходима. Глядя на своего товарища, видя, как он великолепно делает движения, думаешь: я сделаю еще звонче, резче, красивее, чтобы аплодировали громче. Возникают азарт, задор и искра. «Хлопуха» на этом построена.
– Да ведь нет сегодня в деревнях танцевальных батлов. И не умеют, наверное, плясать.
– Умеют. Мы весной ездили с гастролями по области и осенью поедем. Во время исполнения кадрили наши девчонки вызывают зрителей-парней на сцену из зала, и они прекрасно справляются с проходками, топотушками. Все помнят, нужно только задать ритм.
– У вас в балетном классе портрет Якова Коломейского, первого балетмейстера Омского хора. О том, какими были его танцы, сегодня можно судить только по словесным описаниям?
– Есть старые записи на пленках, некоторые даже выложены в Интернете. Это наш золотой фонд, который храним и исполняем точь-в-точь, как было поставлено Коломейским. Эти танцы очень интересные, несмотря на трудность исполнения. Их нужно прочувствовать.
Танцоры – одна нация
– Как складывается ваш день?
– Мы приходим в балетный класс. Сначала – классический станок, потом – середина зала, готовим, растягиваем мышцы. Затем повторяем прыжки, трюки. Минут 15 перерыв – и начинаем репетировать программу, отрабатываем нюансы, вводим новых танцоров в номера, либо идет постановочная работа.
– Случаются травмы?
– Чтобы их не было, надо себя постоянно готовить к танцам с самого раннего утра. Не только в классе, но и дома, в выходные, в отпуске. Нет такого – две недели в отпуске я ничего не делаю. Работа входит в привычку. Я поехал в отпуск на море и каждый день перед сном делал растяжку.
– У женщин – диета. А у мужчин?
– Все зависит от физиологии, каждый сам выстраивает систему питания. Нельзя пить пиво. Ну и не надо!
– Какой танец у вас любимый?
– Теперь – «Будем строить – будем жить!». Потому что, танцуя его здесь, вспоминаешь эмоции, которые переживал на съемочной площадке в Москве. И это добавляет легкости, радости и наполняет тебя чем-то необычным, которым хочется поделиться со зрителями.
– Танцоры, работающие в разных жанрах, дружат, понимают друг друга?
– Танцоры – одна нация. Они как будто живут в одной большой семье, потому что в одном котле варятся. Поэтому в общении всегда доброжелательная атмосфера. У артистов народных хоров есть традиция творческих встреч. Мы знаем друг друга, следим за творчеством.
– Чем вас привлекает именно народный танец?
– Народная хореография красива и вечна. Она всегда вне моды, а ее популярность зависит от того, насколько ты отдаешься профессии, находишь ли гармонию в движениях.
– Зуфар Толбеев поставил задачу сделать танцевальную группу Омского хора лучшей в стране. Похоже, мечта сбывается. Появилось у вас ощущение лидерства?
– Есть ощущение радости, что нас знают, не забыли. Потому что огромный талант сделать так, чтобы вызывать интерес именно сегодня. Чтобы сохранить высокую репутацию Омского хора, нужно добиваться успехов снова и снова, каждый день, не жалея себя. Только вперед!