Новости города БезФормата.Ru
Омск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Михаил Пиотровский: «В Эрмитаж я попал, едва научившись ходить»

Михаил Пиотровский: «В Эрмитаж я попал, едва научившись ходить» - ИА Омскрегион
Фото: omskregion.info

Генеральный директор Государственного Эрмитажа об уникальных проектах крупнейшего музея и о том, как другие города завидуют Омску

В диалоге с отцом

– Михаил Борисович, Пиотровские более полувека во главе Эрмитажа. Кому было труднее руководить музеем – вашему отцу или вам?

– Думаю, всегда трудно. Сейчас, поскольку есть мобильная связь, я сплю с несколькими телефонами, а папа спал рядом с одним, стационарным. В каждое время есть свои трудности, всегда нужно доказывать, что культура выше всего остального. Раньше, в советское время, были идеологические проблемы, а финансовых – меньше. Когда в 1991 году я стал директором, идеологических проблем не было никаких, при этом в музее – ни копейки. И никакой надежды на финансовое благополучие. Сегодняшнее время посередине между этими крайностями. Опять начались идеологические проблемы. Вызовы, которые существуют в музейной жизни, всегда трудные. Но когда ты с ними справляешься, это очень важный результат. Так что всегда трудно работать, но всегда интересно.

– Вы помните, когда вы впервые переступили порог Эрмитажа?

– Не помню, потому что это произошло, как только я научился ходить.

– Предполагали, что будете работать в Эрмитаже?

– Нет, конечно, не предполагал.

– Какие принципы вашего отца, по-вашему, должны неукоснительно соблюдаться сотрудниками Эрмитажа?

–  Никаких особых принципов у отца не было. Кроме принципа порядочности, верности Эрмитажу. Я всегда сверяю свои поступки с отцом, не пытаясь на него равняться. Думаю, когда он считает, что я не прав, а когда прав и наши оценки происходящего более-менее совпадают.

– Как собирается коллектив Эрмитажа? Нужно обладать особыми качествами, чтобы работать в крупнейшем музее?

– Эрмитаж сам определяет, подходит ему человек или нет. Можно прийти на работу, но если не подходишь, музей тебя выпихнет тем или другим способом. После пяти лет работы остаются подходящие сотрудники. Они сами могут не понимать, какими качествами они соответствуют Эрмитажу.

– Какие традиции Эрмитажа, на ваш взгляд, следует сохранять, как ценные экспонаты?

– Главная наша традиция – это доброжелательный дух огромного музея. Эрмитажная традиция – быть лицом страны. В музей приходят иностранные гости, прежде чем пойти на переговоры, и выходят потрясенными увиденным. Но это не мешает музею быть демократичным. В музее есть предметы и история на любой вкус, в нем интересно детям, молодежи, взрослым. Человеку с высоким образованием и человеку без образования, который пришел посмотреть дворец. Еще одна традиция – диалог культур в широком понятии. Можно сказать: «Мне наши художники понятны, а ваши непонятны». История очень легко превращается в войны культур и войны памяти. Сейчас у нас войны памяти расцветают. А музей должен объединять людей и культуры в некий диалог. Эта традиция развивается в Эрмитаже с того времени, когда при Николае I в коллекцию включили археологические находки. Музей постоянно пополнялся и стал энциклопедическим, универсальным, который рассказывает о разных культурах, истории их освоения.

Треть посетителей приходит бесплатно

– Как вы относитесь к инновациям? Они не входят в противоречие с традициями?

– Не входят. Наоборот, именно в борьбе за традиции создаются инновации. Эрмитаж – ну зачем скромничать – самый инновационный музей в России и один из самых инновационных в мире. Мы подчеркнуто консервативны, потому что мы работаем в музее XIX века. В музее с окнами, что создает разные проблемы. Когда я стал директором, у нас проходил Международный консультативный совет, и коллеги из-за рубежа говорили: надо, чтобы музей XIX века сохранялся. Это последний и единственный музей в духе того времени, и не надо слишком стараться, чтобы превратить его в музей XX века.

– В «Дни Эрмитажа в Омске» посетители музея имени Врубеля увидели привезенное вами уникальное аудиовизуальное оборудование. Не заменит ли виртуальное путешествие по музею реальное?

