Новости города БезФормата.Ru
Омск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Михаил Пиотровский: «В Эрмитаж я попал, едва научившись ходить»

Михаил Пиотровский: «В Эрмитаж я попал, едва научившись ходить» - ИА Омскрегион
Фото: omskregion.info

Генеральный директор Государственного Эрмитажа об уникальных проектах крупнейшего музея и о том, как другие города завидуют Омску

В диалоге с отцом

– Михаил Борисович, Пиотровские более полувека во главе Эрмитажа. Кому было труднее руководить музеем – вашему отцу или вам?

– Думаю, всегда трудно. Сейчас, поскольку есть мобильная связь, я сплю с несколькими телефонами, а папа спал рядом с одним, стационарным. В каждое время есть свои трудности, всегда нужно доказывать, что культура выше всего остального. Раньше, в советское время, были идеологические проблемы, а финансовых – меньше. Когда в 1991 году я стал директором, идеологических проблем не было никаких, при этом в музее – ни копейки. И никакой надежды на финансовое благополучие. Сегодняшнее время посередине между этими крайностями. Опять начались идеологические проблемы. Вызовы, которые существуют в музейной жизни, всегда трудные. Но когда ты с ними справляешься, это очень важный результат. Так что всегда трудно работать, но всегда интересно.

– Вы помните, когда вы впервые переступили порог Эрмитажа?

– Не помню, потому что это произошло, как только я научился ходить.

– Предполагали, что будете работать в Эрмитаже?

– Нет, конечно, не предполагал.

– Какие принципы вашего отца, по-вашему, должны неукоснительно соблюдаться сотрудниками Эрмитажа?

–  Никаких особых принципов у отца не было. Кроме принципа порядочности, верности Эрмитажу. Я всегда сверяю свои поступки с отцом, не пытаясь на него равняться. Думаю, когда он считает, что я не прав, а когда прав и наши оценки происходящего более-менее совпадают.

– Как собирается коллектив Эрмитажа? Нужно обладать особыми качествами, чтобы работать в крупнейшем музее?

– Эрмитаж сам определяет, подходит ему человек или нет. Можно прийти на работу, но если не подходишь, музей тебя выпихнет тем или другим способом. После пяти лет работы остаются подходящие сотрудники. Они сами могут не понимать, какими качествами они соответствуют Эрмитажу.

– Какие традиции Эрмитажа, на ваш взгляд, следует сохранять, как ценные экспонаты?

– Главная наша традиция – это доброжелательный дух огромного музея. Эрмитажная традиция – быть лицом страны. В музей приходят иностранные гости, прежде чем пойти на переговоры, и выходят потрясенными увиденным. Но это не мешает музею быть демократичным. В музее есть предметы и история на любой вкус, в нем интересно детям, молодежи, взрослым. Человеку с высоким образованием и человеку без образования, который пришел посмотреть дворец. Еще одна традиция – диалог культур в широком понятии. Можно сказать: «Мне наши художники понятны, а ваши непонятны». История очень легко превращается в войны культур и войны памяти. Сейчас у нас войны памяти расцветают. А музей должен объединять людей и культуры в некий диалог. Эта традиция развивается в Эрмитаже с того времени, когда при Николае I в коллекцию включили археологические находки. Музей постоянно пополнялся и стал энциклопедическим, универсальным, который рассказывает о разных культурах, истории их освоения.

Треть посетителей приходит бесплатно

– Как вы относитесь к инновациям? Они не входят в противоречие с традициями?

– Не входят. Наоборот, именно в борьбе за традиции создаются инновации. Эрмитаж – ну зачем скромничать – самый инновационный музей в России и один из самых инновационных в мире. Мы подчеркнуто консервативны, потому что мы работаем в музее XIX века. В музее с окнами, что создает разные проблемы. Когда я стал директором, у нас проходил Международный консультативный совет, и коллеги из-за рубежа говорили: надо, чтобы музей XIX века сохранялся. Это последний и единственный музей в духе того времени, и не надо слишком стараться, чтобы превратить его в музей XX века.

