ПО ЗАКОНУ ЛЮБВИ

Когда-то давным-давно, году в восьмидесятом, пришёл я в литературное объединение, что работало при газете «Молодой сибиряк», вёл его В.Н. Мурзаков. Смотрел я на Валерия Николаевича, конечно же, снизу вверх, как впрочем, и сейчас, и не потому, что он человек большой и высокий, а потому, что в своем деле мастер.

В этом убеждаешься всякий раз, когда «Литературный Омск» публикует, а это нет-нет да и случается, рассказы Мурзакова. Сегодня я держу в руках новую книгу Валерия Николаевича «Возвращение Родины», она издана в Москве летом 2014 года, в неё вошли под одну обложку рассказы и ряд публицистических статей. Я, как приверженец дат и цифр, не мог не соотнести издание книги с 75-летием автора, которое он отметит в 2015 году, но это сугубо мои домыслы и предположения. Так что если писатель встретит юбилей с ещё одним сборником, буду только рад.

Нижеследующий текст вовсе не литературоведческая статья, я дерзнул поделиться впечатлениями от книги Мурзакова. Начну, пожалуй, с рассказа «Белые гуси». Он написан на рубеже восьмидесятых-девяностых годов прошлого века, первый раз опубликован в альманахе «Иртыш» (давным-давно канул в лету этот замечательный омский альманах), но так получилось, что мне в руки рассказ попал всего два года назад. По этому поводу не сожалею, так, видимо, и должно было случиться, дабы прочитал рассказ с позиции сегодняшнего времени. И хотя действие «Белых гусей» развивается в годы, когда ещё не снесло ветрами перемен такие хозяйственные субъекты, как колхозы, ещё был жив Советский Союз, от рассказа не веет архаикой, вчерашним днём. Наоборот.

Герой рассказа Фёдор Меркулов коммунист (председатель колхоза как-никак), атеист, но живёт, по большому счёту, по заповедям Божиим. Давая ему характеристику, можно процитировать строки из очерка Мурзакова «Сыновий долг» (тоже вошёл в книгу), в котором он пишет: «… деревенская жизнь с её непрерывным нелёгким трудом закалила его, вложила общинную мораль с её чувством совести и справедливости – главным стержнем его характера». Нет, Меркулов вовсе не праведник, он многогрешный русский мужик-трудяга, но с обострённым чувством ответственности за коллектив, данный судьбой в подчинение, землю, на которой выпало жить. Есть у него давняя мечта проложить прямую дорогу до железнодорожной станции, чтобы не делали колхозники круг в семьдесят километров, спрямить его до восемнадцати. Эта мечта и свела с покупателем. «Покупатель с большой буквы», – говорит Меркулову председатель райисполкома. Наступившие «демократические свободы» дали возможность распоряжаться колхозными землями. Вот и надумал Меркулов воспользоваться этим для обретения желанной дороги.

Основная «площадка» рассказа – укромная заимка на берегу озера. Здесь располагаются продавец и покупатель. Пьют они из стаканов водку, обмывая сделку, закусывают ухой, что подана к столу с пылу с жару, поют песни. В обмен на дорогу отдаёт покупателю Меркулов живописные угодья. На них и надо было бы строить далёкому предку деревню, да пожалел он такую красоту. Оставил нетронутыми для потомков. Искренне желая облегчить жизнь односельчан, дать им дорогу, председатель идёт на отторжение колхозных земель.

Большой писатель Мурзаков многое оставляет за рамками рассказа. Он «всего-то» мастерски живописует встречу двух людей, пути-дороги которых пересеклись на несколько часов и снова навсегда разойдутся. Так и не совсем так. На заимке происходит встреча представителей двух миров, двух миропониманий, двух мировоззрений. Они жили до сей поры параллельно, и никогда бы не пересеклись, кабы не то, что было названо социально-экономическими реформами. В обществе (да и в человеке) на свет выходит доселе скрываемое, запретное, незаконное. Мурзаков слова не говорит об этом, предоставляя мне, читателю, самому додумать, сделать выводы. Покупатель – вор в законе, живущий по понятием, по принципу – умри ты сегодня, а завтра посмотрим… Когда-то юным зеком-карманником бежал он с вором в законе из лагеря. По жуткому морозу они преодолели не одну сотню километров по тайге, карманник перехитрил пахана (хотя должно было быть наоборот), ушёл с его золотом, с этого началась воровская «карьера» покупателя. Ничего этого не знает Меркулов. Покупатель, конечно, «кинет» его, дороги строить не будет. Страна начинала жить по волчьим законам, да Меркулов отстал от «новой линии партии».

