Доплата против привычки. Какие способы борьбы с курением наиболее эффективны

Фото: www.omsktime.ru

Введенные в России запрет на курение в общественных местах и устрашающие картинки на пачках, как показал мировой опыт, относятся к самым неэффективным методам борьбы с курением. Лучше всего работают материальные стимулы

C 17 марта на сигаретных пачках, продающихся в России и других странах Евразийского экономического союза, должны размещаться более устрашающие картинки, чем прежде. По идее, изображения поврежденных курением человеческих органов должны отвадить население от пагубной привычки. Сюжеты будут те же, что и последние четыре года, — истлевшие зубы, почерневшие легкие и т.п. Разница в том, что использоваться будет в основном коричневый цвет, а сами «страшилки» будут красоваться на обеих сторонах пачки, а не только на задней, как до сих пор.

Для перехода на новый дизайн производителям дали время до ноября 2017 года. Еще несколько месяцев они смогут продавать сигареты в пачках, оформленных по старому регламенту, то есть на лицевой стороне ничего ужасного не будет, за исключением лаконичного утверждения «курение убивает».

С таким оформлением, по замыслу Минздрава, сигареты будут вернее отталкивать потребителей. Между тем мировой опыт показывает, что эффективность этой меры не слишком высока.

Глобальная эпидемия

Устрашающие изображения — часть мер, предусмотренных рамочной конвенцией по борьбе с табакокурением, которую Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) утвердила еще в 2003 году. Россия присоединилась к ней пять лет спустя, став одной из 176 стран, решивших, что курение — это глобальная эпидемия, с которой необходимо бороться всеми возможными средствами. То есть сокращать прибыль производителей, повышая налоги, осложнять торговлю, запрещая рекламу, размещение сигарет на витринах и маркировку отдельных сортов в качестве «легких» или «с низким содержанием смолы», а также запрещая курение в любых общественных местах, в том числе там, где у некоторых рука сама тянется к сигарете, — в кафе, ресторанах и прочих предполагающих общение заведениях.

Более чем десятилетний глобальный опыт борьбы с курением пока доказал лишь то, что дизайн сигаретных пачек — последний из факторов, влияющих на пристрастие к никотину. По данным активистов борьбы с табакокурением Ash.org, сейчас в мире 1,1 млрд курильщиков, а через пару десятков лет их будет почти в полтора раза больше — 1,6 млрд. Прирост случится за счет жителей развивающихся стран, в том числе тех, которые присоединились к конвенции ВОЗ. В беднейших государствах, по данным организации, люди тратят на сигареты до 30% своего дохода, но все равно не бросают. По мнению психологов, люди находят в сигаретах самый доступный способ избавиться от стресса, вызванного нищетой. И страшные картинки на сигаретных пачках не убеждают их, что жизнь может стать лучше, если тратить деньги на более полезные вещи вроде еды или образования.

Между тем ответ на вопрос, что быстрее всего помогает людям бросить курить, уже найден...

Введенные в  России запрет на  курение в общественных местах и  устрашающие картинки на  пачках, как показал мировой опыт, относятся к  самым неэффективным методам борьбы с  курением. Лучше всего работают материальные стимулы

C 17  марта на  сигаретных пачках, продающихся в  России и  других странах Евразийского экономического союза, должны размещаться более устрашающие картинки, чем прежде. По  идее, изображения поврежденных курением человеческих органов должны отвадить население от  пагубной привычки. Сюжеты будут те  же, что и  последние четыре года,  — истлевшие зубы, почерневшие легкие и  т.п. Разница в том, что использоваться будет в  основном коричневый цвет, а  сами «страшилки» будут красоваться на  обеих сторонах пачки, а  не  только на  задней, как до  сих пор.

Для перехода на  новый дизайн производителям дали время до  ноября 2017  года. Еще несколько месяцев они смогут продавать сигареты в  пачках, оформленных по старому регламенту, то  есть на  лицевой стороне ничего ужасного не  будет, за исключением лаконичного утверждения «курение убивает».

С таким оформлением, по  замыслу Минздрава, сигареты будут вернее отталкивать потребителей. Между тем мировой опыт показывает, что эффективность этой меры не слишком высока.

