В 2017-м муниципальные пассажирские предприятия начали как будто выходить из затяжного пике - однако под конец года неожиданно "обрадовали" омичей стоимостью проезда в 50 р.
В четверг после обеда в здании омской РЭК в очередной раз собрался Общественный совет. На повестке дня стояло три вопроса, однако основное время в регламенте было уделено первому - про тарифы на перевозки общественным транспортом. Шутка ли: муниципальные перевозчики предложили разом увеличить стоимость перевозки одного пассажира в полтора раза, кто до 45, а кто и до 50 рублей.
Информация об этом вызвала множество вопросов - ведь на протяжении всего года Департамент транспорта радостно рапортовал о том, что непрофильные расходы у "муниципалов" сокращаются, все необходимые процессы оптимизируются, прибыли растут, а пассажиропоток если и не увеличивается, то по крайней мере начал падать значительно медленнее. Благодать - и не совсем понятно, почему себестоимость проезда неожиданно выросла на 50 процентов.
Прибывший на совещание глава Дептранса, Алексей Мартыненко, приподнимать завесу тайны не спешил. В начале своего выступления он подробно повторил рассказ о достижениях: средний износ муниципальных автобусов снизился с 95 до 91 процента, 7-е и 8-е пассажирские предприятия приобрели в лизинг тридцать новых модных автобусов марки "ПАЗ", доходы за 11 месяцев этого года выросли на 71 миллион.
"В октябре и ноябре все предприятия отработали с положительным финансовым результатом. Удалось погасить долги по налогам и выплатить взятые в Сбербанке кредиты" - сообщил он.
Переломить тенденцию к снижению пассажиропотока действительно не удалось, однако количество перевезённых пассажиров упало не на 22%, как в прошлом году, а всего лишь на 6. В ноябре наметился даже некоторый рост по сравнению с ноябрём прошлого года.
Картину красивого будущего подпортил депутат Горсовета Дмитрий Петренко, спросивший, откуда Мартыненко планирует взять деньги на компенсацию межтарифной разницы. Ведь стоимость проезда для рядовых омичей - что все неоднократно подчеркнули - останется на уровне в 22 рубля, так что за каждого пассажира бюджет будет доплачивать солидную сумму, и четырёхсот миллионов, заложенных в на эту цель в городской казне, явно не хватит.
"Во время заседания в комитете по вопросам ЖКХ и транспорта вы утверждали, что дополнительных расходов не потребуется. А сейчас говорите обратное?" - возмутился депутат.
"При всём моём уважении, в комитете мы говорили о внедрении новой маршрутной сети, а не о тарифах на провоз пассажиров" - парировал Мартыненко.
Пролить свет на причины повышения тарифов удалось специалисту РЭКа Юлии Четверговой. Но для начала она рассказала, что из первоначально заявленных предприятиями расходов комиссия "вычеркнула" почти пятьсот миллионов - расходы на покупку новых автобусов, шин, топлива. В результате РЭК намерена одобрить пассажирским предприятиям более низкие тарифы, от 36,25 до 40 рублей за одного пассажира.
Интересно отметить, что лизинговые выплаты за три десятка "пазиков", купленных в 2017-м, в тариф всё-таки включили. Признать эти расходы ненадлежащими нельзя по закону, так что пассажирские предприятия, по словам Мартыненко, будут придерживаться подобной тактики и в дальнейшем.
Однако причиной роста тарифа стали вовсе не эти выплаты, дело в завышенных ожиданиях. В 2017-м полностью вступил в силу 220-й федеральный закон, на который Дептранс возлагал серьёзные надежды. Потому "план" по перевозке пассажиров сразу поставили наполеоновский - 88 миллионов, почти на 20 больше, чем в 2016-м. Надежды не оправдались: по сведениям РЭК, за первые девять месяцев этого года "муниципалы" перевезли всего 51 миллион пассажиров. За оставшиеся три месяца эта переменная возрастёт максимум до семидесяти, аналогичное число заложили и на следующий год. А сокращение объёма перевозок (на 20 процентов, при том, что выручка выросла лишь на 3) влечёт за собой и рост тарифа со всеми вытекающими в виде 900-миллионных затрат на компенсацию межтарифной разницы.
Где город будет брать эти деньги, пока не совсем ясно. Председатель Общественного совета Виктор Гаак предложил чиновникам сходить "на поклон" к Александру Буркову и попросить средств у него. Однако это, по словам Гаака, уже лежит вне сферы полномочий Совета. Его задача - понять, обоснован ли тариф, и в данном случае, после того, как РЭК исключила все лишние расходы - тариф обоснован.
За предложение принять новые тарифы Совет проголосовал почти единогласно. Теперь дело за Правлением РЭК, которое соберётся 19-го декабря.