– В «Дни Эрмитажа в Омске» посетители музея имени Врубеля увидели привезенное вами уникальное аудиовизуальное оборудование. Не заменит ли виртуальное путешествие по музею реальное?

– Мы демонстрировали в Омске не оборудование, а использование этого оборудования. Сегодня оно дорогое, потом будет дешеветь, правда, появятся новые технологии, и опять цена взлетит. Но музей ничего не тратил, это экспериментальное оборудование. Его использование – способ привлечь спонсоров и производителей. Поэтому можно проявлять изобретательность, чтобы и в вашем музее сделать что-то подобное. Конечно, сейчас виртуальностью заменяется подлинность, мы живем в таком мире. Музей остается единственным оплотом подлинности. Мы показали омичам «Путешествие в историю Эрмитажа с Константином Хабенским» и «Зал Юпитера». Рассматривая зал через специальные очки, человек может подняться к голове античной статуи Юпитера и посмотреть ему в глаза – это хорошее дополнение к тому впечатлению, которое дает посещение музея. Я не противник виртуальности, я за то, чтобы помочь людям воспринимать произведения искусства, но против того, чтобы человек решил: «Я все видел, не надо мне никакого Эрмитажа». Оборудование должно помогать музейному делу, но энергию подлинности можно ощутить только в выставочном зале.

– Михаил Борисович, музею нужно зарабатывать деньги, а у вас немало льготников, которые посещают Эрмитаж бесплатно. Как это сочетается?

– Не нужно музею зарабатывать деньги, музей может зарабатывать деньги. Вопрос о льготах должен решать сам музей, никто не должен ему указывать. Один из способов оценки работы музея – сколько он заработал. Но, несмотря на это, к нам могут прийти бесплатно школьники и студенты, независимо от гражданства и национальности, а также пенсионеры России и Белоруссии. Плюс – один бесплатный день для всех каждый месяц. Наши льготники – это треть из четырех миллионов посетителей музея.

– Приходилось ли вам сталкиваться с цензурой?

– В Эрмитаже цензуры, слава богу, нет. У нас нет цензуры от властей, но есть цензура публики. Музей должен просвещать публику, а люди не всегда хотят просвещаться. Они считают: если мне это не нравится, значит, это плохо. Одним нравится одно, другим – другое. Чтобы понять какие-то вещи, надо знать контексты. Музей постоянно пребывает вот в таком движении и диалоге с публикой.

– На днях в Эрмитаже открылась выставка к 100-летию революции. Сложно было ее подготовить?

– Это грандиозный проект, весь дворец преобразился, чтобы заставить стены говорить о том, что происходило. А происходило многое. Зимний дворец был громадным лазаретом, в нем заседали различные комиссии, одна из них готовила процесс над императором, который так и не состоялся: царя убили без суда. Здесь находились Временное правительство, Керенский, был штурм Зимнего. Мы попытались передать атмосферу этих событий. Есть экспозиция, посвященная фильму Эйзенштейна «Октябрь». по теперешним понятиям, фильм – это фальсификация истории. Но это художественное осмысление происшедшего и попытка придать красивую форму событиям, которые, в отличие от других, имели результат. Это первая большая выставка в Эрмитаже, посвященная революции. Мы считаем, что революция стала историей, и можно рассуждать о ней по-музейному, превращая разговор в диалог, а не в споры.

– А к юбилею Победы вы открывали выставку о работе Эрмитажа в блокадном Ленинграде?

– Мы регулярно делаем такие выставки. Если в эпоху революции нужно было спасать музей от всего, что творилось, то во время войны нужно было не только спасать, но и представлять искусство символом борьбы добра со злом, символом стойкости. Существование Эрмитажа в осажденном Ленинграде делало этот город неприступным.

Лувр перенимает опыт         

– Чья это была идея создания центров Эрмитажа в разных городах мира?

