Воспитание как духовная основа развитого человека

Состояние окрыления и прилив сил, эмоциональный подъём и вдохновение – вот что ощущаю, находясь на Пятнадцатых Этических чтениях. «Находясь», это сказано нейтрально и мало уместно, а будет скорее, вернее и крепче сказано – общаясь и улыбаясь интересным людям, каждого внимательно слушая и желая обнять, как родного и заботящегося человека, радеющего за нравственное благополучие города и страны, за духовный мир ребёнка и взрослого.

Читаю сборник докладов, изданный по итогам ещё Десятых Этических чтений. Это толстый научно-публицистический труд-альманах, по весу и качеству похожий на известный красноярский журнал «День и Ночь» или на московский – «Наш современник», но издатели не писатели и не поэты, а опытные учителя, имеющие огромный стаж работы. Сборник подарил мне Роман Борисович Шульга – рослый мужчина лет тридцати пяти, интеллигентный, обходительный, общительный, в стильном строгом костюме и светлой рубашке. Роман Борисович – заместитель декана социально-гуманитарного факультета, педагог, интересующийся музыкой и кинематографом. Он может запросто посоветовать интересный фильм – российский или голливудский, расскажет о добротном авторском кино, оставляющем буквально неизгладимые ощущения. Так, вдохновлённый Пятнадцатыми Этическими чтениями, обсуждает с дорогими гостями новую постановку «Тихого Дона» режиссёра Сергея Урсуляка или простенькую авторскую картину «Мать» молодого сценариста Сергея Токарева, проживающего в Омской области.

Этические чтения – уникальное культурно-образовательное мероприятие, позволяющее обнаружить юные дарования и поделиться опытом. На площадке работают  дети и взрослые. Чтение докладов и показ презентации позволяет жюри отметить достойную работу. Оценивается практически всё: голос и актуальность темы, искреннее исполнение и краткость, рассудительность и умение преподнести себя, качество виртуальной презентации, а также уверенность и чёткость при ответе. Духовно-нравственное воспитание – вот основа развитого человека. На Этических чтениях можно увидеть и познакомиться с необычными людьми. Этакий клуб по интересам, где собираются начитанные и просвещённые учителя и целеустремлённые дети, как форум, на котором молодёжь взаимодействует с взрослыми, желающими ей лишь развития и процветания. Именно там плодотворней всего обратиться к тем, кто полезен развивающемуся кругу и обществу, расширяет культурный горизонт и способствует продвижению талантливых кадров. Там имею возможность поговорить с Романом Шульгой за столом, как добрые приятели, знакомые давным-давно.

Во-первых, говоря проще и понятней, Роман Шульга – здоровенный мужик, которого трудно не заметить. Во-вторых, его заботят проблемы воспитания молодёжи и создания информационного пространства для накопления положительного опыта. В-третьих, учитель Шульга ярко выступает рядом с такими известными в омской культуре и образовании людьми как доктор наук, декан факультета Павел Зайцев, заведующий сектором работы с дошкольными образовательными организациями отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии Светлана  Баранцева, с протоиереями: Димитрием Олиховым и Александром Алексеевым, с координатором молодежного волонтерского движения Сюзанной Егиян и другими. Он собственно и рассказывает историю Этических чтений со дня основания.

Первые этические чтения прошли 28 апреля 2002 года, в них участвовало 42 человека. Спустя 10 лет нас пришло в 10 раз больше соответственно!

Что способствовало возникновению чтений? По-моему, это интересно знать. Всегда трудно организовать мероприятие подобного массового плана, поскольку пёстрая аудитория интересуется практически всем, но только не проблемами духовно-нравственного воспитания.

Возникновение первых этических чтений было вызвано несколькими причинами. Совпали желания и готовность их запустить двумя людьми: ведущим  методистом департамента образования Администрации города Омска – С.П. Баранцевой и Д.П. Синельниковым, деканом факультета теологии и мировых культур Омского государственного университета. В то время в школах на региональном компоненте преподавался предмет «Основы этики», одним из авторов программы, кстати, являлась снова-таки Светлана Петровна. Средняя общеобразовательная школа № 101 имела статус «Школа этической культуры» и апробировала на своей базе этические чтения. Была потребность поддерживать практику изучения этики. Первыми участниками городских этических чтений были учителя этики: Г.М. Суханова, Л.В. Чикирева, Л.В. Лапардина, Е.М. Иванова, С.Н. Бабичева и другие. Дальше… в начале двухтысячных действовал совместный российско-германский проект по развитию этического образования в России. В рамках этого проекта факультет проводил международную конференцию в 2000 году. Омск посещали немецкие профессора, занимавшиеся проблемами этического образования, читали лекции. На русский язык был переведён и издан учебник Макса Клопфера «Этика». В рамках первых этических чтений Клопфер проводил мастер-класс «Особенности преподавания этики».

