Пещерное действо: кино про неандертальцев — это просто фантастика

altText
Фото: www.omsktime.ru

23 августа на экраны выходит «Альфа» — выживальщицкая драма об отважном охотнике периода палеолита и его ручном волке. Алексей Королев для портала iz.ru разбирался, как фильмы о каменном веке проделали путь от почти эротического кино до высокотехнологичного научпопа.

Всё дело в юбке

Фильмы, действие которых происходит в эпоху плейстоцена, были уже в портфолио Чарли Чаплина и Бастера Китона. Собственно, «Его доисторическое прошлое» и «Три эпохи», в которых соответственно Чаплин и Китон просто помещают своих архетипичных героев по соседству с динозаврами, положили начало одной очень важной для жанра традиции, когда пещерные интерьеры суть лишь юмористическая оболочка, завесь, ширма. Вершиной этой традиции принято считать «Флинтстоунов» (1960–1966), классический — и очень хороший — сериал о жизни обывателей Среднего Запада в антураже каменного века. Эта линия — условно говоря, анахронистическая — одна из двух доминировавших в доисторическом кино на протяжении всего XX столетия (и дошла даже до России в виде песни Высоцкого «Про любовь в каменном веке» и фильма Аллы Суриковой «Две стрелы»).

Вторую же линию можно смело назвать эротической, ибо главное и единственное достоинство этих фильмов — полуобнаженная актриса, прикрытая двумя кусочками меха. В довольно-таки косном и консервативном Голливуде это было чуть ли не единственным легальным способом заголиться — в первый раз это получилось удачно еще в 1940-м в фильме «Миллион лет до нашей эры». Но подлинный расцвет этого субжанра наступил четверть века спустя, когда прекрасная Ракель Уэлч показала почти всё в почти одноименной ленте «Один миллион лет до нашей эры» (1966). Конвейер тут же включили на полную мощь: «Девушки-рабыни», «Существа, забытые миром», «Когда у женщин были хвосты» и «Когда женщины потеряли хвосты», «Когда динозавры правили миром». Несколько лет все ходили в кино только на неандертальцев в коротких юбках.

Всё дело в черепе

Но именно в 60-е случилось сразу два события, в корне изменивших самое представление о «доисторическом кино». Кинематографисты обычно не очень-то следят за научными достижениями и открытиями, если только они технологически не помогают им вытягивать из зрителя побольше денег. И уж во всяком случае, используют прогресс с большим опозданием. Как раз в те годы, когда экран заполонили доисторические красотки в мини-шкурах, американский антрополог Уилтон Крогман прогремел своей книгой «Скелет человека в судебной медицине». Речь в ней шла, в частности, о том, что по черепу человека можно довольно правдоподобно восстановить его внешний облик.

В Советском Союзе абсолютно независимо (и не для криминалистических, а для чисто академических целей) ту же тему развивал археолог и скульптор Михаил Герасимов, восстановивший облик не только Ивана Грозного, но и пещерного человека. Усилиями Крогмана и Герасимова мы стали более-менее адекватно представлять себе, как выглядели наши пращуры. Для кино это имело неожиданный эффект — звать Ракель Уэлч на роль неандерталки более было невозможно (хотя по инерции подобные фильмы штамповали вплоть до начала 70-х, особенно в Италии).

Ну а закрепил эту тенденцию, безусловно, Кубрик со своей «Космической одиссеей 2001», которая, как известно, начинается со сцены рождения человеческой цивилизации. Главный перфекционист в истории мирового кино, он подошел к...

23 августа на экраны выходит «Альфа» — выживальщицкая драма об отважном охотнике периода палеолита и его ручном волке. Алексей Королев для портала iz.ru разбирался, как фильмы о каменном веке проделали путь от почти эротического кино до высокотехнологичного научпопа.

Всё  дело в юбке

Фильмы, действие которых происходит в эпоху плейстоцена, были уже в портфолио Чарли Чаплина и Бастера Китона. Собственно, «Его доисторическое прошлое» и «Три эпохи», в которых соответственно Чаплин и Китон просто помещают своих архетипичных героев по соседству с динозаврами, положили начало одной очень важной для жанра традиции, когда пещерные интерьеры суть лишь юмористическая оболочка, завесь, ширма. Вершиной этой традиции принято считать «Флинтстоунов» (1960–1966), классический — и очень хороший — сериал о жизни обывателей Среднего Запада в антураже каменного века. Эта линия — условно говоря, анахронистическая — одна из двух доминировавших в доисторическом кино на протяжении всего XX столетия (и дошла даже до России в виде песни Высоцкого «Про любовь в каменном веке» и фильма Аллы Суриковой «Две стрелы»).

Вторую же линию можно смело назвать эротической, ибо главное и единственное достоинство этих фильмов — полуобнаженная актриса, прикрытая двумя кусочками меха. В довольно-таки косном и консервативном Голливуде это было чуть ли не единственным легальным способом заголиться — в первый раз это получилось удачно еще  в 1940-м в фильме «Миллион лет до нашей эры». Но подлинный расцвет этого субжанра наступил четверть века спустя, когда прекрасная Ракель Уэлч показала почти всё  в почти одноименной ленте «Один миллион лет до нашей эры» (1966). Конвейер тут же включили на полную мощь: «Девушки-рабыни», «Существа, забытые миром», «Когда у женщин были хвосты» и «Когда женщины потеряли хвосты», «Когда динозавры правили миром». Несколько лет все ходили в кино только на неандертальцев в коротких юбках.