– Идея наша. Существует проект, который музей выполняет уже в течение 25 лет. Он называется «Большой Эрмитаж». Как проекты большого Токио, большой Москвы, он предусматривает включение в музейную программу всего вокруг. Это такие концентрические кольца: Дворцовая площадь, филиал Эрмитажа в Петербурге, открытое фондохранилище, выставки, центры Эрмитажа вне Петербурга. Мы давно это придумали и начали создавать центры в Лондоне, Амстердаме, потом в Казани, других российских городах.

– Есть ли такая практика в крупнейших зарубежных музеях?

– Это наша идея. Есть опыт создания филиалов внутри своей страны. У нас же не филиалы, а именно центры, которые сами по себе независимы, являются частью культурной карты своего региона и одновременно содержат в себе обращение к Эрмитажу, который определяет то, что в них происходит. Это было похоже на то, что делает Фонд Соломона Гуггенхайма. Но у американского музея центр в Венеции возник сам по себе, и оттуда картины никогда не должны вывозиться. «Гуггенхайм» участвует в работе центра только советами. У нас идея другая. Мы вместе с Нью-Йоркским музеем Гуггенхайма делали центр в Лас-Вегасе. Он очень удачно работал семь лет, но оказалось, что центр очень дорого содержать. Сейчас Лувр открывает свой центр в Абу-Даби. Как говорил бывший директор Лувра Анри Луаретт, на это французов подвиг наш пример, это правильно и интересно. Получается, мы придумали способ делать то, что у тебя есть, общим достижением. И для этого найден верный алгоритм.

– Расскажите о ваших впечатлениях от того, как идут дела на реконструкции здания под центр «Эрмитаж-Сибирь».

– Я не впервые в Омске, а на площадке побывал впервые. Мы там были с коллегами из Музея имени Врубеля и директорами Екатеринбургского и Владивостокского музеев, где тоже создаются центры Эрмитажа. Я увидел место нашего будущего центра, раньше мне его показывали на картинках, это было красиво. А тут я убедился, что место изумительное. И символично: центр будет на улице Музейной. Еще в аэропорту мне показали археологические находки, обнаруженные во время строительных работ: захоронение третьего тысячелетия до нашей эры. Мне, как археологу, показалось это хорошим знаком. Находки можно сделать частью постоянной экспозиции центра. Что касается строительных работ – по-моему, они идут так, как надо. Самое сложное в нашей культуре – строительство. Почему-то трудно строится все, что нужно для музеев. Будем надеяться, что реконструкция закончится благополучно.

– Как Омск попал в перечень городов, где работают или готовятся к открытию центры Эрмитажа?

– Омску многие завидуют, говорят: а почему Омск получит центр «Эрмитаж-Сибирь», а не Новосибирск или Иркутск? Мы сочли, что у Омска есть качества, которые нам подходят. И энергичные люди, готовые продвигать проект. То есть в Омске мы нужны, полезны и сможем стать частью жизни города с громадными культурными традициями.

Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев

Сибирь открывает Эрмитаж - ИА ОмскрегионНа минувшей неделе Омск принимал Дни Эрмитажа. На минувшей неделе Омск принимал Дни Эрмитажа.
08.11.2017 ИА Омскрегион
В Омске покажут рыцарские шлемы и старинные доспехи из Эрмитажа - ИА Новый Омск«Дни Эрмитажа в Омске» проходят при поддержке ОТП Банка. В музее имени М. А. Врубеля прошло торжественное открытие выставки «Ремесло как искусство».
08.11.2017 ИА Новый Омск
Сибирь открывает Эрмитаж - Омская правдаНа минувшей неделе Омск принимал Дни Эрмитажа. На минувшей неделе Омск принимал Дни Эрмитажа.
08.11.2017 Омская правда
«Вся Сибирь приедет к нам» - ИА ОмскрегионФилиал Эрмитажа в Омске станет самым большим в России. На минувшей неделе Омский регион посетил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
08.11.2017 ИА Омскрегион
Музей будет располагаться на четырёх этажах. - Аргументы и фактыО том, чтобы открыть в Омске представительство одного из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических музеев России и мира, заговорили ещё в 2013 году.
08.11.2017 Аргументы и факты
Куратор из Эрмитажа провел индивидуальную экскурсию щедрым омским бизнесменам - СуперОмскФото: Анна Шестакова В Омске закончились Дни Эрмитажа – несколько дней были очень насыщенными и для деятелей культуры и для простых омичей.
03.11.2017 СуперОмск
Премия учреждена для журналистов, пишущих о культуре и работающих в городах, где создаются центры-спутники Государственного Эрмитажа.
03.11.2017 OmskTime.Ru
IMG_9864-facebook.1200.72.jpg - Министерство культурыПремия учреждена для журналистов, пишущих о культуре и работающих в городах, где создаются центры-спутники Государственного Эрмитажа.
03.11.2017 Министерство культуры
Михаил Пиотровский: «Десять лет мы картины из Эрмитажа вообще не вывозили, было опасно» - Om1.RuФото: nrfmir.ru С чего начался ваш день в Омске? — День начался рано, самолёт прилетел в 4 утра.
02.11.2017 Om1.Ru
Директор государственного музея «Эрмитаж» приехал на несколько дней в Омск.
02.11.2017 Аргументы и факты
На путепроводе на Московке расхлестались микроавтобус и легковушка - ФОТО - СуперОмскСерьезная авария с участием микроавтобуса и легкового автомобиля произошла в среду, 13 декабря, на путепроводе по улице Новокирпичной в Омске, сообщают очевидцы в паблике Regik55 .
13.12.2017 СуперОмск
В Омске из-за загоревшей сауны в квартире эвакуировали 5 детей и кота - РИА Омск-Информ55.mchs.gov.ru Накануне вечером в 12-этажке по Ватутина загорелась квартира на 7 этаже.
13.12.2017 РИА Омск-Информ
На 503 км трассы Тюмень-Омск водитель грузовика DAF насмерть сбил пешехода - Коммерческие вестиЛичность погибшего мужчины устанавливается . Вечером 13 декабря следственно-оперативная группа тюкалинской полиции осмотрела место дорожно-транспортного происшествия на 503 километре трассы Тюмень-Омск.
14.12.2017 Коммерческие вести
В селе Ольгино Омской области пожарные спасли 280 лошадей, коров и баранов - Коммерческие вести
В селе Ольгино Омской области пожарные спасли 280 лошадей, коров и баранов
Предварительная причина пожара — замыкание электрического подогрева на тракторе МТЗ 2008 года выпуска.
Коммерческие вести
Мясо пытались провезти в Омск из Казахстана. - Аргументы и факты
Мясо без документов в Омск не провезли
В начале декабря специалистами управления россельхознадзора на границе задержана партия мяса.
Аргументы и факты
Серик Батталов: «Пацанов не вернёшь, вопросы им не задашь» - Бизнес-курс
Серик Батталов: «Пацанов не вернёшь, вопросы им не задашь»
Омский боец без правил, обвиняемой в жестоком  убийстве владельца «Лексуса» в  последнем слове заявил, что «не хочет соскочить» Сегодня, 13 декабря, бывший омоновец и боец ММА Серик Батталов,
Бизнес-курс
Экс-министр культуры Лапухин забыл про худсовет Лицейского театра и «отнял» у врубелевцев пять миллионов - СуперОмскНакануне в омском драмтеатре прошла пресс-конференция руководства омского драмтеатра.
