Ради любви к игре

altText
Фото: www.omsktime.ru

На экраны выходит «Тренер» Данилы Козловского, спортивная драма о футболисте сборной России, ставшем наставником провинциальной команды. Еще до премьеры режиссера (он же — исполнитель главной роли) принялись обвинять в неправдоподобии сюжета, а главное — картинки. Портал iz.ru разбирался, насколько вообще велика вероятность снять адекватный фильм о спорте.

Голы, очки, секунды

Спорт в его нынешнем виде придумывали три раза, и чтобы понять, почему спортивные фильмы — один из самых спорных жанров кино, нужно про эти этапы напомнить. 

Сначала была британская средняя школа и физические упражнения (в основном коллективные, хотя и не всегда игры — гребля, например) — такой же элемент закалки духа, как и нетопленые круглый год спальни. От тех времен в мире спорта осталось много чего, например привычка начинать спортивный сезон осенью, а заканчивать весной — ведь это соответствует рамкам учебного года.

Потом был барон де Кубертен и его идеи спортивной глобализации и социализации, которые сделали спорт, с одной стороны, доступным людям разных классов, а с другой — важным элементом международной информационной повестки.

А в третий раз спорт переизобрели в Соединенных Штатах. Там он стал частью индустрии развлечений, гигантским бизнесом, важной отраслью национальной экономики. Разумеется, в этом бизнесе продается и покупается не только само зрелище, но всякая сопутствующая продукция — от клубных бейсболок до биографий великих спортсменов. Кинематографу здесь оказалось, разумеется, самое место — в результате все великие спортивные драмы сняты в Голливуде, и это едва ли не единственный пример такой жанровой монополии. 

Спортивные фильмы — всегда о противостоянии человека и обстоятельств, по-другому не бывает. Тем удивительнее кажется тот факт, что на столь благодатной почве до обидного мало настоящих шедевров. На ум с ходу приходят «Бешеный бык» (и еще другой бык, «Дарэмский»), «Малышка на миллион», «Верзилы» (она же «Команда из штата Индиана»), да «Хастлер» и «Цвет денег» с Ньюманом, да «Огненные колесницы», да «Рокки». Вот, пожалуй, и всё. Тому есть популярное объяснение, и оно находится в прямой связи с фильмом Данилы Козловского и некоторым возникшем вокруг него напряжением. 

Играй, как Бекхэм

Дело в том, пишут сторонники этого объяснения, что адекватно изобразить на экране спортсмена нельзя. Никакого — ни олимпийского чемпиона, ни кандидата в мастера. Можно плотно позаниматься сцендвижением, нанять оператора получше, даже походить с год в спортзал. Всё бессмысленно. Даже в «Рокки» не совсем получилось, хотя Сталлоне и мордовал себя на ринге до изнеможения. Фальшь заметят не только профессионалы, но и обычные зрители — точно так же, как глядя на очередной фильм о войне, они вздыхают: «Нет, ну какой это фашист?» Хорошо обученный актер может сыграть кого угодно —...

На  экраны выходит «Тренер» Данилы Козловского, спортивная драма о  футболисте сборной России, ставшем наставником провинциальной команды. Еще  до  премьеры режиссера (он  же — исполнитель главной роли) принялись обвинять в  неправдоподобии сюжета, а  главное  — картинки. Портал iz.ru разбирался, насколько вообще велика вероятность снять адекватный фильм о  спорте.

Голы, очки, секунды

Спорт в  его нынешнем виде придумывали три раза, и  чтобы понять, почему спортивные фильмы  — один из  самых спорных жанров кино, нужно про эти этапы напомнить. 

Сначала была британская средняя школа и  физические упражнения (в  основном коллективные, хотя и  не  всегда игры  — гребля, например)  — такой  же элемент закалки духа, как и  нетопленые круглый год спальни. От  тех времен в  мире спорта осталось много чего, например привычка начинать спортивный сезон осенью, а  заканчивать весной  — ведь это соответствует рамкам учебного года.

Потом был барон де  Кубертен и  его идеи спортивной глобализации и  социализации, которые сделали спорт, с  одной стороны, доступным людям разных классов, а  с  другой  — важным элементом международной информационной повестки.

А  в  третий раз спорт переизобрели в  Соединенных Штатах. Там он  стал частью индустрии развлечений, гигантским бизнесом, важной отраслью национальной экономики. Разумеется, в  этом бизнесе продается и  покупается не  только само зрелище, но  всякая сопутствующая продукция  — от  клубных бейсболок  до  биографий великих спортсменов. Кинематографу здесь оказалось, разумеется, самое место  — в  результате все великие спортивные драмы сняты в  Голливуде, и  это едва  ли не  единственный пример такой жанровой монополии. 

Спортивные фильмы  — всегда о  противостоянии человека и  обстоятельств, по-другому не  бывает. Тем удивительнее кажется тот факт, что на  столь благодатной почве до  обидного мало настоящих шедевров. На  ум  с  ходу приходят «Бешеный бык» (и  еще  другой бык, «Дарэмский»), «Малышка на  миллион», «Верзилы» (она  же «Команда из  штата Индиана»), да  «Хастлер» и  «Цвет денег» с  Ньюманом, да  «Огненные колесницы», да  «Рокки». Вот, пожалуй, и  всё. Тому есть популярное объяснение, и  оно находится в  прямой связи с  фильмом Данилы Козловского и  некоторым возникшем вокруг него напряжением. 

