Сергей Томилин: "С Мартыненко однозначно стало хуже. Он забрал у нас надежду"

Сергей Томилин: "С Мартыненко однозначно стало хуже. Он забрал у нас надежду"
Сергей Томилин: "С Мартыненко однозначно стало хуже. Он забрал у нас надежду"
Фото: bk55.ru

Исполнительный директор СРО "Омские перевозчики" Сергей Томилин комментирует ­информацию о возможном приходе в Омск крупной транспортной компании "Питеравто" и рассуждает о  ­возможных последствиях передела рынка под федерального игрока.

– Сергей Иванович, среди автоперевозчиков муссируется тема захода в Омск одиозной компании «Питеравто». Что вы думаете по этому поводу?
– Среди наших перевозчиков действительно идут разговоры, что представители «Питеравто» лично приезжали с визитом к главе дептранспорта Алексею Мартыненко, при этом не с пустыми руками. Но разговоры – это лишь разговоры. Мы дополнительно навели справки и обнаружили, что по схеме, очень похожей на ту, что сейчас происходит в Омске, «Питеравто» уже зашла на рынки перевозок в  нескольких крупных городах страны. И ничем хорошим для муниципального транспорта это, кстати, не  обернулось. Тем не менее я бы не  стал зацикливаться именно на «Питеравто», речь может идти о  любой другой компании. Но  я готов ­однозначно сказать: рынок сейчас расчищается. А природа вакуума не  терпит.
– Вакуум искусственно создается?
– Что мы сейчас видим в  городе? В ПАТП нужно срочно наводить порядок. Но это никому не интересно. Потому что патриотов у нас не  так много, тем более альтруистов. При этом все понимают, что реально сегодня работают только частники. Но нас усиленно выдавливают, потому что мы забираем хлеб у  муниципалов. А те, вместо того, чтобы навести у себя порядок и начать честно конкурировать, лишь поливают нас грязью вместе с департаментом транспорта. Обвиняют в  неуплате налогов, в том, что мы к  ГЛОНАСС не подключены, что транспорт у нас старый и  что возим мы по 25 рублей, в то время как они – по  22. При этом все забывают, что реально ПАТП возят по 30 рублей: каждый входящий пассажир платит 22 руб., а еще 8 оплачивает город. А мы-то как раз показали, что можем и по 20 возить. Так, может, хотя бы на период реанимации ПАТП, оставить муниципальному транспорту чуть меньший объем перевозок, увеличив долю частников, которые без доения бюджета обеспечат нужный объем перевозок.
– А льготников кто будет возить?
– Вопрос с льготниками при желании решается несложно. Частники готовы возить таких пассажиров, не требуя при этом таких дотаций, которые сегодня просят ПАТП. И давайте уже будем откровенны  – наше муниципальное хозяйство разваливается, и заявлять обратное – это хорошая мина при плохой игре. Муниципалы уверяют, что они восстановятся. И сделают это за счет каких-то мифических денег. Каких, простите? Уже сегодня, съев 250 млн руб., они просят еще 100. В это же время выясняется, что ПАТП №2 не может рассчитаться за  20 автобусов, купленных в  лизинг. Срок погашения истек, автобусы третью неделю ездят без документов. Ни одна лизинговая компания департаменту транспорта в лизинг уже не продает. За  счет чего тогда развиваться? Хлам из Москвы и Питера везти? Но этого никто не  видит. Зато частников душат, пытаясь освободить рынок. Может, думают, что все тут же пересядут в автобусы, и муниципальный транспорт оживет. Но мы то понимаем: чем больше пассажиров перевезет муниципал, тем больше денег уйдет из бюджета. Надо прекратить эту ­порочную практику.
– О переделе рынка по  так называемой «питерской схеме» активно заговорили после того, как разработку транспортной сети доверили не местному СибАДИ, а  питерскому институту.
– Когда встал вопрос о  разработке маршрутной сети, я  задался вопросом: а где её вообще делали в России? Оказалось, всего около пяти городов. Но у нас главными критериями отбора оказалась цена. А уже потом опыт, технический, творческий и  научный потенциал. Ни  у  питерской команды, ни у  нашей большого опыта не было. Зато у СибАДИ явно больший потенциал – есть местные студенты, которые могут месяц-два кататься по городу, анкетировать пассажиров, собирать данные, чтобы потом собрать все воедино. Есть специалисты, которые могут разработать хорошую программу, способную обработать эту информацию и выдать вариант оптимальных маршрутов. Есть возможность провести общественные слушания. Ведь здесь главный критерий  – не навреди. Если человек ездил без пересадки из  точки А в точку Б, неправильно предлагать ему ехать с пересадкой. Людям это не  понравится. Хотя, понятно, что это попытка привлечь дополнительные деньги в ПАТП.


