«Умение жить». Фадина, Бурков, Ярковой, Смолин об учителях, главных уроках и школьных годах

«Умение жить». Фадина, Бурков, Ярковой, Смолин об учителях, главных уроках и школьных годах
«Умение жить». Фадина, Бурков, Ярковой, Смолин об учителях, главных уроках и школьных годах
«Умение жить». Фадина, Бурков, Ярковой, Смолин об учителях, главных уроках и школьных годах
«Умение жить». Фадина, Бурков, Ярковой, Смолин об учителях, главных уроках и школьных годах
«Умение жить». Фадина, Бурков, Ярковой, Смолин об учителях, главных уроках и школьных годах
«Умение жить». Фадина, Бурков, Ярковой, Смолин об учителях, главных уроках и школьных годах
«Умение жить». Фадина, Бурков, Ярковой, Смолин об учителях, главных уроках и школьных годах
«Умение жить». Фадина, Бурков, Ярковой, Смолин об учителях, главных уроках и школьных годах
«Умение жить». Фадина, Бурков, Ярковой, Смолин об учителях, главных уроках и школьных годах
Фото: newsomsk.ru

Ко Дню учителя «Новый Омск» расспросил известных омичей о том, какой главный урок им преподали учителя, какими были их любимые педагоги и чем запомнились им годы обучения.

Оксана Фадина, мэр Омска:

– Пожалуй, главное, чему меня научили в школе, — умение жить, умение помогать тем, кто в этом нуждается. Иногда бывают достаточно сложные ситуации, когда тебе самому тяжело, но ты видишь, что тем, кто рядом, нужна помощь. Набираешься самообладания и помогаешь, потому что они нуждаются в большей поддержке, чем ты.

Конечно, у меня несколько любимых учителей. Безусловно, это первый учитель. Всегда вспоминаю ее, сейчас ее уже нет в живых. Когда мы пошли в первый класс, она уже была взрослым человеком. Людмила Васильевна Ворожцова. Большое удовольствие получала от уроков биологии. Поэтому учитель Юркина в моей памяти, ее тоже нет в живых... Благодаря ей я помню биологию, зоологию, анатомию человека. Превосходный уровень знаний остался до сих пор.

Александр Бурков, губернатор Омской области:

– Школа - это, безусловно, период становления как личности. В школьные годы формируется характер, отношение к жизни, то, кем ты станешь, какую выберешь профессию. Эти ростки закладывались как раз учителями. В моей жизни большую роль сыграл преподаватель военного дела. Этот человек застал последний год Великой отечественной войны на фронте, где он сражался 18-летнем парнем. В нас он воспитывал решительность и стойкость. Нас растили патриотами, и мы любили свой город, свою школу, свою страну с первых дней школы.

Я рос в рабочем городе горняков и металлургов, все непросто было, но учителя давали нам лучшее – веру в будущее. Это самое ценное для любого педагога – зажечь этот лучик света в каждом ученике, привить любовь к жизни, обучению, профессии. Учитель математики Ольга Сергеевна всегда была очень строга и серьезна. Я все не понимал, почему она поставила мне в аттестате четыре. Поступив в институт, я пришел с гордостью сообщить, что сдал и устную, и письменную математику на пятерк». Она ответила, что нисколько в этом не сомневалась, но для того, чтобы меня «зажечь», мне надо было поставить четверку.

Учитель литературы Вера Викторовна – человек широкой души и сердечной теплоты. И мы по сей день общаемся по телефону. С ней поговоришь – и на душе становится теплее, я ее как запомнил молодой, сердечной, ласковой, такой она сейчас и осталась. В школе мы всем классом тянулись к ней. Роль этих учителей очень велика. 

Владимир Ярковой, председатель Омского областного суда:

– Мои воспоминания о первом учителе, возможно, не столь яркие, ведь я родился и вырос в семье учителей – эта атмосфера была знакома мне с детства. Родился я в деревне Ермоловка Молотовского района Омской области, там же учился, в деревенской школе. Моей первой учительницей была Ефросинья Марковна Горбенко. 

