«Инстинкт говорит мне, что я бессмертен»: Французский классик Клод Лелуш — о последней роли Джонни Холлидея и фильме «Летят журавли»

altText
Фото: www.omsktime.ru

На экраны выходят «12 мелодий любви» — новый фильм классика французского кино Клода Лелуша. Это музыкальная комедия, в которой звезда мировой эстрады Джонни Холлидей сыграл свою последнюю роль. Холлидей умер 6 декабря 2017 года. Кинокритик «Медузы» Антон Долин поговорил с Клодом Лелушем — о его друге, музыке и оптимизме.

— Картина начинается с выступления Джонни Холлидея; вскоре после премьеры фильма он ушел их жизни. Он знал, что умирает? Что эта роль — его последняя?

— Думаю, не знал. Я хорошо был знаком Джонни, мы с ним выросли вместе и, в общем, провели жизнь рядом друг с другом. Ближайший мой товарищ, мы столько раз работали вместе… Когда я предложил ему роль алкоголика, он ужасно обрадовался. Он много выпивал в жизни, но, конечно, не обиделся, наоборот: закричал, что наконец-то будет знать, что играет. Юмора ему было не занимать, самоиронии тоже. А еще ему было в кайф играть собственного двойника, фаната, — у него таких ведь и в жизни хватало. Теперь же он исполнил роль такого чудака, так сказать, стал двойником двойника; экранным Джонни Холлидеем, лишенным таланта настоящего Джонни Холлидея.

Мы снимали этот фильм, смеясь и веселясь, шутили не переставая. Однако во время съемок я все чаще замечал, что Джонни не в лучшей форме. Думаю, устал… Он объявил о своей болезни через три месяца после окончания съемок. Перед этим позвонил мне и сказал: «Я не смогу приехать и участвовать в рекламной кампании фильма — у меня рак. Надеюсь его вылечить». 

Я раздавлен его смертью. Он был мне больше, чем товарищем. Можно сказать, братом. Я снял его в первой роли, ему тогда было лет шестнадцать. Снимал его первые клипы… Он был большим ребенком, им и остался до старости. Как и я. 

— Можно ли сказать, что «12 мелодий любви» — его завещание?

— Это вполне точное слово. К Джонни никогда не относились как к хорошему актеру, но мы оба знали: он хорош. И я сказал ему перед съемками: давай пойдем на все риски и попробуем показать миру, насколько ты прекрасный актер. Он мечтал о карьере актера всю жизнь. Карьера певца как раз была случайностью. 

— Он и начинал ведь как рок-звезда, играющая роль рок-звезды. 

— Конечно! Фильм рассказывает именно об этом. Мы все были потрясены на съемочной площадке — Джонни никогда еще не играл так вдохновенно. Он творил что-то невероятное. И тогда у меня почему-то мелькнула мысль, уж не последняя ли это его работа? Слишком сильной была самоотдача. Мы с Жаном Дюжарденом переглянулись после одного дубля и пожали плечами: как ему это удается? После этого дубля вся группа аплодировала. 

— А показанный в фильме концерт настоящий? Или записанный специально для картины?

— Настоящий. Более того, это последний его сольный концерт, и последняя песня оттуда. После него...

На  экраны выходят «12 мелодий любви»  — новый фильм классика французского кино Клода Лелуша. Это музыкальная комедия, в  которой звезда мировой эстрады Джонни Холлидей сыграл свою последнюю роль. Холлидей умер 6  декабря 2017 года. Кинокритик «Медузы» Антон Долин поговорил с  Клодом Лелушем  — о  его друге, музыке и  оптимизме.

—  Картина начинается с  выступления Джонни Холлидея; вскоре после премьеры фильма он  ушел их  жизни. Он  знал, что умирает? Что эта роль  — его последняя?

—  Думаю, не  знал. Я  хорошо был знаком Джонни, мы  с  ним выросли вместе и, в  общем, провели жизнь рядом друг с  другом. Ближайший мой товарищ, мы  столько раз работали вместе… Когда я  предложил ему роль алкоголика, он  ужасно обрадовался. Он  много выпивал в  жизни, но, конечно, не  обиделся, наоборот: закричал, что наконец-то будет знать, что играет. Юмора ему было не  занимать, самоиронии тоже. А  еще ему было в  кайф играть собственного двойника, фаната,  — у  него таких ведь и  в  жизни хватало. Теперь  же он  исполнил роль такого чудака, так сказать, стал двойником двойника; экранным Джонни Холлидеем, лишенным таланта настоящего Джонни Холлидея.