Устанавливаю, что первые и вторые этические чтения во многом оказались результатом энтузиазма Светланы Петровны Баранцевой и сотрудников факультета теологии и мировых культур ОмГУ. Ситуация изменилась перед третьими чтениями, прошедшими 26 апреля 2004 года, когда вышел приказ управления образования № 263 от 22 апреля 2004 года, по которому этические чтения впервые получили официальный статус в системе городского образования.

– Постепенно этика стала исчезать из учебных планов, завершились российско-немецкие проекты, но этические чтения продолжали развиваться, прежде всего, это видно по количеству участников, – продолжает Роман Шульга. – Стали меняться цели этических чтений. Факультет стал рассматривать их как возможность заниматься профориентацией и продвижением бренда «теология и культурология» среди абитуриентов.  

Судя по изменениям, происходящим в стране, позволяющим больше говорить о необходимости возвращения воспитания в систему приоритетов государственной политики в образовании, этические чтения становятся популярными как массовое мероприятие, привлекающее молодые и зрелые умы. В общественном сознании возрастает потребность воспитания следующих поколений. Выстраивается сотрудничество государственной системы образования и традиционных религий. В 2003 году Министерством образования  Омской области был заключён договор о сотрудничестве с Омским епархиальным управлением Московской Патриархии Русской Православной Церкви. В рамках третьих этических чтений впервые работают секции «Православная культура Омского Прииртышья», «Вопросы изучения православной культуры» и количество докладов данной тематики увеличивается год от года. А консультации для педагогов ежегодно проходят в храме св. мц. Татианы. Настоятель храма протоиерей Александр Алексеев является непременным участником всех чтений.

С этого времени этические чтения стали площадкой, на которой появилась возможность диалога религиозных и светских ценностей. Чтения выполняют функцию просвещения в вопросах знаний о традиционных религиозных ценностях, о религиозной культуре.

Какая задача стоит перед участниками чтений?

Для участников этических чтений важным является не просто «умствование» на философско-этические темы, но и действие или попытка решить этическую проблему не словом, а действием. Это создание социального проекта. Радостно когда школьник ставит вопрос: «А что я могу сделать, чтобы решить проблему?» Это значит, дети понимают, что слова не должны быть в отрыве от дел. Этические чтения создают условия для распространения и продвижения этических знаний духовно-нравственного воспитания молодёжи, распространения традиционных религиозных ценностей. Есть условия для самореализации обучающихся.

Этические чтения – не пиар-акция, а общественный, гражданский форум, существующий усилиями энтузиастов-педагогов, который нашёл поддержку на факультете и в департаменте образования Администрации города Омска. Этические чтения – пример явления подлинно гражданского общества.

– У нас нет больших финансов, нет определяющего влияния государства, а есть инициатива энтузиастов и профессионалов, работает поддержка и участие различных институтов гражданского общества: Церковь, университет, учительский корпус, – объясняет Роман. – Для статистики, в 2011 году с 22 апреля по 20 мая в юбилейных Десятых этических чтениях принимает участие более 350 обучающихся и 110 педагогов, которые выступают на 56 площадках ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, МОУ «Гимназия № 140», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 108», МОУ «Лицей № 137», МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский».

В планах команды этого грандиозного мероприятия – дальнейшее развитие этических чтений. Представление в Интернет и на телевидении, проведение выездных семинаров для школьников и педагогов, а также летних школ и лагерей.

Наблюдая за работой группы, продвигающей этические чтения в интеллектуальный народ, можно лишь отозваться добрыми и знаменитыми словами:

«Большому кораблю – большое плавание!»

Побольше бы в Омске и в стране подобных массовых мероприятий, несущих людям культуру, образование и просвещение!

 

Виктор Власов

 


 
По теме
2024.03.28 епархиальное собрание (13) - Епархия 28 марта 2024 года в новом здании Епархиального управления состоялось Епархиальное собрание Омской и Калачинской епархий Омской митрополии.
Епархия
чтение_1р - Епархия 25 марта 2024 года участники православного подросткового отряда «Стрела» и инструкторского отряда «Фавор» собрались в храме для великопостного прочтения Евангелия.
Епархия
Безопасного табака не существует! - МинЗдрав Вредные привычки являются одной из самых больших проблем современного общества, которые вызывают зависимость и приводят к тяжёлым заболеваниям.
МинЗдрав
Песня жить и дружить помогает... - Газета Ваша звезда Наталья Чердынцева, жительница села Юрьевка, не мыслит себя без песни и творчества Культура – понятие широкое и всеобъемлющее, она связывает национальности и традиции, людей разных поколений и вероисповеданий.
Газета Ваша звезда