Всё  дело в черепе

Но именно в 60-е случилось сразу два события, в корне изменивших  самое представление о «доисторическом кино». Кинематографисты обычно не очень-то следят за научными достижениями и открытиями, если только они технологически не помогают им вытягивать из зрителя побольше денег. И уж во всяком случае, используют прогресс с большим опозданием. Как раз в те годы, когда экран заполонили доисторические красотки в мини-шкурах, американский антрополог Уилтон Крогман прогремел своей книгой «Скелет человека в судебной медицине». Речь в ней шла, в частности, о том, что по черепу человека можно довольно правдоподобно восстановить его внешний облик.

В Советском Союзе абсолютно независимо (и не для криминалистических, а для чисто академических целей) ту же тему развивал археолог и скульптор Михаил Герасимов, восстановивший облик не только Ивана Грозного, но и пещерного человека. Усилиями Крогмана и Герасимова мы стали более-менее адекватно представлять себе, как выглядели наши пращуры. Для кино это имело неожиданный эффект — звать Ракель Уэлч на роль неандерталки более было невозможно (хотя по инерции подобные фильмы штамповали вплоть до начала 70-х, особенно в Италии).

Ну а закрепил эту тенденцию, безусловно, Кубрик со своей «Космической одиссеей 2001», которая, как известно, начинается со сцены рождения человеческой цивилизации. Главный перфекционист в истории мирового кино, он подошел к визуализации древних гоминидов с той же тщательностью, с которой создавал интерьеры звездолета. И хотя в фильме это всего лишь пролог, полуобезьяны Кубрика — пожалуй, до сих пор самые убедительные.

Всякий шедевр мультиплицируется в масс-маркет, правда, чем запредельнее его, шедевра, уровень, тем слабее или по крайней мере тяжелее выходит. Жан-Жак Анно, молодой, но уже довольно титулованный режиссер, взялся за экранизацию классического «первобытного» романа Жозефа Рони-старшего «Битва за огонь» спустя более чем десять лет после выхода «Космической одиссеи». Неандертальцы в нем выглядят ровно так, как будто их лепил Герасимов, кроме того, это «серьезное кино», «драма». Лица-то у Анно получились, а вот с драмой сложнее: драматическое действие предполагает глубокое понимание психологии героев, их мотиваций. А с этим делом относительно первобытных людей никакой Герасимов не поможет, остается только выдумывать.

Всё  дело в звере

Всякому жанру свойственно время от времени впадать в растерянность. С вестерном, скажем, это случилось после «долларовой трилогии» Леоне–Иствуда, когда стало понятно, что старые ковбойские истории зашли в глухой тупик. (Вывел вестерн из этого тупика, кстати, сам Иствуд.)  Доисторическое кино испытывало некоторую тематическую неврастению все 1980-е, 1990-е и часть «нулевых».

Первым спасением стали мультфильмы. Анимация — такой жанр, где можно делать всё  что угодно, лишь бы было смешно. «Флинтстоуны», о которых мы уже говорили, в общем всё  придумали еще  в 60-е — и за последнее время было снято сразу несколько фильмов, в которых герои хоть и одеты в шкуры и машут копьями, но в целом близки и понятны зрителям своими переживаниями. Назовем «Семейку Крудс», «Хорошего динозавра» и «Диких предков», но не забудем и о «Ледниковом периоде», даром что людей там практически нет.

Веселить, однако, нравится не всем, и хотя о ментальном мире людей каменного века мы по-прежнему можем лишь догадываться, для более-менее впечатляющей демонстрации окружающего мира сейчас есть все технические возможности. Собственно, это роднит доисторическое кино с кино фантастическим, где, как известно, чем более подробно показан космический корабль, тем больше веры режиссеру.

Сведение целого жанра к виртуозной отрисовке саблезубых тигров, мамонтов и прочего допотопного зверья кажется самоубийством только на первый взгляд. По сути, фильмы о каменном веке начинают сближаться с научпопом: ведь на крупнейших познавательных каналах планеты столь же тщательно снятого (и тоже весьма дорогого) контента, скажем, о динозаврах уже пруд пруди. Ну а что до экшена, то в повседневной жизни первобытного охотника его было столь много, что ничего особенного выдумывать и не понадобится — простая хроника его короткой жизни при качественном воплощении будет выглядеть не хуже любого боевика.

  iz.ru  
 
По теме
Уважаемые друзья!  Закончила работу выставка   обучающихся Тарской ДШИ. Часть работ можно будет увидеть на выставке в Культурном Центре им.
Куда сходить в Омске 29, 30 и 31 марта - Пульс Live Куда сходить в Омске 29, 30 и 31 марта  Пятница - день недели, которого ждут буквально все, от воспитанников детского сада до топ-менеджера крупной корпорации.
Пульс Live
Награда волонтёру - Газета Омский пригород Активист волонтёрского сообщества «Помощь солдатам» был награждён медалью.
Газета Омский пригород