Мы  снимали этот фильм, смеясь и  веселясь, шутили не  переставая. Однако во  время съемок я  все чаще замечал, что Джонни не  в  лучшей форме. Думаю, устал… Он  объявил о  своей болезни через три месяца после окончания съемок. Перед этим позвонил мне и  сказал: «Я  не  смогу приехать и  участвовать в  рекламной кампании фильма  — у  меня  рак. Надеюсь его вылечить». 

Я  раздавлен его смертью. Он  был мне больше, чем товарищем. Можно сказать, братом. Я  снял его в  первой роли, ему тогда было лет шестнадцать. Снимал его первые клипы… Он  был большим ребенком, им  и  остался до  старости. Как и  я. 

—  Можно  ли сказать, что «12 мелодий любви»  — его завещание?

—  Это вполне точное слово. К  Джонни никогда не  относились как к  хорошему актеру, но  мы  оба знали: он  хорош. И  я  сказал ему перед съемками: давай пойдем на  все риски и  попробуем показать миру, насколько ты  прекрасный актер. Он  мечтал о  карьере актера всю жизнь. Карьера певца как раз была случайностью. 

—  Он  и  начинал ведь как рок-звезда, играющая роль рок-звезды. 

—  Конечно! Фильм рассказывает именно об  этом. Мы  все были потрясены на  съемочной площадке  — Джонни никогда еще не  играл так вдохновенно. Он  творил что-то невероятное. И  тогда у  меня почему-то мелькнула мысль, уж  не  последняя  ли это его работа? Слишком сильной была самоотдача. Мы  с  Жаном Дюжарденом переглянулись после одного дубля и  пожали плечами: как ему это удается? После этого дубля вся группа аплодировала. 

—  А  показанный в  фильме концерт настоящий? Или записанный специально для картины?

—  Настоящий. Более того, это последний его сольный концерт, и  последняя песня оттуда. После него он  только пару раз выступил на  коллективных концертах. 

—  И  линия с  Холлидеем, и  само название, и  жанр вашего фильма напоминают о  том, как для вас всегда была важна музыка в  кино.

—  Музыка  — попросту центр моей жизни. Чистая добродетель. Лучше музыка, чем слова; я  устал от  слов. Музыка  — язык бога, Господь говорит с  нами через музыку. Это универсальный язык, который обращается к  нашему сердцу, а  не  разуму, к  нашему бессознательному. Я  сделал больше фильмов, которые обращались к  биению сердца, чем тех, которые обращались к  интеллекту. Интеллект перестал меня интересовать. 

—  То, что вас всегда отделяло от  режиссеров новой волны.

—  Именно  так. А  я  больше не  верю в  интеллект, не  доверяю  ему. Мои инстинкты помогают мне в  творчестве куда больше, сегодня я  верю только им.  Инстинкт говорит мне, что я  бессмертен. Ум  — что я  умру. И  мне это не  нравится. 

—  «12 мелодий любви»  — картина именно об  этом, о  смерти и  бессмертии.

—  Конечно, я  рад, что это сразу видно. 

—  Вернемся к  музыке. Ваш соавтор здесь вновь  — Франсис Ле, у  нас вся страна знает его как композитора музыки к  вашему шедевру «Мужчина и  женщина».

—  Франсис  — мой посредник в  этом разговоре с  божественным, который я  пытаюсь вести через музыку. Он  мой двойник. Невероятный мелодист, от  природы. Возможно, самый мой любимый из  всех соратников. Он  первый, кому я  рассказываю замысел фильма, а  потом оставляю его с  заданием: расскажи мне то  же самое, только при помощи музыки… И  он  всегда это делает. Мы  работаем над кино в  тандеме: Франсис отвечает за  иррациональное, я  — за  рациональное. Мы  дополняем друг друга, но  не  повторяем. Я  работал с  другими замечательными композиторами  — Мишелем Леграном, например,  — но  всегда возвращался к  Франсису. Он  никогда не  работает на  себя; только на  фильм.

