Фейки завели прессу в тупик. Проблему фейковых новостей обсудили на SXSW Избранное

Фото: www.omsktime.ru

Проблема распространения в СМИ и социальных сетях фейковых новостей все еще остается актуальной для зарубежных журналистов. Несмотря на многочисленные обсуждения, проблема лежит глубже, чем просто публикация сомнительных постов в Facebook, которые легко подхватываются публикой. Почему Snapchat чище соцсети Цукерберга, существует ли «правдометр», о чем плачут журналисты и как фейки связаны с психологией?

Весомой частью интерактивного направления фестиваля South by Southwest (SXSW) стало обсуждение проблемы распространения так называемых фейковых новостей. В разные дни мероприятия эту тему затрагивали журналисты The New York Times, Washington Post, Slate, Huffington Post, Vox, Associated Press (AP) и других ведущих американских медиа.

При этом в целом сотрудники изданий выглядели не как эксперты, знающие, что нужно делать, а как участники клуба анонимных фейкофобов, решивших публично поделиться о наболевшем с другими жертвами лживых новостей.

Слова, звучащие со сцены SXSW от представителей прессы, только лишний подтверждают, что смятение и непонимание мира постправды, в котором правят такие президенты, как Дональд Трамп, сохраняется и спустя несколько месяцев после американских выборов.

По данным Pew Research, большинство американцев уверены в том, что они в состоянии распознать фейк. В то же время интернет с его богатством социальных сетей демонстрирует, что зачастую читатели ошибаются.

Рациональную и практичную составляющую во все эти слезные дискуссии добавляли только представители проектов, занимающихся фактчекингом.

Энджи Дробник Холан, возглавляющая организацию Politifact, продемонстрировала «Правдометр» ( Truth-O-Meter) — площадку, на которой проверяются заявления американских политиков и общественников. К слову, сайт появился еще задолго до гонки Дональда Трампа и Хиллари Клинтон.

Сама эксперт констатирует, что СМИ теряют людей, которые умеют отсекать лживую информацию от правдивой. Особенно болезненным моментом является публикация фейков в Facebook. Читатели, как указывает Холан, видят заголовок и ссылку, которой кто-то поделился в ленте, не проверяя источник происхождения этой информации.

О роли России в пропаганде

В свою очередь руководитель бизнес-отделения AP Том Янушевски обратил внимание, что истерия вокруг выдуманных инфоповодов затрагивает как раз-таки Facebook, в то время как в популярном в США коммуникационном сервисе Snapchat этой проблемы нет. Новостной контент в нем распространяют лишь проверенные медиакомпании — Le Monde, Times, Vox, Mashable и другие.

Недостаток Facebook же заключается в том, что пользователи не смотрят на бренд издания, материалы которого появились в ленте социальной сети.

Свою градацию фейков представила научный руководитель другого фактчек-проекта — First Draft — Клэр Вардл. В ее организации полагают, что к причинам распространения дезинформации относятся некачественная журналистика, пропаганда, политическое влияние, личная выгода и даже шутки. Последние по наивности, граничащей...

Проблема распространения в  СМИ и социальных сетях фейковых новостей все еще остается актуальной для зарубежных журналистов. Несмотря на  многочисленные обсуждения, проблема лежит глубже, чем просто публикация сомнительных постов в  Facebook, которые легко подхватываются публикой. Почему Snapchat чище соцсети Цукерберга, существует  ли «правдометр», о  чем плачут журналисты и  как фейки связаны с  психологией?

Весомой частью интерактивного направления фестиваля South by  Southwest (SXSW) стало обсуждение проблемы распространения так называемых фейковых новостей. В  разные дни мероприятия эту тему затрагивали журналисты The New York Times, Washington Post, Slate, Huffington Post, Vox, Associated Press (AP) и  других ведущих американских медиа.

При этом в  целом сотрудники изданий выглядели не  как эксперты, знающие, что нужно делать, а  как участники клуба анонимных фейкофобов, решивших публично поделиться о  наболевшем с  другими жертвами лживых новостей.

Слова, звучащие со  сцены SXSW от  представителей прессы, только лишний подтверждают, что смятение и  непонимание мира постправды, в  котором правят такие президенты, как Дональд Трамп, сохраняется и  спустя несколько месяцев после американских выборов.

По данным Pew Research, большинство американцев уверены в  том, что они в  состоянии распознать фейк. В  то  же время интернет с  его богатством социальных сетей демонстрирует, что зачастую читатели ошибаются.

Рациональную и  практичную составляющую во  все эти слезные дискуссии добавляли только представители проектов, занимающихся фактчекингом.

Энджи Дробник Холан, возглавляющая организацию Politifact, продемонстрировала «Правдометр» ( Truth-O-Meter)  — площадку, на  которой проверяются заявления американских политиков и  общественников. К  слову, сайт появился еще задолго до гонки Дональда Трампа и  Хиллари Клинтон.

Сама эксперт констатирует, что СМИ теряют людей, которые умеют отсекать лживую информацию от  правдивой. Особенно болезненным моментом является публикация фейков в  Facebook. Читатели, как указывает Холан, видят заголовок и  ссылку, которой кто-то поделился в  ленте, не  проверяя источник происхождения этой информации.

О  роли России в пропаганде

В свою очередь руководитель бизнес-отделения AP  Том Янушевски обратил внимание, что истерия вокруг выдуманных инфоповодов затрагивает как раз-таки Facebook, в то  время как в  популярном в  США коммуникационном сервисе Snapchat этой проблемы нет. Новостной контент в  нем распространяют лишь проверенные медиакомпании  — Le Monde, Times, Vox, Mashable и  другие.