Глобальная эпидемия

Устрашающие изображения  — часть мер, предусмотренных рамочной конвенцией по  борьбе с табакокурением, которую Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) утвердила еще в  2003  году. Россия присоединилась к  ней пять лет спустя, став одной из  176 стран, решивших, что курение  — это глобальная эпидемия, с  которой необходимо бороться всеми возможными средствами. То  есть сокращать прибыль производителей, повышая налоги, осложнять торговлю, запрещая рекламу, размещение сигарет на витринах и  маркировку отдельных сортов в  качестве «легких» или «с  низким содержанием смолы», а  также запрещая курение в  любых общественных местах, в  том числе там, где у  некоторых рука сама тянется к  сигарете,  — в  кафе, ресторанах и прочих предполагающих общение заведениях.

Более чем десятилетний глобальный опыт борьбы с  курением пока доказал лишь  то, что дизайн сигаретных пачек  — последний из  факторов, влияющих на  пристрастие к никотину. По  данным активистов борьбы с  табакокурением Ash.org, сейчас в  мире 1,1 млрд курильщиков, а  через пару десятков лет их  будет почти в  полтора раза больше  — 1,6  млрд. Прирост случится за  счет жителей развивающихся стран, в  том числе тех, которые присоединились к  конвенции ВОЗ. В  беднейших государствах, по данным организации, люди тратят на  сигареты до  30% своего дохода, но  все равно не  бросают. По  мнению психологов, люди находят в  сигаретах самый доступный способ избавиться от  стресса, вызванного нищетой. И  страшные картинки на сигаретных пачках не  убеждают  их, что жизнь может стать лучше, если тратить деньги на  более полезные вещи вроде еды или образования.

Между тем ответ на  вопрос, что быстрее всего помогает людям бросить курить, уже найден в  США.

Битва за  Штаты

Соединенных Штатов  — родины табачной продукции  — нет среди стран, присоединившихся к конвенции ВОЗ, хотя президент Джордж Буш  — младший документ подписал, но  так и  не внес на  ратификацию в  сенат.

Однако можно утверждать, что США и  не  было нужды подписываться под международным договором  — скорее остальной мир следует по  стопам американцев, которые к моменту появления конвенции уже начали запрещать курение в  общественных местах. Правда, не  на  национальном уровне, а  на  региональном. Первопроходцем стал Нью-Йорк, где Майкл Блумберг еще в  2002 году запретил употребление табака во всех публичных заведениях (исключение было сделано только для забегаловок, в которых работает один сотрудник  — хозяин-курильщик).

Еще одна мера, содержащаяся в  конвенции,  — запрет на  лоббирование со  стороны табачных компаний. То  есть общение производителей с  законодателями должно быть ограничено. Но  это только призыв, если какой-нибудь депутат ему не  следует, он не  нарушит закон, а  с  производителей вообще не  может быть спроса за  то, что они продвигают свои интересы в  парламенте, если переговоры не  сопровождаются взятками.

Здесь Америка тоже продвинулась дальше всех, ведь атаковать табачные корпорации тут начали с  1950  года, когда британские медики опубликовали в  British Medical Journal доказательства, что уровень курения примерно соответствует уровню заболеваемости раком легких. Американцы стали судиться с  производителями сигарет на  том основании, что последние недобросовестно рекламировали свой товар и  нарушали требования безопасности (в  известном фильме «Свой человек» бывший вице-президент табачной компании предает огласке факты, доказывающие, что компания добавляет в  сигареты вещество, облегчающее проникновение никотина в  мозг и  вызывающее зависимость от  него).

Почти полвека табачники успешно отбивались  — они выиграли больше 800  тяжб, инициированных как физическими лицами, так и  местными властями, которые подсчитали, что в  результате курения бюджетные расходы на  здравоохранение растут. По  ходу дела табачники пошли на  маркетинговые уступки  — на  пачках появились предупреждения, что курение убивает. Однако страну это не  устроило. В 1990-х антиникотиновая атака приобрела грандиозные масштабы  — 40  штатов подали иски к  крупнейшим производителям сигарет. И  воротилы бизнеса сочли за  лучшее договориться с  законодателями. На  попятную пошли четыре крупнейшие компании, зарабатывающие на  табаке,  — Philip Morris, R.  J.  Reynolds, Brown & Williamson и  Lollilard, на  продукцию которых приходилось около  97% всех продаж сигарет в  стране. Они согласились выплатить властям в  общей сложности $246 млрд (выплаты договорились растянуть на  25  лет), которые должны пойти на антикурительную пропаганду.