Ефросинья Марковна и ее супруг, который также работал в школе, были примерно одного возраста с моими родителями. Что отличало это поколение, пережившее войну? Все они были выходцами из простых крестьянских семей, не имели высшего образования, но действительно стремились к знаниям, учились сами и учили нас с полной самоотдачей. Мы, ученики того времени, смотрели на них с благоговением. Вообще в деревнях к учителям относились с высокой степенью уважения, и каждый из них ценил это. Естественно, в таких условиях проблем с дисциплиной просто не возникало. 

В нашей деревне в годы войны был организован детский дом для ребят, эвакуированных из Ленинграда, они учились в нашей школе. Вместе с ними прибыли и некоторые педагоги – представители старой интеллигенции. Не знаю, насколько это правда, но поговаривали, что одна из учительниц была княгиней. Такая атмосфера царила тогда в нашей деревенской школе. 

Своего первого учителя я вспоминаю с высокой степенью восхищения. Учителя были для нас всем – все знали, во всем могли разобраться. Такое же отношение было у меня и к родителям. Благодаря этим людям я получил тягу к знаниям, литературе, чтению. 

В школе мне удалось получить хорошие первоначальные, базовые знания, позволившие закончить техникум, поступить в университет. Фундамент был безусловно заложен моими родителями и первой учительницей – великая им благодарность! О коллективе школы у меня остались самые светлые воспоминания.

Денис Денежкин, заммэра Омска, директор департамента имущественных отношений:

– На всю жизнь мне запомнились приветственные слова декана экономического факультета ОмГУ Поповича Алексея Мироновича. Он сказал: «Ребят, мы сделаем из вас универсальных солдат, которые на любом участке будут показывать максимальную эффективность». Я сделал этот своеобразный лозунг своим девизом и живу по нему. Нужно уметь в кратчайшие сроки перестраиваться. Быть мобильным, подвижным и оперативным.

Владимир Корбут, председатель Омского городского совета:

– Вспоминаю школьного учителя математики, Валентину Васильевну, благодаря которой я полюбил предмет. Наверное, это главное, что может сделать школьный учитель. Не заставить учить, а заставить любить предмет. Она так относилась к предмету, что вдохновила нас, учеников. Мальчишкам, которые не особо дружили с математикой, она дала понять, что это — основа. Вместе с тем, научила меня дружить, общаться с учителями, со сверстниками.

Учителя были и в армии. Я один из последних офицеров, которые учились у ветеранов Великой Отечественной войны и горжусь этим. Они прививали мужество, стойкость, умение не предавать себя. Да, не предавать себя — главный урок, который я получил. 

Владимир Геворгян, председатель Совета СРО «Омские перевозчики»:

– У меня было два любимых предмета в школе: история и география. Учебники по истории я прочитывал от корки до корки, еще в первые дни учебного года, поэтому на занятиях по этим предметам мне было интересно узнать что-то новое, и я был одним из немногих, кто задавал учителю множество дополнительных вопросов, а Николай Петрович (учитель истории в 5-7 классах) терпеливо на все мои вопросы отвечал.

Мне запомнилась и учительница географии Мария Степановна, у которой мы проучились всего два года (после чего она ушла на пенсию), ее манера преподавания была очень необычна. Вызывая ученика к доске, она ставила его спиной к карте, задавала вопрос по пройденной теме. Например, нужно было найти реку, или столицу государства, или пустыню - и ученик должен был повернуться к карте и быстро указать указкой в нужное место. Чем быстрее это делал ученик, тем выше была оценка. Это была своеобразная игра, которая подразумевала очень хорошее самостоятельное изучение материала. У меня по этому предмету были одни пятерки. Умение быстро ориентироваться по карте мне очень пригодилось уже в высшем военном училище: и в ходе обучения, и на тактических занятиях. 

Кроме истории и географии, мне еще нравилась литература, но мои интересы, еще с третьего класса, выходили далеко за рамки школьной программы. Так, все произведения Александра Дюма, которые были в нашей школьной библиотеке, я прочитал еще в пятом классе. Огромное количество книг, прочитанных в школьные годы, позволило мне сформировать хороший словарный запас, что до сих пор помогает мне в жизни.