– Мы демонстрировали в Омске не оборудование, а использование этого оборудования. Сегодня оно дорогое, потом будет дешеветь, правда, появятся новые технологии, и опять цена взлетит. Но музей ничего не тратил, это экспериментальное оборудование. Его использование – способ привлечь спонсоров и производителей. Поэтому можно проявлять изобретательность, чтобы и в вашем музее сделать что-то подобное. Конечно, сейчас виртуальностью заменяется подлинность, мы живем в таком мире. Музей остается единственным оплотом подлинности. Мы показали омичам «Путешествие в историю Эрмитажа с Константином Хабенским» и «Зал Юпитера». Рассматривая зал через специальные очки, человек может подняться к голове античной статуи Юпитера и посмотреть ему в глаза – это хорошее дополнение к тому впечатлению, которое дает посещение музея. Я не противник виртуальности, я за то, чтобы помочь людям воспринимать произведения искусства, но против того, чтобы человек решил: «Я все видел, не надо мне никакого Эрмитажа». Оборудование должно помогать музейному делу, но энергию подлинности можно ощутить только в выставочном зале.

– Михаил Борисович, музею нужно зарабатывать деньги, а у вас немало льготников, которые посещают Эрмитаж бесплатно. Как это сочетается?

– Не нужно музею зарабатывать деньги, музей может зарабатывать деньги. Вопрос о льготах должен решать сам музей, никто не должен ему указывать. Один из способов оценки работы музея – сколько он заработал. Но, несмотря на это, к нам могут прийти бесплатно школьники и студенты, независимо от гражданства и национальности, а также пенсионеры России и Белоруссии. Плюс – один бесплатный день для всех каждый месяц. Наши льготники – это треть из четырех миллионов посетителей музея.

– Приходилось ли вам сталкиваться с цензурой?

– В Эрмитаже цензуры, слава богу, нет. У нас нет цензуры от властей, но есть цензура публики. Музей должен просвещать публику, а люди не всегда хотят просвещаться. Они считают: если мне это не нравится, значит, это плохо. Одним нравится одно, другим – другое. Чтобы понять какие-то вещи, надо знать контексты. Музей постоянно пребывает вот в таком движении и диалоге с публикой.

– На днях в Эрмитаже открылась выставка к 100-летию революции. Сложно было ее подготовить?

– Это грандиозный проект, весь дворец преобразился, чтобы заставить стены говорить о том, что происходило. А происходило многое. Зимний дворец был громадным лазаретом, в нем заседали различные комиссии, одна из них готовила процесс над императором, который так и не состоялся: царя убили без суда. Здесь находились Временное правительство, Керенский, был штурм Зимнего. Мы попытались передать атмосферу этих событий. Есть экспозиция, посвященная фильму Эйзенштейна «Октябрь». по теперешним понятиям, фильм – это фальсификация истории. Но это художественное осмысление происшедшего и попытка придать красивую форму событиям, которые, в отличие от других, имели результат. Это первая большая выставка в Эрмитаже, посвященная революции. Мы считаем, что революция стала историей, и можно рассуждать о ней по-музейному, превращая разговор в диалог, а не в споры.

– А к юбилею Победы вы открывали выставку о работе Эрмитажа в блокадном Ленинграде?

– Мы регулярно делаем такие выставки. Если в эпоху революции нужно было спасать музей от всего, что творилось, то во время войны нужно было не только спасать, но и представлять искусство символом борьбы добра со злом, символом стойкости. Существование Эрмитажа в осажденном Ленинграде делало этот город неприступным.

Лувр перенимает опыт         

– Чья это была идея создания центров Эрмитажа в разных городах мира?

– Идея наша. Существует проект, который музей выполняет уже в течение 25 лет. Он называется «Большой Эрмитаж». Как проекты большого Токио, большой Москвы, он предусматривает включение в музейную программу всего вокруг. Это такие концентрические кольца: Дворцовая площадь, филиал Эрмитажа в Петербурге, открытое фондохранилище, выставки, центры Эрмитажа вне Петербурга. Мы давно это придумали и начали создавать центры в Лондоне, Амстердаме, потом в Казани, других российских городах.

– Есть ли такая практика в крупнейших зарубежных музеях?

– Это наша идея. Есть опыт создания филиалов внутри своей страны. У нас же не филиалы, а именно центры, которые сами по себе независимы, являются частью культурной карты своего региона и одновременно содержат в себе обращение к Эрмитажу, который определяет то, что в них происходит. Это было похоже на то, что делает Фонд Соломона Гуггенхайма. Но у американского музея центр в Венеции возник сам по себе, и оттуда картины никогда не должны вывозиться. «Гуггенхайм» участвует в работе центра только советами. У нас идея другая. Мы вместе с Нью-Йоркским музеем Гуггенхайма делали центр в Лас-Вегасе. Он очень удачно работал семь лет, но оказалось, что центр очень дорого содержать. Сейчас Лувр открывает свой центр в Абу-Даби. Как говорил бывший директор Лувра Анри Луаретт, на это французов подвиг наш пример, это правильно и интересно. Получается, мы придумали способ делать то, что у тебя есть, общим достижением. И для этого найден верный алгоритм.

