И двух Ленских. В среду, 27 июня, на открытии фестиваля «Академия», вахтанговцы показали «Евгения Онегина» и «Медею». В четверг артисты, занятые в этих спектаклях, ответили на вопросы журналистов.
В театре Вахтангова служит немало звезд российского театра и кино. Их узнают сразу и просят дать автограф. Так было и сегодня, но уже после пресс-конференции. А сначала под аплодисменты программный директор фестиваля Александр Висков представил народных артистов и артисток Сергея Маковецкого, Людмилу Максакову, Ирину Купченко, Юрия Шлыкова, более молодое поколение – Григория Антипенко и Виктора Добронравова. К сожалению не пришла на встречу народная артистка России Юлия Рутберг, но у нее в это время брали интервью телевизионщики.
Разговор на творческой встрече в основном шел о спектакле «Евгений Онегин», который буквально потряс омских театралов совершенно новым прочтением произведения Пушкина режиссером Римасом Туминасом.
«Работая с любым режиссером, а тем более с прекрасным режиссером, зная досконально любое классическое произведение, вы всегда открываете его по-новому. С Онегиным для меня неожиданностей больших не было. Но вдруг Римас Владимирович предложил двух Онегиных, но ему это подсказал господин Пушкин. Всегда есть новый взгляд режиссера, и благодаря этому до боли знакомая пьеса звучит для тебя по-другому», - рассказал Маковецкий, играющий одного из Онегиных. Роль молодого Онегина исполняет Виктор Добронравов.
Артист вспомнил первую работу с Туминасом – над гоголевским «Ревизором», из которого режиссер убрал до боли знакомую всем фразу: «К нам едет ревизор». И также в Евгении Онегине» у вахтанговцев нет строк: «Мой дядя самых честных правил…»
В спектакле зрители увидели двух Татьян. Нет, роль главной героини исполняет одна актриса, а Ирина Купченко читает «Сон Татьяны», но именно в этой сцене зритель увидел Татьяну в более зрелом возрасте.
Актеры поверили своему режиссеру, что именно таким и должен быть новый спектакль.
«Режиссер – создатель спектакля. Когда мы репетировали, я вообще играла все роли, читала письмо Татьяны, играла старую княгиню, это был период этюдов и импровизаций. Что режиссер счел нужным, он оставил в спектакле. Для него Евгений Онегин был чистым листом бумаги, и Римас Владимирович пошел этюдным методом. И потом из этой мозаики он сочинил историю, которую сейчас все видят», - рассказала Людмила Максакова.
На вопрос, что вас держит в вахтанговском театре, ответила тоже Людмила Максакова.
« Все дело в том, что имя Вахтангова не совсем простое. Рубен Симонов говорил: главная цель моей жизни - прославлять учителя. Театр - это не игрушка, это очень важный инструмент для воспитания духовности и для продвижения великих мыслей. Если телевидение в некотором смысле превратилось в инструмент оглупления людей, то настоящий театр не может себе этого позволить. Рубен Николаевич Симонов прививал нам высокие чувства. Поэтому так долго держится имя Вахтангова, и мы до сих пор называем себя вахтанговцами, помня о Евгении Багратионовиче. Театру скоро будет 100 лет. Хотим, чтобы и вы к нам отнеслись серьезно, а не как к какой-то развлекухе», - подчеркнула народная артистка.
С театром Вахтангова Омск связан не только тем, что во время войны омичи принимали у себя вахтанговцев. В театре служил наш земляк Михаил Ульянов. Как сейчас сохраняется память о Михаиле Ульянове?
«Все знают, что Михаил Александрович - лицо нации. Его роли в фильмах «Председатель» и «Ворошиловский стрелок» говорят о многом. Он был самым ранимым человеком и очень страдал от всех перипетий, когда был руководителем театра. Очень болел за дело. А мы, конечно, с гордостью произносим его имя», - ответила Людмила Максакова.
Фестиваль «Академия» продолжается, продолжаются и гастроли театра имени Вахтангова. Традиции театра продолжает молодое поколение вахтанговцев, которое завтра будет играть на сцене театра драмы спектакль «Наш класс».
Автор Татьяна Шипилова Фото Сергей Мельников