Совсем небольшой рассказ «Сумерки». Сюжет, казалось бы, всего ничего. Ну, посидели на подоконнике заброшенной пятиэтажки два бомжа, мужчина и женщина, покурили, вспомнили по эпизоду из прошлой жизни. Но как мастерски это сделано! С какой силой достоверности и художественной убедительности, с каким сердцем! Работает каждый миллиметр площади рассказа. Характерная деталь, короткий, но ёмкий диалог, несколько «мазков» и нарисованы человек, ситуация, время. Нет ни надрыва, ни слезливости, а царапает душу, заставляет её маяться, болеть. Можно и нужно задаваться вопросами, как получилось, что герои опустились на дно, что заставило их уйти из привычного мира? Однако это одному Богу известно, а у Него, как говорит Священное Писание, первые, в конечном итоге, могут стать последними, а последние первыми.

Читая рассказ «Скатертью дорога», вспомнил услышанную от протоиерея Олега Стеняева мысль. Он задаётся вопросом в одной из своих проповедей: почему наши кладбища сплошь «заселены» в последние годы людьми, которым жить бы да жить, а они ушли в столь раннем возрасте? И сам отвечает: да потому, что не соблюдается пятая Божия заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли». Сын героя рассказа Василия Трофимова, Игорь, рано отбился от рук, пошёл по дорожке уголовника, рецидивиста. Отец, в конце концов, смирился с этим, понимая, что не переделать уже чадо. Пожилой человек тянет свою лямку, жить-то надо, а Игорь катится по наклонной. Процитирую рассказ: «…один знал, – что у него есть отец, который никогда не поймёт и не простит его, а другой знал, что у него есть сын, никчёмный, неблагодарный уголовник, не признающий обычной человеческой жизни и людского порядка». Многие годы они и думать друг о друге почти не думали, не испытывали никаких родственных чувств.

Для чего даётся человеку смертельная болезнь? Верующий человек скажет: смирить гордыню, заставить осознать свои грехи, покаяться в них. Болезнь – не только испытание для болящего, она испытание и для его близких. Игорь, уйдя на зону в очередной раз, смертельно заболевает. Отцу выдали его на коляске. В рассказе есть пронзительнейшая сцена, в старом медицинском Уазике Василий везёт Игоря из колонии домой умирать. «Игорь понимал, что осталось ему жить очень мало, и не находил в душе того важного, что он должен был сказать отцу, успеть сказать. Василий тоже понимал это и чувствовал только боль, которую испытывает родитель, теряя ребёнка. Перед ним сидел старик, измочаленный судьбой и болезнью, он понимал, что сын нуждается в словах поддержки, ободрения и надежды, но испытывал к нему только любовь, для которой у Василия не было слов. Василий протянул руку и осторожно положил её на коротко остриженную голову сына. Игорь осторожно снял руку отца и прижал её к своей щеке. Она была влажная от слёз. За сорок минут дороги они не сказали друг другу ни слова».

Болезнь возвращает отцу и сыну любовь, которая, говоря словами апостола Павла из 1-го послания к Коринфянам: «…долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине… Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит… никогда не перестает…»

Сын умирает, а отцу нести эту любовь во спасения души сына. А душе сына молиться за отца…

Без малого половину книги «Возвращение Родины» занимают очерки и публицистика Мурзакова. Есть расхожая мысль, что художник обязан решать сугубо творческие проблемы, раз уж дан ему от Бога талант. К примеру, писатель не должен размениваться на газетчину. Думаю, мы, читатели, не досчитались многих рассказов Мурзакова по причине того, что он в девяностые годы несколько лет плотно работал в оппозиционной общественно-политической газете «Омское время». С высоты сегодняшнего дня особенно остро понимаешь, какие страшные времена пережила тогда наша страна. Беспредельные, бандитские, воровские. Пьяница президент, его свита – двуличная, продажная, подлая, воровская. Россию они продавали оптом и в розницу. Останавливали заводы, банкротили целые отрасли (сегодня героически пытаемся возродить мощнейший в прошлом авиапром, кардинально оздоровить ракетостроение), разваливали армию. Патриот было самым ругательным словом. И что уж стыдливо отводить глаза, практически у всех омских газет оно было таковым – ату патриотов. Чуть не все беды России рьяные журналисты (нетрудно вспомнить среди них имена омских) связывали с наличием военно-промышленного комплекса. Сейчас это кажется диким, но ведь было! Кто-то писал от элементарной глупости, кто-то от всеядности (куда ветер власти дует, о том и пишу), а кого-то глупцом вовсе не назовёшь…

