Конкурс был призван выявить и поощрить лучшие практики родительского просвещения, реализуемые как юридическими, так и физическими лицами, в комплексе с другими просветительско-педагогическими проектами, или в качестве самостоятельно реализуемых программ.
Конкурс проведен с целью выявления и распространения передового опыта родительского просвещения. Он проводился по следующим номинациям:
В октябре 2018 года Организаторы II Всероссийского конкурса Центров и программ родительского просвещения - Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация» совместно с Министерством просвещения Российской Федерации - подвели итоги. Институт развития образования Омской области удостоен I места в номинации «Программы и проекты родительского просвещения психолого-педагогической направленности».
Учебно-методический центр по работе с родителями БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» принял участие в конкурсе, представив образовательную программу «Школа для родителей дошкольников».
Разработка образовательной программы для родителей «Школа для родителей дошкольников» продиктована актуальными направлениями государственной политики и современной ситуацией развития общества в части поддержки родителей дошкольников. Данная программа является преемственной по отношению к образовательной программе «Школа для родителей» (Т.С. Горбунова Школа для родителей: образовательная программа/авторы-составители: Т.С. Горбунова, Н.Ю. Быковская. – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2017. - 36с.) «Школа для родителей» реализуется в школах Омской области с 2015 года, в 2017 году программа заняла II место во Всероссийском конкурсе Центров и программ родительского просвещения, организованном Национальной родительской ассоциации совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации.
Главная идея образовательной программы заключается в реализации первоочередных задач по повышению психолого-педагогической компетентности родителей, с учетом процесса синхронизации обучения родителя в соответствии с актуальным уровнем психофизического и возрастного развития его ребенка.
Основные принципы программы:
Цель образовательной программы: повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития дошкольников.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
Апробация образовательной программы «Школа для родителей дошкольников» проходила в 2017-2018 учебном году в детских садах разного типа Омской области, воспитателями с привлечением логопедов, психологов, дефектологов и др. Для успешной работы по образовательной программе в БОУ ДПО «ИРООО» в течение учебного года проходили мастер-классы, на которых проводилось обучение воспитателей.
В ходе апробации получены отзывы о работе по образовательной программе от Министерства образования Омской области, а также педагогов, участвующих в апробации. Среди родителей проведено анкетирование. Образовательная программа запланирована к реализации в 2018-2019 учебном году на базах ДОО участников региональной инновационной площадки – инновационном комплексе в образовании «Обновление дошкольного образования в условиях введения ФГОС». В рамках телекоммуникационного проекта на основе образовательной программы «Школа для родителей дошкольников» планируется актуализация работы с родителями, сбор новых практик, видеоматериалов, новых форм работы с родителями, а также с родителями и детьми.
На 2018-2019 уч. год запланированы групповые консультации для педагогов ДОО, по вопросам работы с образовательной программой.
Регулярно на индивидуальных консультациях сотрудники учебно-методического центра также дают рекомендации по вопросам работы с родителями, в частности по данной образовательной программе.
Реализация образовательной программы позволяет изучить и сформировать новые модели взаимодействия всех участников образовательного процесса, освоить современные формы включения родительской общественности в процесс управления образовательной организацией, повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей дошкольников.
Пропедевтическая направленность данной программы будет способствовать созданию условий для формирования детской успешности ребенка в школе, что позволит предупредить риски синдрома детской неуспешности.
Реализация образовательной программы направлена на создание позитивных детско-родительских отношений, ответственного родительства. Качественное, осознанное исполнение родительской роли определяет состояние общества, института семьи и психологическое здоровье последующих поколений.