14.12.2017 СуперОмск
Реконструкция «Подвиг крейсера «Варяг» - ОмГМУ31.10.2017 Школа молодого ученого приглашает на мастер-класс Читать>>> 31.08.2017 Нас поздравляют с началом нового учебного года!
13.12.2017 ОмГМУ
DSC_0282-facebook.1200.72.jpg - Министерство культурыСегодня в Омской государственной областной научной библиотеке имени А.С. Пушкина открылся «Музей миниатюрной книги», который является единственным в Сибири и вторым в России:
13.12.2017 Министерство культуры
Елена Ульянова: «Отец жив, пока его помнят» - Омская правда
Елена Ульянова: «Отец жив, пока его помнят»
Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев Дочь народного артиста СССР – о знаменитом отце.
Омская правда
Театр имени Вахтангова покажет в Омске 6 спектаклей - Коммерческие вести
Театр имени Вахтангова покажет в Омске 6 спектаклей
Омский  театр драмы договорился с театром имени  Вахтангова об обменных гатролях Летом 2018 года в Омск приедет с большим гастрольным туром Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова.
Коммерческие вести
Артисты Омской драмы в новогодние дни дадут на главной улице Москвы представления - Коммерческие вести
Артисты Омской драмы в новогодние дни дадут на главной улице Москвы представления
Олег ТЕПЛОУХОВ покажет на Тверской спектакль «Как рождается сказка» Правительство города Москвы перед новогодними праздниками проводит фестиваль «Путешествие в рождество» при участии дирекции фестиваля «Золотая маска».
Коммерческие вести
omskinform.ru Как и предполагалось, 30-летний парень, который скончался во время матча в спорткомплексе «Строитель» умер от острой сердечной недостаточности.
13.12.2017 РИА Омск-Информ
Суд арестовал счета пассажирского предприятия. - Аргументы и фактыПричина ареста – долги предприятия В Омске суд арестовал счета ПАТП №4.
14.12.2017 Аргументы и факты
МОК пожизненно отстранил от участия в Олимпийских играх ещё одну омичку - Коммерческие вестиВоспитанница омского хоккея Анна ШИБАНОВА будет подавать апелляцию в CAS.
14.12.2017 Коммерческие вести
Омичи вышли на народную лыжню - Омская правда
Омичи вышли на народную лыжню
Автор Виолетта Гордиенко Фото Евгений Кармаев Это состязание традиционно открывает новый лыжный сезон.
Омская правда
Нет России – нет Игр! - Омская правда
Нет России – нет Игр!
Автор Татьяна Шипилова Фото Евгений Кармаев Омичи устроили флешмоб в поддержку отечественных спортсменов, отстраненных от участия в Олимпиаде-2018.
Омская правда
«Факел» омского гандбола - Омская правда
«Факел» омского гандбола
Автор Алексей Струнников Фото Евгений Кармаев В минувшие выходные прошел XX блицтурнир по гандболу на призы нашей газеты.
Омская правда
Управляющая компания заплатит 100 тысяч омичке, которая сломала руку по пути в поликлинику - Om1.RuФото: gazeta.ru Женщина поскользнулась на дорожке, прилегающей к фасаду дома.
14.12.2017 Om1.Ru
Над Омском прольется метеорный поток Гемениды - ГТРК ОмскПри ясной погоде можно увидеть до 120 падающих звезд в час. 14 декабря произойдёт одно из красивейших природных явлений - метеорный поток Гемениды.
14.12.2017 ГТРК Омск
Экс-министр культуры Лапухин забыл про худсовет Лицейского театра и «отнял» у врубелевцев пять миллионов - СуперОмскНакануне в омском драмтеатре прошла пресс-конференция руководства омского драмтеатра.
14.12.2017 СуперОмск
В Омской области пожарные отстояли от огня ферму с животными - МЧС РоссииВ Полтавском районе сотрудники МЧС вывели из горящего здания фермы 280 сельскохозяйственных животных, а также не допустили распространения огня и отстояли здание фермы.
14.12.2017 МЧС России
Адвокат Любушкин: «Батталов был на грани, но он её не переступил» - Бизнес-курсЗащитник омского бойца без правил, бывшего омоновца, обвиняемого в жестоком убийстве владельца «Лексуса», заявил, что его клиента «зомбировали», закон он не нарушал.
14.12.2017 Бизнес-курс