– Расскажите о ваших впечатлениях от того, как идут дела на реконструкции здания под центр «Эрмитаж-Сибирь».

– Я не впервые в Омске, а на площадке побывал впервые. Мы там были с коллегами из Музея имени Врубеля и директорами Екатеринбургского и Владивостокского музеев, где тоже создаются центры Эрмитажа. Я увидел место нашего будущего центра, раньше мне его показывали на картинках, это было красиво. А тут я убедился, что место изумительное. И символично: центр будет на улице Музейной. Еще в аэропорту мне показали археологические находки, обнаруженные во время строительных работ: захоронение третьего тысячелетия до нашей эры. Мне, как археологу, показалось это хорошим знаком. Находки можно сделать частью постоянной экспозиции центра. Что касается строительных работ – по-моему, они идут так, как надо. Самое сложное в нашей культуре – строительство. Почему-то трудно строится все, что нужно для музеев. Будем надеяться, что реконструкция закончится благополучно.

– Как Омск попал в перечень городов, где работают или готовятся к открытию центры Эрмитажа?

– Омску многие завидуют, говорят: а почему Омск получит центр «Эрмитаж-Сибирь», а не Новосибирск или Иркутск? Мы сочли, что у Омска есть качества, которые нам подходят. И энергичные люди, готовые продвигать проект. То есть в Омске мы нужны, полезны и сможем стать частью жизни города с громадными культурными традициями.

Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев

Сибирь открывает Эрмитаж - ИА ОмскрегионНа минувшей неделе Омск принимал Дни Эрмитажа. На минувшей неделе Омск принимал Дни Эрмитажа.
08.11.2017 ИА Омскрегион
В Омске покажут рыцарские шлемы и старинные доспехи из Эрмитажа - ИА Новый Омск«Дни Эрмитажа в Омске» проходят при поддержке ОТП Банка. В музее имени М. А. Врубеля прошло торжественное открытие выставки «Ремесло как искусство».
08.11.2017 ИА Новый Омск
Сибирь открывает Эрмитаж - Омская правдаНа минувшей неделе Омск принимал Дни Эрмитажа. На минувшей неделе Омск принимал Дни Эрмитажа.
08.11.2017 Омская правда
«Вся Сибирь приедет к нам» - ИА ОмскрегионФилиал Эрмитажа в Омске станет самым большим в России. На минувшей неделе Омский регион посетил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
08.11.2017 ИА Омскрегион
Музей будет располагаться на четырёх этажах. - Аргументы и фактыО том, чтобы открыть в Омске представительство одного из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических музеев России и мира, заговорили ещё в 2013 году.
08.11.2017 Аргументы и факты
Куратор из Эрмитажа провел индивидуальную экскурсию щедрым омским бизнесменам - СуперОмскФото: Анна Шестакова В Омске закончились Дни Эрмитажа – несколько дней были очень насыщенными и для деятелей культуры и для простых омичей.
03.11.2017 СуперОмск
Премия учреждена для журналистов, пишущих о культуре и работающих в городах, где создаются центры-спутники Государственного Эрмитажа.
03.11.2017 OmskTime.Ru
IMG_9864-facebook.1200.72.jpg - Министерство культурыПремия учреждена для журналистов, пишущих о культуре и работающих в городах, где создаются центры-спутники Государственного Эрмитажа.
03.11.2017 Министерство культуры
Михаил Пиотровский: «Десять лет мы картины из Эрмитажа вообще не вывозили, было опасно» - Om1.RuФото: nrfmir.ru С чего начался ваш день в Омске? — День начался рано, самолёт прилетел в 4 утра.
02.11.2017 Om1.Ru
Директор государственного музея «Эрмитаж» приехал на несколько дней в Омск.
02.11.2017 Аргументы и факты
Накануне Дня влюбленных экс-супруга украла у владельца автомойки выручку - РИА Омск-Информархив пресс-службы УМВД по Омской области Перед праздником 31-летняя женщина приехала на работу к бывшему мужу и привезла алкоголь.
16.02.2018 РИА Омск-Информ
Омич нашел гроб в кустах - ИА Омск здесьАвтор: Александра Каштанова Странную находку омич обнаружили в поселке Николаевка и признался, что сначала был слегка шокирован.
17.02.2018 ИА Омск здесь
В Омске на Лукашевича в лобовой аварии столкнулись три машины - Om1.RuФото: vk.com/aomsk На месте аварии приезжала скорая. Инцидент произошел сегодня утром, 17 февраля, на улице Лукашевича в районе Автовокзала.
17.02.2018 Om1.Ru
В Омске начались масленичные гуляния - Администрация г. ОмскОни продолжатся и в воскресенье. Их центром станет площадь Победы, Любинский проспект, улица Бударина и все муниципальные парки.
17.02.2018 Администрация г. Омск
IMG_8342.jpg - Министерство культурыЕжегодно в масленичную неделю по всей России проходят народные гуляния, с песнями, танцами и различными развлекательными мероприятиями.
16.02.2018 Министерство культуры
Известный российский актер решил попасть в омское СИЗО - ИА Омск здесьАвтор: Александра Каштанова Борис Щербков снимается в художественно-документальном фильме омского телеканала, раскрывающего тайны банды подростков, орудовавшей в городе после Второй мировой войны.
17.02.2018 ИА Омск здесь
Максим Грачев: «В древности в Прииртышье жило до миллиона человек» - Омская правда
Максим Грачев: «В древности в Прииртышье жило до миллиона человек»
Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев Директор музея археологии и этнографии ОмГПУ об уникальных находках на улице Музейной и об археологии, белой и черной.
Омская правда
Какой должна быть главная улица города? - Омская правда
Какой должна быть главная улица города?
Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев На «Даче Онегина» обсудили, как наполнить Любинский проспект жизнью.
Омская правда
Маслобойка, библия и аккордеон - Омская правда
Маслобойка, библия и аккордеон
Автор Виолетта Гордиенко Фото Евгений Кармаев Татьяна Ренье уже четырнадцать лет является хранительницей сельской истории.
Омская правда
17 февраля 1968 года – ровно 50 лет назад – Виктор Блинов стал олимпийским чемпионом по хоккею - Sportom.RuПрославленный защитник стал лучшим бомбардиром советской команды среди игроков своего амплуа .
18.02.2018 Sportom.Ru
0 27e46f925ab388e6b62a642710c11958 - СибГУФК11 февраля 2018 года на территории сноупарка «Крутая горка» состоялся 2 этап «Омского областного Фестиваля сноуборда и горных лыж 2018» ,
18.02.2018 СибГУФК
Омский хоккеист Лемтюгов после удаления селезенки возвращается на лед   [ВИДЕО]   - РИА Омск-Информhawk.ru В соцсети нападающий разместил видео, где сообщил о допуске к игре.
17.02.2018 РИА Омск-Информ
На дворе – Масленица - Омская правда
На дворе – Масленица
Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев Омичей ждут бег в мешках, «петушиные бои», валеночный биатлон и «хозяйские» блины.
Омская правда
Лыжне все возрасты покорны - Омская правда
Лыжне все возрасты покорны
Автор Евгений Орлов Фото Евгений Кармаев В Омске прошла XXXVI всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России».
Омская правда
Дмитрий Крикорьянц: «В марте в Прииртышье будет своя Олимпиада» - Омская правда
Дмитрий Крикорьянц: «В марте в Прииртышье будет своя Олимпиада»
Автор Евгений Орлов Фото Евгений Кармаев Глава регионального минспорта об Играх в Пхенчхане, областном «Празднике Севера» и подготовке к чемпионату мира по футболу.
Омская правда
Загадка полыньи и самая правая программа на выборах: как прошел визит Бабурина в Омск - Om1.RuФото: Сергей Мельников Кандидат-националист представил свою версию аббревиатуры «СССР», предложил доплачивать россиянам с момента рождения, сравнил Омск с Афганистаном и сфотографировался с уже знаменитой полыньей.
18.02.2018 Om1.Ru
В Омске маршрутка с пассажирами врезалась в столб - Om1.RuФото: vk.com/aomsk В ДТП пострадали две пассажирки. Сегодня, 17 февраля, на улице Богдана Хмельницкого пассажирская маршрутка врезалась в столб.
17.02.2018 Om1.Ru
Депутатский мандат Валерия Бойко перейдет к экс-губернатору Виктору Назарову - ИА ОмскрегионНа пленарном заседании Заксобрания 15 февраля депутаты единогласно проголосовали за его кандидатуру.
15.02.2018 ИА Омскрегион
Омские пенсионеры отобрали нож и скрутили домушника на месте преступления - ИА ОмскрегионИнцидент произошел в Советском округе. Пожилая супружеская пара в квартире сына увидела вора, который складывал ценности в коробку.
17.02.2018 ИА Омскрегион
Омск развивается медленнее растерзанного войной Афганистана — Бабурин - Om1.RuФото: Сергей Мельников Кабул, по мнению политика, превратился из деревни в процветающий город, а в Омске — обратная тенденция.
17.02.2018 Om1.Ru