«Стрелять надо в голову» или что показали в Центре современной драматургии

«Стрелять надо в голову» или что показали в Центре современной драматургии
«Стрелять надо в голову» или что показали в Центре современной драматургии
«Стрелять надо в голову» или что показали в Центре современной драматургии
«Стрелять надо в голову» или что показали в Центре современной драматургии
«Стрелять надо в голову» или что показали в Центре современной драматургии
Фото: superomsk.ru

Фото: Маргарита Липатова

В Омске открылся первый Центр современной драматургии (ЦСД) под руководством драматурга Светланы Баженовой. 27-летняя автор уже известна в театральных кругах. В частности, в омском ТОП-театре спектакли «Госпиталь», «Что такое Новый год?», «Феи из хрущевок», «Служебный роман. Корпоратив», «Иван Царевич и Серый Волк», «Эмиль Большая Голова» поставлены по произведениям Баженовой.

Для первой премьеры ЦСД выбрал пьесу современного автора Валерия Шергина. Автор уже знаком зрителю – ранее (поправить) Омский академический театр драмы брал одно из произведений Шергина «Концлагеристы» для проекта «Сцена под сценой». А совсем недавно эскизный показ по пьесе молодого драматурга был показан в нашем «Пятом театре». В Центре современной драматургии в очередной раз омичи знакомятся с Шергиным и знакомство это более чем приятное – зритель оценил пьесу «Стрелять надо в голову» гангстерского образца и мафиозной темы.

С первых минут спектакля нас вовлекают в историю кинематографическими приемами – очень качественно сделанными и необычными для нас. Встреча с героями происходит с отсылкой на режиссера Гая Ричи и, в частности, его картину «Рок-н-рольщик». Мы все помним эти стилизованные портреты, замирающие в движении, и подпись к ним – например «Джерард Батлер». Так и артисты в спектакле «Стрелять надо в голову», выходя на сцену, замирают под лучом софита, и закадровый голос произносит имена их героев.

Действующие лица постановки: Старший (брат), Младший (брат), Босс, Нулевой, Борзый, Старый, Тихий, Смешной, Пацифист, Последний. Не обошлось и без одного женского персонажа, комичной девицы по имени Стрипка. Ее сыграла очаровательная Зарина Демидова, которая за несколько минут на сцене смогла раскрыть характер своего персонажа. Ее героиня запоминается, несмотря на краткость появления.

В целом, по сюжету семь гангстеров сошлись за одним столом и приготовились, или поругаться, или поделить принесенный куш, как вдруг появляется их босс, который по самому тщательному расчету должен быть на том свете. Босс зол, его приспешники ошарашены и начинается игра с внушительным пистолетом в ту самую русскую рулетку – смертельная, но с шансом выжить и пойти домой.

Состав актеров получился смешанным, но идеально подобранным. Помимо экс-артистов ТОП-театра на сцену вышли новый драмтеатровец Иван Курамов и уже старожил академического – Егор Уланов, а также резидент омского ТЮЗа Дмитрий Керн. Все ребята виртуозно отыграли свои роли, но, то ли благодаря исключительной харизме Уланова, то ли от того, что это действительно яркий акцент пьесы, сцена с героем Егора получилась зрелищнее всего. О каждом из артистов рассуждать смысла нет - все были на своих местах и на каждого хотелось любоваться по ходу спектакля. Каждый обозначил своего героя, согласно данным драматургом именам.

Режиссер поставновки – Ярослав Максименко. Молодой человек практически без купюр забрал текст пьесы и выстроил его на сцене. Характеры персонажей максимально прописаны и практически не вызывают вопросов – этот трусливый, этот спокойный, этот обнаглевший, босс – ну на то он и босс, чтобы быть харизматичным и дерзким парнем, хоть его авторитет немного теряется у зрителя после ухода со сцены того самого Уланова-Старого. Правда, потом гладко восстанавливается.

Небольшим промахом Максименко стал персонаж Старшего. Если приглядеться к тексту пьесы, это не самый простой парень, а герой, смахивающий на персонажа культового фильма «Брат». Он и воевал, он и стрелял, он и убивал и теперь промышляет убийством на заказ. Это киллер. Хладнокровный, покровительственно и по-своему заботливо относящийся к младшему брату и желающий завязать с профессией убийцы, чтобы открыть интернет-магазин. К сожалению, на сцене мы видим примитивного представителя гоп-культуры со всей ее атрибутикой – «кортами», спортивным костюмом и лексиконом. Когда по сюжету мы понимаем, что этот Старший был на войне – это режет наше понимание героя, и мы выбрасываем сей конфликт из головы. Потому что не вяжется такая важная и, грубо говоря, суровая информация с героем на сцене. Для нас он так и остается глуповатым и грубоватым парнем с района.

В остальном всё гармонично. Элементы криминальной комедии четко прописаны. Кроме Гая Ричи мы встречаем и отсылку к Шерлоку Холмсу и дойлевскому «Этюду в багровых тонах» (или «…в розовых тонах» по английскому сериалу с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли). История с ядовитой и безвредной пилюлями ровно вписывается в канву происходящего.

Несмотря на то, что Центр Современной драматургии базируется в бывшем стрип-клубе, о чем нам напоминает шест на сцене, атмосфера бурного прошлого этого заведения растворилась совершенно. Шест зрителю не мешает следить за действием. И в будущем основатели Центра, есть уверенность, будут эффектно обыгрывать его местонахождение на сцене. Зато в спектакле «Стрелять надо в голову» очень пригодилась верхняя конструкция этого шеста. Прямо над головами заветного «круглого» стола с гангстерами расположилась пара героев, которые не в теме мафиозных разборок. Появился эффект двухярусности. Когда шли диалоги наверху, герои нижнего яруса замирали в темноте. Когда продолжалась история с пистолетом и подчиненными босса, затемнялась уже верхняя часть. Простроен спектакль ровно и зритель без труда переключался с одной сюжетной линии на другую.

Еще одним кинематографическим приемом нас радуют и ближе к концу спектакля. Как в фильме мы видим перемотку назад, так и увидели мы ее здесь – очень эффектно и вкусно это воплощено создателями.

Если подытоживать, то есть что. Центр современной драматургии не подвел, актеры ожидаемо отлично справились с задачами. Аплодисменты были громкими, желание увидеть продолжение – искренним. Театр, который представили его создатели, получился непривычным и интересным. Это то место, куда ты точно знаешь, за чем идёшь. Любопытство страждущих по современному искусству будет удовлетворено. Конечно, на «Золотую маску» резиденты ЦСД рассчитывать не планируют, но поднять зрительский опыт на новый уровень – запросто, красиво, и с удовольствием.

Ирина Чернышева

 
По теме
Будущий спектакль – одна из сюжетных линий пьесы современного драматурга из Красноярска Александра Хромова основанная на знаменитой повести Александра Грина «Алые паруса».
Как пояснила автор проекта - ученица известного российского драматурга и режиссера Николая Коляды Светлана Баженова, среди целей, которые ставят перед собой организаторы новой творческой лаборатории, - исследование,
Куда сходить в Омске 29, 30 и 31 марта - Пульс Live Куда сходить в Омске 29, 30 и 31 марта  Пятница - день недели, которого ждут буквально все, от воспитанников детского сада до топ-менеджера крупной корпорации.
Пульс Live
Награда волонтёру - Газета Омский пригород Активист волонтёрского сообщества «Помощь солдатам» был награждён медалью.
Газета Омский пригород