Зачем Сталин убрал памятник Гоголю в Москве

altText
Фото: www.omsktime.ru

В Москве есть уникальное место: в нескольких сотнях метров друг от друга стоят два памятника одному и тому же человеку — Николаю Васильевичу Гоголю. Это получилось после того, как в 1951 году советские власти демонтировали памятник писателю, чтобы заменить его на другой.

Первый памятник Гоголю в Москве установили в 1909 году в конце Пречистенского бульвара (сейчас Гоголевский) в честь столетия со дня рождения писателя. Скульптор Николай Андреев изобразил Гоголя в подавленном состоянии, переживающего глубокий внутренний кризис.

В своих воспоминаниях историк Михаил Погодин, друживший с писателем, описывает последние дни его жизни. Перед тем, как опустить в печь вторую часть «Мертвых душ», Гоголь оделся в плащ. «Пришед, велел открыть трубу, как можно тише, чтоб никого не разбудить, и потом подать из шкафа портфель. Когда портфель был принесен, он вынул оттуда связку тетрадей, перевязанных тесемкой, положил ее в печь и зажег свечой из своих рук. Мальчик, догадавшись, упал перед ним на колени и сказал: барин, что вы это, перестаньте! Не твое дело, отвечал он, молись. Мальчик начал плакать и просить его. Между тем огонь погасал, после того как обгорели углы у тетрадей. Гоголь заметил это, вынул связку из печки, развязал тесемку, и уложив листы так, чтоб легче было приняться огню, зажег опять, и сел на стуле перед огнем, ожидая, пока все сгорит и истлеет. Тогда он, перекрестясь, воротился в прежнюю свою комнату, поцеловал мальчика, лег на диван и заплакал», — пишет Погодин. Интересно, что Андреев надел на своего Гоголя плащ. Видимо, скульптор хотел изобразить в своей работе настроение Гоголя, сжигающего рукописи.

Такая трактовка образа Гоголя вызвала споры в обществе. Для одних памятник был настоящим шедевром: «Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в этом мученике за грехи России!» — писал художник Илья Репин. Другие остались недовольны памятником: «Думаю, что Гоголь ценен нам как активный бичеватель пороков современного ему общества, и именно этой особенности его творчества должно быть посвящено решение памятника. Андреев же в своей бесспорно прекрасной и талантливой работе изобразил Гоголя в мрачнейший момент его болезненного самоанализа», — писала позже скульптор Вера Мухина.

Андреевский Гоголь простоял на своем месте 42 года - столько же, сколько прожил писатель. В 1951 году памятник демонтировали и увезли на территорию Донского монастыря, чтобы на его месте поставить другой. По легенде, скульптура не нравилась Сталину, который регулярно видел ее, когда ехал из Кремля на свою дачу в Кунцево. Говорят, что генсек лично распорядился заменить скорбящего Гоголя на радостного, печальный образ которого не вписывался в концепцию советского государства.

В 1952 году на Гоголевском бульваре появился памятник Гоголю работы Николая Томского. Теперь с постамента взирал на окружающих радостный, улыбающийся писатель. Памятник создавался в спешке, нужно было успеть к столетию со дня смерти писателя, что повлияло на качество...

В Москве есть уникальное место: в  нескольких сотнях метров друг от  друга стоят два памятника одному и  тому  же человеку  — Николаю Васильевичу Гоголю. Это получилось после того, как в  1951 году советские власти демонтировали памятник писателю, чтобы заменить его на  другой.

Первый памятник Гоголю в  Москве установили в  1909 году в конце Пречистенского бульвара (сейчас Гоголевский) в  честь столетия со  дня рождения писателя. Скульптор Николай Андреев изобразил Гоголя в  подавленном состоянии, переживающего глубокий внутренний кризис.

В  своих воспоминаниях историк Михаил Погодин, друживший с писателем, описывает последние дни его жизни. Перед тем, как опустить в  печь вторую часть «Мертвых душ», Гоголь оделся в  плащ. «Пришед, велел открыть трубу, как можно тише, чтоб никого не  разбудить, и  потом подать из шкафа портфель. Когда портфель был принесен, он  вынул оттуда связку тетрадей, перевязанных тесемкой, положил ее  в  печь и  зажег свечой из  своих рук. Мальчик, догадавшись, упал перед ним на  колени и  сказал: барин, что вы  это, перестаньте! Не  твое дело, отвечал  он, молись. Мальчик начал плакать и  просить его. Между тем огонь погасал, после того как обгорели углы у  тетрадей. Гоголь заметил это, вынул связку из  печки, развязал тесемку, и  уложив листы так, чтоб легче было приняться огню, зажег опять, и  сел на  стуле перед огнем, ожидая, пока все сгорит и  истлеет. Тогда  он, перекрестясь, воротился в  прежнюю свою комнату, поцеловал мальчика, лег на  диван и  заплакал»,  — пишет Погодин. Интересно, что Андреев надел на  своего Гоголя плащ. Видимо, скульптор хотел изобразить в своей работе настроение Гоголя, сжигающего рукописи.

Такая трактовка образа Гоголя вызвала споры в  обществе. Для одних памятник был настоящим шедевром: «Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и  просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в  этом мученике за  грехи России!»  — писал художник Илья Репин. Другие остались недовольны памятником: «Думаю, что Гоголь ценен нам как активный бичеватель пороков современного ему общества, и  именно этой особенности его творчества должно быть посвящено решение памятника. Андреев  же в  своей бесспорно прекрасной и  талантливой работе изобразил Гоголя в  мрачнейший момент его болезненного самоанализа»,  — писала позже скульптор Вера Мухина.

Андреевский Гоголь простоял на  своем месте 42  года - столько  же, сколько прожил писатель. В  1951 году памятник демонтировали и увезли на  территорию Донского монастыря, чтобы на  его месте поставить другой. По  легенде, скульптура не  нравилась Сталину, который регулярно видел  ее, когда ехал из  Кремля на  свою дачу в  Кунцево. Говорят, что генсек лично распорядился заменить скорбящего Гоголя на  радостного, печальный образ которого не вписывался в  концепцию советского государства.

В  1952 году на  Гоголевском бульваре появился памятник Гоголю работы Николая Томского. Теперь с  постамента взирал на  окружающих радостный, улыбающийся писатель. Памятник создавался в  спешке, нужно было успеть к  столетию со  дня смерти писателя, что повлияло на  качество работы. Позже Томский признавался, что считает памятник Гоголю своей самой неудачной работой за  последние годы. Памятник остался стоять на  Гоголевском бульваре до наших дней.

В  1959 году уже во  время правления Хрущева памятник работы Андреева установили рядом с  Никитским бульваром, во  дворе дома, где писатель провел последние годы жизни и  умер. После распада СССР всерьез обсуждалась возможность возвращения памятника на  первоначальное место, но  после расстрела Белого дома в  1993 году об  этой идее забыли.

Руслан Грудцинов

 
По теме
Песня жить и дружить помогает... - Газета Ваша звезда Наталья Чердынцева, жительница села Юрьевка, не мыслит себя без песни и творчества Культура – понятие широкое и всеобъемлющее, она связывает национальности и традиции, людей разных поколений и вероисповеданий.
Газета Ваша звезда