«В детстве меня увлекал театр кукол». Кукольник о своей профессии

Актёр омского театра кукол «Арлекин» Александр Кузнецов кукольник в третьем поколении, но говорит, что в профессии оказался почти случайно О том, как работает кукольник, будущем театре и почему иногда куклы «не слушаются», omsk.aif.ru поговорил с Александром Кузнецовым .  

Своё детство Александр Кузнецов провёл в театре кукол. Фото: АиФ / Александра Горбунова Мальчик и театр

Ксения Белодедова, корреспондент  omsk.aif.ru:  С чего у вас началось увлечение куклами?

«Бременские музыканты» на сцене «Арлекина». Новый взгляд на сказку Александр Кузнецов:  Всё начинается с детства. У нас в семье трое детей, и все мы были вынуждены находиться в театре кукол. Когда я был маленький, театр кукол меня увлекал, как и любого ребёнка. Правда, потом лет в 12 у меня появились другие интересы. В 18 лет я окончил школу, и возник вопрос, что делать дальше. В школе мне говорили, что я ничего не умею, и я в ужасе думал, куда же я пойду. Я спросил у родителей, как поступать в театральный институт. Мама мне сказала, что это очень просто, - стоит только выучить пару басен. В результате я выучил басню, стихотворение и кусочек прозы, и поехал поступать в Ярославль. Сначала театр меня не интересовал вообще, и поступление в вуз было возможностью уехать из Омска. Интерес пришёл позже, во время учёбы в институте.

-Помните свой первый спектакль?

-Честно говоря, не очень. Первый раз я играл волка, и мои первые впечатления были неоднозначными. В институте мы всё долго оттачивали, то в театре был ввод в течение двух недель, а затем состоялся спектакль. Сначала было ощущение какой-то сумбурности. Но для зрителя всё происходило как обычно. Только со временем я понял, что так оно всё, в общем, и происходит. Просто надо быть готовым ко всему. Думаю, что в этом и заключается мастерство артиста.

-Считается, что мальчики не играют в куклы. А во что вы играли в детстве?

-Я во всё играл: в самолётики, танчики и в куклы тоже. Мне очень нравились игры. Кстати, они были близки к театру. Мы с сестрой любили сказки, и играли существами, которые она сама делала. Мы до того вживались в роли, что посыпали бумажным снегом диванные горы, создавая препятствия маленькому существу. Это было интересно.         

-Как друзья отнеслись к вашей профессии? 

-Да никак, если честно. Когда я уезжал поступать, не помню, чтобы мне кто-то что-нибудь говорил по этому поводу. А сейчас им нравится моя работа. Даже говорят, когда меня видят, что, мол, вот пришёл наш артист (смеётся).    

С марионетками работать сложно. Фото: АиФ / Александра Горбунова Трудности и марионетка

Дверь в Новый год и волшебный пылесос. В «Арлекине» поставили новую сказку -Для вас кукла это друг или больше рабочий инструмент?

- Наверное, второе. Не могу сказать, что кукла – это друг. Это инструмент, с которым надо долго работать. Бывает, что как только какую-нибудь куклу оставляешь на какое-то время, то возникает ощущение, что рука её никогда и не брала. Это невыносимо. С марионетками работать очень сложно. Правда, у меня было в жизни два спектакля, когда я смотрел на марионетку и не понимал, кто её водит. Казалось, она сама это делает.

-В чём сложность работы кукольника?

-В перегибе спины. Это шутка. Вообще не знаю, у меня не было особых сложностей.  

Омский театр «Арлекин» взял Гран-при на фестивале в Китае -Раньше кукольный театр показывали на площадях, теперь в закрытом помещении. Как думаете, как изменится кукольный театр в будущем?

-Сейчас есть тенденция к объединению театров, например, кукольного и драматического. Наверное, не хватает средств выражения. В драматическом театре используют кукол, в кукольном – драму. В Ярославле в одном здании находится ТЮЗ и театр кукол, и они решили объединять два театра. Конечно, это больше не творческий, а экономический проект.

-Отличается ли российский театр кукол от зарубежных?

-Восточные театры, например, в Китае, очень традиционные, где всё построено на мастерстве артистов, которое оттачивается годами. Например, один человек может 10 лет крутить какую-нибудь одну ручку у куколки, работая помощником мастера. В Китае театр кукол даже не театр, а особые ритуалы. Европейский театр более экспрессивный. Например, к нам приезжали поляки, так им даже кукла особо не нужна, - они ей так сильно размахивали по сцене, что было даже немного страшно. Наш театр более демократичный.

Александру Кузнецову сложнее всего работать именно с этой куклой - Меркуцио. Фото: АиФ / Александра Горбунова О курьёзах

-Какие с вами случались забавные случаи во время спектаклей?

-Их было много. Как-то на спектакле у моей куклы оторвалась ручка. Я озвучивал в этом спектакле принца и слугу, и внезапно у одной из кукол отваливается рука. Отпустить трость я сразу не мог, и получилось так, что оторванная рука летала рядом в воздухе. Ещё было смешно, когда я в этом же спектакле выходил на сцену и должен был танцевать в костюме фараона. Встаю с колен, разворачиваюсь к зрителям и понимаю, что юбка, которая была на мне, лежит на полу. Я чуть со смеха не умер. Конечно, поднял юбку, медленно надел.

-Кто ваш главный критик?

«Кризис мешает зрителям». Директор «Арлекина» о современном театре кукол -Самый главный критик, которого я боюсь, - это моя мама. У неё очень серьёзное отношение к театру. Она говорит мне свои замечания, когда бывает на спектаклях. Бывает, что даже меня хвалит, но редко.           

-В чём успех артиста кукольного театра?

- Сложно сказать. Даже если детям было весело и интересно, не факт, что всё было хорошо. Нас почти никто не видит и не знает. Только на фестивалях коллеги могут сказать, что спектакль был классный. Бывает, что нам дарят цветы, но, как правило, на взрослых спектаклях. Что касается последних, то там присутствует живой план, поэтому это уже не классический театр кукол, а смесь с драматическим. 

 
По теме
  За многолетний добросовестный труд, достижение высоких показателей и профессиональное мастерство почетными грамотами отмечены специалисты и работники детской школы искусств, музея, клубной, библиотечной системы.
Безопасного табака не существует! - МинЗдрав Вредные привычки являются одной из самых больших проблем современного общества, которые вызывают зависимость и приводят к тяжёлым заболеваниям.
МинЗдрав
Песня жить и дружить помогает... - Газета Ваша звезда Наталья Чердынцева, жительница села Юрьевка, не мыслит себя без песни и творчества Культура – понятие широкое и всеобъемлющее, она связывает национальности и традиции, людей разных поколений и вероисповеданий.
Газета Ваша звезда