Но —  и  это важное уточнение  — не  антитабачную. Сам по  себе табак  — хорошая вещь, утверждают его сторонники. Все зависит от  того, как его употреблять. Никотин, к которому тянутся курильщики, это естественное вещество, которое в  определенных количествах необходимо человеку. Он, в  частности, способствует концентрации внимания, вырабатывается, как и  алкоголь, человеческим организмом, содержится во  множестве овощей, которые употребляют и  некурящие, подчеркивают многочисленные исследования, оплаченные табачным лобби.

А курение  — самый легкий способ пополнить запасы никотина в  теле. Но  и  самый вредный. Рак легких, с  которого началась борьба с  никотином, вызывает не  это вещество, а  именно курение  — высокая температура и  смолы, впитываемые вместе с дымом.

И международные корпорации предложили альтернативные способы потреблять табак. В начале марта 2017 года президент Philip Morris International Андре Калатзопулос собрал в  своей швейцарской штаб-квартире журналистов и  спросил, не  будут  ли они против, если он  немного покурит в  их  присутствии. «Никакого воздействия на окружающую среду не  будет,  — уверял он  собравшихся. —  Для вас никакой опасности».

Журналисты позволили, и  всю пресс-конференцию топ-менеджер затягивался из  приспособления, которое компания назвала iQOS (это акроним выражения  I quit ordinary smoking, то  есть «я  бросил курить как обычно»). Калатзопулос потреблял никотин  — но  не выдыхал никакого дыма. iQOS, похожий на  мундштук, работал так: в  него вставлялся картридж с  табаком, который при нажатии на  клавишу разогревался только до  трети температуры тления. Этого достаточно, чтобы выделялся никотин, который прямиком направлялся в  легкие, кровь и  мозг курильщика, но  не  в окружающую среду. Ни  дыма, ни  смол, ни  высокой температуры.

Именно на  такие электронные девайсы делают сейчас ставку международные производители табака. Впрочем, их  трюк разгадан  — ВОЗ, а  также многие страны, включая Россию, собираются приравнять электронные устройства к  обычным сигаретам. Вопрос в  том, готовы  ли нести эти страны в  своей борьбе с  курением более серьезные расходы, которые обещают больший эффект.

Деньги против сигарет

Ученый Кевин Волп из  Университета Пенсильвании получил от  General Electric грант более чем в  $1  млн, чтобы исследовать, какие стимулы подвигают работников компании бросить курить. Всего на  американских предприятиях  GE трудится более 150  тыс. человек, 20% из  которых курят, и  это примерно соответствует общему уровню в стране. Из  них примерно  70% хотят избавиться от  этой вредной привычки, но удается это только 2–3%. Это тоже соответствует общенациональному уровню.  1,9 тыс. сотрудников откликнулись на  предложение участвовать в  исследовании, из  них для эксперимента отобрали 878.

Формируя группу, исследователи не  предлагали участникам никаких дополнительных стимулов, говоря только о  пользе для здоровья и  возможности не  тратиться на  сигареты. Но после начала эксперимента половине участников предложили денежное вознаграждение (другой половине  — контрольной группе  — дали только координаты муниципальных центров помощи курильщикам). В  частности, за  окончание программы полагалось $100, еще $250 причиталось тем, кто бросал курить в  течение первых шести месяцев эксперимента (что должно было быть подтверждено анализами), продержавшись еще полгода, получали еще по  $400.

Несмотря на  относительно скромное вознаграждение, оказалось, что программа помогла завязать с  курением  5% участников, а  дополнительные финансовые стимулы увеличивали их  количество в  первые полгода до  14,7%. Во  вторые полгода количество завязавших снижалось, но  польза от  финансовых стимулов все равно была очевидна  — 9,4% среди поощряемых участников против 3,6% среди бескорыстных, подытожил Волп с  коллегами в  2009  году.

При этом весь комплекс антитабачных мер, принятых в  США за  предыдущее десятилетие, —  и  повышение налогов, и  запрет на  курение в  общественных местах, и  пропаганда здорового образа жизни, и  появление менее вредных способов употребления табака (например, эвапораторов)  — сократил количество курящего взрослого населения с 25  до  20%. Иными словами, оказалось, что финансовое поощрение желающих избавиться от  сигарет эффективнее, чем все остальные способы борьбы с  курением.

Для General Electric выгода от  инвестиций в  антикурительную программу была очевидна. Ведь по  оценке Федерального агентства по  контролю и  предотвращению болезней, каждый курильщик обходился американским компаниям на  $3,4  тыс. в  год дороже, чем его некурящие коллеги, учитывая расходы на  медицинское страхование и  пониженную производительность курящих. В  итоге в  2010 году компания ввела ряд финансовых стимулов для отказа от  курения, а  в  2011 году подкрепила ее  запретом на  курение на  территории всех своих предприятий.