– То есть СибАДИ отказали только потому, что они захотели больше денег за  свою работу?
– Им отказали потому, что, вскрыв конверты, увидели то, что могли бы и не увидеть. СибАДИ, думаю, по ошибке положили предпоследнюю версию Устава. Но на что это влияет? Это не столь грубое нарушение. Запятая не  там стоит... Я  склоняюсь к  тому, что здесь был изначально предвзятый подход, желание продвинуть питерцев. Если есть дальновидные планы на то, что приедет питерская компания, заточит маршрутную сеть под «Питеравто», то  это вполне вероятно. О  них я, кстати, ничего раньше не  слышал. Залез в интернет, и создалась вполне реальная картина, кто они такие. В  Питере автобусы откатывают свой срок, их моют, делают легкий макияж и отправляют на заработки в  регионы.
– Мэрии зачем это надо?
– Давайте реально смотреть на вещи. Вы хоть у одного чиновника видели картину с изображением героя фильма «Белое солнце пустыни» Павла Верещагина, который говорит: «Я мзду не беру, мне за державу обидно». Я нет.
– По какой схеме происходит передел рынка?
– В городе объявляется конкурс на заполнение новой маршрутной сети. Подается заявка – не обязательно от  «Питеравто», компания может быть любой, главное, чтобы у  нее был автопарк. Нормальная организация для этих целей покупает новые автобусы, вкладывает деньги и работает. Но есть те, кто приходит просто получить деньги. Откуда? Понятно, что из бюджета. И вариантов здесь масса. Пригнать, например, автобусы «с макияжем», которые через год потребуют уже нового апгрейда, но  уже за наш счет, или арендовать площади ПАТП  – компания ведь заходит с  большим автопарком, который нужно где-то ­размещать – а  потом заявиться в РЭК и  сказать: мы вот аренду ­платим (которой вчера еще было), нам нужно бензин оплачивать, ремонт, зарплату... Мы в  30 руб. не укладываемся, надо 35. И РЭК вынуждена будет согласится. Так что, если крупный автоперевозчик сюда зайдет, он  найдет возможность ­подоить бюджет. В итоге он загнется быстрее, а компания обанкротится, что уже было в  других городах.
– И дальше что?
– Дальше снова будем возвращаться к частникам, которых еще вчера разогнали.
– Разогнали в том числе потому, что на рынке появилось много нелегалов.
– Все подобные заявления преувеличены. Нелегалы – это те, кого загнали в эту ситуацию. Кто хотел работать честно, но им этого не позволили. Люди взяли лизинг, купили автобусы, заключили договоры с департаментом транспорта на пять лет, согласовали маршруты. А им говорят: все, господа, сворачиваемся. И как кредиты ­отдавать? Вот люди и продолжают ездить.
– Диалог с мэрией ­какой-то ведется по поводу ­выхода из этого кризиса?
– Это не кризис. Это кризис в головах чиновников, которые навязывают сверху свои правила. Но я  повторюсь: все, что сегодня ­делает ­муниципалитет, приводит лишь к тому, что из  бюджета уходят все более крупные суммы. Это ­нужно ­прекратить. Как? Начать, к  примеру, развивать электрический муниципальный транспорт, куда частники не пойдут. И увеличить долю частного бизнеса. Только контролировать его, чтобы все было легально. Тогда люди, у которых есть деньги, будут менять свои автопарки и работать качественно. Но у них должна быть гарантия, которую им не дают. Да еще и общественный транспорт окончательно разрушают, прикрываясь благой целью – сохранить его.
– В других городах есть варианты успешного решения этой проблемы? Нельзя просто перенять?
– Есть. Но экономика должна быть соответствующей. ­
А Омск нищий, он превратился в болото, ­которое ­тянет на дно все сферы, включая транспорт. Нам надо головы лечить, чтобы восстановить экономику. У нас же была «Сибнефть», которая деньги в бюджет приносила, ее в Питер перевели. «Мостовик», градообразующее предприятие, развалили. В итоге за последние 20 лет в Омск не зашла ни  одна крупная компания. Вот и  делайте выводы.
– Сергей Иванович, давайте к питерцам вернемся. Алексей Мартыненко заявил, что «Питеравто» вроде как невыгодно здесь работать...
– А какой смысл тогда был с ними встречаться? Если встреча состоялась, значит, в  этом был интерес. Тот, от  кого зависит принятие решения, должен быть замотивирован. Вот и все. Дальше можно выстраивать цепочку. Сегодня им невыгодно, а  завтра они возьмут и зайдут. И  будут участвовать в  конкурсе. И я сомневаюсь, что наши чиновники проявят себя патриотами: найдут зацепки и откажут питерцам.
– С приходом Алексея Мартыненко на место Маслика ситуация улучшилась?
– Это был чисто политический ход. С Мартыненко однозначно стало хуже. Он забрал у нас надежду. Говорит: я с вами не договаривался. Вы  брали кредиты при Маслике, если он вам что-то и  обещал, то  я вам таких обещаний не  давал. Будем действовать по закону.
– По какому такому закону, если суды сейчас завалены исками, а прокуратура судится с мэрией...
– Вопрос, по-моему, риторический. Но очевидно одно  – рассмотрение дел затягивают. Либо судьи получили команду тянуть до выборов мэра, либо в силу своих регламентов так поступают.

Текст: Ирина Леонова

 
По теме
На дорогах и тротуарах ледяные рытвины и огромные лужи Наташа ЛИПИНСКИ Фото: vk.com/aomsk?from=search В паблике «Аварийный Омск» появился снимок автобуса, который стоит в огромной луже без колеса.
Мошенники из Омска попали под суд после обмана жителей нескольких регионов 20-летние подсудимые звонили жителям Омской и Новосибирской областей, рассказывали придуманную историю, а после получали от потерпевших крупные суммы.
Куда сходить в Омске 29, 30 и 31 марта - Пульс Live Куда сходить в Омске 29, 30 и 31 марта  Пятница - день недели, которого ждут буквально все, от воспитанников детского сада до топ-менеджера крупной корпорации.
Пульс Live
Награда волонтёру - Газета Омский пригород Активист волонтёрского сообщества «Помощь солдатам» был награждён медалью.
Газета Омский пригород