Играй, как Бекхэм

Дело в  том, пишут сторонники этого объяснения, что адекватно изобразить на  экране спортсмена нельзя. Никакого  — ни  олимпийского чемпиона, ни  кандидата в  мастера. Можно плотно позаниматься сцендвижением, нанять оператора получше, даже походить с  год в  спортзал. Всё  бессмысленно. Даже в  «Рокки» не  совсем получилось, хотя Сталлоне и  мордовал себя на  ринге до  изнеможения. Фальшь заметят не  только профессионалы, но  и  обычные зрители  — точно так  же, как глядя на  очередной фильм о  войне, они вздыхают: «Нет, ну  какой это фашист?»  Хорошо обученный актер может сыграть кого угодно  — лорда, полицейского, бомжа, хирурга, проститутку, президента Франции  — но  спортсменом он  притвориться не  в  состоянии. Мгновенно выдаст всё  — мимика, жестикуляция, даже фигура  — только идиоты думают, что у  Ван Дамма стан профессионального каратиста.

Однако  этот тезис, при всей его привлекательности, нельзя безоговорочно принимать в  расчет. Во-первых, есть  — и  всегда были  — артисты, всерьез занимавшиеся спортом, в  том числе и  тем, в  фильмах о  котором они снимались. Самые известные примеры  — по-настоящему увлеченные боксом Марк Уолберг и  Микки Рурк. Во-вторых, технически — монтажно  в  первую очередь  — кино совершило за  последние годы столь внушительный (хотя большинству зрителей и  незаметный) рывок, что на  экране нынче совершенно адекватно выглядит и  летающий Железный Человек и  совершенно обыкновенный Уилл Смит, изображающий, скажем, порхающего как бабочка и  жалящего как пчела Мухаммеда Али. А  в-третьих, совершенно неважно, как играет в  футбол Козловский или способен  ли Уилл Смит отправить в  настоящий нокаут хоть какого-нибудь профессионального боксера (думаю, впрочем, что способен). При одном условии  — если человеческая драма написана, поставлена и  сыграна на  высоком уровне. Нам  же не  важно, в  конце концов, хорошо или плохо вне экрана стреляет Клинт Иствуд.

Трудности перед создателями спортивного кино лежат, как представляется, в  иной плоскости. Дело в  том, что потенциальному зрителю таких фильмов с  другого, домашнего, экрана каждый день показывают реальный бейсбол, реальный футбол и  даже иногда реальную легкую атлетику. Избежать соблазна сравнить происходящее в  настоящей жизни и  в  кино очень трудно. И  первая реакция, конечно, — «так не  бывает». Неожиданным доказательством этого служит, кстати, куда больший успех «Движения вверх» по  сравнению с  «Легендой номер 17». Дело в  том, что в  хоккее у  нас разбираются все, а  в  баскетболе  — единицы (и  эти единицы ругали «Движение» в  голос, что, впрочем, прошло для кассы безболезненно).

Мораль у  всего этого дела предельно простая. Не  стоит идти в  кино, заранее настраиваясь на  ловлю блох (тем более, как правило, ловлю сильно оценочного характера). И  тогда вероятность того, что ваши ощущения от  просмотра будут более адекватными реальности (неважно, понравится вам в  итоге фильм или нет), вырастет быстро, значительно и  безо всяких дополнительных усилий.

Дополнительное время

Если  же до  или после просмотра «Тренера» вам захочется сверить часы с  эталонами жанра, то  список из  10, 25  или даже 100 лучших спортивных фильмов в  истории вы  легко найдете в Сети, и  не  один. Чтобы выделиться, мы  подготовили список из пяти  лучших фильмов о  спортсменах (что, как понятно, не  одно и  то  же, как не  одно и  то  же фильмы о  солдатах и  фильмы о  войне).

«Дневник баскетболиста» (США, 1995)

Герой Ди  Каприо мог стать игроком НБА или поэтом-лауреатом, но  предпочел самореализации саморазрушение  — и  мало кто сыграл эту внутреннюю схватку лучше 21-летнего тогда актера. 

«Влюблен по  собственному желанию» (СССР, 1982)

Мало кто помнит, что герой Янковского  — бывший велосипедист. Между тем чемпионское прошлое  — едва  ли не  главное, что нужно понимать про мотивации человека, оказавшегося столь одиноким в  таком обыденном и  привычном для остальных мире.

«Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» (Германия, 1972)

Вроде  бы Вим Вендерс мог сделать главного героя фильма кем угодно, удаление футболиста в  начале ленты выглядит едва  ли не  как случайный триггер к  истории; но  это, конечно, совершенно не  так. Объяснение психологии убийцы с  использованием в  качестве примера того самого одиннадцатиметрового, да  еще  и  в  исполнении самого убийцы  — ключевой момент фильма.

«На  гребне волны» (США, 1991)

Серфинг в  фильме не  только (и  не  столько, иначе картина  бы не  получилась столь выдающихся достоинств) символ пресловутой свободы, для достижения которой серферы грабят банки. Это фильм в  первую очередь о  состязании  — спортивном и  криминальном, и  какое из  них первично, сразу и  не  разберешь. 

«Рокко и  его братья» (Италия, 1960)


Бокс как социальный лифт, бокс как инструмент выживания, бокс как символ послевоенной Италии, со  сжатыми зубами искавшей свою новую идентичность. Безусловно, лучший фильм раннего Висконти, лучшая в  карьере  роль Делона  — ну  и  заодно лучший фильм о  боксе всех времен.

  iz.ru  
 
По теме
Куда сходить в Омске 29, 30 и 31 марта - Пульс Live Куда сходить в Омске 29, 30 и 31 марта  Пятница - день недели, которого ждут буквально все, от воспитанников детского сада до топ-менеджера крупной корпорации.
Пульс Live
Награда волонтёру - Газета Омский пригород Активист волонтёрского сообщества «Помощь солдатам» был награждён медалью.
Газета Омский пригород