В школу не пойдем: топ-10 самых востребованных направлений внеклассной учебы

После шумихи с олимпийскими победами и медалями внимание родителей, размышляющих о досуге собственного чада, традиционно обращается к чемпионским видам спорта. В этом году можно смело ждать повышенного спроса на обучение художественной гимнастике, гребле и стрельбе. Впрочем, спортивными уроками досуг в городе не ограничивается: подрастающих омичей готовы развивать по 150 направлениям.

Фото: pixabay.com

Современным детям некогда гонять голубей и шлепать по лужам — их личное время практически полностью принадлежит родительской воле и образовательным секциям. В марте управление информационно-коммуникационных технологий запустило проект «После уроков», посвященный дополнительному образованию в Омске. На портале максимально собрана и структурирована подробная информация о кружках, секциях и курсах для внешкольного развития. По словам начальника информационно-аналитического сектора управления информационно-коммуникационных технологий Дмитрия Рудакова, сейчас на сайте зарегистрировано порядка 75% всех существующих в городе кружков и секций, это более 1080 занятий по 27 основным направлениям, включая платные и бесплатные занятия. База регулярно пополняется свежими данными. А в Омске продолжают открываться новые развивающие площадки. Практически каждую неделю появляется новое направление, запускается курс или стартует мастер-класс с участием именитого тренера. Так, в сентябре открывается Дом танцев на улице Гагарина, в школе № 130 заработал центр изучения казахского языка и культуры, в СибГУФКе будет презентована секция по альпинизму.

Энциклопедия с пеленок

По данным портала, половина кружков и секций в Омске работают бесплатно — 558 организаций готовы развивать таланты ребятни безвозмездно. Преобладание бесплатных над платными наблюдается в основном по направлениям «музыка и пение», «технические виды спорта», «силовой спорт и единоборства», «животные», «техническое конструирование». Большинство участников, заявленных в этих категориях, представляют собой муниципальные учреждения: школы искусств, дома творчества, библиотеки, спортивные школы. Ситуация ровно наоборот отмечается в рубриках «раннее развитие детей», «иностранные языки», «хореография».

Рынок насыщен всевозможными центрами дошкольного развития малышей, школами иностранных языков, танцевальными курсами, художественными классами. Об этом говорит статистика сайта — чаще всего пользователи интересуются ранним развитием детей, хореографией и рисованием. По данным справочника 2ГИС, 189 организаций готовы предложить услуги по обучению и развитию детей буквально с рождения.

В основном такие компании предпочитают располагаться в центре города, Нефтяниках и в деловой части Левобережья, игнорируя труднодоступные окраины. Преподаватели готовы учить детей искусству общения, ритмике, музыке, этикету, изобразительному искусству, ментальной арифметике, чтению и даже ирландским танцам с применением самых разных методик. Средний чек в секциях раннего развития малышей — от 150 до 600 рублей за занятие (или от 1000 до 6700 рублей за курс в зависимости от направления и уровня сложности).

По словам директора центра раннего развития FasTracKids Валерии Шевченко, несколько лет назад сложился такой тренд, который актуален до сих пор: «Родители лишний раз сэкономят на себе, но вложатся в детское развитие. Большинство взрослых серьезный упор делают на дополнительные занятия и готовы возить малышей в другую часть города после работы».

Три года назад в городе наблюдался настоящий бум — детские центры открывались, как грибы, предлагая программы краткосрочного и долгосрочного пребывания детей, обучение необходимым навыкам и умениям, развитие интеллекта. С осложнением экономической ситуации часть учреждений свернула свою деятельность, другие участники рынка держатся на плаву, подстраиваясь под новые условия.

«С начала года последствия кризиса стали проявляться еще ярче, родителям стало непросто, отсекался такой большой пласт клиентов, что мы пошли им навстречу. Сознательно решили снизить стоимость занятий, но при этом продолжили развиваться в своей сфере. В сентябре запустили направление по шахматам, дети и взрослые с восторгом приняли нововведение. Также планируем открыть авторскую бизнес-школу для детей, в которой будем обучать основам предпринимательства, личностному росту. В качестве педагога пригласили реального бизнесмена Владимира Самотоя. Несмотря на то что наши программы рассчитаны на детей от 3 до 7 лет, задумываемся о наших выпускниках-подростках. У них ведь тоже есть потребность в дальнейшем развитии», — делится Валерия Шевченко.

Сбавлять обороты в FasTracKids не планируют, невзирая на неблагополучные экономические прогнозы, но расширять программу такими популярными направлениями, как танцы, музыка и спорт, не намерены. «Будем продолжать работать в своем ключе. Мы трудимся восемь лет на этом рынке и четко понимаем — здесь нет сверхприбылей. Этот бизнес, скорее, социальной направленности», — резюмирует директор академии.