По данным The Washington Post, почти  90% крупных компаний в  США доплачивают сейчас сотрудникам, которые следят за  здоровьем. Правда, это касается не  только курения, но  и  других главных проблем со  здоровьем, в  том числе ожирения.

Табачные компании утверждают, что далеко не  всякий бизнес выигрывает от  запрета на курение. В  частности, ресторанно-гостиничный сектор страдает, лишившись клиентов, которые привыкли проводить время с  сигаретой в  руках, утверждали производители, ссылаясь на  исследование Национальной ресторанной ассоциации, которое сами  же и  оплатили. Однако объективные исследования показали, что, напротив, посещаемость во  многих случаях растет, как и  занятость в  этом секторе,  — все-таки курящих в  мире меньше, чем некурящих, и  последние стали более охотно проводить время там, где их  не  превращают в  пассивных курильщиков​. А  в  Нью-Йорке через год после запрета сигарет во  всех заведениях общественного питания количество рабочих мест в  них выросло в  общей сложности на  10  тыс.

Александр Гордеев

 
По теме
Пропавшая нуждается в медпомощи и не ориентируется в пространстве. Фото: Евгений Аксенов 20 июня из дома в Немецком поселке в Омске вышла 76-летняя Нэля Корнеевна Васильева (Аксенова).
23.06.2018
Заявку на участие в аукционе подала только одна компания. Мария Фомина Возобновляемую кредитную линию с лимитом до 150 млн рублей муниципальной «Тепловой компании» откроет АО «Альфа-Банк», значится на портале госзакупок.
23.06.2018
 
 
Почему исчез бывший глава омского депимущества Хорошилов? - СуперОмск «СуперОмску» стали известны вероятные причины выемки документации в муниципальном предприятии «Муниципальная недвижимость» в рамках расследования  уголовного дела в отношении бывшего директора департамента имущественных
23.06.2018
Останки нашего земляка обнаружили участники поискового отряда. Александр Бурков в парке Победы вручил орден Красной Звезды родственникам погибшего солдата Михаила Петровича Заслонникова.
23.06.2018
 
 
altText - OmskTime.Ru Когда Сайракан Суанбекову спрашиваешь, почему она и ее сыновья Махмуд и Нурсултан работают на канате в основном без страховки, а на «Колесе смерти» — совсем без нее (лонжа невозможна даже технически), она отвечает:
22.06.2018
DSCN1132 - УМВД Омской области День памяти и скорби начался в библиотеке Центра, где ветеран органов внутренних дел майор полиции в отставке Анна Козлова познакомила несовершеннолетних с выставкой художественной литературы «В сердцах и книгах память о
23.06.2018 УМВД Омской области
Автор Татьяна Шипилова Фото Евгений Кармаев Роман Семеряк родился в XXI веке.
20.06.2018 Омская правда
Гости нашей площадки с удовольствием пообщались и поиграли в футбол с добрыми собаками, поучаствовали в конкурсах и получили подарки от спонсоров.
20.06.2018 Омская правда
«СимфоПарк» открыл сезон концертов на открытом воздухе. Омичей ждут выступления джазовых и рок-коллективов.
20.06.2018 Омская правда
QDl2dEXIm2U.jpg - ГТРК Омск Глава региона поздравил омичей с праздником. В этом году День молодёжи посвящён сразу нескольким значимым событиям - 100-летию комсомола, Году волонтёра в РФ, декаде детства и даже чемпионату мира по футболу.
23.06.2018 ГТРК Омск
Автор Евгений Орлов Фото Евгений Кармаев 17 июня в парке культуры и отдыха «Зеленый остров» прошел IV «Цветочный забег».
20.06.2018 Омская правда
Автор Евгений Орлов Фото Евгений Орлов Более 10 тысяч омичей посмотрели матчи чемпионата мира по футболу FIFA-2018 в фан-зоне манежа «Красная звезда».
20.06.2018 Омская правда
Оксана Фадина: «Приостановить отток омичей считаю одним из главных вызовов на своем посту» - ИА Омскрегион За 2017 год из региона уехало 6 300 омичей. По словам градоначальницы, позитивные показатели промышленного производства и объема инвестиций не повлияли на отток населения.
20.06.2018 ИА Омскрегион