Недостаток Facebook  же заключается в  том, что пользователи не  смотрят на  бренд издания, материалы которого появились в  ленте социальной сети.

Свою градацию фейков представила научный руководитель другого фактчек-проекта — First Draft  — Клэр Вардл. В  ее  организации полагают, что к  причинам распространения дезинформации относятся некачественная журналистика, пропаганда, политическое влияние, личная выгода и  даже шутки. Последние по  наивности, граничащей с  глупостью, были приняты аудиторией за  правду.

Говоря же  о  пропаганде, Вардл сообщила, что First Draft «следит за  ролью России» в этом направлении, намекая, по  всей видимости, на  российские СМИ, действующие за рубежом.

Проект выделяет и  семь видов той информации, которую принято считать фейковыми новостями. В  частности, это бессвязность между заголовком, изображением и содержанием материала (часто это встречается в  случаях с  кликбейктом. — «Газета.Ru»); фразы и  ситуации, вырванные из  контекста; манипуляция данными с целью обмана; пародии; новости специально вводящие в  заблуждение; подражание подлинным источникам; полностью сфабрикованный контент.

Сама Вардл призывает издания объединяться для борьбы с  фейками в  профессиональные сообщества. По  ее  словам, участвующие в  First Draft СМИ перепроверяют друг друга.

Опровергнуть и написать заново

Мощный фактчекинговый проект развернули и  в  AP. Сотрудники издания пишут материалы, опровергающие ту  или иную ложь, активно распространяющуюся в  Facebook.

Редактор социальных сетей Эрик Карвин признался, что изначально  AP игнорировало фейковые новости, считая, что любая попытка опровергнуть ложь будет воспринята как попытка оправдания самого издания. Но  когда проблема стала серьезной и обсуждаемой журналисты решили делать контрповествования, донося их  до  читателя через разные интернет-платформы. Для этого  AP сотрудничает с  фактчекинговыми организациями и  Facebook. В  том случае если пользователь решит поделиться фейковой новостью, которую отработали в  издании, то  появится предупреждение, что информация была проверена  AP и  признана сомнительной.

Тем не  менее доцент кафедры психологии и  развития человека Университета Вандербильта Лиза Фазио уверена, что недостаточно просто помечать неправдивую информацию. Проблема лежит гораздо глубже  — в  когнитивной области и  поведении самих людей.

Согласно исследованиям ее  организации, мозг быстро усваивает информацию, продемонстрированную несколько раз.

«Когда мы  оспариваем фейковые новости, это осложняет ситуацию, так как мы  повторяем эти заголовки и  укореняем их  в  памяти людей еще больше»,  — подчеркивает Фазио. По  ее  мнению, необходимо заменять фейковую историю подлинной, как  бы заново переписывая ее  в  головах читателей.

Так или иначе все участники панелей пришли к  выводу, что их  миссией является предоставление качественного и  проверенного контента и  одновременно с  этим воспитание своих читателей, сделав фактчекинг частью их  жизни. Возможно, к  этому как раз относилось взращивание критического мышления, но  данное словосочетание со  сцены ни  разу не  прозвучало.

Действительно важные вопросы

Но есть и  хорошие новости. Те  журналисты, которые вышли за  рамки противостояния с Трампом, сконцентрировались на  распространении контента с  использованием новых технологических средств. Это видео 360 градусов на  страницах в  Facebook и каналах YouTube, как дальнейшее развитие этого направления  — виртуальная реальность (VR), нейронные сети, искусственный интеллект  и, конечно  же, наличие GIF-анимаций в  материалах. Отметим, что «Газета.Ru» давно уже снабжает свои заметки подобными картинками.

В подобных секциях SXSW тоже не  обошлось без острых дискуссий. К  ним относились этичность использования вертикальных видео и  правильное произношение слова «GIF»  — «джиф» или все  же «гиф»?

Газета.ру

 
По теме
Омский вклад в развитие отношений с КНР Сергей Лавров назвал перспективным - ИА Омскрегион Глава региона отметил уникальную особенность бизнес-проекта. Он считает важным, что процесс налаживания взаимоотношений происходит на стадии становления молодежи как управленцев.
26.05.2018
 
 
Омские предприниматели отмечают профессиональный праздник - ИА Омскрегион Всего в этой сфере занято почти 200 тысяч омичей. Глава Омской области Александр Буркв и спикер Заксобрания Владимир Варнавский уверены, что по тому, как развивается бизнес, можно судить в целом о развитии региона.
26.05.2018
 
Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев 12,5 тысячи омичей приняли участие в международной акции «Ночь музеев».
23.05.2018 Омская правда
Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев На «Культурный завтрак» с «Омской правдой» в ресторан «Сенкевич» были приглашены режиссер Дмитрий Егоров и актер академического театра драмы Олег Теплоухов.
16.05.2018 Омская правда
В дежурные части Управления МВД России по Омской области поступило 1150 сообщений о преступлениях и происшествиях, по результатам проведенных проверок возбуждено 126 уголовных дел, 94 преступления раскрыто.
26.05.2018 УМВД Омской области
В Новосибирской области приступили к масштабному ремонту дорог. До конца года будут отремонтированы 104 километра федеральных дорог в регионе и два путепровода.
25.05.2018 СуперОмск