В ритме танца

Курсы по обучению танцам наступают на пятки центрам детского развития. По одноименному запросу в справочнике зарегистрированы 144 организации, в которых преподают старинные бальные, ритмику, народные, балет, тверк и ставший популярным после танцевального телешоу контемп. Цены за урок держатся в диапазоне от 150 до 300 рублей или от 450 до 4000 рублей за абонемент. Крупных школ в пределах десяти — школа-студия Аллы Духовой Todes, Lariva Dance, Sky City, Energy Zone, «Ренессанс», «100Па», Start Up и другие.

«Обучение танцам вполне может приносить доход, — уверена руководитель мастерской танца и йоги «Мятная лиса» Анастасия Назаренко. — Студия начала свое существование год назад с партнерства в составе федеральной сети школ танца. Но не пошло, поэтому мы стали активно продвигать собственный бренд с ноября. Сейчас у нас 13 учебных групп по танцу, йоге и ИЗО-направлениям, пять из которых предназначены для взрослых. К первым месяцам, когда мы работали в партнерстве, баланс все время был отрицательным, и с каждым месяцем он рос на минус 40 тысяч рублей. С ноября минус сократился до 15-20 тысяч рублей, а в декабре мы и вовсе вышли в плюс 20-30. С тех пор наращиваем обороты».

По словам Анастасии, студию собирали всем «миром», продвижение — через соцсети и объявления, группы в основном состояли из старых верных учеников. Первый месяц пришлось работать по системе предоплаты, чтобы оплатить аренду без особых вложений. «Для того чтобы остаться на плаву, нужно постоянно работать в сверхрежиме, иметь много направлений на любой вкус, организовывать всевозможные выезды и мастер-классы, привозить учителей с других городов, устраивать интенсивы. Это дает плоды, — уверена директор «Мятной лисы». — Я знаю студии, которые на рынке уже больше пяти лет, но у них дело далеко не пошло».

Искусство требует энтузиазма

Тройку самых популярных дополнительных занятий для детей завершают творческие курсы во главе с живописью и графикой. Учиться рисовать и понимать прекрасное можно в муниципальных «художках» после уроков или ходить на платные занятия по удобному графику и авторской программе. Выбор простирается от курсов по правополушарному рисованию до мастер-классов по созданию картин из песка или на воде. Стоимость одного урока стартует от 250 до 500 рублей, абонементы — от 1000 до 4000 рублей. Самых крупных арт-школ немного: студия «Квадрат», школа искусств «Ренессанс», творческое пространство «Берлога».

«В этой сфере не обойтись без серьезных расходов, — уверяет директор арт-мастерской «Марципан» Наталия Виноградова. — Во время занятий, которые могут длиться и четыре часа, ученикам нужен яркий свет, им должно быть тепло и комфортно, ведь за мольбертом приходится стоять довольно долго. Плюс аренда помещения, закупка оборудования, расходных материалов — нужно работать как минимум два года, чтобы выйти в плюс или хотя бы в ноль. У нас говорить о серьезном плюсе пока рано, все полученное мы сразу вкладываем в дальнейшее развитие».

Кроме того, основатель «Марципана» считает, что в развитии арт-направлений сложно соответствовать заранее проработанной жесткой бизнес-модели, потому что спрос на подобного рода услуги постоянно меняется. В начале деятельности пробовали вводить занятия по рукоделию, экспериментировали с графиком уроков с составом групп, меняли формат обучения. В итоге спустя пять лет в мастерской пришли к ежедневному графику, за исключением первых двух дней недели, малым группам по 3-6 человек и отказу от формата курса. «У всех разные способности — кто-то освоит гипсовую голову через месяц, другой будет рисовать ее год. В любом случае, на эти занятия приходят не только за академическими знаниями, но и за особой творческой атмосферой, процессом».

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №36 (139) от 13 сентября 2016

 
По теме
27 марта в Москаленском районе Омской области прошел День ОмГПУ. Участниками профориентационного мероприятия стали порядка 50 старшеклассников из районных школ.
26 марта был проведен Региональный аукцион педагогических идей учителей начальных классов: «Навыки будущего: как формировать, развивать у младших школьников, роль семьи в этом процессе».
Стахановские педагоги в гостях у Омского района - Газета Омский пригород С 20 по 23 марта Омск встречал делегацию педагогов из г. Стаханова. В Институте развития образования Омской области для них был организован круглый стол «Профессиональный диалог»,
Газета Омский пригород
Куда сходить в Омске 29, 30 и 31 марта - Пульс Live Куда сходить в Омске 29, 30 и 31 марта  Пятница - день недели, которого ждут буквально все, от воспитанников детского сада до топ-менеджера крупной корпорации.
Пульс Live
Награда волонтёру - Газета Омский пригород Активист волонтёрского сообщества «Помощь солдатам» был награждён медалью.
Газета Омский пригород