Татьяна Дернова, министр образования Омской области:

– Самое интересное и счастливое, что было у меня в школе, — превосходные классные руководители. Второй классный руководитель, Чумакова Елена Яковлевна, появилась, когда началась физика. Это классный руководитель мечты. Мы до сих пор называем ее «ум, честь и совесть 19-й гимназии».

Я закончила школу в 1984 году, но мы до сих пор встречаемся классом, почти каждый год. Приглашаем всегда любимую Елену Яковлевну. Настоящая детская дружба, которую мы пронесли через годы, — это ее заслуга. Была масса интересных праздников, всегда что-то сочиняли, не сходили со сцены, выезжали в походы, вместе с родителями ремонтировали класс. Мы были счастливы, мы были действительно замечательным коллективом — за это я очень благодарна родной школе.

И это повлияло на выбор профессии. После общения с любимым учителем французского языка Алиной Дмитриевной Мурашовой я не видела для себя ничего другого. Хотя наши отношения начинались непросто. Меня записали в группу французского языка, а мне хотелось учить английский. Я не посещала уроки, протестовала. Меня все-таки убедили сходить — и это была любовь с первого взгляда. Особенная личность — настоящая француженка. И я поняла, что хочу быть такой же, как она: так же стоять перед детьми, так же красиво говорить. Мы смотрели на нее, что называется, открыв рот. И очень хорошо знали язык: группа была небольшой, но на французский поступил не один человек из нашего класса.

Кстати, мне повезло не только учиться у этих учителей, но и сотрудничать с ними: я 15 лет работала в родной школе. Через два с половиной года меня назначили заместителем директора, контролировала и курировала работу педагогов, в том числе тех, которые не так давно преподавали мне. Их такт и мудрость позволили мне — молодому, начинающему заместителю — чувствовать себя нормально. Они мне во всем помогали. Управленческий опыт мне передала директор гимназии — Людмила Ивановна Чупринина. Она очень многому меня научила. Есть вещи, я использую в работе до сих пор.

Олег Смолин, депутат Госдумы от Омской области (КПРФ):

… Моя любимая учительница литературы Валерия Александровна Соколова как-то два урока подряд читала нам чеховскую «Чайку». С тех пор не один десяток «Чаек» видел в московских театрах, но ни разу не испытал такого впечатления, как тогда, когда слушал учителя. Спрашиваю мою соклассницу, учителя литературы: «Как бы сейчас оценили такие уроки?» «Как провальные». А это лучшие уроки, которые человек получает в жизни.

Мой любимый преподаватель Иван Никифорович Новиков, которому в этом году исполнилось бы 100 лет, любил нам повторять на историческом факультете: «Ребята, помните: историю преподавать нужно так, чтобы через 15 лет не было стыдно». И эта формула оказалась совершенно актуальной не только в 70-х годах прошлого века, но и в XXI веке.

Мой любимый преподаватель Виктор Николаевич Куликов по кличке «профессор» не просто читал нам лекции: он читал нам стихи — от Константина Симонова до Гийома Аполлинера. Потому что учитель не тот, кто учит, учитель — тот, у кого учатся.

Комментарий Олега Смолина записан на церемонии награждения учителей 4 октября 2018 года.

Александра Сухорукова автор Аскер Абишов автор Мария Фомина автор
 
По теме
27 марта в Москаленском районе Омской области прошел День ОмГПУ. Участниками профориентационного мероприятия стали порядка 50 старшеклассников из районных школ.
Стахановские педагоги в гостях у Омского района - Газета Омский пригород С 20 по 23 марта Омск встречал делегацию педагогов из г. Стаханова. В Институте развития образования Омской области для них был организован круглый стол «Профессиональный диалог»,
Газета Омский пригород
Куда сходить в Омске 29, 30 и 31 марта - Пульс Live Куда сходить в Омске 29, 30 и 31 марта  Пятница - день недели, которого ждут буквально все, от воспитанников детского сада до топ-менеджера крупной корпорации.
Пульс Live
Награда волонтёру - Газета Омский пригород Активист волонтёрского сообщества «Помощь солдатам» был награждён медалью.
Газета Омский пригород