В своих статьях в опальной газете Мурзаков взывал к здравому смыслу, с болью в сердце писал о развале богатейшей страны, обличал перевёртышей всех мастей. Не мог он сидеть в башне из белой кости и не отдавать силы, энергию, литературный талант газете, если человек труда, профессионал, оказывался безработным, если в сознание школьника вдалбливалось со всех экранов: главное в жизни – это деньги-деньги-деньги, а свобода – это безнравственность, разврат, жестокость, насилие, безнаказанность… Не мог писатель-патриот молчать, в то время как культура была низведена до попрошайки и нищенки. Её подменяли суррогатом. Да и подменяют. Художник ставился зависимым от денежного мешка. Более двух десятилетий прошло, прежде чем общество начало отрезвляться, осознавать, на какие грабли его подтолкнули ловкие дельцы.

Перечитываю статьи Мурзакова об октябрьском перевороте 1993 года, записи его бесед с народными депутатами России В.И. Котельниковым и С.Н. Бабуриным, пережившими трагедию расстрелянного Белого дома. На фоне кровавых, поистине чудовищных событий на Украине это читается особенно обжигающе. Ты снова понимаешь, рядом с тобой живут те, кто может в один момент запросто отдавать приказ стрелять в мирную демонстрацию, расстреливать из танков парламент. Одни будут делать это в силу своей глупости, другие из подлости, ангажированности. У одних животных страх за свои деньги, сладкую жратву, недвижимость и шкуру (продажную в том числе), но обязательно найдутся другие, готовые защищать первых. Опять же делая это или по собственной одноизвилинности, или за деньги, или будучи одурманенными, оболваненными. В начале девяностых одномоментно поднялась пятая колонна, и это в то время когда Россия совсем недалеко ушла от Советского Союза. Но ведь дальше она только крепла, страна сделалась проходным двором для так называемых западных советников, профессиональных агентов влияния и спецслужб, миссионеров всех мастей, воспитала новых Иванов, не помнящих родства.

Такие грустные мысли возникли при чтении публицистика Мурзакова. К великому сожалению, она не только не устарела, но и зазвучала по-новому. Скажу честно, я поначалу подумал: зачем Валерий Николаевич столько места отдал статьям написанным много лет назад? Но вчитался – всё правильно. Разве перестала скудеть русская духовность, о чём горит Мурзаков в статье «У народа отняли книгу»? Мы немного встрепенулись и заговорили о Русском мире, его духовной составляющей после событий на Украине. Однако (сколько тому примеров) мы блестяще умеем заговорить любую проблему. Что мы только не «перестраивали» за последние и не «оздоравливали»… Своей публицистикой Мурзаков предупреждает нас об этом. Перестройщики и оздоровители они ведь никуда не делись…

Мы знаем замечательные книги В.Н. Мурзакова «Проходчики», «Мы уже ходим, мама», «Ищи в себе», «А им жить», «Голоса за стеной», «Полина. Повести о любви» и другие… «Возвращение Родины» займёт достойное место в этом ряду. Как и все книги Мурзакова она написана по закону любви к человеку, земле, Родине, тем и будет дорога читателю, который стремиться руководствоваться в жизни главным её законом.

Сергей Прокопьев

Руководство землячества выражает сердечную благодарность Валерию Николаевичу Мурзакову за согласие опубликовать его новую книгу «Возвращение Родины» на сайте библиотеки Омского землячества.

Прочитать книгу можно ЗДЕСЬ

 
По теме
Омичка проигнорировала ПДД и влетела в иномарку на Красноярском тракте Женщина нарушила ПДД и разметку на дороге: вместо разрешенного направления направо она двигалась прямо и врезалась в автомобиль Toyota Vitz.
За минувшие сутки в дежурные части Управления МВД России по Омской области поступило 1190 сообщений и заявлений о происшествиях.
С 23 по 29 марта кафедра челюстно-лицевой хирургии ОмГМУ проводит неделю профилактического осмотра полости рта и онкоскринига слизистой оболочки, приуроченную ко Всемирному дню здоровья полости рта.
Фонд ОМС
Уже почти год оказывает медицинскую помощь в Марьяновском районе мобильный ФАП - Gazeta-Avangard.Ru В апреле исполнится год, как автопарк центральной районной больницы благодаря федеральной государственной программе модернизации первичного звена здравоохранения национального проекта «Здравоохранение»,
Gazeta-Avangard.Ru
Песня жить и дружить помогает... - Газета Ваша звезда Наталья Чердынцева, жительница села Юрьевка, не мыслит себя без песни и творчества Культура – понятие широкое и всеобъемлющее, она связывает национальности и традиции, людей разных поколений и вероисповеданий.
Газета Ваша звезда