—  Сквозная тема вашей новой картины  — юмор как лучшее лекарство от  любых болезней и  напастей. Вы  правда в  это верите?

—  Чувство юмора  — потрясающая добродетель. Сам юмор  — дар свыше. Единственное, что мы  можем противопоставить всем несправедливостям и  кошмарам бытия. Юмор позволяет простить все, что угодно. Хотя юмор может быть жестоким. Я  считаю, что смеяться можно над чем угодно, лишь  бы это было смешно. 

—  Чисто французская идея.

—  Да, но  не  забывайте  — главное, должно быть смешно. С  этим сегодня проблемы. Я  помню времена, когда люди хохотали от  души; сегодня они посмеиваются. Помню, как рыдали,  — сегодня хнычут. Мы  вырастили поколение испорченных, избалованных детей. Мы  живем в  райских условиях и  сами превращаем рай в  ад. Ну  что  же, я  пытаюсь остаться оптимистом в  мире сплошного негатива. Если десять человек скажут мне гадость, а  один человек  — что-то доброе, я  поверю этому одиночке. Буду держаться за  него. У  каждого есть достоинства и  недостатки. Просто надо придавать значение достоинствам, а  не  недостаткам. 

—  Вы  ругаете избалованных детей, но  ведь все ваши персонажи похожи на  детей. Их  же вы  любите?

—  Ругаю, но  люблю! Я  просто постарался сделать картину о  чуть менее омерзительных людях, чем все остальные. Идеальных героев не  существует, я  и  не  пытаюсь их  искать. 

Русский Репортаж

—  В  «12 мелодиях любви» много диалогов вокруг знаков зодиака. Для вас правда важна эта тема? Или вы  шутите с  этим?

—  Шучу, но  в  этих шутках есть доля правды. Зодиак важен, планеты влияют на  каждого из  нас, как  бы невероятно это ни  звучало, знаки зодиака определяют нашу личность. Я, например, Скорпион. Настоящий, стопроцентный Скорпион, а  ведь это  — самый гнусный из  всех знаков. Что  же поделать? Остается принять себя таким, какой я  есть. Другого выхода нет. 

—  В  этом году исполнится 60 лет с  того дня, когда на  Каннском фестивале единственный раз «Золотую пальмовую ветвь» получила российская картина  — «Летят журавли» Михаила Калатозова. Вы  были на  ее  съемках, и  этот опыт помог вам самому стать режиссером. Что вы  скажете сегодня о  том фильме?

—  Я  регулярно пересматриваю «Летят журавли». Он  не  устарел ни  в  чем, по-прежнему великолепен. Я  не  видел более прекрасного фильма из  России. Думаю, я  в  принципе не  видел фильма лучше этого. Не  кино, а  чудо. Хотя в  СССР было немало гениев…

В  «Летят журавли» камера важнее актеров. Я  вообще считаю, что камера  — главный актер кинематографа: она играла во  всех фильмах. Но  у  Калатозова была самая свободная камера. Увидев «Летят журавли», я  сразу понял, что моей профессией должно стать кино. И  что я  буду, как и  Калатозов, снимать фильмы о  чувствах. И  фильмы, способные вызывать сильные чувства. Нельзя превращать кино в  апологию дерьма! Оно должно возвышать. «Летят журавли» возвышает. Меня поражает, что Калатазова в  свое время не  считали великим режиссером. Сегодня ему наконец-то отдали должное. 

  meduza.io  
 
По теме
Уважаемые друзья!  Закончила работу выставка   обучающихся Тарской ДШИ. Часть работ можно будет увидеть на выставке в Культурном Центре им.
Песня жить и дружить помогает... - Газета Ваша звезда Наталья Чердынцева, жительница села Юрьевка, не мыслит себя без песни и творчества Культура – понятие широкое и всеобъемлющее, она связывает национальности и традиции, людей разных поколений и вероисповеданий.
Газета Ваша звезда
Неделя детской книги – 2024 - Комитет культуры Шербакульская детская библиотека принимает участие во Всероссийской акции «Неделя детской книги – 2024» в библиотеке.
Комитет культуры